ИГРА́ (ст.слав, играти; греч. agon — "соревнование, состязание"; лат. jocus) — тип непродуктивной деятельности, смыслом которой является не результат, а процесс. Игра свойственна ребенку и взрослому человеку, некоторым животным и осуществляется не ради практических целей; она доставляет удовольствие сама по себе.
В этом отношении игра имеет много общего с художественным творчеством. Например, в изобразительном искусстве, если такое искусство имеет художественный смысл, важным оказывается не то, что изображается в каждом отдельном случае, а как это делается; художественное содержание приобретает сам процесс, метод и способ формообразования.
Согласно теории немецкого психолога К. Гроса, игра представляет собой спонтанную, непреднамеренную форму обучения — функциональное упражнение организма (нем. «Der ästhetische Genuss" — "Эстетическое наслаждение", 1902). По концепции Й. Хёйзинги (1872—1945), игра — нечто большее, чем упражнение; это не часть культуры — "сама культура носит игровой характер".
Игра, как мифология, религиозное и художественное творчество, есть преображение действительности и представляет собой утилитарно немотивированное действие не с обыденными предметами, а с образами. Это сотворение вымышленного, воображаемого мира соответственно тому, как этот мир воспринимается человеком. Отсюда выражения: "игра ума", "игра воображения".
Многие религиозные образы, как, например, "невеста Бедность" Св. Франциска Ассизского, являются преимущественно игровыми.
Исполнение музыкальных произведений мы называем игрой, перевоплощение актера в театре — тоже игра. Все художественные тропы — олицетворение, метафора, метонимия — имеют игровую природу.
Композиция как образное представление реальности — своеобразная художественная игра, поэтому и все закономерности формообразования даже в видах искусства, связанных с тяжелой, серьезной работой в материале, преодолением технических сложностей в архитектуре, скульптуре, живописи, прикладном искусстве, в своей духовной сущности остаются игрой с содержанием и формой — формотворчеством.
Игровая природа по-разному проявляется, но постоянно присутствует во всех исторических типах искусства. В античности древнегреческие живописцы и скульпторы — серьезные дети; при совершенстве формы, достигнутой ими в период классики, наивно полагали, что их творения — "живые". Они приносили статуям еду, убирали их цветами и натирали благовониями. Статуи были предметом страсти.
В Средневековье, в ином художественном мире, к статуям храма относились тоже как к живым существам — со смешанным чувством религиозного почтения, суеверного страха, возвышенного поклонения и детского восторга. Об этом свидетельствуют "готические романы". Каменные статуи иллюзорно раскрашивали, а зрачки глаз инкрустировали.
Эпоха Возрождения пронизана игрой. При всей серьезности таких фигур, как Леонардо или Микеланжело, нельзя не заметить, что они жили и творили не в действительном, а в вымышленном мире, созданном воображением, каждый в своем, отсюда их неприятие друг друга.
Позднее отношения жизни и игры, действительности и художественной реальности становились все более сложными и проявлялись персонифицированно, на уровне индивидуальных художественных стилей. Сурово, сосредоточенно, глубокомысленно играл в жизнь в своем творчестве Рембрандт; веселой и счастливой, подобной игре, несмотря на личные трагедии, была творческая жизнь П. Рубенса. Жизнь всерьез, без игры — у В. Ван Гога, покончившего с собой. Игра как жизнь — у А. Матисса.
Художник, умеющий играть, выживает, а тот, кто не соблюдает правил игры, погибает. История русского искусства сформировала два типа художника. Идеализм нравственного подвига в искусстве олицетворяет Александр Иванов. Поверхностный артистизм (при блестящей живописи) — Карл Брюллов. Тяжкие раздумья об особом пути России пытался воплотить в своих картинах лидер передвижников И. Н. Крамской. Это была жизнь без игры, оказавшаяся бесплодной именно для изобразительного искусства. Роль "учителей жизни" старались играть В. Г. Перов, Н. Н. Ге. Большой художник И. Е. Репин попробовал быть артистичным живописцем, но потерпел неудачу. После краха передвижничества в наступившем "серебряном веке" русской культуры игра стала культом в творчестве художников объединения "Мир искусства". А. Н. Бенуа играл всерьез, тщательно примеряя театральные маски времен "Большого стиля" Людовика XIV. Л. С. Бакст — циничный игрок, мастер холодной стилизации. К. А. Сомов — иногда циник, но чаще грустный и нежный стилист. Отдельно от всех, трагически серьезным, был в своем искусстве М. А. Врубель, создавший шедевры, но окончивший жизнь в психиатрической клинике.
В архитектуре, именно потому, что этот вид искусства теснее связан с земными, прагматическими условиями (волей заказчика, экономикой и строительной техникой), истинные художники всегда были самоотверженными, заядлыми игроками. Таковы мечтательный идеалист, мастер декорации А. Палладио и темпераментный, патетичный Дж. Л. Бернини. В русском искусстве актером, под стать своему брату-живописцу, был архитектор А. П. Брюллов, одинаково успешно примерявший костюмы разных стилей. Игрой была жизнь А. Гауди́ из Каталонии в Испании, фантастического художника в архитектуре. И уж, конечно, игровыми являются все произведения декоративного и прикладного искусства: фарфоровые статуэтки, куклы, расписные вазы, шпалеры и мерцающие шелка, сверкающая позолотой мебель и сияющие драгоценными камнями ювелирные изделия.
|