ИНТЕРЬЕР
ИНТЕРЬЕР (франц. intérieur — "внутренний мир", из лат. intra — "внутри") — в широком значении — вид изнутри на какой-либо объект, противоположно слову экстерьер — вид снаружи.
Аналогично:
- план — вид сверху;
- плафон — вид снизу;
- фас, фасад — вид спереди;
- ракурс — вид с угла.
В более узком смысле, в архитектуре — внутреннее пространство здания, его композиция с элементами отделки: панелями, филенками, десюдепортами и панно, фресками и мозаиками, мебелью, светильниками и зеркалами, коврами и штофами...
Проектирование интерьера осуществляется архитектором во взаимосвязи с экстерьером здания и, как архитектура в целом, следует логике развития художественных направлений, стилей, течений и школ в истории мирового искусства.
В истории живописи существует жанр изображения жилого, дворцового, церковного интерьера, зародившийся в голландском искусстве XVII в., но уходящий корнями в искусство Итальянского и Северного Возрождения XV—XVI вв.
Декоративная роспись в интерьере и интерьер в живописи культивировались в первую половину XVIII в. в эпоху Рококо, в искусстве Неоклассицизма второй половины XVIII в.
В период Романтизма, особенно в английском искусстве, сформировался жанр портрета в интерьере.
Все разновидности декоративно-прикладного искусства, связанные с оформлением интерьера, интенсивно развивались в искусстве Ампира начала XIX в. и особенно в период Бидермайера 1815—1848 гг.
Низкие сводчатые потолки, железные двери, сундуки с драгоценностями, груда богатого воинского снаряжения. На причудливом троне - страшный старик в короне, с кривым мечом, и юная красавица Василиса Прекрасная. Конечно, сами персонажи необычны, но представьте: В. Васнецов показал их вне стен мрачного Кащеева жилища. Содержательная сторона картины явно проиграла бы. А сейчас оба героя, как им и положено, находятся в атмосфере сказки благодаря фантастическому интерьеру.
Что же такое интерьер? В переводе с французского interieur означает "внутренность, внутренняя часть". Этим словом называют внутреннее архитектурное пространство, а в декоративно-прикладном искусстве - оформление помещения. Как жанр изобразительного искусства он сложился в Голландии XVII века, после буржуазной революции, которая привела к установлению республики. Художники избавились от основных заказчиков - католической церкви и влиятельных меценатов-феодалов. Теперь их остро интересовала окружающая действительность, человек, его внутренний мир, вдохновляла поэзия повседневности, красота и удобство предметов обихода, уют жилища.
Элементы интерьера можно увидеть в помпейских росписях, в византийских и древнерусских иконах, восточных миниатюрах, старинных японских свитках; начиная с эпохи Возрождения он становится важной частью многих произведений, относящихся к различным жанрам. Взять, например, портрет. Недаром великий Рембрандт писал героев своих полотен в интерьере, где всегда можно создать такое освещение, которое активно помогало бы воплотить внешность, характер, переживания людей, сообщало картинам особую динамичность. И пейзаж, батальный и исторический жанры очень часто сочетаются с интерьером.
Вот полотно, посвященное великому историческому событию. На мраморном полу стоят двое. Солдат в шинели, с котомкой, флягой у пояса, и рабочий в кожанке. Оба с винтовками. Вдали, рядом с пулеметом, сидит боец. Читает газету. Просторно и пусто, но по всем признакам здесь был недавно бой: всюду гильзы, куски штукатурки, на ступенях валяются пулеметная лента, фуражка. Изобрази В. А. Серов героев картины вне стен дворца, и смысл ее был бы неясен. А сейчас, даже не читая подписи, мы догадываемся: "Зимний взят".
Роль, которую отводят художники интерьеру в произведениях на исторические, бытовые, сказочно-мифологические сюжеты, всегда была одной из важнейших. Посмотрите внимательно на картину Жана-Луи Лагрене "Федра, обвиняющая Ипполита перед Тезеем". Живописец ее создавал в период развития классицизма во французской художественной культуре, когда королевская власть нуждалась в поддержке "величественного стиля". События происходят во дворце знаменитого аттического героя - Тезея, который является центром композиции. Вся группа действующих лиц расположена по двум диагоналям и вытянута посреди зала параллельно картинной плоскости. Но как создать подобающую происходящему среду и показать всю сцену в пространстве?
Лагрене избирает для этого интерьер античного дворца, на который мы смотрим фронтально, как бы находясь против входных арок. Все уходящие от зрителя параллельные линии имеют одну точку схода. Они, а также воздушная дымка, создают ощущение пространства. Широкие полосы, украшающие пол, ведут наш взгляд к персонажам картины. Их театральные жесты и позы, сложные складки одежды контрастируют с ясной, подчеркнутой геометричностью помещения. Этим приемом Лагрене усилил впечатление значимости действия. Таким образом, интерьер играет в произведении ответственную роль. Чтобы сделать его убедительным, мастер применил основательные знания линейной перспективы.
"Чистый" интерьер, в котором отсутствует изображение людей, какой-либо жанровой или исторической сцены, животных, встречается не так уж часто. Но если он в картине или рисунке главенствует, то такое произведение принято называть интерьером.
