ЛЕБЕДЬ
ЛЕБЕДЬ (праслав. olbodь; связано с лат. albus, греч. alphos — "белое пятно") — изящная птица с белым оперением и длинной, гибкой шеей в античности считалась символом единства двух стихий — воздуха и воды, а также благородства и чистоты.
В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры.
Кикн (греч. Kyknos — "лебедь") — имя многих персонажей древнегреческих мифов. Зевс, чтобы приблизиться к доверчивой Леде, выбрал образ белоснежного лебедя. Эта птица считалась "солнечной" не только в Элладе, где она была связана с культом Аполлона, но и в древнем Китае.
Единоборство лебедя и змеи символизирует победу Солнца над тьмой подземного царства. В Гомеровских гимнах восхваляется голос поющего лебедя. Выражение "лебединая песня" (последнее и лучшее творение художника) восходит к драме Эсхила ("Агамемнон", 458 г. до н. э.), в которой упоминается пророческий дар птицы Аполлона, знающей о своей близкой кончине и издающей мощные трубные звуки. Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик и мертвый, низвергается в воду.
Лебедь, олицетворяющий женскую грацию, — атрибут богинь Афродиты и Артемиды. На лебеде восседает Аура, нимфа легкого ветерка.
Согласно древним поверьям, в лебедя вселяются души умерших поэтов. Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии («Лебедь» Р.Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти. В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и сказке белого и чёрного Лебедя жизнь — смерть, добро — зло. Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (пословица о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализация мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости). Противопоставление этих начал нередко реализуется в орнитологическом коде — Лебедь и ворон (игра в ворона преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых лишённых перьев братьев, превращая их в чёрных Лебедей), Лебедя и совы, Лебедя и ласточки.
Изображение лебедя — пожелание легкой смерти; лебедь сопровождает муз Эрато и Клио.
Широко использовался образ Лебедя в фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (тема царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Лебедь как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера).
В сказках народов мира, в частности в германском эпосе, рассказывается о способностях девушек превращаться в лебёдок и снова принимать прежний вид.
Огромная популярность сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя. Лебедь оставляет на берегу одежду из перьев, обладающую магическими свойствами, и в виде девицы купается в озере (море); прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена обретает одежду из перьев, превращается в Лебедя и улетает в своё царство, за море, унося с собой весну, солнце, плодородие.
Народных сказаниях существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. По первоначальному своему значению они суть олицетворения весенних, дождевых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Таким образом они роднятся с русалками.
Лебединым девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя "лебедь", употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает, собственно: белая (светлая, блестящая); такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь.
Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит в себе рассказ о том, как богатырь Поток женился на вещей красавице, которая впервые явилась ему на тихих морских заводях в виде белой лебеди. Однако трудно простому человеку с умной женою, так и Поток не совладал с вещей женкой, упустил Лебедь Белую, Авдотью Лиховидьевну.
Девы-птицы встречаются во многих других сказках, и везде им равно придается вещее значение и необычайная мудрость; они исполняют трудные, свыше сил человеческих, задачи и заставляют себе подчиняться самую природу.
В одной сказке эти мифические девы прилетают белыми лебедушками, а в других героиней выводится премудрая Лебедь-птица, красная девица, или Лебедь-королевна такой чудной красоты, что ни око не видело, ни ухо не слышало, и не сыскать подобной ей ни за лесами, ни за морями.
В одной румынской рождественской колядке «лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Лебедю. Сюжет брака человека с животным (птицей) распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающихся в Лебедя, например, в ряде русских сказок, и т. д.) и в именослове («лебединое» имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн).
Иногда Лебедь выступает в качестве тотема, якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей -Лебедем, небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Лебедей.
У ряда персонажей греческой мифологии Лебедь связан и с солнцем так, в «Тайттирия-брахмане» некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого Лебедя, летит на небо и соединяется солнцем.
Предсмертный крик лебедя связывался с мучениями распятого Христа, а белизна птицы сравнивалась с чистотой Девы Марии. Однако лебедь не только символ чистоты, грации, изящества.
В средневековых бестиариях упоминаются бесстрашные лебеди, вступающие в сражение с орлами. Духовное рождение популярного героя Средневековья — рыцаря Лоэнгрина — связано с легендой о "рыцаре Лебеде". В ней рассказывается о том, как Эльзам, дочь герцога Брабантского, пытались насильно выдать замуж за ее опекуна Фридриха Тельрамунда. Весть о том, что благородная, чистая дева (лебедь) попала в беду, достигла короля Артура и его рыцарей. Героем, который должен за нее сразиться, избирают Лоэнгрина, сына Парсифаля. Лоэнгрин готов сесть в седло, но приплывает белый лебедь, влекущий по волнам челн. Течение уносит челн с Лоэнгрином в море, лебедь поет песнь и кормит рыцаря в пути гостией. Они приплывают к устью Шельды, в Антверпен. Там "лебединый рыцарь" побеждает Фридриха и освобождает деву (серия шпалер на сюжеты другой "Истории рыцаря Лебедя" выткана в брюссельских мастерских в начале XVI в.). С именем Лоэнгрина связано название Лотарингия.
"Лебедем" именовали человека, через которого Св. Грааль действовал в материальном мире. В рыцарской символике изображение лебедя — знак посвящения в тайну Св. Грааля (в иной версии германской легенды сыном Парсифаля и "лебединым рыцарем" называется Лоренгель). Лебедь изображен на гербах городов Булонь-сюр-Мер на севере Франции и Цвикау в Саксонии. В 1440 г. был основан духовно-рыцарский "Лебединый орден" (в 1843 г. преобразован в благотворительную организацию).
Мифологические значения Лебедя клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства (Лебедь как знак поэта; Лебедь под лавровым деревом; Лебедь, поющий при веянии ветерка; Лебедь, поющий на гробнице; два Лебедя у кипариса, к которому прислонена лира; Лебедь, падающий в воду, и молния; Лебедь на водах; Лебедь и орёл, от которого он отворачивается, и т. п.).
Древние греки называли Лебедем (греч. Kyknos) одно из созвездий Млечного пути северного полушария неба, поскольку эта птица посвящена богу солнечного света Аполлону.
У славян "лебедем" (от изогнутой формы лебединой шеи) именовали также изогнутую рукоять ворота (позднее — лебёдка) и кружку с длинной выгнутой ручкой для разливания святой воды.
Лебедь — атрибут французской императрицы Жозефины, супруги Наполеона Бонапарта. В спальне императрицы в замке Мальмезон изголовье кровати оформлено в виде лебединых шей (Жакоб-Демальте по рисунку Ш. Персье и П. Фонтена).
Локотники кресел в форме плавно изогнутых лебединых шей — характерная черта русской мебели первой трети XIX в.
В отдельных случаях образ Лебедя приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебеди выступают как вестники весны и тепла.
Образы Лебедя и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» в 20 в.— в иллюстрациях А. Матисса.
|