ПЕТУХ
ПЕТУХ ("певец", от петь под вл. уменьш. Петя) — птица-самец отряда куриных.
В основе мифологического образа Петуха во многих традциях – его связь с солнцем. Как и солнце, Петух «отсчитывает» время («первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и т. п.). Австралийские аборигены иногда обозначают Петуха как «птицу, которая смеётся на рассвете»; русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и т. п.
В большинстве традиций Петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня — хотя в целом функции богов, которым посвящается Петуху (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, а так-же Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.), существенно шире.
Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый — седьмой часы пополудни.
У древних евреев Петух — символ третьей стражи ночи — от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме.
В античности петух (греч. alektoros — "не имеющий ложа"), просыпающийся раньше всех и приветствующий рассвет победным криком, считался символом Солнца, огня и в этом качестве признан атрибутом солнечного бога Аполлона. Верховное божество Зевс олицетворял утреннюю зарю, поэтому его тоже изображали с петухом в руках. В одном из таких изображений петуха в руках держит юноша Ганимед, похищаемый Зевсом. Петух является атрибутом богинь Афины и Деметры, врачевателя Асклепия. Красный гребень петуха ассоциировался с кровавыми сражениями, поэтому петух сопровождает бога войны Ареса. Он также превратился в атрибут Гермеса (у римлян — Меркурия).
Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня.
Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца.
С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца, также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки).
Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника, в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух — с водой, подземным царством (ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11—12 в.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (например кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды.
Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею — не пользуюсь им, шпоры имею — не езжу верхом» и т. п.).
Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте Петух — один из ключевых символов сексуальной потенции (в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение.
Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространённом мотиве оборотничества Петуха. У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки Петух является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса.
Фантастическое космологическое существо — Абраксас — изображали с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. Петух в этоммиксантропическом образе означает рождение нового дня, сотворение мира.
Известно фантастическое существо с передней частью в форме коня, а задней — петуха.
Петуха изображали на колоннах — метах статуи богини Весты в Риме. На мистических "геммах Басилида", амулетах, оберегах, воинских щитах и надгробиях изображали петухов, поскольку считали, что петух предохраняет от несчастий, изгоняет демонов и василисков, мужчин эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков, будущих воинов. Однако черные петухи — воплощение "демонов ночи".
В зороастрийском культе петуха (parodarsh) почитали священной птицей. На сасанидских шелковых тканях встречаются изображения петухов с нимбом вокруг головы.
В средневековом искусстве Китая "Бога Грома" представляли с крыльями, головой и когтями петуха и окрашивали в желтый цвет. В китайской мифологии петух — десятое по счету символическое животное из "Двенадцати земных ответвлений" (соответствует десятому знаку китайского зодиака). Красный петух хранит от огня, белый — отпугивает демонов. По-китайски словосочетание "петух (куньчи) кукарекает (минь)" звучит так же, как "почет и слава" ("кунь-минь"). На императорских одеяниях изображали трехпалого петуха (почетное число, символизирующее Ян, мужское начало, тепло и жизнь). "Корона" на голове петуха, согласно верованиям китайцев, — "признак литературного духа". Белый петух символизирует чистоту и непорочность души умершего (белый цвет в Китае — символ траура), которая вселяется в петуха, чтобы возвратиться "к месту проживания семьи".
Петух — одна из эмблем Японии. В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани. Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух — посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия.
В западноевропейской средневековой иконографии образ петуха сопоставляли с "Добрым пастырем" (Христом), "восходящим солнцем на востоке", однако более устойчивой является символика петуха, связанная с эпизодом "Отречения Петра". Этот эпизод изображали на раннехристианских мраморных саркофагах, причем троекратное пение петуха и троекратное отречение Апостола трактовали в качестве аллегории "предостережения от зазнайства". Эту средневековую аллегорию в шуточной форме использовал французский драматург Э. Ростан в пьесе "Шантеклер" (1910; ст.-франц. Chantecler — "Певец утренней зари"). Петух похвалялся перед курами, что только благодаря его кукареканью каждое утро восходит солнце, но однажды он проспал и солнце взошло без его помощи.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом — деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта).
Изображение петуха, первым приветствующего восход солнца, помещали на башнях и шпилях в качестве флюгера. Такого петуха считали стражем города, поскольку он поворачивался в ту сторону, откуда можно было ждать врага. Ночью, по поверьям, флюгер-петух охраняет колокольни, пока "спят колокола".
В этих верованиях соединились древние языческие представления о петухе — символе Солнца и аллегории Солнца-Христа, обращающего в бегство силы тьмы. Поэтому в нравоучительных гравюрах петух — атрибут аллегорической фигуры "Бдительности".
В скандинавской мифологии петух — птица подземного мира, крик петуха воскрешает героев Вальгаллы для решающей битвы. В культурах разных народов встречаются изображения "двуглавых петухов". Подобные изображения толкуют в качестве солярных знаков: восхода и заката, весеннего и зимнего солнцестояния, смены дня и ночи, борьбы тьмы и света, добра и зла. Эта символика, в частности, нашла отражение в произведении А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке" (1834): флюгер-петух, поворачиваясь на шпиле, как верный сторож кричит при любой опасности.
Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха.
"Кочет" (итал. coccet — "кудахтальщик") — изображение боевого петуха в профиль — герб пизанской семьи герцогов Висконти.
Древние римляне прозвали галлами (лат. gallus — "петух") племена, которые жили "по ту сторону Альп" за их "драчливость". С тех пор Галлия — другое название Франции. "Галльского петуха" изображали в качестве эмблемы революционной Франции.
Петух — атрибут Св. Галла. Св. Вита, который, согласно средневековым верованиям, излечивал от нервной дрожи и судорог, изображали рядом с петухом, сидящим на книге (символ уверенности).
С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику «галльский Петух» мотив переходит из мифологических представлений родоплеменного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), «апокалиптических» трагедий современной истории, Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).
В XVII—XVIII вв. произошла забавная контаминация (соединение) образа петуха в качестве атрибута "Отречения Петра" и петуха как символа утренней зари. В результате Св. Апостол Петр стал небесным покровителем цеха часовщиков. Корпуса часов из позолоченной бронзы стали украшать скульптурными изображениями петухов. В петербургском Эрмитаже, в Павильонном зале установлены часы "Павлин" — сложное сооружение, созданное в 1766—1772 гг. английским мастером Джеймсом Коксом. Скрытый внутри механизм в определенный момент приводит в движение фигуры павлина, совы и петуха, символизирующих день, ночь и утро.
В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д.) развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА, мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении — эротического влечения.
|