Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 14 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Цветы в искусстве PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Цветы в искусстве
Букет
Акация
Анютины глазки
Астра
Барвинок
Василёк
Гвоздика
Георгин
Гиацинт
Дельфиниум
Ирис
Камелия
Клевер
Крокус
Лилия
Лотос
Магнолия
Мак
Маргаритка
Нарцисс
Орхидея
Пион
Роза
Сирень
Тюльпан
Фиалка
Хризантема
Цикламен
Все страницы

ЦВЕТЫ

 

ЦВЕТЫ (греч. anthos — "цвет, цветок, краса, украшение, цветение, упоение").

В разных культурах цветы символизируют молодость, расцвет, начало жизни. Лучеобразно расположенные лепестки вызывают ассоциации с Солнцем, отсюда символика лотоса, хризантемы.

"Чаша" цветка в эзотерической философии означает женское начало природы и совпадает с общей символикой чаши жизни. Из этого следует эротический подтекст в изображении многих цветов, например "царицы цветов" — розы, что нашло, в частности, отражение в средневековом эпосе и изобразительном искусстве.

Цветы почитали в Древнем Китае, первый ботанический сад в этой стране был создан в 111 г. до н. э. Причем китайские сады воспроизводили "естественную природу". На стенах, окружающих китайский сад, красной краской писали философские изречения. Особое значение придавали скоротечности цветения. Китайская пословица гласит: "Цветок растят круглый год, а любуются им десять дней". Китайцы считают, что каждой женщине на земле соответствует определенный цветок или цветущее дерево в ином мире. Даосскую богиню цветов изображают в сопровождении слуг, несущих корзины с цветами. Одного из "восьми бессмертных", духа Лан Тсай Хо, изображают с корзиной цветов в руках. Двенадцатого числа второго лунного месяца в Китае проводят праздник цветов. На ветвях цветущих кустарников развешивают разноцветные шёлковые банты, замужние женщины украшают цветами прически, для украшения домов используют бумажные цветы. Китай называют "Страной цветов", слово "хуа" означает цвет, цветок и живопись.

Мотивы цветочного декора используют в росписи фарфора, вышивке по шёлку, изделиях из лака. Цветы вырезают из самого любимого китайцами камня — зеленого нефрита. На ширмах, веерах, свитках цветы изображают вместе с птицами. Жанр "цветы и птицы" называется хуа няо. В этом сочетании есть скрытый поэтический смысл. Птицы "с длинными хвостами": фантастический феникс, а также павлин, петух, фазан изображаются вместе с пионом; утка — с лотосом; ласточка — с ивой; аист и сосна также изображаются рядом, поскольку символизируют долголетие. Бамбук, сосна и чернослив считаются "тремя друзьями", потому что зимой остаются зелеными. Цветы являются символами двенадцати месяцев, и в этом случае их изображают в следующем порядке: чернослив, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гардения, мак. "Четыре времени года" представлены следующим образом: три цветка пиона символизируют весну, лотос — лето, хризантема — осень, чернослив — зиму.

В Японии формы цветов использовали при составлении гербов, с древности культивировали искусство составления цветочных композиций икэбана.

ИКЭБАНА (японск. — "жизнь цветов") — в традиционном искусстве Японии композиция из растений, цветов, веток, камней. Строится таким образом, что воплощает триединство неба, земли и человека. Икэбана устанавливается в нише — токонома — жилого дома и свидетельствует о настроении, мироощущении хозяина. Икэбана может создаваться в связи с каким-либо событием, сменой времени года. Имеет в современной Японии различные течения и школы.

Цветы также делали из бумаги.

В Библии цветы указывают на богоугодность, благое дело, отсюда символика процветшего жезла Аарона и процветшего посоха Иосифа. Белая лилия является цветком Благовещения Марии.

Этимология греческого слова "антос" (цветок) раскрывает широту его значений.

Сильно пахнущие цветы издавна связывались с представлениями о смерти, переходе в иной мир, отсюда обычай украшения цветами могил.

В символике алхимиков белый цветок означает серебро, красный — золото, синий цветок мудрых, растущий из космического яйца.

В даосизме "золотой цветок" символизирует духовный свет, возрождение, райское состояние бессмертия.

Раскрытие цветка — это духовное рождение человека.

Цветы знаки любви. Трогательная византийская легенда о верной любви связана с цветком базиликом, эту легенду пересказал Дж. Боккаччьо в "Декамероне". Цветы посылают друг другу влюбленные в день Св. Валентина .

Цветы — любимая тема голландских живописцев XVII—XVIII вв. и мастеров техники маркетри.

"Цветы и плоды" любили писать фламандские мастера натюрморта.

В XIX в. появилась мода украшать костюм маленькими букетиками цветов, каждый из которых имел символическое значение.

Символом изысканности, утонченности во все времена считали орхидеи.

В период Бидермайера (первая треть XIX в.) в моду вошла герань, этими цветами украшали подоконники, этажерки, жардиньерки. На салфетках, занавесках, антимакассарах и скатертях вышивали васильки, анютины глазки, фиалки. В культуре Бидермайера сложилась сентиментальная игра в "цветочную почту". Белая акация символизировала прочность и непорочность дружбы, георгин — "страстное сердце", роза с шипами — терзания любви, синий ирис — ушедшую любовь, лаванда — "тихую радость и совершенную любовь", лепесток красной розы — согласие любви, мимоза — робость, "недотрогу", пион — гордыню, сирень — "красоту души", фиалка — чистоту намерений.


 

 

 


 

БУКЕТ

 

БУКЕТ (из нем. Bukett, франц. bouquet от ст.-франц. boschet) — пучок цветов, растений. Как и более древние формы венков, гирлянд, россыпей цветов, является результатом эстетической, а не художественной деятельности человека.

Цветы украшают природу, а букеты из цветов украшают жизнь.

С XV в. входит в обычай украшать комнаты букетами цветов, это отразилось в картинах нидерландских и немецких живописцев эпохи Северного Возрождения.

Букеты стали принадлежностью натюрморта, а затем породили особый жанр цветочного натюрморта, непревзойденными мастерами которого были Я. Брейгель Старший "Бархатный", его ученик Д. Сегерс, Я. Д. де Хеем, Ю. фан Хейсум.

Живописцы фламандской школы вдохновляли голландских мастеров маркетри (деревянного набора) на декоративные композиции, изображающие букеты. Самым известным мастером этого вида искусства был Я. фан Мекерен, повлиявший на А. Ш. Булля.

Мотивы цветочных букетов — характерная часть декора мебели стилей Рококо и Неоклассицизма.

Маленькие букетики живых цветов становились украшением костюма.

В 1819—1829 гг. русский мастер П. И. Иванов создал знаменитый "натуральный букет" из неглазурованного фарфора бисквита.

В традиционной культуре Японии важное место занимает искусство составления букета икэбана.

В интерьерах немецко-австрийского Бидермайера начала XIX в. букеты цветов на подоконниках, консолях, в кашпо, на горках и жардиньерках стали символом домашнего уюта, покоя и гармонии семейной жизни.

В период Второго Ампира парижская ювелирная фирма Картье ввела в моду "алмазные букеты", которые не теряли популярности вплоть до эпохи Ар Деко.

"Букетом" во Франции иногда называли жирандоль — светильник, в котором рожки свечей располагаются по кругу.

В садово-парковом искусстве — близко посаженные кусты и деревья.

В период эклектики и бесстилья второй половины XIX в. австрийский живописец Х. Макарт ввел моду на букеты искусственных цветов в интерьере. Выражение "букеты Макарта" стало нарицательным, синонимом безвкусицы и мещанской пошлости.

 

"АЛЕКСАНДРОВСКИЙ БУКЕТ" — украшение женского костюма, вошедшее в моду в начале XIX в.; его можно видеть на портретах в русской живописи того времени. Представляет собой букет, собранный из цветов, по начальным буквам своих названий составляющих имя русского императора Александра I. Эта сентиментальная затея отражала романтику периода александровского классицизма, но родилась она не в России. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях С. П. Жихарев:

"В Германии встречают нашего государя как защитника и избавителя и восторг всех классов народа при встрече с государем превосходит всякое описание. Он обворожил всех, от мала до велика, простым и милостивым своим обращением: мужчины бегают за ним толпами, а женщины придумывают разные способы для доказательства своего к нему уважения. Так, в память пребывания его в Берлине, дамы ввели в моду носить букеты под названием александровских, которые собраны из цветов, составляющих по начальным буквам своих названий имя Alexander. Без этих букетов ни одна порядочная женщина не смеет показаться в общество, ни в театр, ни на гулянье. Вот из каких цветов составляются букеты, которые разнятся только величиною и ценностью; большие носят на груди, а маленькие в волосах: Anemone (анемон), Lilie (лилия), Eicheln (желуди), Xeranthenum (амарант), Accazie (акация), Nelke (гвоздика), Dreifaltigkeits (веселые глазки), Epheu (плющ) и Rose (роза). Мило и остроумно!"