В гравюре У. Хогарта из серии "Модный брак" (графическое повторение созданной им же картины) о жизни графской семьи середины XVIII века повествует внутренность помещения, архитектура которого достаточно строга, а убранство богато. С ним как бы вступает в конфликт происходящая сцена, потому что никак не вяжется с тем беспорядком, который учинили молодые хозяева дома. Интерьер потребовал более сложных перспективных построений, чем в полотне Лагрене, поскольку дан под углом к картинной плоскости. Его разворот по диагонали в глубину позволил шире развернуть действие в пространстве - поднимающего стул заспанного слугу, управляющего, потерявшего всякую надежду услышать от графской четы что-либо путное. В гравюре соединились бытовой жанр и интерьер, без которого ее содержание было бы просто непонятным.
Русская интерьерная живопись зародилась в XVIII веке. Ф. Рокотов в картине "Кабинет И. И. Шувалова" стремился рассказать в отличие от многих своих "погрудных портретов" о духовном мире человека с помощью окружающих его вещей. Многие выпускники Академии художеств запечатлели внутреннее пространство архитектурных сооружений. Знание перспективной живописи являлось тогда одним из требований господствовавшего классицизма: сцены героического характера принято было изображать на фоне величественных построек.
В XIX столетии художники старались передать архитектурные памятники как можно точнее, но при этом воплотить образную сущность, окрашенную настроением, которое возникало при их созерцании. В 20-е годы появился "интимный интерьер" - под влиянием творчества А. Г. Венецианова. Ученики Алексея Гавриловича умели блестяще применить знания законов перспективы и светотени в картинах, написанных непосредственно с натуры в залах, кабинетах, мастерских художников.
Венецианов, искавший вдохновения в окружающей действительности, в среде крестьян, городских низов, иначе говоря - людей низшего сословия, стал родоначальником русского "трудового" интерьера. Например его полотно "Гумно" (1821 - 1823).
Традиции лучших мастеров нашли продолжение в произведениях советских живописцев и графиков, обогативших интерьерный жанр новой тематикой и разнообразными творческими решениями. Картины и рисунки, созданные в результате поездок на комсомольские стройки, изображение заводских цехов, колхозных ферм, жилищ геологов, целинников, строителей БАМа вносят в понятие интерьера новое содержание.
Интерьер требует от художника многого: основательной изобразительной грамоты, способности отыскать такую точку зрения, при которой с наибольшей полнотой и выразительностью выявляются существенные особенности натуры - ведь у любой постройки, даже типовой, свои отличительные черты, которые привносят живущие в ней люди. Выбор освещения - дневного, искусственного, направленного, рассеянного, умение найти и выделить композиционный центр, опустить ненужные детали, передать колористическое состояние, тональные отношения, воздух - всего этого не добиться без знаний, мастерства. Это дает художнику прекрасную возможность утвердить свою авторскую позицию, проявить творческую индивидуальность.
Интерьер может быть педантично сухим, сугубо документальным, и романтически взволнованным. Проникнутым светлой лирикой и беспокойным, тревожным. Он позволяет обращаться к любой технике и любым материалам. В прошлом веке М. Воробьев, К. Ухтомский, Ж. Тома де Томон и многие другие мастера создали великолепные акварели, представляющие большую историческую и художественную ценность. Эти листы поражают мастерством исполнения, ювелирной точностью, с которой написан каждый предмет, умением передать фактуру дерева, камня, стекла, металла.
Изображая внутренность помещения, каждый художник ставит перед собой определенные задачи, отвечающие его замыслам, вкусам, настроению.
Голландский мастер XVII века Эмманюэль де Витте изобразил внутренний вид церкви. Он стремился передать торжественный, внушительный интерьер старинной постройки, мерцание света, глубину теней, красоту разнообразных архитектурных форм.
И как резко отличается от картины Витте с ее тщательной проработкой деталей, превосходным гладким письмом полотно П. И. Петровичева "Дворец Шереметева. Кусково" Не только особой плотностью красочного слоя и хорошо заметными мазками кисти. Петровичев не стремился проштудировать форму и фактуру различных материалов и предметов, составляющих интерьер, и тем более отдельные его подробности - его захватила царящая в зале атмосфера солнца, простора, прозрачного воздуха. Яркие лучи ложатся на пол словно листы золота. Всюду горячие рефлексы, искры бликов, переливы звонких красок. Картина рождает радостное настроение, восхищая талантом, трудолюбием, безупречным вкусом русских крепостных мастеров, создавших замечательное произведение архитектуры.
В отличие от просторной для взора, по-своему этичной работы Петровичева, написанный П. Левченко "Интерьер с роялем" - камерный, интимный. Зашторенные окна, узкое пространство комнаты, силуэты рояля, растений, контрасты света и тени - все вводит в среду, доступную лишь для небольшого круга людей. Ноты, раскрытые на пюпитре, свидетельствуют о том, что хозяин комнаты где-то рядом.
Возможности интерьера велики. Он способен протокольно передать облик реально существующей постройки и родиться в воображении художника, поведать о жизни одного человека и о целой эпохе. Перенести нас в кабинет ученого, мастерскую живописца, заводской цех, вестибюль метро, на борт космического корабля. Работая в жанре интерьера, художник воспевает ту часть окружающей нас рукотворной действительности, без которой люди не могли бы существовать.
А. Алехин,
кандидат искусствоведения
АВАНЗАЛ (франц. avantsalle от avant — "передний" и salle — "зал") — "передний зал", большая приемная комната для гостей, аудиенций. В архитектуре Классицизмаи Барокко — одно из главных помещений, парадный, пышно оформленный интерьер, то же, что антикамера.
