ПАВЛИН
ПАВЛИН (через ср.-ниж.-нем. Pawelûn, сближ. с франц. Pavillon, потому что павлин распускает свой хвост подобно шатру) — птица семейства фазановых (лат. Pavo cristatus — "Павлин с хохолком").
Мифопоэтический образ Павлина, основанный на внешних особенностях этой птицы (форма и характерная расцветка хвоста, походка и пр.), покрывает широкий спектр астральной символики — от космоса в его полноте и звёздного неба до лунного и солнечного круга.
Павлин считается эмблемой роскоши и величия царской власти; павлин с нимбом — христианская эмблема Воскресения.
На Руси эту птицу называли паунь. Самка павлина — пава (из лат. Pavo, через греч., от др.-инд. taos). Самцы этой птицы имеют роскошный, с радужными переливами хвост. С обликом павлина связывают происхождение Жар-птицы, сказочного образа славянской мифологии.
В древней Индии, откуда эта птица происходит, из-за сказочного оперения хвоста павлина почитали в качестве символа Солнца.
Через Вавилонию, Персию, Анатолию павлинов привозили в Грецию, где павлин стал атрибутом и священной птицей в храме Геры, супруги Зевса. В Древней Греции «звёзды» («глазки»), усеивающие павлиний хвост, назывались очами Аргоса, которые по приказанию Геры, чьей птицей является Павлин, должны следить за лунной коровой Ио.
В Древнем Риме с II в. до н. э. павлин — атрибут богини Юноны, охранительницы семьи и домашнего очага. Павлин — символ весны, любви и бессмертия, однако древние римляне употребляли павлинов в пищу.
Многих божеств древней Индии изображали скачущими верхом на павлинах. Брахма ездит не только на лебеде, но и на павлине. Верхом на павлине представляли Лакшми, бога любви Каму (олицетворение эротики), богиню мудрости, музыки и поэзии Сарасвати и Картикейю, божество войны. Бог Индра восседает на "павлиньем троне". Солярная символика Павлина характерна так-же для мифологий Индии и юго-восточной Азии.
В Китай павлинов завезли с Малайского архипелага. Начиная с периода Мин (1368—1644) павлина считали символом "красоты и достоинства", знаком удачной карьеры — перьями из павлиньего хвоста важные государственные чиновники украшали свои головные уборы. В зависимости от полученных наград чиновники имели право на павлинье перо с одним, двумя или тремя "глазами". Считали также, что павлин танцует при виде красивых женщин. С павлином изображали богиню Си Ванму. Существовал обычай, согласно которому жених, чтобы получить невесту в жены, должен был попасть на бегу стрелой в мишень из "павлиньего глаза". Такой обычай ввела дочь военачальника Ту в 562 г. н. э. Позднее павлиновразводили в садах при императорских дворцах.
В Исламе павлин — символ Солнца и Луны.
В западноевропейском Средневековье павлина считали истребителем змей, а переливающиеся краски хвостового оперения приписывали его способности превращать змеиный яд в солнечную энергию. С образом Павлина часто связываются мотивы созерцания, любования, взгляда (в средневековых «Бестиариях» Павлина именуется «стооким»); в то же время некоторые европейские поверья, ассоциирующие, вероятно, «глазки», усеивающие павлиний хвост, с «дурным глазом» («сглазом»), связывают образ Павлина с несчастьем, бесплодием и т. п.
В искусстве Древней Месопотамии встречаются изображения двух павлинов, пьющих из чаши. Подобные композиции рассматривают в качестве символа ритуального действия — приобщения к бессмертию. Поэтому аналогичные изображения получили распространение в раннехристианском и византийском искусстве, где чаша стала означать Евхаристию — Святое причастие, источник вечной жизни души. Тело павлина считали нетленным, смену оперения хвоста весной рассматривали как символ обновления и воскресения. Даже Херувимов изображали с крыльями из павлиньих перьев. Павлинов можно видеть на картинах, представляющих сцену Рождества Христова, и в композиции вертепов. Перо павлина, символ вечной жизни, — атрибут Св. Варвары великомученицы.
В символике алхимиков изображение павлина в кукурбите означает "цветовую гамму" алхимических превращений. В то же время павлин олицетворяет роскошь, тщеславие, надменность. Отсюда выражение "распустить свой хвост".
В сценах "Несения креста" рядом с Иисусом, идущим на Голгофу, художники иногда изображают павлина, что означает искупление Христом людского греха тщеславия. Если же павлин изображен с нимбом вокруг головы, он символизирует Воскресение. Именно в этом значении образ павлина используют в качестве геральдической фигуры.
В ираносуфийском мифе бог сотворил мировой дух в образе Павлина и дал ему посмотреть на его собственное отражение в чудесном зеркале, отчего Павлин, потрясённый величием увиденного, пролил капельки пота, из которых произошли все остальные существа.
В Древнем Египте Павлин считался символом Гелиополиса — города, в котором находился храм солнца.
Продолжением солярной темы являются и связанные с Павлином в различных традициях мотивы изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы; весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа, что, в частности, можно сопоставить с образом Малакитауза в езидской мифологии, который обозначает, в частности, начало, превосходящее первичный дуализм, и чьим символом был Павлин).
В ряде традиций Павлина считается царской птицей (Индия, Византия и др.).
Изображения Павлина широко представлены в геральдике и нумизматике.
|