 

БУТОНЬЕРКА (франц. boutonniére от bouton — "бутон, почка, кнопка, пуговица, застежка") — украшение костюма. В конце XVIII — начале XIX в. стало модным украшать одежду маленькими букетиками живых цветов. В период Ампира и Бидермайера цветок в петлице — признак шика. Поэтому во Франции, а затем и в других странах стали изготавливать маленькие сосуды из стекла или фарфора в виде пробирки, которые крепили к платью, а в них вставляли миниатюрные букеты. Это придавало "романтический вид". Пик моды на бутоньерки пришелся на период Неорококо.

 

ПОРТБУКЕ (франц. porte-bouquet) — в начале XIX в. и в период Бидермайера миниатюрное изделие из серебра или платины в виде воронки с запаянным нижним концом для маленького букета цветов. Как и бутоньерку, портбуке прикрепляли к костюму.


 

 


 

АКАЦИЯ

 

АКАЦИЯ (лат. acacia от греч. a-kakos — "невинный") — род деревянистых растений из семейства мимозовых. Имеет желтые или белые цветки, собранные в соцветия. Произрастает в тропических странах.

Акация эмблема Австралии.

Цветы акации известны под названием мимоза.

У древних евреев это растение называлось "ситтим", из его древесины были сделаны Скиния и Ковчег Завета. Еще одно название — колючий тамариск.

ТАМАРИСК (лат. tamarix; tamariscus; греч. thamnos — "кустарник") — вечнозеленое растение рода кустарников семейства тамарисковых с узкими колючими листьями. Колючий тамариск — то же, что акация, или мимоза. По одной из версий, именно из тамариска был сделан терновый венец Христа.

Нежные цветы мимозы, ее быстрый рост и красота стали причиной того, что с древности это растение было выбрано в качестве эмблемы рождения и плодовитости.

Египтяне верили, что дерево акации выросло вокруг растерзанного тела Осириса, обманутого коварным братом Сетом. Поэтому оно почиталось как символ весны, ежегодного воскрешения Солнечного бога. В Древнем Египте акация символизировала Солнце и была эмблемой богини-матери Нейт.

Чувствительность цветов акации при прикосновении ассоциировалась с невинностью, отсюда и греческое название этого растения.

Столяров Вадим. Японская акация.Символ бессмертия вечнозеленого дерева акации, некогда украшавшего могилу Осириса, возродился в христианском обычае рождественской елки. Поэтому, по одной из версий, терновый венец Христа был сделан из акации — чтобы посмеяться над верованиями евреев о бессмертии души.

Разновидность акации — "австралийское черное дерево" (англ. Australian melanoxylon) — ценный материал в искусстве мебели. Другая разновидность — "шелковая акация", или альбицция (итал. albizzia — "белесая"), — дерево с серебристым отливом, используется в инкрустации. В Сенегале африканцы из акации получают гуммиарабик.

В эзотерических мистериях — символ невинности, инициации. В отдельных случаях сопровождает похороны, траур. В античном Средиземноморье, напротив, означает жизнь и платоническую любовь.

В христианской культуре — знак нравственного, чистого образа жизни. Сочетание белых и красных цветов акации (жизнь и смерть, вечность и кровь) считалось мистическим. Легендарный строитель храма Соломона в Иерусалиме, "Великий Мастер Ложи Иерусалима", зодчий Хирам Абифф был убит своими учениками, которые позавидовали его славе. По преданию, могильный холм "первого архитектора" был помечен веткой акации. Поэтому в символике масонов, "вольных каменщиков", ветка белой акации означает вечную жизнь масонской идеи, переходящей от одного поколения Мастеров к другому.

В начале XIX в. в Европе и России цветки акации вошли в моду в составе "александровского букета".


 

 


 

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

 

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ (лат. Viola tricolor — "трехцветная фиалка", франц. pensée, англ. pansy — "мысль") — цветы, с древности пользовавшиеся особой любовью в Персии.

Происхождение их французского названия иногда объясняют персидским корнем слова. По другой версии, семенная коробочка этого цветка напоминает череп — вместилище мысли.

Возникновение названия "анютины глазки" неясно, поскольку лишь позднейшие, искусственно выведенные сорта походят на человеческий глаз.

В Германии эти цветы называют "мачехой" (Stiefmütterchen); их пестрый и пышный нижний лепесток — мачеха; два верхних ярко окрашенных — дочери; и еще два самых верхних, бледных — падчерицы. Часто весь цветок сравнивают с лицом злой мачехи либо с любопытным глазом. Последнее согласуется с античной легендой, по которой Зевс наказал любопытных, подглядывавших за купающейся в гроте Афродитой, превратив их в эти цветы.

Еще одно название, "цветок Юпитера" (лат. Flos Jovis), объясняется тем, что верховный греческий бог Зевс (в римской версии мифа — Юпитер) превратил свою возлюбленную Ио в белую корову, чтобы спасти от ревности супруги, мстительной Геры (Юноны). Богиня земли Гея (Церера) вырастила для Ио, по просьбе Зевса, цветы, лакомый корм, чтобы скрасить ее тоску. В этой трактовке окраска цветка символизирует "бледную печаль и краснеющую стыдливость".

В Средневековье анютины глазки символизировали Св. Троицу, а треугольное пятно в центре цветка — "Всевидящее око с расходящимся от него сиянием".

Белые цветы считались символом смерти. Иногда их изображали устрашающе крупно, с мертвой головой в середине и надписью: «Memento mori» (лат.) — «Помни о смерти». Дарить такие цветы опасно. Но эти же цветы пестрой красно-синей окраски — символ верности, их дарили друг другу влюбленные, помещали свой портрет в обрамление в виде этого цветка. Отсюда народное поверье, что сок анютиных глазок — приворотное зелье (он действительно обладает целебными свойствами). Эти цветы посылают влюбленные в письмах в день Св. Валентина 14 февраля (отсюда их английское название «Hearts ease» — «сердечное успокоение»).

В Англии выведено множество сортов разной окраски.

Во Франции цветок «pensée» — элемент геральдики. Во время французской революции «цветок Юпитера» с тремя лепестками (foliis tricoloris) стал республиканской эмблемой наряду с трехцветными лентами и кокардами, а слова «Le père la Violette»(франц.) — «Отец фиалки»— прозванием Наполеона Бонапарта. После низложения диктатора в 1815 г. этот цветок парадоксально вошел в эмблему победителя наполеоновской Франции.

В начале XIX в. фиалки (нем. Dreifaltigkeits blume — "трехлепестковые цветки") были в моде, они украшали прически и платья знатных дам.

Во второй половине XIX в. анютины глазки стали излюбленным мотивом вышивки гладью, позволявшей передавать характерные цветовые переходы. Такими вышивками в "викторианском" эклектичном интерьере и в интерьерах Бидермайера украшали скатерти, салфетки, занавеси, чехлы мебели, антимакассары.

В период Модерна и стиля Ар Деко были модны ювелирные изделия броши, подвески в форме анютиных глазок.


 

 

 


 

АСТРА

 

Шолохов Д. Ю. Астры.АСТРА (из нем. Aster от греч. Aster, Astron — "звезда") — красивые цветы из семейства сложноцветных.

Большие шапки их остроконечных лепестков белого, розового, красного цвета напоминают звезды, отсюда название.

В Древней Греции цветок астры символизировал любовь и посвящался богине Афродите.

Астры произрастают также в Китае и Японии. В традиционной культуре Востока астры означают очарование, скромность, целомудрие (белые цветы), элегантность и тонкий вкус.


 

 

 


 

БАРВИНОК

 

БАРВИНОК (через польск. barwinek от нем. Bärwinkel — "медвежий угол"; франц. la pervenche, лат. pervinca от vinca — "побеждаю") — лесной цветок с пятью лепестками синего цвета и твердыми блестящими листьями. Особенно любим в Германии и Швейцарии, где считается счастливым соперником незабудки, символом любви, счастья и вечной весны.

Молодые девушки гадают на этих цветах о замужестве и отгоняют нечистую силу.

Барвинок расцветает первым, предвещая весну. Он удивительно живуч, практически неувядаем. Поэтому в Германии его называют «Immergrün» (вечнозеленый) или «Sinngrün» (неувядающая мысль), поскольку «эти цветы вечны, как сама мысль».

По преданию, название цветку дала сама богиня Флора: барвинок во что бы то ни стало хотел победить все другие цветы, ничем не выделяясь, особенно в сравнении с похожим цветком — фиалкой, обладающей приятным запахом.

