Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 55 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Птицы в искусстве - Лебедь PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 44
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Птицы в искусстве
Аист
Алкиона
Алконост
Альбатрос
Бену
Бийняо
Бригантия
Бянь Цяо
Воробей
Ворон
Гарпии
Гаруда
Голубь
Гриф
Гусь
Жар-птица
Журавль
Ибис
Индюк
Керубы
Киннары
Коршун
Кукушка
Ласточка
Лебедь
Орёл
Павлин
Пеликан
Петух
Попугай
Птица счастья
Сирин
Сова
Сокол
Стимфалиды
Страус
Фазан
Феникс
Финист
Харадр
Херувим
Цапля
Ястреб
Все страницы

ЛЕБЕДЬ

 

ЛЕБЕДЬ (праслав. olbodь; связано с лат. albus, греч. alphos — "белое пятно") — изящная птица с белым оперением и длинной, гибкой шеей в античности считалась символом единства двух стихий — воздуха и воды, а также благородства и чистоты.

В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры.

Кикн (греч. Kyknos — "лебедь") — имя многих персонажей древнегреческих  мифовЗевс, чтобы приблизиться к доверчивой Леде, выбрал образ белоснежного лебедя. Эта птица считалась "солнечной" не только в Элладе, где она была связана с культом Аполлона, но и в древнем Китае.

Единоборство лебедя и змеи символизирует победу Солнца над тьмой подземного царства. В Гомеровских гимнах восхваляется голос поющего лебедя. Выражение "лебединая песня" (последнее и лучшее творение художника) восходит к драме Эсхила ("Агамемнон", 458 г. до н. э.), в которой упоминается пророческий дар птицы Аполлона, знающей о своей близкой кончине и издающей мощные трубные звуки. Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик и мертвый, низвергается в воду.

Лебедь, олицетворяющий женскую грацию, — атрибут богинь Афродиты и Артемиды. На лебеде восседает Ауранимфа легкого ветерка.

Согласно древним поверьям, в лебедя вселяются души умерших поэтов. Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии («Лебедь» Р.Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти. В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и сказке белого и чёрного Лебедя жизнь — смерть, добро — зло. Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (пословица о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализация мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости). Противопоставление этих начал нередко реализуется в орнитологическом коде — Лебедь и ворон (игра в ворона преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых лишённых перьев братьев, превращая их в чёрных Лебедей), Лебедя и совы, Лебедя и ласточки.

Изображение лебедя — пожелание легкой смерти; лебедь сопровождает  муз Эрато и Клио.

Широко использовался образ Лебедя в фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (тема царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Лебедь как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера).

В сказках народов мира, в частности в германском эпосе, рассказывается о способностях девушек превращаться в лебёдок и снова принимать прежний вид.

Огромная популярность сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя. Лебедь оставляет на берегу одежду из перьев, обладающую магическими свойствами, и в виде девицы купается в озере (море); прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена обретает одежду из перьев, превращается в Лебедя и улетает в своё царство, за море, унося с собой весну, солнце, плодородие.

Народных сказаниях существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. По первоначальному своему значению они суть олицетворения  весенних,  дождевых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Таким образом они роднятся с русалками.

Лебединым девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя "лебедь", употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает, собственно: белая (светлая, блестящая); такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь.

Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит в себе рассказ о том, как богатырь Поток женился на вещей красавице, которая впервые явилась ему на тихих морских заводях в виде белой лебеди. Однако трудно простому человеку с умной женою, так и Поток не совладал с вещей женкой, упустил Лебедь Белую, Авдотью Лиховидьевну.

Девы-птицы встречаются во многих других сказках, и везде им равно придается вещее значение и необычайная мудрость; они исполняют трудные, свыше сил человеческих, задачи и заставляют себе подчиняться самую природу.

В одной сказке эти мифические девы прилетают белыми лебедушками, а в других героиней выводится премудрая Лебедь-птица, красная девица, или Лебедь-королевна такой чудной красоты, что ни око не видело, ни ухо не слышало, и не сыскать подобной ей ни за лесами, ни за морями.

В одной румынской рождественской колядке «лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Лебедю. Сюжет брака человека с животным (птицей) распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающихся в Лебедя, например, в ряде русских сказок, и т. д.) и в именослове («лебединое» имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн).

Иногда Лебедь выступает в качестве тотема, якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей -Лебедем, небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Лебедей.

У ряда персонажей греческой мифологии Лебедь связан и с солнцем так, в «Тайттирия-брахмане» некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого Лебедя, летит на небо и соединяется солнцем.

Предсмертный крик лебедя связывался с мучениями распятого Христа, а белизна птицы сравнивалась с чистотой Девы Марии. Однако лебедь не только символ чистоты, грации, изящества.

В средневековых бестиариях упоминаются бесстрашные лебеди, вступающие в сражение с орлами. Духовное рождение популярного героя Средневековья — рыцаря Лоэнгрина — связано с легендой о "рыцаре Лебеде". В ней рассказывается о том, как Эльзам, дочь герцога Брабантского, пытались насильно выдать замуж за ее опекуна Фридриха Тельрамунда. Весть о том, что благородная, чистая дева (лебедь) попала в беду, достигла короля Артура и его рыцарей. Героем, который должен за нее сразиться, избирают Лоэнгрина, сына Парсифаля. Лоэнгрин готов сесть в седло, но приплывает белый лебедь, влекущий по волнам челн. Течение уносит челн с Лоэнгрином в море, лебедь поет песнь и кормит рыцаря в пути гостией. Они приплывают к устью Шельды, в Антверпен. Там "лебединый рыцарь" побеждает Фридриха и освобождает деву (серия шпалер на сюжеты другой "Истории рыцаря Лебедя" выткана в брюссельских мастерских в начале XVI в.). С именем Лоэнгрина связано название Лотарингия.

"Лебедем" именовали человека, через которого Св. Грааль действовал в материальном мире. В рыцарской символике изображение лебедя — знак посвящения в тайну Св. Грааля (в иной версии германской легенды сыном Парсифаля и "лебединым рыцарем" называется Лоренгель). Лебедь изображен на гербах городов Булонь-сюр-Мер на севере Франции и Цвикау в Саксонии. В 1440 г. был основан духовно-рыцарский "Лебединый орден" (в 1843 г. преобразован в благотворительную организацию).

Мифологические значения Лебедя клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства (Лебедь как знак поэта; Лебедь под лавровым деревом; Лебедь, поющий при веянии ветерка; Лебедь, поющий на гробнице; два Лебедя у кипариса, к которому прислонена лира; Лебедь, падающий в воду, и молния; Лебедь на водах; Лебедь и орёл, от которого он отворачивается, и т. п.).

Древние греки называли Лебедем (греч. Kyknos) одно из созвездий Млечного пути северного полушария неба, поскольку эта птица посвящена богу солнечного света Аполлону.

У славян "лебедем" (от изогнутой формы лебединой шеи) именовали также изогнутую рукоять ворота (позднее — лебёдка) и кружку с длинной выгнутой ручкой для разливания святой воды.

Лебедь атрибут французской императрицы Жозефины, супруги Наполеона Бонапарта. В спальне императрицы в замке Мальмезон изголовье кровати оформлено в виде лебединых шей (Жакоб-Демальте по рисунку Ш. Персье и П. Фонтена).

Локотники кресел в форме плавно изогнутых лебединых шей — характерная черта русской мебели первой трети XIX в.

В отдельных случаях образ Лебедя приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебеди выступают как вестники весны и тепла.


Образы Лебедя и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» в 20 в.— в иллюстрациях А. Матисса.


 

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.