ЦВЕТЫ
ЦВЕТЫ (греч. anthos — "цвет, цветок, краса, украшение, цветение, упоение").
В разных культурах цветы символизируют молодость, расцвет, начало жизни. Лучеобразно расположенные лепестки вызывают ассоциации с Солнцем, отсюда символика лотоса, хризантемы.
"Чаша" цветка в эзотерической философии означает женское начало природы и совпадает с общей символикой чаши жизни. Из этого следует эротический подтекст в изображении многих цветов, например "царицы цветов" — розы, что нашло, в частности, отражение в средневековом эпосе и изобразительном искусстве.
Цветы почитали в Древнем Китае, первый ботанический сад в этой стране был создан в 111 г. до н. э. Причем китайские сады воспроизводили "естественную природу". На стенах, окружающих китайский сад, красной краской писали философские изречения. Особое значение придавали скоротечности цветения. Китайская пословица гласит: "Цветок растят круглый год, а любуются им десять дней". Китайцы считают, что каждой женщине на земле соответствует определенный цветок или цветущее дерево в ином мире. Даосскую богиню цветов изображают в сопровождении слуг, несущих корзины с цветами. Одного из "восьми бессмертных", духа Лан Тсай Хо, изображают с корзиной цветов в руках. Двенадцатого числа второго лунного месяца в Китае проводят праздник цветов. На ветвях цветущих кустарников развешивают разноцветные шёлковые банты, замужние женщины украшают цветами прически, для украшения домов используют бумажные цветы. Китай называют "Страной цветов", слово "хуа" означает цвет, цветок и живопись.
Мотивы цветочного декора используют в росписи фарфора, вышивке по шёлку, изделиях из лака. Цветы вырезают из самого любимого китайцами камня — зеленого нефрита. На ширмах, веерах, свитках цветы изображают вместе с птицами. Жанр "цветы и птицы" называется хуа няо. В этом сочетании есть скрытый поэтический смысл. Птицы "с длинными хвостами": фантастический феникс, а также павлин, петух, фазан изображаются вместе с пионом; утка — с лотосом; ласточка — с ивой; аист и сосна также изображаются рядом, поскольку символизируют долголетие. Бамбук, сосна и чернослив считаются "тремя друзьями", потому что зимой остаются зелеными. Цветы являются символами двенадцати месяцев, и в этом случае их изображают в следующем порядке: чернослив, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гардения, мак. "Четыре времени года" представлены следующим образом: три цветка пиона символизируют весну, лотос — лето, хризантема — осень, чернослив — зиму.
В Японии формы цветов использовали при составлении гербов, с древности культивировали искусство составления цветочных композиций — икэбана.
ИКЭБАНА (японск. — "жизнь цветов") — в традиционном искусстве Японии — композиция из растений, цветов, веток, камней. Строится таким образом, что воплощает триединство неба, земли и человека. Икэбана устанавливается в нише — токонома — жилого дома и свидетельствует о настроении, мироощущении хозяина. Икэбана может создаваться в связи с каким-либо событием, сменой времени года. Имеет в современной Японии различные течения и школы.
Цветы также делали из бумаги.
В Библии цветы указывают на богоугодность, благое дело, отсюда символика процветшего жезла Аарона и процветшего посоха Иосифа. Белая лилия является цветком Благовещения Марии.
Этимология греческого слова "антос" (цветок) раскрывает широту его значений.
Сильно пахнущие цветы издавна связывались с представлениями о смерти, переходе в иной мир, отсюда обычай украшения цветами могил.
В символике алхимиков белый цветок означает серебро, красный — золото, синий — цветок мудрых, растущий из космического яйца.
В даосизме "золотой цветок" символизирует духовный свет, возрождение, райское состояние бессмертия.
Раскрытие цветка — это духовное рождение человека.
Цветы — знаки любви. Трогательная византийская легенда о верной любви связана с цветком базиликом, эту легенду пересказал Дж. Боккаччьо в "Декамероне". Цветы посылают друг другу влюбленные в день Св. Валентина .
Цветы — любимая тема голландских живописцев XVII—XVIII вв. и мастеров техники маркетри.
"Цветы и плоды" любили писать фламандские мастера натюрморта.
В XIX в. появилась мода украшать костюм маленькими букетиками цветов, каждый из которых имел символическое значение.
Символом изысканности, утонченности во все времена считали орхидеи.
В период Бидермайера (первая треть XIX в.) в моду вошла герань, этими цветами украшали подоконники, этажерки, жардиньерки. На салфетках, занавесках, антимакассарах и скатертях вышивали васильки, анютины глазки, фиалки. В культуре Бидермайера сложилась сентиментальная игра в "цветочную почту". Белая акация символизировала прочность и непорочность дружбы, георгин — "страстное сердце", роза с шипами — терзания любви, синий ирис — ушедшую любовь, лаванда — "тихую радость и совершенную любовь", лепесток красной розы — согласие любви, мимоза — робость, "недотрогу", пион — гордыню, сирень — "красоту души", фиалка — чистоту намерений.
|