С «победителем» всех цветов связано множество поверий у народов Тироля, Польши, Украины и России.

От французского названия барвинка происходит также термин "перванш" — бледно-голубой с сиреневым оттенком цвет.


 

 


 

ВАСИЛЁК

 

ВАСИЛЁК (лат. Centaurea cyanus — "кентаврский синий") — цветок с пятью лепестками синей окраски.

Согласно античной легенде, кентавр Хирон исцелил соком этого цветка рану, нанесенную ему отравленной стрелой Геракла.

Русское слово "василёк" (возможно, через польск. bazylika) происходит от греч. basileos — "царский", ср.лат. basilicum, откуда и имя Василий (Басилей — "Царственный").

В Европе этот цветок известен с I в. н. э. Плиний Старший сообщает, что он привезен в Рим из Азии вместе с рожью, поскольку всегда растет вблизи ржаного поля.

В античности цветки василька использовали для плетения венков и подарков влюбленным.

Еще одна легенда объясняет латинское название "кианус" (cyanus) именем юноши, который, пораженный красотой цветка, только и делал, что сплетал из васильков венки. Когда он умер, богиня растительности Флора за его любовь к цветам превратила юношу в цветок, получивший его имя.

По другому рассказу, богиня плодородия Церера специально поместила васильки среди хлебных колосьев и наделила их небесно-синей окраской, чтобы они символизировали веру в богов.

По византийскому сказанию, в синий цветок переселилась душа возлюбленного красавицы Избетты, убитого ее жестокими братьями. Девушка посадила голову юноши в цветочный горшок, поливая ее слезами, отчего и вырос цветок. Она назвала его базиликом. Этот сюжет изложен Дж. Боккаччьо в "Декамероне" (1353—1354; IV, новелла 5). Связанная с этой историей русская сказка повествует о юноше по имени Василий, который был околдован русалкой. Он превратился в цветок, напоминающий своей окраской воду.

Окончательное название этому цветку дал в XVIII в. К. Линней, основоположник ботаники. Особенно любим василек в Германии, где его синий цвет считается символом верности и постоянства, но если окраска лепестков переходит в белый, то, напротив, непостоянства.

Из сока василька в соединении с квасцами получали синюю краску, схожую с ультрамарином.


 

 


 

ГВОЗДИКА

 

ГВОЗДИКА (укр. гво́здик из польск. goździk из нем. Nelke от Nägel — "гвоздь"; лат. Dianthus — "цветок Дианы") — род однолетних и многолетних растений семейства гвоздичных.

Название этого цветка объясняют тем, что он напоминает по форме шляпку старинного кованого гвоздя.

В античности цветок посвящался древнеримской богине Диане (у греков Артемиде), которая покровительствовала влюбленным и роженицам. Отсюда — латинское название.

По древнегреческому мифу, герой Аякс после поражения в споре с Одиссеем за доспехи Ахилла, не выдержав позора, покончил с собой — упал на меч: "А земля обагренная вскоре алый цветок родила на зеленом стебле...". Этот эпизод живописец французского Классицизма Н. Пуссен включил в композицию картины"Царство Флоры": нарушив традицию, изобразил Аякса, превращающегося не в цветок дельфиниум, а в бледно-розовую гвоздику.

В Средневековье гвоздика символ обручения. Известен старинный фламандский обряд, когда перед обручением жених дарит невесте красную гвоздику. Поэтому в портретной живописи старых фламандских, французских и итальянских мастеров цветок гвоздики в руке молодой женщины — знак помолвки.

В христианском искусстве гвоздику можно видеть в руке Мадонны, изображенной с Младенцем на коленях. Этот знак имеет двойственное значение: символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом.

Название гвоздики также связывали с гвоздями, которыми был прибит Христос во время Распятия. Эта же символика распространялась на высушенные плоды гвоздики, долго сохраняющие пряный запах, "освежающий человека, послушного Богу". Настой плодов гвоздики считался целебным.

В искусстве Ближнего Востока и Средней Азии, в частности на турецких, персидских и азербайджанских коврах, изображение цветка гвоздики является символом счастья и благополучия в семейной жизни.

В Западной Европе, во Франции XVIII—XIX вв. красная гвоздика эмблема роялистов.

В начале XIX в. цветок гвоздики включали в "александровский букет".

Изображение гвоздики использовал вместо подписи на своих произведениях живописец позднего Итальянского Возрождения Гарофало (настоящее имя художника Garofolo изменено под влиянием итал. Garofano — "гвоздика").


 

 


 

ГЕОРГИН

 

ГЕОРГИН (Georgine) — мексиканский цветок с красивым шарообразным соцветием различной окраски из семейства сложноцветных. Привезен в Европу в 1789 г. испанским врачом Ф. Эрнандесом.

Его описание дал шведский ботаник А. Даль (отсюда его название Dahlia).

В Берлине цветок назвали в память скончавшегося немецкого географа и естествоиспытателя Й. Г. Георги (J. G. Georgi, 1729—1802), известного по книге "Описание Российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного, с планом" (1790—1794) и другим книгам о России.

 

 

 


 

ГИАЦИНТ

 

ГИАЦИНТ, ХИАКИНФ (через нем. Hyazinthe из лат. Hyacinthus от греч. Hyakinthe — "Цветок дождей") — в древнегреческой мифологии — прекрасный юноша, сын спартанского царя Амиклада (эпонима города Амиклы), правнук Зевса (в иной версии, сын Пиэра и музы Клио).

Александр Киселев. Умирающий на руках Апполона Гиацинт. 1884.В Хиакинфа был влюблен сам бог Аполлон. Но юношу любил и бог западного ветра Зефир. Во время соревнований по метанию диска коварный ревнивец дунул так, что диск, брошенный Аполлоном, поразил Хиакинфа в голову, и тот упал замертво. Стоя над телом возлюбленного, Аполлон в память о юноше создал из его крови пурпурный цветок, форма которого, с одной стороны, напоминала букву "А" (инициал Аполлона), а с другой — букву "Н" (инициал Хиакинфа), так соединились их имена (в ином изложении мифа: на лепестках цветка начертаны буквы «Ai" — возглас скорби).

Аполлодор в "Мифологической библиотеке" сообщает другую версию мифа, о том, как в Хиакинфа был влюблен фракийский певец Тамирис, "положивший начало однополой любви".

Цветок жрецы перенесли в сад, окружавший храм Аполлона в Дельфах.

В Спарте в память о юноше проводился ежегодный праздник "Хиакинфий".

Греческое название цветка (мифологически спроецированное на имя героя) произошло от того, что такие цветы распускаются в Греции в мае, в сезон дождей. Существует предположение, что в данном случае имелся в виду цветок ириса. Аполлон и сопровождающие его музы часто изображаются с этим цветком.

По более древним верованиям, Хиакинф был подземным, хтоническим божеством и символизировал время весеннего расцвета природы, позднее его называли "Хиакинф-Аполлон". Есть версия, согласно которой это божество не тождественно Хиакинфу, любимцу Аполлона, а юноша Хиакинф захоронен в Амиклах, в основании "Трона Аполлона Карнейского". Со временем его культ был вытеснен культом Аполлона, и праздник "Хиакинфий" стали считать праздником Аполлона.

В другом греческом мифе герой Аякс, проиграв спор с Одиссеем за обладание доспехами Ахилла, выкованными Гефестом, покончил с собой, и из его крови вырос цветок, в лепестках которого также увидели начальные буквы имени Аякса — «Aj» и одновременно — скорбное восклицание. Тем не менее принято считать, что этим цветком был дельфиниум, но иногда изображалась гвоздика. Вероятнее всего, разные варианты мифов — отголоски народных верований о связях этого цветка с горем, печалью и смертью.

Цветок гиацинт был популярен в древней Персии, затем в Византии и Турции, он встречается в восточных вышитых шелковых тканях в качестве мотива орнамента. По-турецки этот мотив называется "муши-руми".

В начале XVIII в. цветок гиацинта стали культивировать в Голландии, где выводили сорта различной формы и окраски.

Название "гиацинт" в разные века применяли также в отношении драгоценных камней, разновидностей циркона, как правило, красной или розовой окраски (по ассоциации с кровью античного героя). Отсюда библейское выражение: "гиацинт и пурпур" (Иер. 10:9). Камень "гиацинт" упомянут в Апокалипсисе как один из 12 драгоценных камней в основании стен Нового Иерусалима (Откр. 21:20). Однако гиацинтами называли и синие камни, ныне именуемые сапфирами, прозрачные корунды; в Средневековье желтые цирконы, а также оранжевые и красно-коричневые гроссуляры. Иногда неверно гиацинтами называют гранаты и шпинель, только из-за темно-красного цвета; в английской транслитерации — "джацинт" (jacinth). Сходство окраски послужило причиной недоразумения, инверсии: вместо "пурпур" для обозначения красно-фиолетовой краски и раковины, из которой эта краска добывается, стали употреблять слово "гиацинт".