АНТИКАМЕРА (итал. anticamera от греч. anti — "против" и лат. camera — "помещение, комната") — в классической архитектуре — помещение, расположенное перед главным залом; во дворцах — перед тронным залом, аудиенц-залом. То же, что аванзал, вестибюль.
АНТРЕСОЛЬ (франц. entresol — "перед полом", лат. solum — "земля, почва") — в архитектуре — верхняя часть интерьера здания, отделенная внутренним перекрытием, полуэтаж, пространство второго полуэтажа внутри комнаты, балкон, галерея внутри высокого помещения. Антресолью называют также верхний полуэтаж (меньше нижнего по высоте), включенный в общий объем здания. Снаружи выглядит как мезонин. В усадебных домах московского или провинциального русского классицизма мезонин делит колонны портика на фасаде несколько выше середины встроенным балконом. То же в древнерусской архитектуре — полати. В мебели антресоль — верхнее отделение секретера с дверцами либо полка внутри шкафа.
АНФИЛАДА (франц. enfilade, a’la file — "в ряд по ниточке", один за другим от лат. filare — "вытягивать в нитку, линию") — в архитектуре — ряд внутренних помещений, интерьеров, расположенных по одной продольной оси. Как правило, соединяются дверными проемами, раскрывающими глубокую перспективу. Анфиладная планировка внутренних помещений характерна для архитектуры Классицизма и Барокко XVII—XVIII вв., поскольку хорошо отражает идеи монументальности, парадности, представительности, соответствует потребностям дворцового церемониала. В России европейский анфиладный принцип был впервые применен в Петербурге в начале XVIII в. в постройках "петровского барокко", а затем, в середине столетия, блестяще развит Ф. Б. Растрелли в Зимнем дворце, Больших дворцах Петергофа и Царского Села.
АПАРТАМЕНТ (франц. appartement от лат. appartium — "принадлежащий") — обширное помещение, интерьер, квартира в несколько комнат. "Апартаменты" — слово, часто употребляемое в русской классической литературе, под которым подразумевается дворянский особняк конца XVIII — начала XIX в. в стиле усадебного русского классицизма с анфиладной планировкой комнат, колонным портиком и мезонином на главном фасаде.
АПОДИТЕРИЙ (лат. apodyterium от греч. apodyterion — "предбанник" от apo-dyo — "снимать, раздевать"). В древнеримских термах помещение для раздевания — вестибул. Иногда аподитерий совмещался с фригидарием — помещением, в котором находился бассейн с холодной водой.
АТРИЙ, АТРИУМ (лат. atrium от ater — "черный") — в древнеиталийском и римском жилом доме — центральное помещение, куда выходили двери всех других комнат. Вначале огороженный двор с очагом в центре. В Древней Греции, в крито-микенскую эпоху — мегарон. Другое наименование — каведиум (от лат. cavus — пустой, полый). Крыша атриума имеет большое прямоугольное отверстие — в древности для выхода дыма из очага (отсюда название). Это отверстие называется комплювий, прямо под ним —имплювий (водосток — бассейн для омовений и сбора дождевой воды).
В античности атриум был центром дома, где собиралась вся семья с мужской и женской половин, там находился алтарь домашних богов — лар и пенатов, им приносили жертвы и курили благовония. В специальных нишах, экседрах, на подставках или в шкафах хранили восковые маски (натурально расписанные, позднее — бюсты) умерших предков. Причем их располагали так, чтобы продемонстрировать родословную хозяина дома. Атриум — парадное помещение и он украшался более других — разноцветным мрамором, мозаичными полами,фонтанами, статуями. На стенах были росписи. Атриум сообщался с окружавшим его снаружи перистилем. В трактате древнеримского архитектора Витрувия (18—16 гг. до н. э.) описываются пять разновидностей атриумов.
- Тосканский, или тусский — со скатами кровли внутрь, к комплювию.
- Четырехколонный атриум (atrium tetrastylum) отличается тем, что кровлю поддерживают четыре колонны, расположенные по углам бассейна — имплювия.
- В коринфском атриуме колонн может быть больше.
- В дождеотводящем атриуме (atrium displuviatum) сохраняется комплювий, но он располагается выше, а скаты крыши имеют наклон наружу.
- В крытом атриуме (atrium testudiatum) отсутствует комплювий, что объясняется устройством второго, верхнего этажа.
Атриум сохранялся в Средневековье в жилых домах и в качестве внутреннего дворацерковных построек. В восточнохристианской традиции его связывают с авлой (греч. aula — "ковер, завеса") — так у древних греков назывался двор, отгороженный коврами и только позднее обносимый каменными стенами. В раннехристианских базиликах перед нартексом (крытым передним помещением) был большой двор —атриум, в центре которого находился водоем с фонтаном для омовения — прообраз позднейших баптистериев (помещений для крещения). Фонтан со временем стал осмысливаться символически как источник жизни и получил название "Святой колодец". В монастырях романской эпохи такой атриум с колодцем назвали клуатром.
АУДИЕНЦ-ЗАЛ (франц. audience от лат. audientia — "слушание") — в особняках, дворцах — большое парадное помещение для официальных, дипломатических приемов. Во дворцах монархов — тронный зал. Располагается обычно в анфиладе за аванзалом. Термин появился в связи с европеизацией русской культуры в архитектуре "петровского барокко" начала XVIII в.
