АЛЛЕГОРИЯ
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegorein — "говорить иначе") — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.
Возникло в глубокой древности, поскольку изначально произведения скульптуры , живописи, архитектуры служили культовым целям и несли в себе эзотерическое содержание.
В Древней Греции сформировался литературный жанр — аллегореза (allegoreza), толкование скрытого смысла поэтических мифов. Это было началом исторического сознания, стремления связать образы прошлого с настоящим, сделать их актуальными.
Историзм — основополагающий принцип художественного мышления, поэтому и аллегоричность есть непременное свойство художественной деятельности человека. В тех же случаях, когда необходимо конкретно выразить наиболее общие, абстрактные и потому почти неизобразимые идеи, например: добро, силу, власть, справедливость, любовь, художник прибегает к аллегории как типу композиции в особом жанре изобразительного искусства. В этом жанре абстрактные понятия показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Изображение льва традиционно олицетворяет силу, орла — зоркость, совы, поскольку она не спит ночью и видит в темноте, — мудрость.
Иносказательный смысл появляется либо из-за природных свойств самого объекта, либо ассоциативно, по аналогии с другими явлениями природы и жизни человека. Подобный способ мышления Аристотель назвал тропом (греч. tropos — "оборот") — переносом значения одного предмета на другой. Аристотелю принадлежат крылатые слова: "Тот, кто открывает новый троп, — открывает новую связь в мире".
Один из наиболее древних изобразительных приемов переноса значений — "замена голов" в египетском искусстве: человеческие фигуры с головой сакральных животных и животные с головой человека.
В эпоху Итальянского Возрождения потребовалось совместить изображение прекрасного тела, — как это делали древние греки, — с абстрактными идеями христианства. Ранние опыты — "прекрасные мадонны" и "прекрасное тело" обнаженного, но страдающего Христа — еще противоречивы и художественно не цельны. У великого Микеланжело душа и тело его сверхчеловеческих образов находятся в мучительном противоборстве. Но позднее, в искусстве Классицизма и Барокко, был выработан и канонизирован особый аллегорический тип композиции. Его разновидности и композиционные приемы основываются на применении художественных тропов, разработанных к тому времени в классической литературе: сравнении (целого с целым), метафоры (соединении в единое целое разнородных образов), олицетворении (перенесении свойств одушевленного предмета на неодушевленный), метонимии (замещении одного образа другим), эпитете (парных сопоставлений), синекдохи (изображении целого через его часть), стилистических фигур — гиперболы (преувеличении) и литоты (преуменьшении). Применение этих тропов в изобразительном искусстве позволило значительно расширить его образную природу, выражать сложные, неоднозначные идеи, сохраняя при этом композиционную целостность.
Наглядная изобразительная форма оказалась способной выражать более широкое содержание по сравнению с тем объектом, непосредственным отражением которого она является. Так античные музы с их атрибутами (лат. at-tributum — "приданое") аллегорически изображают виды искусства. Изображения античных богов, покровительствовавших тем или иным видам деятельности, намекают на достоинства правителей. Фигура женщины с завязанными глазами изображает Фемиду и символизирует Правосудие. Летящая Ника, богиня победы, — Славу. Обнаженные мужские и женские фигуры представляют реки и стихии — типичный пример олицетворения. Те же фигуры с соответствующими атрибутами олицетворяют "Четыре части света", "Четыре времени года" и связанные с ними работы. Классический пример олицетворения — фигуры атлантов и кариатид в качестве опор архитектурного сооружения.
В аллегорическом типе композиции соединение фигуры и атрибута — изобразительная метафора, в результате которой образный смысл изображения находится не в самой фигуре человека и не в ее атрибуте, а где-то между ними. Эта двойственность, подвижность смысла придает жанру аллегории своеобразие, глубину. Аллегорическая фигура теряет свою индивидуальность, конкретность и трактуется крайне обобщенно. Любое натуралистическое или портретное изображение в аллегорической композиции выглядит неорганично. Вот почему аллегории были так любимы в искусстве Классицизма и Барокко, где романтическая идеализация была провозглашена эстетической нормой.
Основоположник теории Неоклассицизма в искусстве И. Винкельман в одном из своих очерков специально разбирает "правила аллегории".
В искусстве стиля Барокко наибольшее распространение получает аллегорическая форма метонимии, переименования, игры смыслов, возникающих от замещения одного образа другим. В барочных композициях соединяется, казалось бы, несоединимое: Христос и Юпитер, Богоматерь и Диана, они "замещают" друг друга и обмениваются атрибутами. Эта смысловая динамика — не абсурд, а категория художественного стиля. Свободно комбинируя исторические и мифологические персонажи, языческие и христианские образы в одном изобразительном пространстве, художник создает новые смысловые связи, аллюзии, идейный подтекст. Подобные композиции требуют образованного, интеллектуального зрителя, но подчас настолько запутанны, что сопровождаются надписями, пояснениями, иногда — отдельной, в литературной, поэтической форме изложенной, программой.
Классические аллегории использует и искусство Рококо. Поэтому можно утверждать, что аллегоризм художественного мышления пронизывает собой искусство всех стилей и направлений.
В искусстве Романтизма классические аллегории перерастают в еще более сложную и отвлеченную форму — символ. Но между аллегорией и символом существуют принципиальные различия. Не случайно романтики рубежа XVIII—XIX вв. осуждали отвлеченность академических аллегорий, превратившихся, по их мнению, в банальность.
Аллегорические образы действительно основываются на внешнем, легко читаемом уподоблении, они конкретизируют абстрактные понятия; символы абстрагируют конкретное, уводят в область интуитивных прозрений и субъективных ассоциаций. Поскольку художественная образность есть прежде всего тенденция к обобщению, выражению подобия общего и единичного, то и формирование аллегорического мышления — главная закономерность исторической жизни искусства.
Аллегоризм является основным принципом формообразования, существенно расширяющим образные возможности изобразительного искусства. Путь от простого копирования природы, через осмысление пространственно-предметных связей и далее, к обобщению пространственно-временных отношений в историко-художественных аллюзиях, проходит в индивидуальном развитии каждый художник. Показательно и то, что наиболее сложная форма изобразительной аллегории — синекдоха, выражающая целостный образ через его часть, создает качество декоративности — результат осмысления художником связи отдельной изобразительной формы с окружающей ее пространственной и историко-культурной средой.
|