 

 


 

ДЕЛЬФИНИУМ

 

ДЕЛЬФИНИУМ (греч. delphinium) — род травянистых растений семейства лютиковых. Одна из разновидностей имеет белые цветки с красноватым оттенком, по форме напоминающие дельфина, отсюда название.

Согласно древнегреческому мифу, в этот цветок превратился герой Аякс, покончивший с собой из-за того, что лишился доспехов Ахилла.

В картине "Царство Флоры" (1631) живописец французского Классицизма Н. Пуссен изобразил Аякса, превращающегося не в бледный дельфиниум, а в розовую гвоздику— по описанию Овидия в "Метаморфозах".

Из желтых цветков дельфиниума приготавливают краситель, использующийся для окраски шелка и шерсти в желтый цвет, в частности, в текинских коврах.

Александра Сайкина. Дельфиниумы.

 

 


 

ИРИС

 

ИРИДА, ИРИС (греч. iridos, iris — "радуга") — в древнегреческой мифологии — богиня, которая олицетворяет радугу, соединяющую небо и землю. Поэтому Ирида почиталась как вестница богов, главным образом — Зевса и Геры. Как и Гермес, Ирида передавала их волю людям. Золотой кружкой богиня зачерпывала холодную как лед воду из подземной реки Стикс, чтобы унести ее на Олимп для прорицаний. На Олимпе Ирида прислуживала Гере. Ее изображали в облике крылатой девушки с жезлом в руках, в крылатых сандалиях и развевающихся от стремительного полета одеждах. По одной из версий мифа, Ирида — дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра страшных гарпий. Поэтому Ирида помешала аргонавтам Зету и Калаиду убить их.

В честь греческой богини назван цветок ирис с пестрыми лепестками, всех цветов радуги, кроме красного.

В средневековом искусстве цветок ириса изображали в качестве символа Девы Марии, по сходству с лилией. Так, ирис стал гербом Флоренции.

Бледные ирисы — излюбленный мотив художников Модерна конца XIX — начала XX в.


 

 


 

КАМЕЛИЯ

 

КАМЕЛИЯ (camelia) — род вечнозеленых деревьев или кустарников семейства чайных с крупными листьями и цветками белого, розового или ярко-красного цвета.

Цветы камелии — "как бы из воска сделанные лепестки... имеют какой-то безжизненный вид... он прельщает и отталкивает".

Цветок, не имеющий ни нежности, ни запаха, считают бездушным, эмблемой холодности и бессердечия. Существует легенда, что в эти цветы богиня Венера превратила женщин, равнодушных к любви.

Камелии издавна выращивали в Китае и Японии, их использовали в праздниках поминовения усопших.

Из плотной древесины камелии вырезают фигурки — нэцкэ.

В 1738 г. камелию привез в Европу с Филиппинских островов иезуит-миссионер И. Камель, от его фамилии и произвели название растения. Камелии выращивали в Англии, Италии, Испании (в Буэн Ретиро, поместье испанского короля Фердинанда V), в нидерландском городе Генте.

Камелия была любимым цветком императрицы Жозефины, супруги Наполеона Бонапарта.

В Париже знаменитая куртизанка Мари Дюплесси, редкая красавица, отличавшаяся умом и великодушием, никогда не появлялась на театральных премьерах без букета камелий. Двадцать пять дней в месяце она носила белые, а остальные дни — красные цветы. В Париже ее прозвали "la dame aux Camélias" ("дама с камелиями"). Среди поклонников куртизанки был писатель А. Дюма-сын. По настоянию отца, А. Дюма Старшего, им пришлось расстаться. В 1847 г. М. Дюплесси скончалась от туберкулеза. Когда в следующем году появилась драма Дюма-сына "Дама с камелиями", все узнали в героине прославленную красавицу, а в герое — писателя. Пьесу сочли безнравственной, но ее ждал успех. В 1853 г. состоялась премьера оперы Дж. Верди "Травиата" (итал. traviata — "падшая"), вызвавшая скандал тем, что ее героиней была куртизанка. В основе либретто — драма Дюма "Дама с камелиями".


 

 

 


 

КЛЕВЕР

 

КЛЕВЕР (из ниж.-нем. klewer, англ. clover; лат. trifolium — "трилистник") — род травянистых растений семейства бобовых.

Четырехдольные разновидности клевера, как и цветок лотоса, в древней Индии считались символом мира и земли. Четыре лепестка клевера указывают на четыре части света.

Трехдольный клевер — трилистник — символ Св. Троицы.

В античности клевер атрибут превращений; его изображение можно видеть в руках Актеона, обращенного Артемидой в оленя.


 

 

 


 

КРОКУС

 

КРОКУС (лат. crocus, из греч. krokos — "желтый") — род многолетних травянистых растений с цветками красного цвета.

Другое название — шафран (искаж. арабск. za’farân), устаревшее — азафран. Произрастает в Средиземноморье, Испании, на юге Франции, в Швейцарии.

В античности в Древней Греции, Риме и Армении из высушенных пестиков цветка крокуса (лат. crocus sativus) приготавливали желтую краску и применяли ее для окрашивания тканей. Отсюда греческое слово krokopeplos — "золотистая риза", которое использовали в значении "одетая в шафранное платье" — эпитет утренней зари.

Латинское crocatus — просто "желтый", a croceorum — "роскошные шафранные одежды".

"Индийский шафран" (лат. curcuma tinctoria) — органический краситель желтого цвета, приготовляемый из корня крокуса, или шафрана, иначе — "красильный корень". В сочетании с другими химическими веществами из него получают красители синего, зеленогобурого цветов.

В "Метаморфозах" римского поэта Овидия (I в. н. э.) Крокус — имя юноши, за свое нетерпение в любви превратившегося в цветок.

По сходству цвета крокусом также называют порошок гематита, используемый в качестве  абразива при обработке геммшлифовании и полировке поделочных  камней,  самоцветов.

Крокусом иногда именуют и красную железистую краску).



 

 


 

ЛИЛИЯ

 

ЛИЛИЯ (через нем. Lilie, из лат. Lilium, греч. leipion, от др.-егип. hrrt — "бледный, белый") — род многолетних луковичных растений семейства лилейных с белымижелтыми , оранжевыми или красными цветками.

Встречается в странах Южной Европы, в Средиземноморье, на Кавказе.

Столица древнего Элама город Сузы в Месопотамии, как предполагают, обязана своим названием этому цветку (др.-евр. šošan — "лилия"). От этого же корня происходит библейское имя Сусанна. На эмблеме персидских царей из рода Ахеменидов, завоевавших Сузы в 539 г. до н. э., была изображена лилия.

В Древнем Египте цветы белых лилий — лотосов символизировали чистоту и невинность.

Согласно иудейским преданиям, цветок белой лилии рос в Раю и даже после грехопадения праматери Евы остался чист, поэтому он почитается в качестве символа девственности и непорочности.

Капители колонн храма Соломона в Иерусалиме были "сделаны наподобие лилии".

В крито-микенском искусстве встречается стилизованный цветок лилии. Предположительно связан с культом Бритомартис (Артемиды), девственной богини.

В древнегреческой мифологии появление белоснежной лилии объясняется историей "Происхождения млечного пути". Алкмена, родившая Геракла от Зевса, опасаясь мести ревнивой Геры, спрятала младенца в кустарнике. Афина, зная о божественном происхождении ребенка, привела к этому месту ничего не подозревавшую Геру, и та вскормила его своим молоком. Но будущий герой так укусил Геру, что она оттолкнула мальчугана, молоко брызнуло и образовало на небе млечный путь,а несколько капель, упав на землю, превратились в чудесные белые цветы.

В античности и Средневековье белыми лилиями украшали голову невесты.

Древние римляне цветок лилии почитали как символ надежды и изображали на монетах. Однако его отождествляли с другим цветком — ирисом.

Цветок лилии (или ириса) считается символом чистоты Св. Девы Марии и святых дев благодаря белизне и нежному аромату.

Лилияцветок, ранее других расцветающий весной, поэтому является символом пришествия ХристаМессии.

Итальянские художники с цветком белой лилии изображали Архангела Гавриила в сценах "Благовещения Марии". Поэтической символике способствовал и стих библейской Песни Песней Соломона: "Я нарцисс Саронский, лилия долин!" (Песн. 2:1). Далее белоснежная лилия сравнивается с невестой. Однако название этого цветка (греч. krinon; лат. Flos campi) в переводе на английский язык (lily of the valley — "лилия долин") стало означать "ландыш".