БАЛДАХИН (через польск. Baldachin из франц. Baldaquin, итал. Baldacchino, лат. Baldacinus — "дорогая шелковая ткань из Багдада" от Baldac) — навес из ткани на деревянной раме и шестах (колоннах). В жарких странах — устройство для защиты от солнца, зонт. Изображение балдахина в живописи и скульптуре"осеняет", защищает. В традиционном искусстве Китая символизирует"счастливую судьбу", покровительство.
Во многих культурах балдахин — символ мирской и духовной власти. С XII в. в западно-европейском романском, а затем и в готическом искусстве под влиянием арабского Востока появляются каменные балдахины в качестве наверший статуй; они "осеняют" изображаемые персонажи. Иногда такие балдахины приобретают сложную форму крепости, города с башнями, аркадами и шпилями, что символизирует "Град Небесный", Новый Иерусалим. Поэтому балдахин одновременно знак царской власти и небесного покровительства.
В интерьере христианского храма балдахин, монументальное сооружение из камня или дерева, возводится над алтарем, престолом, бимой. В православных церквях он находится за иконостасом и виден только в проеме Царских Врат, когда они открыты. Балдахин также возводится над царским местом и над кафедрой по обе стороны от бимы как символ единства мирской и духовной власти. Его внутреннюю часть — "небо" — расписывали звездами или украшали изображением голубя в сиянии (символ Св. Духа). Устройство балдахина над царским троном восходит к обычаям Древнего Востока: в Персии и Вавилоне над царем несли зонт (отсюда другая версия происхождения слова "балдахин" от Baldacco, или Babylon — Вавилон, а также и от Рима как "Нового Вавилона"). Параллельно с развитием этой символики менялась и утилитарная сторона балдахина. В европейской мебели эпохи Готики, Возрождения и Барокко балдахин на четырех столбах с завесами со всех сторон устраивали над кроватью исключительно для тепла, поскольку спальни не отапливались. Столбы и верхнюю раму балдахина украшали резьбой, позолотой, использовали витые колонки и декоративную скульптуру. Во Франции в эпохи короля Людовика XIII, "Большого стиля" Людовика XIV, стиля Регентства и Рококо (стиля Людовика XV) балдахины с шелковыми, парчовыми занавесями, золотым шитьем и кистями превращали в необычайно пышные, декоративные сооружения. Их помещали в алькове либо в самом центре интерьера. Церковные балдахины чаще называют сибориум, или киворий. Самый знаменитый киворий из бронзы, высотой 29 м, по проекту Дж. Л. Бернини установлен в соборе Св. Петра в Риме над гробницей Апостола. В древнерусском искусстве принято название сень.
БАЛЮСТРА́ДА(франц. balustrade) — ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем. Балюстрада наружных лестниц и кровли, особенно в архитектуре стиля Барокко, дополняется вазонами, статуями и не столько выполняет функцию ограждения, сколько создает плавность зрительного перехода от объема здания к окружающему пространству. Балюстрада, как и балдахин, может иметь символическое значение. Во Франции эпохи Людовика XIV балюстрада (франц. lit à balustre), ограждающая кровать короля, указывала на неприкосновенность ложа монарха. Случаи, когда Людовик XIV допускал посторонних за балюстраду, отмечались в хрониках как знаки особой милости.
БАПТИСТЕРИЙ (греч. baptisterion от baptizo — "погружаю", baptist — "креститель") — крещальня. В Древнем Риме — бассейн с прохладной водой, то же, что фригидарий в римских термах — общественных банях. Находился в помещении, называемом аподитерием. В раннехристианский период — купель с водой для обряда крещения. Такая купель, сначала в виде небольшого бассейна, а затем — большая чаша из бронзы, не могла размещаться в самом храме, в базилике, поскольку допущению в церковь должно было предшествовать крещение. Поэтому купель устанавливали в нартексе (позднее и боковых приделах храма), но чаще отдельно, снаружи. Для этого с IV—V вв. стали строить специальные здания рядом с храмом — баптистерии. Они были центрическими в плане, круглыми либо восьмигранными. Число восемь по средневековым представлениям означает Вечную Жизнь, поэтому восьмиугольник — символ Вечности, которую дарует обряд крещения. Такие баптистерии увенчивали восьмигранным куполом с крестом на вершине. Внутри украшали мозаикой, росписями. Купель на подножии из трех ступеней (символ животворящей Троицы) декорировалась рельефами и аллегорическими фигурами пророков. Баптистерии освящали в честь Иоанна Крестителя.
БЕЛЬЭТАЖ (от франц. bel — "красивый, прекрасный" и étage — "этаж, ярус") — в архитектуре — второй снизу, после цокольного, этаж здания. В нем обычно размещаются главные, парадные залы и комнаты. Поэтому и на фасаде здания бельэтаж выделяется размерами, величиной окон, декоративными обрамлениями: филенками, наличниками, карнизами, тягами, сандриками, порталами. В архитектуре Классицизма и Барокко бельэтаж образует характерное трехчастное деление фасада по вертикали. Его значение подчеркивается парадной наружной лестницей с симметричными маршами или пандусами, ведущими прямо на бельэтаж. В интерьере театра бельэтажем называют первый этаж балконов над амфитеатром — партером и бенуаром.
БИКЛИНИЙ (лат. biclinium от bi — "двух" и греч. kline — "ложе") — помещение в древнеримском доме, предназначенное для трапезы, в котором скамьи (lectulus) для возлежания во время еды располагались не с трех, как обычно, а с двух сторон от стола — менсы.
