Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 46 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Птицы в искусстве - Петух PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 44
ХудшийЛучший 

Индекс материала
Птицы в искусстве
Аист
Алкиона
Алконост
Альбатрос
Бену
Бийняо
Бригантия
Бянь Цяо
Воробей
Ворон
Гарпии
Гаруда
Голубь
Гриф
Гусь
Жар-птица
Журавль
Ибис
Индюк
Керубы
Киннары
Коршун
Кукушка
Ласточка
Лебедь
Орёл
Павлин
Пеликан
Петух
Попугай
Птица счастья
Сирин
Сова
Сокол
Стимфалиды
Страус
Фазан
Феникс
Финист
Харадр
Херувим
Цапля
Ястреб
Все страницы
ПЕТУХ
ПЕТУХ ("певец", от петь под вл. уменьш. Петя) — птица-самец отряда куриных.

В основе мифологического образа Петуха во многих традциях – его связь с солнцем. Как и солнце, Петух «отсчитывает» время («первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и т. п.). Австралийские аборигены иногда обозначают Петуха как «птицу, которая смеётся на рассвете»; русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и т. п.

В большинстве традиций Петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня — хотя в целом функции богов, которым посвящается Петуху (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, а так-же Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.), существенно шире.

Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый — седьмой часы пополудни.

У древних евреев Петух — символ третьей стражи ночи — от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме.

В античности петух (греч. alektoros — "не имеющий ложа"), просыпающийся раньше всех и приветствующий рассвет победным криком, считался символом Солнца, огня и в этом качестве признан  атрибутом солнечного бога Аполлона. Верховное божество Зевс олицетворял утреннюю зарю, поэтому его тоже изображали с петухом в руках. В одном из таких изображений петуха в руках держит юноша Ганимед, похищаемый Зевсом. Петух является атрибутом богинь Афины и Деметры, врачевателя Асклепия. Красный гребень петуха ассоциировался с кровавыми сражениями, поэтому петух сопровождает бога войны Ареса. Он также превратился в атрибут Гермеса (у римлян — Меркурия).
Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня.
Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца.
С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца, также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки).

Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника, в ведении которого находится огонь под овином).

Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух — с водой, подземным царством (ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11—12 в.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (например кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды.

Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею — не пользуюсь им, шпоры имею — не езжу верхом» и т. п.).

Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте Петух — один из ключевых символов сексуальной потенции (в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение.

Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространённом мотиве оборотничества Петуха. У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки Петух является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.

У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса.

Фантастическое космологическое существо — Абраксас — изображали с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. Петух в этоммиксантропическом образе означает рождение нового дня, сотворение мира.

Известно фантастическое существо с передней частью в форме коня, а задней — петуха.

Петуха изображали на колоннах — метах статуи богини Весты в Риме. На мистических "геммах Басилида", амулетахоберегах, воинских щитах и надгробиях изображали  петухов, поскольку считали, что петух предохраняет от несчастий, изгоняет демонов и василисков, мужчин  эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков, будущих воинов. Однако черные петухи — воплощение "демонов ночи".

В зороастрийском культе петуха (parodarsh) почитали священной птицей. На сасанидских шелковых тканях встречаются изображения петухов с нимбом вокруг головы.

В средневековом искусстве Китая "Бога Грома" представляли с крыльями, головой и когтями петуха и окрашивали в желтый цвет. В китайской  мифологии петух — десятое по счету символическое животное из "Двенадцати земных ответвлений" (соответствует десятому знаку китайского зодиака). Красный петух хранит от огня, белый — отпугивает демонов. По-китайски словосочетание "петух (куньчи) кукарекает (минь)" звучит так же, как "почет и слава" ("кунь-минь"). На императорских одеяниях изображали трехпалого петуха (почетное число, символизирующее Ян, мужское начало, тепло и жизнь). "Корона" на голове петуха, согласно верованиям китайцев, — "признак литературного духа". Белый петух символизирует чистоту и непорочность души умершего (белый цвет в Китае — символ траура), которая вселяется в петуха, чтобы возвратиться "к месту проживания семьи".

Петух — одна из эмблем ЯпонииВ Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.

В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани. Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух — посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия.

В западноевропейской средневековой иконографии образ петуха сопоставляли с "Добрым пастырем" (Христом), "восходящим солнцем на востоке", однако более устойчивой является символика петуха, связанная с эпизодом "Отречения Петра". Этот эпизод изображали на  раннехристианских мраморных саркофагах, причем троекратное пение петуха и троекратное отречение Апостола трактовали в качестве  аллегории "предостережения от зазнайства". Эту средневековую аллегорию в шуточной форме использовал французский драматург Э. Ростан в пьесе "Шантеклер" (1910; ст.-франц. Chantecler — "Певец утренней зари").  Петух похвалялся перед курами, что только благодаря его кукареканью каждое утро восходит солнце, но однажды он проспал и солнце взошло без его помощи.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом — деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта).

Изображение петуха, первым приветствующего восход солнца, помещали на башнях и шпилях в качестве флюгера. Такого петуха считали стражем города, поскольку он поворачивался в ту сторону, откуда можно было ждать врага. Ночью, по поверьям, флюгер-петух охраняет колокольни, пока "спят колокола".

В этих верованиях соединились древние языческие представления о петухе символе Солнца и аллегории Солнца-Христа, обращающего в бегство силы тьмы. Поэтому в нравоучительных гравюрах петух атрибут аллегорической фигуры "Бдительности".

В скандинавской мифологии петух птица подземного мира, крик петуха воскрешает героев Вальгаллы для решающей битвы. В культурах разных народов встречаются изображения "двуглавых петухов". Подобные изображения толкуют в качестве солярных знаков: восхода и заката, весеннего и зимнего солнцестояния, смены дня и ночи, борьбы тьмы и света, добра и зла. Эта символика, в частности, нашла отражение в произведении А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке" (1834): флюгер-петух, поворачиваясь на шпиле, как верный сторож кричит при любой опасности.

Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха.

"Кочет" (итал. coccet — "кудахтальщик") — изображение боевого петуха в профиль — герб пизанской семьи герцогов Висконти.

Древние римляне прозвали галлами (лат. gallus — "петух") племена, которые жили "по ту сторону Альп" за их "драчливость". С тех пор Галлия — другое название Франции. "Галльского петуха" изображали в качестве  эмблемы революционной Франции.

Петух — атрибут Св. Галла. Св. Вита, который, согласно средневековым верованиям, излечивал от нервной дрожи и судорог, изображали рядом с петухом, сидящим на книге (символ уверенности).
С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику «галльский Петух» мотив переходит из мифологических представлений родоплеменного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), «апокалиптических» трагедий современной истории, Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

В XVII—XVIII вв. произошла забавная контаминация (соединение) образа петуха в качестве атрибута "Отречения Петра" и петуха как символа утренней зари. В результате Св. Апостол Петр стал небесным покровителем цеха часовщиков. Корпуса часов из позолоченной бронзы стали украшать скульптурными изображениями петухов. В петербургском Эрмитаже, в Павильонном зале установлены часы "Павлин" — сложное сооружение, созданное в 1766—1772 гг. английским мастером Джеймсом Коксом. Скрытый внутри механизм в определенный момент приводит в движение фигуры павлинасовы и петуха, символизирующих день, ночь и утро.

В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д.) развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА, мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении — эротического влечения.

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.