Живописцы Северного Возрождения заменяли редкую в их краях лилию ландышем либо ирисом (флам., франц. iris — "радужный").

С лилией в руках представляют Св. Иосифа, обручника (мужа Марии), Иоанна КрестителяАнтония ПадуанскогоДоминикаФранциска Ассизского,  Франциска Ксаверия, Филиппа Нери.

Белоснежная лилия атрибут святых Екатерины Сьенской, Клары, ЕвфимииСхоластикиЦецилии.

По одной из легенд, когда Иисус в ночь перед Пасхой молился в Гефсиманском саду, все цветы склонились перед Ним в знак сострадания и печали. Одна только лилия, возгордившись своей красотой, не склонилась. Но Иисус посмотрел на нее, и лилия, пораженная Его смирением и печалью, устыдилась — лепестки ее зарделись. С тех пор она стала красной.

В европейском Средневековье цветок лилии приобрел геральдическое значение. Это связывают с легендой об обращении в христианство франкского короля Хлодвига I (481—511) из династии Меровингов. В критический момент сражения с алеманнами, видя неминуемое поражение, король Хлодвиг обратился за помощью к христианскому Богу, крикнув: "Я верю в Тебя!" Тогда явился Ангел с белой лилией в руке и повелел ему сделать этот цветок своим оружием. В ту же минуту воины Хлодвига обратили врагов в бегство. После этого, в 496 г., король вместе с приближенными принял крещение в Реймсе. С тех пор цветок лилии стал гербом династии Меровингов (ранее гербом было изображение пчелы). Считается также, что вначале этот цветок был красным. Именно такие красные лилии произрастали в долине речки Ли (Lys), впадающей в Шельду (Южная Фландрия), где одержал победу Хлодвиг. Его воины вернулись на родину в венках из этих цветов. В дальнейшем "цветок из долины Ли" (франц. Fleur de Lys) рассматривался в качестве символа Св. Троицы, и его название стали прочитывать как "цветок света", что подкреплялось латинским девизом: «Lux lucet in tenebris» (Свет сияет во тьме). Лилию изображали в сиянии лучей, соединяя с монограммой «Lux» (лат., Свет) либо с «IHS» («Jesus Hominum Salvator» — лат., «Иисус Спаситель людей»).

На некоторых средневековых изображениях можно видеть единорога, съедающего белую лилию, — эмблема духовной чистоты.

Один из символов западного христианства — "Лестница Совершенства" (лат. Scala Perfectionis). Представляет собой изображение лестницы, уходящей в небо. На ее верхней ступени — Ангел либо "геральдическая лилия", "цветок света" (Fleur de Lys), и вифлеемская звезда. Эта эмблема восходит к иконографии "Лествицы Райской" и "Лестницы Иакова", ее аллегория прочитывается в стихах "Божественной комедии" Данте.

В повести о Св. Граале французского поэта Кретьена де Труа (ок. 1180) рассказывается, как рыцарь Персеваль встречает в таинственном замке деву по имени Бланшефлёр (франц. Blanchefleur — "Белый цветок"). Она одета в белую сорочку, поверх которой — шелковая красная накидка. Персеваль "соединяется с ней в страсти... становится ее рыцарем... и может теперь познать в собственной крови Грааль как солнечную мощь мировой любви. Как победитель облачился он в красные доспехи. Как победитель, который сумел защитить Бланшефлёр от всех врагов, покушавшихся на ее целомудрие, он вправе получить в дар чистейшую любовь". Эта прозрачная аллегория связана с традиционной символикой цветка лилии и в то же время — с образами и символами французской куртуазной рыцарской лирики.

В средневековой алхимии также принят образ "белого цветка — души, стремящейся воплотиться, чтобы быть схваченной красным рыцарем". Схожие образы имеются в символике розенкрейцеров.

Три лилии на одном стебле означают девственность, возрождение и бессмертие.

Лилия, окруженная шипами, — Непорочное Зачатие, чистоту среди грехов мира.

Прямой стебель лилии уподобляли скипетру и рассматривали как "символ Божественного разума".

Иногда лилию изображали вместе с мечом, что означает невинность и защиту. Такая эмблема парадоксально связана с античной легендой о том, как богиня любви Афродита (Венера), возненавидев растение, поставила на нем вертикальный знак, напоминающий фаллос. Отсюда название цветка ириса — "лилия с мечом", или "шпажник".

Соединение геометризованного изображения лилии с вертикальным элементом (мечом, копьем, фаллосом) составляет основу так называемой геральдической лилии, значительно отличающейся от действительного облика цветка.

В христианской иконографии такая форма объясняется соединением формы цветка, символа Благовещения, с хризмой — эмблемой Христа. Из трех лепестков такой эмблемы один направлен вверх — к Богу, два других, по сторонам, — вниз, к земле (горизонтальная перевязь внизу — символ земной тверди). Получающийся при этом ромб в эзотерической традиции рассматривается как знак единения земли и неба.

В XII в. такая эмблема становится королевским гербом Франции. В 1147 г. участники Второго Крестового похода под предводительством французского короля Людовика VII (1137—1180) высадились в Палестине и увидели сходство между цветком белой лилии и желтого ириса, произраставшего на их родине. Король отметил также сходство слов Louis (своего имени) и Loys (так называли тогда цветок). Вспомнили и легенду о Хлодвиге, одолевшем с помощью цветка лилии врагов христианства. Так появилась новая эмблема королевской власти — белое знамя с тремя золотыми ирисами (отождествленными с лилиями). Геометризованное, напоминающее алебарду, изображение ириса-лилии стало называться, в память короля Хлодвига, Fleur de Lis, что обычно переводится как "геральдическая лилия".

Французский король Людовик IX Святой (1226—1270) в своем гербе соединил "лилию" с маргариткой в честь королевы Маргариты Прованской.

Три лилии на флаге Людовика IX Святого символизировали его добродетели: сострадание, милосердие, справедливость.

Форма королевского скипетра также завершалась "цветком лилии".

Французская поговорка «Les Lys ne filent pas» (Лилии не прядут) означает, что французский престол не могут занимать женщины, а выражение «être assis sur des Lys» (восседать на лилиях) подразумевает «занимать высокую должность», то есть сидеть в кресле, украшенном королевским гербом.

При Карле VII (1422—1461) три тесно составленные «геральдические лилии» становятся официальным государственным гербом.

Жанне д’Арк в знак ее особых заслуг Карл VII даровал фамилию du Lys (Лилиевые) и герб — две лилии на синем поле с мечом в центре.

"Лилии Людовиков" становятся во Франции любимым мотивом орнамента, они украшают ткани, стены, мебель, оружие. Благодаря королю Людовику XI (1461—1483), в 1457 г. женившемуся на Шарлотте Савойской из рода Медичи, цветок лилии стал гербом Тосканы и столицы этой итальянской области — Флоренции. Однако во флорентийской лилии, в отличие от французской, отсутствуют тычинки, что придает ей еще более "копьеобразный" вид.

В древнерусском искусстве встречается мотив трилистника, или трехлопастной розетки. Он называется "крин" (ст.-слав. кринъ, из греч. krinon — "лилия"). Рельефные терракотовые плитки, полихромные изразцы с таким мотивом можно видеть в архитектурных памятниках Москвы, Ростова Великого, Кирилло-Белозерского монастыря. Существуют также "двойной крин", "полукрин". На рельефах русских храмов, посвященных Богоматери, можно заметить женскую маску "с крином" — трехлопастной пальметтой на голове. Такой "головной убор" символизирует непорочное зачатие Христа Девой Марией. Он имеет прототипы в коптском и византийском искусстве.

В народных легендах Западной и Восточной Европы цветок лилии связывается с печалью, разлукой и смертью, прежде всего из-за его хрупкости и беззащитности...

Ангелом белым пречистая Лилия
Ты безгрешная жертва вечерняя.

Е. Гуро. 1908

 


 

ЛОТОС

 

ЛОТОС (греч. Lotos) — род многолетних земноводных травянистых растений.

Известны греческий, или троянский, лотос, киренейский лотос (дерево, произрастающее в Северной Африке), египетский лотос, или "нильская лилия", — водяная кувшинка (лат. Nymphaea Nelumbo) с красивыми белыми либо розовыми цветами.

Из черного лотосового дерева в древности вырезали вотивные фигурки и флейты, отсюда позднейшее латинское Lotus в значении "флейта, свирель, нежная музыка".

В Египте встречаются также голубые цветки лотоса (лат. Nymphaea Caerulea).

В индуистской мифологии творец мира Брахма рождается из цветка лотоса, выращенного из пупа сидящего в воде Вишну.