БУДУАР (франц. boudoir) — небольшая уютная комната, примыкающая к спальне. Появилась в архитектуре Франции конца XVII — начала XVIII в. Вначале — "комната с нишей" (франц. chambre en niche). В столичных особняках периода французского Регентства и в связи с формированием эротической культуры Рококо первой половины XVIII в. таким комнатам стали придавать особое значение. Там устанавливали канапе, будёз, туалетные столики и кресла, входившие в моду с середины XVIII в. диваны. Стены украшали росписями или обтягивали шелком.Плафоны, падуги, десюдепорты отделывали живописными панно или лепкой с изображением играющих амуров и цветочных гирлянд. Подобно тому как в предыдущую эпоху считалось редкой честью быть допущенным за балюстраду спальни Людовика XIV и присутствовать на церемонии одевания короля, так в XVIII столетии быть приглашенным в будуар знатной дамы — знак доверия и уважения. Близость спальни придавала этому обычаю интимный подтекст. Будуаром стали называть также комплект мебели, предназначенный для такой комнаты: туалетный столик с зеркалами, уютные кресла. Позднее в связи с распространением идей Просвещения и Неоклассицизма роль аристократических гостиных приняли на себя большие парадные комнаты — салоны, а слово "будуар" стали употреблять с ироничным оттенком. Отсюда шутливое название: "будуарное" искусство, в смысле — легкомысленное, пустое, слащавое.
БЕНУАР (франц. baignoire — "ванна" от baigner — "купать") — в интерьере театрального зала — нижний ярус лож, расположенный полукругом по обеим сторонам партера и отгороженный парапетом. Выше находится следующий ярус, называемый бельэтажем, а еще выше — балкон.
ВЕСТИБЮЛЬ (франц. Vestibule, нем. Vestibül от лат. Vestibulum) — передняя, большое помещение между входом и аванзалом, залом, салоном, гостиной, любым внутренним помещением жилого или общественного здания. В архитектуре XVII—XVIII вв. вестибюль устраивали на первом этаже, в то время как парадные апартаменты находились на втором. При этом большая парадная лестница вела с первого на второй этаж, из вестибюля в аванзал. Древнеримский вестибул превратился в западноевропейской дворцовой архитектуре в курдонер (франц. cour d’honneur — "почетный двор").
ВОРОНЦЫ (от воронка) — в деревянной архитектуре восточных славян — длинные и широкие доски, полки, расположенные вдоль стен или посередине (от печи) избы, на которых стояла посуда, утварь, можно было лежать и сидеть.
ДВУСВЕТНЫЙ ЗАЛ — архитектурный интерьер, большой зал с высотой стен в два этажа и двумя рядами окон (не разделенными перекрытием). "Вторым светом" называют верхний ярус стен и окон. Зал "в два света" в классической архитектуре создавали как парадное, представительское помещение во дворце, здании Ратуши.
ДЕСЮДЕПОРТ (франц. dessus-de-porte — "то, что над дверью") — декоративная панель, живописное панно, рельеф, расположенные над дверным проемом и связанные с ним общим обрамлением. Придает порталу, наличнику двери в интерьере монументальный, торжественный вид. Десюдепорты появились во французской архитектуре XVII в. Самые изысканные образцы относятся к стилю Рококо первой половины XVIII в. Десюдепорты обрамляли рельефными золочеными рокайлями, а внутри размещали зеркала либо картины ведущих живописцев этого стиля. Формат десюдепортов приобретал сложный, изысканный вид. Десюдепорты сохранились в искусстве Неоклассицизма второй половины XVIII в., но стали прямоугольными, соответствующими ширине дверного проема, либо повторяли форму люнета. Иногда используется сокращенное название: сюпорт (su-porte).
ДОРМИТОРИЙ (лат. dormitorium — "спальня" от dormio — "спать") — в архитектуре средневековых монастырей — спальное помещение монахов. Романские дормитории XI—XII вв. с плоскими деревянными потолками и полуциркульными арками оказали влияние на формирование уникального стиля "каталонской готики". Французское название — дортуар; древнерусское — одрины. Монастырская трапезная называется рефлекторием.
ДОРТУАР (франц. dortoir — "спальня") — в средневековой архитектуре монастырей, коллегиумов — большая комната, предназначенная для спальни.
ЗАЛ, ЗАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (из нем. Saal, франц. Salle, от франк, Sal, др.-инд. Saja — "тень, защита") — обширное помещение, предназначенное для большого собрания людей. Непременная принадлежность дворца, палаццо, виллы,замка, отеля, усадебного дома. Зальным называется пространство, имеющее примерно равные размеры в высоту, длину и ширину. Зальные постройки в истории архитектуры, в отличие от удлиненных, базиликальных, являются результатом развития храмов крестово-купольного типа. В западноевропейской архитектуре"зальные церкви" (нем. Hallenkirche, Saalkirche) появляются в XI в. Они представляют собой модификацию трехнефных базилик с нефами одинаковой высоты, без трансепта. Второй ярус надстроенных боковых нефов называют эмпорами. Зальный тип церкви характерен для многих сооружений английской готики, например: собор в Бристоле, зал Капи́тула в Вестминстере в Лондоне.