Лотос считается символом Вселенной, он плавает в океане мироздания. Чашечка цветка уподобляется священной горе Меру, четыре лепестка лотоса — четырем частям света. Из лепестков лотоса возникают реки, горы, долины. С ростом тысячелепесткового золотого лотоса формируется Вселенная.

В древности египтяне заметили, что цветки нильского лотоса распускаются при заходе Солнца и, закрываясь, погружаются в воду при его восходе. Днем цветок спит, а ночью просыпается. Это послужило основанием для посвящения цветка богу Солнца Ра. В египетском искусстве изображается младенец Осирис-Ра, сидящий на цветке лотоса, — символ рождения Солнца из мирового океана, смены дня и ночи, вечного рождения, умирания и воскресения.

Лотос также — колыбель бога Гора (Хора), сына Осириса, и Нефертума.

Богиня Исида, супруга Осириса, изображается на "лотосовом троне".

Особо почитался красный лотос, "вышедший из огня". Из лепестков лотоса, нанизывая их на нити, женщины делали головные повязки, вплетали их в прически. Цветки лотоса опускали на лоб.

На египетских монументальных росписях и рельефах видно, как на пирах гости держат в руках пучки лотосов; стеблями этого цветка обвивали сосуды с вином, и цветки свешивались по сторонам кувшина.

Симметрично склоняющиеся цветки лотоса — характерный мотив египетского орнамента.

Розовый чашеобразный лотос воспроизводился в росписях алебастровых сосудов и имел священное значение.

Цветки голубого лотоса чаще использовали в заупокойном культе.

Лотос был символом Верхнего Египта, папирус — Нижнего. Их соединение — эмблема объединения Египта под властью фараонов, такие изображения встречаются в храме Амона в Карнаке. Лигатура — связка стеблей лотоса и папируса (перетянутых посередине узлом из стеблей), по-египетски "Сема-Тауи", — изображалась на боковых стенках трона египетских фараонов, ее можно видеть, в частности, на тронах Колоссов Мемнона — огромных статуй фараона Аменхотепа III.

В искусстве древних хеттов, финикийцев, шумеров цветок лотоса символизировал смерть и возрождение и служил атрибутом погребальных культов. В то же время он означал жизнь и производящие силы природы.

Если лотос изображали рядом с быком, он почитался в качестве солярного символа, рядом с коровой — лунного.

Цветок лотоса изображали вместе со львом, бараном, лебедем, свастикой, змеей, грифоном, сфинксом.

Как цветок египетской Исиды, богини-матери, лотос заимствовали эллины в качестве атрибута богини Афродиты (у римлян — Венеры ).

В форме лотоса делали колонны египетских и финикийских храмов, эта же форма придавалась сосудам, туалетным ложечкам, светильникам, ювелирным украшениям из дерева, слоновой кости, "египетского фаянса", золота.

Из корня и семян лотоса приготовляли лечебное вещество "неню-фар", откуда происходит французское название кувшинки, или водяной лилии (nenuphar).

В Греции белые цветы лотоса посвящали нимфам, отчего возникло название "нимфея" (греч. Nymphea).

На санскрите белый лотос назывался Padma, голубой — Utpala. В культуре буддизма "закрытие цветка Padma и открытие Utpala определяет день и ночь на небесах". В буддийских легендах рассказывается, что, когда Будда достиг просветления под деревом Бодхи, он увидел своих собратьев по земной жизни в образе стеблей и бутонов лотоса: одних — погруженных в ил, других — выбирающихся на поверхность воды, третьих — начинающих цвести. Поэтому лотос в буддизме — символ чистоты и совершенства. Лотос вырастает из грязи, но сам остается чистым. Так и Будда, рожденный в земном мире, чист, как белый цветок лотоса. Статуи Будды обычно покоятся на стилизованном изображении этого цветка — "лотосовом троне". Padmasana (санск., "поза лотоса"), со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Лотос — одно из "восьми сокровищ", и он начертан на стопах Будды "Буддапада". Изображение Будды, являющегося из пламени, называется "Жемчужиной лотоса", или "Сердцем лотоса".

В Древнем Китае лотос — эмблема одного из "Восьми Бессмертных". Рассказывается также, что Пе Ан Фей танцевала на цветках водяной лилии, "сделанных из золотой фольги и рассыпанных на земле", отсюда выражение: "Каждый шаг заставляет лотос расти" и поэтические сравнения женской ноги с "золотой лилией" и "изгибом лотоса".

В мистических учениях Востока лотос символизирует "духовное развертывание и достижение", результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды.

Полностью раскрытый цветок лотоса изображается в виде геометризованной розетки с семью, восемью или десятью лепестками-лучами. Это — "колесо непрерывного существования" и, одновременно, "чаша, водный символ женского начала природы".

В добуддийской мифологии Китая лотос символизировал мужское начало природы, позднее — женское. Корень лотоса, скрытый глубоко под водой, — источник существования; коробочка с семенами — плодоносная сила творения; полностью раскрывшийся цветок — духовное совершенство.

Будучи солярно-лунным, лотос является также андрогинным — самодостаточным символом. Стебель лотоса соотносят с осью мира, цветок — с мандалой, Майтрейей. Количество лепестков этого цветка обозначает чакры — вихри духовной энергии и ступени на пути к духовному совершенству. В символике индийских йогов чакры позвоночного столба изображаются в виде цветков лотоса.

Согласно одной из позднейших легенд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громадный белый лотос.

Китайское название лотоса (li’en) звучит так же, как "обязывать" или "вести себя скромно". Поэтому изображение лотоса в традиционном искусстве Китая и Японии помимо общей символики имеет особенный подтекст — "пожелание счастья, благополучия и скромности".

Таким же образом можно истолковывать изображения лотосов на дверях домов или столбы, колонны в виде стеблей и цветков этого растения.


 

 


 

МАГНОЛИЯ

 

МАГНОЛИЯ (лат. Magnolia — "крупная, огромная") — род древесных растений семейства магнолиевых с крупными душистыми цветами. Произрастает на Кавказе, в Средней Азии.

В Китае цветущий куст магнолии эмблема женской красоты.

Темно-красный цветок магнолии (лат. Magnolia fuscata) в традиционном искусстве Китая символизирует "улыбку застенчивой девушки".

Белый цветок (он появляется до того, как распускаются листья) — "цветок, приветствующий весну".



 

 

 


 

МАК

 

МАК (церк.-слав. макъ; родств. дорийск. makon).

Зерна мака с древности являлись символом лунных ночных божеств — Персефоны, Кибелы, Венеры, Цереры, а также забвения, смерти. Поэтому в изобразительном искусстве мак атрибут бога сна Гипноса, его сына Морфея, аллегорической фигуры Ночи.

Маковые зерна — символ плодовитости, что чаще связывается с образом Венеры.

Усыпляющие свойства отвара из маковых зерен, хорошо известные в античности, стали причиной негативного отношения к маку в христианской символике. Однако красные цветки мака по ассоциации с цветом крови стали использовать в качестве символа Страстей, жертвы Спасителя.


 

 


 

 

МАРГАРИТКА

 

МАРГАРИТКА — красивый цветок различной окраски, чаще белой, получивший свое название за сходство с жемчужинами, блистающими на фоне зеленых лугов.

МАРГАРИТ (др.-русск. маргаритъ, от греч. margarites — "жемчужина") — древнерусское название жемчугабисера. Также наименование сборника сочинений Иоанна Златоуста.

Латинское название: aster synensis ("звездный букет").

Маргаритки расцветают весной и цветут долго, поэтому с древности эти цветы стали символом весны, любви, плодородия.

В северных странах венки из маргариток посвящали богине любви Фрейе (отсюда, как предполагают, обычай любовных гаданий по лепесткам этого цветка).

Еще одно античное название маргаритки (лат. bellis perennis — "вечная красавица") также связано с образом весны и с легендой о том, как богами в этот цветок была превращена прелестная нимфа Белидес, которую преследовал бог Вертумн.

Значительное место цветок маргаритки занимает в христианской символике. Маргаритка считается "цветком Марии" — по сходству имен и по легенде, согласно которой Мария, еще в детстве восхищаясь красотой звездного неба, захотела поиграть с "жемчужинками", и они спустились с неба, распустившись наутро белыми цветочками из капель росы на лугу. Поэтому Мадонну часто изображают в окружении этих цветов.

В другой легенде рассказывается, как Мадонна, желая подарить Младенцу Христу какой-либо цветок зимой, не нашла ничего и тогда сделала цветок сама из белого шёлка. Сшивая лепестки, Богоматерь не раз колола пальцы иглой, и капли Ее крови окрашивали в отдельных местах бело-желтые лепестки в красный цвет. Посаженные потом в землю, эти цветы ожили и с тех пор распространились по всей Земле.

Еще один апокриф повествует о том, как после Благовещения Дева Мария отправилась к Своей родственнице Елисавете и там, где ступала Ее нога, расцветали белые цветки (символ Славы Божьей) с золотистой сердцевиной (символ пламенеющего сердца).

Белый цветок также означает чистоту и невинность Христа. Поэтому с конца XV в. живописцы, особенно в северных странах, вместо лилии или ириса в сценах "Поклонения волхвов" изображали маргаритку.

Немецкое название цветка: Maasliebchen ("мера любви"). Французское: pâquerette.

В Средневековье рыцарь, которому дама отдавала свое сердце, получал право изобразить на щите "pâquerette". Венок из маргариток, подаренный дамой рыцарю, означал размышление, надежду. Поэтому с венком маргариток рыцари отправлялись в странствия на поиск приключений и совершение подвигов.

По созвучию слов цветок маргаритки изображался в гербах Маргариты Наваррской, сестры французского короля Франциска I, Маргариты — дочери короля Франциска (Маргариты Савойской), Маргариты Прованской — супруги короля Людовика IX Святого, Маргариты Бургундской — супруги Людовика X.

В сочинениях английского писателя Джеффри Чосера (ок. 1340—1400) цветок маргаритки называется "day’s eye" ("око дня") за желтоватую сердцевину, напоминающую солнце. Отсюда уменьшительное "Дэйзи" (Daisy), слово, которым в Англии называют цветок и женщину по имени Маргарита.

В "Поэмах Оссиана" излагается древняя шотландская легенда о том, как цветок маргаритки принес на землю Ангел. Поэтому в период Романтизма рубежа XVIII—XIX вв. цветок маргаритки был в моде.


 

 


 

НАРЦИСС

 

НАРЦИСС, НАРКИСС (греч. Narkissos, лат. Narcissus) — в древнегреческой мифологии — прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы (Лириоэссы). Когда родители Наркисса вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребенка, то получили ответ: он доживет до глубокой старости, если никогда не увидит своего лица. Наркисс вырос юношей необычайной красоты, и многие женщины добивались его любви, но он ни на кого не обращал внимания. Он отверг любовь нимфы Эхо; от горя Эхо высохла так, что от нее остался только голос. Богиня возмездия  Немесида вняла мольбам отвергнутых женщин и наказала Наркисса. Когда юноша, возвращаясь с охоты, взглянул в ручей и увидел в нем свое отражение, то влюбился сам в себя. Он уже не мог оторваться от своего отражения в воде и умер от тоски и любви. Нимфа Эхо повторяла его предсмертные стенания. На месте гибели юноши вырос цветок, названный нарциссом:

Дж.У.Уотерхаус Эхо и Нарцисс 1903 г.Плакали нимфы дерев —и плачущим вторила Эхо...

Не было тела нигде. Но вместо тела шафранный

Ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками.

Имя "Наркисс" — догреческого происхождения, но эллины сблизили его с глаголом "цепенеть, застывать" (греч. Narkao), чтобы объяснить происхождение цветка. Возникновение самого мифа связывается с древними поверьями об опасности лицезреть свое отражение в воде или в зеркале, поскольку отражение является двойником человека.

Нарцисс считается "холодным цветком", приносящим несчастья. Его белоснежные лепестки имеют красноватые края, поэтому возникли другие версии мифа, в которых юноша Наркисс заколол себя кинжалом и из его крови вырос цветок.

Существует рассказ о том, как Наркисс отверг любовь юноши Аминия и тот покончил с собой, упав на меч.

Цветок нарцисса упоминается в мифе о похищении Персефоны; его возлагали на умерших.

Павсаний в "Описании Эллады" (IX, 31:8) называет источник Наркисса в Беотии, у горы Геликон, и приводит иной вариант мифа, в котором Наркисс влюбился в свою сестру, как две капли воды похожую на него. Когда девушка умерла, тоскующий Наркисс ходил к источнику и подолгу смотрел в воду, принимая свое отражение за образ любимой, а затем умер от тоски.

Миф о юноше и цветке также связывают с культом умирающей и воскресающей природы, этим объясняется присутствие цветка в похоронных обрядах.

Венки из нарциссов носили фурии — древнеримские богини мести, тем не менее такие же венки юноши и девушки надевали в качестве простого украшения. Изображения венков встречаются в стенных росписях Помпей.

Фигура Наркисса, любующегося своим отражением, изображена Н. Пуссеном в картине "Царство Флоры". Картину "Нарцисс" написал художник русского академического искусства К. П. Брюллов.

В Элевсинских мистериях миф о несчастном юноше философски переосмыслен: человек, глядя на свое отражение, теряет жизнь; принимая иллюзию материальной жизни за истину, он упускает шанс духовного рождения, возможности совершенствования души.

В философии неоплатоников фигура Наркисса олицетворяет ограниченность человека, обольстившегося чувственным миром, внешней красотой. Отсюда аллегория Наркисса как изобретателя живописи, чувственного искусства красок, наподобие отражения в ручье, обольщающего человека силой иллюзии.

Цветок нарцисса почитается за красоту в странах ислама.

С 1570 г. этот цветок разводят в Англии, Франции, Швейцарии, Германии.

 

 


 

ОРХИДЕЯ

 

ОРХИДЕЯ (греч., ср.-лат. orchideae из греч. orchis — "ядро, яйцо") — цветок растения семейства эпифитов (от греч. eri — "на, над" и phyton — "растение"), т. е. поселяющихся на других растениях.

Орхидеи — душистые цветы причудливой формы и самой разнообразной окраски (насчитывают свыше 20 тысяч видов).

Эти растения издавна культивировали в Китае (некоторые виды растут только в этой стране), где их называли "лан хуа" ("ленивый цветок"). Одни орхидеи цветут только весной, другие — только осенью.

Ценители прекрасного в Древнем Китае стремились отыскать в орхидеях редкую, неповторяющуюся форму лепестков.

"Лан хуа" символизирует любовь и красоту, изысканность, роскошь.

Китайский философ Конфуций (552—479 гг. до н. э.) назвал орхидею "утонченной", с тех пор в странах Востока этот цветок считается символом "идеального человека" и "затворничества ученого".

Во Франции особую разновидность орхидеи, с множеством мелких соцветий на одном стебле, разводили в Лотарингии, цветок стал неофициальной эмблемой этой исторической области. "Лотарингские орхидеи" («Orchidées Lorraines») часто изображал в своих произведениях Э. Галле.

Причудливые, изогнутые лепестки этого цветка, отчасти напоминающие бледный ирис, привлекали внимание многих художников Модерна.

Белую орхидею традиционно считают "болезненным цветком", знаком порочной любви. "Белой орхидеей" называли "Олимпию" на картине Э. Мане.


 


 

ПИОН

 

ПИОН (ст.-русск. пивония, через польск. piwonia от лат. paeonia, греч. paionia) — род растений семейства лютиковых с красивыми белыми, розовыми или красными цветами.

Название возникло в античности от местности Пеонии (Пэонии) в Македонии, на севере Греции. Эпонимом местности является Пэон, ученик целителя Асклепия. Согласно легенде, этот цветок обладает исцеляющим действием. Он принадлежал богу Аполлону. Юноша Пэон с помощью цветка исцелил бога подземного царства Плутона (Аида) от раны, которую ему нанес Геракл. Асклепий из зависти решил умертвить Пэона, но Плутон спас его, превратив в прекрасный цветок. Бога Аполлона также именуют Пэонием (Целителем).

Однако культивировали это растение на Востоке, в северном Китае, где его называли Hua Wang ("Король цветов"). Это цветок богатства и славы, древние китайцы связывали его силу с мужским началом Ян.

Пионцветок императора, поскольку, согласно поверьям, кроме пчел, его не касаются насекомые.

В Японии пион также почитали символом богатства, славы, удачи, радости и любви.

Пион на Востоке символизирует весну (лето связывают с цветком лотоса, осень — с хризантемой, а зиму — с дикой сливой). В то же время пион является эмблемой любви и символом женской красоты.

В Китае существует множество легенд о том, как в этот цветок превращались "духи женской красоты" или "тени прекрасных девушек".

В западноевропейском Средневековье плоды пионового дерева считали, как и миндаль, "ведьминым орехом" (вероятно, это связано с его целительными свойствами). В средневековой Франции ожерелье из плодов пиона называли "четками Св. Гертруды".

У многих народов розовые пионы считаются символом застенчивости и девичьей стыдливости. Возможно, что такие представления повлияли на отождествление пиона с "розой без шипов" — символом Мадонны.

В истории художественных стилей пышный пион считают цветком Барокко.


 

 


 

РОЗА

 

РОЗА (лат. rosa, от греч. rodon, из др.-инд. ros — "роса, влага", персидск. wärd, арабск. ward) — царица цветов, предмет восторженного поклонения, множества поэтических строк, вдохновенных описаний, сравнений, аллюзий, эпитетов, сочинения аллегорий, символов и эмблем.