Известны купольные зальные церкви эпохи Барокко (нем. Wandpfeilerhalle).Залы зрительно расширяют внутреннее пространство храмов также за счет того, что опорные столбы, делавшиеся в ранних постройках крещатыми, заменяются круглыми колоннами. Это новшество Аристотель Фьораванти, зодчий из Болоньи, применил в интерьере Успенского собора Московского Кремля (1475—1479). Толщина опор при этом скрадывается, и взгляд свободно охватывает пространство храма. Столь необычное для русских церквей решение было отмечено летописцами как "палатообразное", т. е. напоминающее "светлостью, звонкостью и пространством" помещения светских построек.
ИНТРАДОС (исп. intrados — "вступление") — внутренняя поверхность коробового свода, арки.
КОМНАТА (через польск. komnata, из лат. caminata — "помещение с обогревом печью" от caminus) — жилое помещение, интерьер.
КОМПАРТИМЕНТ (франц. compartiment, от лат. comparare — "соединять, сочетать") — в архитектуре — часть внутренних помещений, как правило, парадных комнат, залов, объединенных сквозными проходами, анфиладой, выделяющаяся в экстерьере — на фасаде здания — выступающим объемом, например в виде ризалита или бельведера. В более узком значении компартимент — проходная комната, соединяющая несколько помещений в анфиладу. Еще реже компартиментом называют придел храма. Компартимент также — собрание вариаций, свод изображений одного иконографического типа.
ЛАМБРИ (франц. lambris — "обшивка, панель") — прием оформления стен интерьера деревянными панелями, сплошной обивкой. Панели украшают рельефной резьбой или, как в стилях французского Регентства и Рококо первой половины XVIII в., лепным декором с росписью и золочением.
МАНСАРДА (франц. mansarde) — в архитектуре — чердачное помещение, используемое под жилье. Образуется под высокой двускатной крышей с "переломом" и с "мансардными" окнами. Название — от фамилии французского архитектора Франсуа Мансара (F. Mansart, 1598—1666), возводившего особняки — отели с высокими кровлями. В конце XIX в. в Париже мансарды стали использовать в качестве ателье для художников и фотографов.
МУТАТОРИЙ (лат. mutatorium, от mutatio — "смена, перемена") — в византийском храме — специальное помещение, обычно справа от алтаря, в котором император отдыхал, переодевался в легкое платье (отсюда название) и принимал просителей. Этот обычай символизировал неразрывность светской и духовной власти басилевса. От "места смены" происходит бытовое значение слова "мутаторий" — женская накидка, легкий плащ.
НАРТЕКС, НАРФИК (греч. narthex — "ящичек, емкость, коробочка") — в Древней Греции этим словом называли вид полого тростника с внутренними перегородками наподобие бамбука. Пастухи в таких полых стволах переносили тлеющие угли, чтобы сохранить огонь при перемене стоянок. Согласно мифу, герой Прометей унес огонь из кузницы Гефеста в таком нартексе. Ларцы, ковчеги,шкатулки также именовали нартексами. В христианском искусстве это слово заимствовали вначале для обозначения реликвариев (емкостей для хранения святых мощей), а затем стали называть нартексом пристройку, входное помещение, примыкающее к западной стороне храма. Молитвенные дворы —атриумы, располагавшиеся перед входом в церковь, получили то же название. Однако чаще нартекс представлял собой поперечную галерею у западной оконечности нефа. В Средневековье к нартексу пристраивали еще одно помещение — экзонартекс (внешний нартекс). Нартекс предназначался для лиц, не получивших крещения и не имевших права входить в храм, либо для кающихся — для сосредоточения, покаяния и подготовки к молитве. Поэтому в нартексе устанавливали чашу для омовения. Позднее функции нартекса частично отошли к отдельной постройке — баптистерию. В русской архитектуре наряду с греческим термином "нартекс" используется слово притвор.
ОДРИНА, ОДРИНЫ (от ст.слав, одръ "настил, ложе"; др.инд. dru — "дерево") — в киевской Руси так называли ложе из дерева, мрамора или спальную комнату.
ПАДУГА (от пад-дуга, радуга) — в архитектуре — выкружка, профиль, вогнутая поверхность в четверть окружности, образующая плавный переход, округление от вертикальной плоскости стены к горизонтальной плоскости потолка, плафона. В интерьере здания падуга обычно располагается над небольшим карнизом. Западноевропейское название — вут (франц. voûte, от лат. volvere — "скатывать, закруглять"). Вут, или падуга, применяется в архитектуре Барокко, но особенно типичен для французских стилей Регентства и Рококо. Скругление углов между стеной и плафоном, как и скругление углов между стенами, придает архитектурному интерьеру особенную пластичность, плавность, живописность.
В театрально-декорационном искусстве падугами называют ряды коротких полотнищ, занавесок, которые располагаются, постепенно заглубляясь, в верхней части сцены, параллельно рампе (боковые обрамления называются кулисами).
ПАЛАТЫ — в древнерусской архитектуре — каменное здание, богатый дом с несколькими этажами и "коморами" (комнатами), княжеская резиденция. Деревянные жилые постройки именовали хоромами. Палаты — также внутренние просторные помещения, обычно со сводчатым перекрытием с одним большим опорным столпом в центре, к которому сходятся ребра сводов. В XVI—XVII вв. палатами чаще называли бесстолпные интерьеры, типа зальных, с окнами, освещающими помещения с двух сторон. Иной смысл имеет слово "палати" (связано с палатка, шатер). В древнерусской иконописи палатами, или палатками, называли изображения архитектуры, деталей зданий, реальных и фантастических, с велумами, башнями ишатрами. Такие палаты составляют фон иконы, часть доличного письма.