В Древней Индии розу почитали более других прекрасных и благоухающих цветов. В древних пуранам (сказаниях) изложена легенда о том, как Вишну, охранитель Вселенной, создал чудный цветок из ста восьми больших и тысяча восьми мелких лепестков, затем он, вдыхая божественный аромат, поцеловал его, и из цветка родилась Лакшми (др.-инд., "Добрый знак, счастье") — его будущая супруга.

В поэзии Древней Персии розу превозносили в качестве цветка красоты и символа божественной тайны. Ее стыдливую красоту (белые лепестки с розовеющими краями) противопоставляли "бледному, сонливому лотосу". Слово "роза" по-персидски звучит "гюль", отсюда поэтическое название Персии — Гюлистан ("Сад Роз").

В Исламе розу почитают божественным цветком (белая роза выросла из капель пота Мухаммада при его ночном восхождении на небо). Поэтому, согласно восточным поверьям, розовая вода обладает очистительной силой.

Китайский философ Конфуций (551—479 гг. до н. э.) также воспевал розу как царицу цветов. Розы разводили в садах китайских императоров, и в исторических хрониках подчеркивалось, что из 18 000 томов императорской библиотеки в Пекине 500 посвящено розам.

В Египте этот цветок стал известен только в VII в. до н. э.

В Иудее считали, что красная роза выросла из невинно пролитой крови Авеля, убитого своим братом, и поэтому еврейские невесты в день свадьбы украшали волосы ярко-красными лилиями или розами.

Египетская царица Клеопатра принимала у себя римского консула Марка Антония, повелев усыпать полы залов своего дворца лепестками роз.

Римляне переняли с Востока обычай бросать в кубки с вином лепестки роз.

"Розы Пиэрии") воспевала древнегреческая поэтесса Сапфо (ок. 612 г. до н. э. — ок. 540 гг.). В песнях Анакреонта (ок. 570 г. до н. э. — ?) рассказывается, что, когда Киприда — богиня Афродита — вышла из морской пены у берега о. Кипр, часть пены, покрывавшей ее тело, превратилась в розы (вариант: одна из капель крови оскопленного Урана превратилась в розу, другие — в богиню). Увидев столь чудный наряд, боги обрызгали цветки нектаром, и они обрели божественный аромат. Так белые розы стали в Древней Греции атрибутом богини любви Афродиты. Но когда богиня узнала о гибели своего возлюбленного Адониса, розы покраснели — их обрызгала кровь Афродиты из ран от шипов (в ином варианте мифа — красные розы выросли из земли, пропитанной кровью умирающего Адониса).

В другой истории рассказывается, как богиня цветов Флора полюбила Эрота и вырастила в его честь цветок, она хотела назвать его именем бога любви (Eros), но от смущения покраснела и смогла вымолвить только часть слова: «Ros». Так появился на свет цветок с розовыми лепестками и названием "роза".

Еще один миф сообщает, что розы появились от слез самого Эрота, который оплакивал нимфу Розалию, убитую из ревности к нему богиней Дианой.

В Риме между 11 мая и 15 июля (время цветения роз) проводили древний италийский праздник Розалии, связанный с заупокойным культом венками из роз украшали гробницы и урны с прахом умерших. В бутоне розы и в структуре ее лепестков видели символ бесконечности.

Римляне считали розу мужественным цветком и украшали им свои воинские шлемы. Существовало поверье, что вид и запах розы охлаждает жар вина и мешает спьяну выбалтывать секреты. Поэтому римляне вешали на пирах над столом цветок розы в знак того, что передавать другим застольные разговоры не следует. Отсюда латинское выражение: «Sub rosa dictum» (Сказанное под розой).

Цветок розы был атрибутом Гарпократа — божества молчания. Этот символ сохранился в Средневековье в качестве геральдического изображения и знака католических исповедален.

Розы упоминаются в христианской легенде о святой великомученице Доротее.

ДОРОТЕЯ СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА (греч. Dorothea — "Дар Божий") — христианская святая дева, родом из Кесарии в Малой Азии. За отказ отречься от своей веры около 303 г. приговорена к смертной казни. Ее пытали огнем, а затем отрубили голову. Когда ее вели через город на казнь, некий Теофил, насмехаясь, попросил прислать ему розы и яблоки из Райского сада. После смерти Доротеи, согласно "Золотой легенде", перед Теофилом предстал младенец и передал ему корзину с розами и яблоками.

В живописи Северного Возрождения XVI в. Св. Доротею изображали в венке из роз либо в сопровождении Ангела, несущего корзину с цветами и плодами. Представляли также сцену "Обращения Теофила", который после этого чуда стал христианином, либо "Поднесение Св. Доротеей корзины с розами Деве Марии".

Св. Доминик истязал себя терниями, которые превращались в розы.

Красная роза — символ страданий Христа на кресте, пролитой Им крови ради спасения людей.

Белую розу в качестве символа божественной любви упоминает Данте Алигьери в "Божественной комедии".

Согласно легенде, Архангел Гавриил сплел для Богоматери три венка из роз: из красных — символ страдания, из белых — радости и из желтых — в знак будущей славы. В литаниях (молениях) Мадонну именуют «Rosa Mistica» (итал., "Волшебная роза").

По поверью, в Райском саду рос розовый куст без шипов, но после грехопадения Адама и Евы на нем появились шипы как напоминание о совершенном грехе. Поэтому Мадонну, желая подчеркнуть Ее чистоту, называют "розой без шипов". Считается также, что в итальянском городе Падуе благодаря молитвам Св. Антония Падуанского выросли розы без шипов. Они изображены на знаменитом Изенгеймском алтаре. Однако предполагают, что в этой легенде имеется в виду не роза, а розовый пион.

Гирлянда из роз символизирует нить с чётками, изобретателем которых считается Св. Доминик де Гусмана. Он сделал бусы из лепестков роз, перетертых с гуммиарабиком (le rosaire), но идея чёток заимствована из Индии.

Средневековые трубадуры видели в розе символ земной любви и поклонения Прекрасной Даме, что связано с мистикой Святого Грааля, сказаниями о Красном рыцаре и Белой Розе.

"Большой розой" называют в архитектуре готических соборов круглое окно в центре западного фасада. По одной из версий, впервые "розу" на западном фасаде церкви поместил около 1140 г. аббат Сюжер. Согласно легенде, королева Бланка Кастильская и ее сын Людовик IX Святой (1226—1270) приносили в дар храмам розы, свои любимые цветы, а также, по рыцарской традиции, посвящали "каменные розы" — круглые окна с витражами в качестве символических венков из роз. Переплеты таких окон с разноцветными стеклами действительно похожи на розы. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире. Западный фасад собора для человека, находящегося внутри, означает "темную сторону" (Запад считали страной демонов). Горящее всеми цветами радуги окно-роза при закате солнца выделяется на темной стене нефа, но это окно не освещает, а расцвечивает, в символическом смысле — делает видимым свет Евангелия. Французский медиевист — исследователь средневекового искусства — Э. Маль называл большую розу собора в Реймсе "темно-пурпурным цветком". Она была украшена сочными, темного тона красными, зелеными и синими стеклами, характерными для витражного искусства 1240—1250-х гг. (уничтожена бомбардировкой 1914 г.).

Собственную символику имеют розы трансепта (поперечного нефа) храма. Алтарные витражи символизируют Восток, Святую землю, "западная роза" при вечернем солнце ассоциируется со страной мертвых и днем Страшного суда; роза, расположенная на торце северного трансепта, не освещается солнцем, оттого и краски ее холодят. Зато "южная роза" сверкает лучами полуденного светила. Рисунок каменного переплета роз включает колонки с капителями и аркатуру, что сближает символику каменного цветка с мандалой и "колесом Фортуны".

В Англии во время начавшейся распри между королевскими домами Ланкастеров и Йорков враждующие партии избрали своими гербами розы: алая роза появилась в гербе Ланкастеров, белая — в гербе Йорков. В 1455 г. началась война Алой и Белой розы, закончившаяся гибелью в 1485 г. короля Ричарда III Йорка. В гербе новой английской династии Тюдоров при короле Генрихе VII алую и белую розы соединили в одну эмблему.

Во Франции роза была любимым мотивом художников Лотарингии, она означает "бесконечную красоту жизни" (франц. "la reine éternellement adorable" — "королева бесконечного восхищения").






СИРЕНЬ

 

СИРЕНЬ (нем. Sirene, из лат. syringa, греч. syrigx — "трубка") — род кустарников или небольших деревьев семейства маслинных.

Сирень отличается красивыми, собранными в соцветия белыми, лиловыми,