ПЕРРОН (франц. perron — "подъезд") — ступенчатое возвышение со скамьей в центре зала средневекового замка. Помост, трон для аудиенций. Подножие перрона оформляли в виде фигур львов.
ПЛАФОН (франц. plafond, от plat — "ровный" и fond — "дно, фон, плоскость") — в архитектуре — вид (проекция) на здание снизу. Понятие, противоположное плану— виду сверху. Отсюда более известное значение слова: композиция, роспись или рельеф, украшающая потолок интерьера здания. Центральную часть плафона (без обрамления и падуг) принято называть зеркалом. Живописные плафоны выполняют в технике мозаики или фрески. Венецианские художники из-за влажности климата применяли панно — холсты, натянутые на подрамники, которые прикрепляли к потолку. Росписи сводов и внутренних поверхностей куполов также называют плафонами, хотя это не точно. Многие живописцы использовали в росписи плафонов перспективный эффект "обмана зрения". В начале XVI в. гениальный Микеланжело расписал плафон Сикстинской капеллы в Ватикане иллюзорным архитектоническим каркасом с множеством фигур на темы Ветхого Завета.
В эпоху Барокко XVI—XVII вв. живописцы создавали "перспективные плафоны" с иллюзией прорыва плоскости потолка, вместо которого зритель видит небо, облака и летящие фигуры Ангелов (итал. prospettiva di sotto in sù — "вид, взгляд снизу вверх"). Живопись как бы смеется над прочностью, зрительной незыблемостью архитектуры, сочетается с ней и изменяет её тектоническим принципам, то подчеркивает, то спутывает архитектурные формы. Такое сложное взаимодействие искусства росписи или рельефа и архитектуры не сводится к простому подчеркиванию структуры архитектурного пространства либо к ее зрительному "отрицанию", а представляет собой особую художественную игру. В России мастерами "перспективных" плафонных росписей были итальянцы Дж. Валериани, П. Градицци, С. Торелли, С. и Дж. Бароцци, П. Гонзага. В XVIII столетии наиболее известным мастером плафонных росписей был итальянский художник Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770). Он работал в Венеции, Мадриде, Аранхуэсе, Вюрцбурге, выполнял заказ для Китайского дворца в Ораниенбауме.
ПОЛАТИ (др.русск. полати, из ср. греч. palation, лат. palatium — "дворец, чертог") — в древнерусской архитектуре, в отличие от палат, не здание, а только его верхняя часть — настил, чердак, вышка. В церкви вместо термина "полати" используют название "хоры"; в западноевропейских храмах хоры находятся внизу, в центральной части главного нефа. Полати также — помост, настил, лежанка для спанья. Близкая форма: палати, связана с "палатка, шатер".
ПРИТВОР (др.русск. притворъ, от при и творить, строить; вор — забор, ограда) — в русской архитектуре — пристройка, как правило с западной стороны церкви. Аналогичные пристройки с северной и южной стороны правильнее называть приделами, с восточной — апсидой. Греческий аналог термина — стоя. Латинский термин "преторий" в древнерусском языке преобразовался в слово "притории", которое также, по "народной этимологии", сблизили с "притвором". В западноевропейской архитектуре русскому притвору соответствуют нартекс или антикапелла.
РЕГИЯ (лат. Regia, Regiae Domus — "Царский дворец") — в Древнем Риме — резиденция правителя, царский чертог, дворец. Позднее — местопребывание Верховного жреца (Pontifex Maximus), нахождение государственных святынь, архива и казны.
РЕФЛЕКТОРИЙ, РЕФЕКТОРИЙ (ср.лат. — reflectorium; лат. refectorium, от refectus — "отдых, восстановление, подкрепление, отдохновение") — в средневековой архитектуре — помещение для совместной трапезы монахов. Обычно располагалось с южной стороны клуатра (монастырского двора), отдельно от храма, рядом с дормиторием (спальней). Все помещения соединялись крытыми галереями. В Средневековье античное название "рефекторий" изменилось под воздействием более знакомого слова на "рефлекторий" ("отражатель, отдохновитель").
СВЕТЁЛКА (от свет, светлый) — в русской архитектуре — небольшая светлая комната в верхней части дома. Иначе — светлый чердак. Отсюда второе значение — чердачное окно, обрамленное резным наличником.
СВЕТЛИЦА (от свет, светлый) — в Древней Руси — парадная светлая комната в хоромах. Обычно помещалась на втором или третьем этаже, имела большие окна, которые называли красными, т. е. красивыми, с выкрашенными наличниками. Красные окна выходили на главный фасад здания. Другое название подобных комнат — горница ("верхняя"). Каменные здания с парадными комнатами именовали палатами.
СЕНЬ (ст.слав. сѣнь, связано с "тень, защита"; др.инд. chaya, греч. skia) — в архитектуре — шатер, навес, палатка на столпах или колоннах. Близкое понятие: скиния (греч. skene — "шатер, палатка"), откуда происходят церк.слав. "куща" и мусульманская зулла. В архитектуре славян сени — входное помещение между клетями избы или деревянных хоро́м, в каменных палатах — помещение между отдельными комнатами. Сени устраивали и на втором этаже. В храмах русским словом "сень" называют навес над престолом, то же, что в западноевропейских —балдахин, или киворий. Сень устраивают и над колодцем, сенью завершают башню, колокольню. Сень оформляет царское или патриаршее место (например, "Мономахов трон" в Успенском соборе Московского Кремля). Необычным произведением искусства является иконостас храма Христа Спасителя в Москве. Иконостас устроен в виде храма-ротонды с шатром (высотой 26,6 м). Его прообразом, как считал митрополит Филарет, является шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Подобная сень напоминает одновременно и шатры древнерусских храмов, и кивории западноевропейских церквей.
ТОКОНОМА (японск. tokonoma — "ниша красоты") — в интерьере традиционного японского дома — ниша, композиционный центр помещения. В нише с XV—XVI вв. помещали вазу с цветами, культовые статуэтки или свиток с каллиграфической надписью. Сосуд или статуэтку в качестве украшения ниши называют окимон.
ТРАПЕЗНАЯ — в средневековых монастырях — помещение для совместной трапезы монахов, то же, что рефекторий. В Италии — ченаколо (итал. cenàcolo, от cenare — "ужинать"). Здания трапезных объединяли с церковью и подсобными помещениями. В русской архитектуре трапезные помещали с западной стороны храма, между притвором, или нартексом, и алтарной частью с иконостасом. Над трапезной возводили колокольню. По одной из версий, древнерусские трапезные палаты происходят от монастырских "хлебодарен". Трапезные использовали не только для церковных, но и для светских нужд, в них устраивали общинные пиры, заключали торговые сделки, выбирали должностных лиц.
ТРИКЛИНИЙ (лат. triclinium, от греч. tria — "три" и kline — "ложе") — просторное обеденное помещение древних римлян. Вначале римляне обедали в атриумах, затем стали устраивать специальные помещения. За столом сидели, но на рубеже нашей эры в Рим проник греческий обычай принимать пищу полулежа. С трех сторон вокруг стола (отсюда название комнаты) ставили ложа — лектики, четвертая сторона оставалась свободной: с этой стороны подавали кушанья. Бронзовые изголовья лож (лат. fulcrum) делали фигурными — в виде голов животных. Каждое ложе рассчитывалось на троих. На каждом из трех мест лежала пуховая подушка, на которую опирались левым локтем. Центральная лектика отводилась хозяину, а место по правую сторону от него считалось самым почетным.
ТРОННЫЙ ЗАЛ — парадный интерьер дворцового здания. Перед тронным залом обычно находится аванзал или аудиенц-зал, к которому ведет главная лестница. В архитектуре Классицизма и Барокко подобные помещения связаны анфиладой. Обычай помещения трона у восточной стены большого зала восходит к греческим базиликам и византийским хрисотриклиниям.
ТРЮМО (франц. trumeau — "простенок") — часть стены между оконными проемами в интерьере здания. В искусстве Франции XVI—XVII вв. название орнаментальной композиции, помещаемой в таком простенке. Когда простенок стали использовать для установки большого высокого зеркала, название "трюмо" перенесли и на зеркало.
ФОРЕСТЕРИЯ (итал. foresteria от forestiero — "приезжий, чужестранец") — приемная, комната для гостей, парадный зал итальянского палаццо эпохи Возрождения, Маньеризма и Барокко. Такие залы украшали росписями, рельефами, шпалерами, парадной мебелью, зеркалами.
ФРИГИДАРИУМ (лат. frigidarium — "холодный") — помещение с бассейном с холодной водой, в древнеримских термах.
ХРИСОТРИКЛИНИЙ (греч. chrysos — "золото" и tria kline — "комната на три ложа") — "Золотая палата", зал для приемов в императорском дворце Константинополя, столицы Византии. Там хранились императорские регалии из золота (отсюда название). В плане зал имел восьмиугольную форму и перекрывался куполом на барабане с 16 окнами. Внутри разделялся на две части раздвижным или подъемным занавесом, за который допускали только доверенных лиц и иностранных послов. За занавесом император принимал сановников, восседая на золотом троне в красных сапогах (атрибут царственной власти). В правой руке он держал лабарум (древко с монограммой Константина Великого), в левой —державу с крестом. Перед троном помещали престолие, за которым сидели 12 ближайших сановников — "сотрапезников". Прием, таким образом, уподобляли Тайной вечере Христа с учениками.
ЧЕРДАК (др.русск. чердакъ, чардакъ из турецк. čardak — "верхняя комната, балкон" от персидск. čar tak) — в древнерусской архитектуре — верхнее нежилое помещение палат или хором под скатной кровлей.
ЧЕРТОГ (ст.слав. чрътогъ из персидск. čartak от čar — "четыре" и tak — "выступающая часть дома") — "четверть дома". В Древней Руси чертогом называли внутреннюю комнату, обычно спальню, брачную опочивальню. Позднее, в более широком значении — главная часть дома, парадный зал, богато разукрашенный. Иносказательно: дворец, царские палаты.
ЭКЗОНАРТЕКС, ЭКЗОНАРФИК (от греч. exo — "снаружи, вне") — в архитектуре — внешняя, наружная пристройка к нартексу, находящемуся с западной стороны церкви. "Второй нартекс" обычно составляет один массив с нартексом, они имеют общую кровлю и увенчиваются куполом. В архитектуре Византии VIII—XIII вв. экзонартексом называли открытую галерею, аркаду типа лоджии с западной стороны храма.
|