Страница 5 из 27
БЫК (церк.слав. быкъ из лат. vacca — "корова") — символика изображений быка в истории мирового искусства многообразна. Она связана с солярным культом и мистикой зодиакального знака Тельца.
Исторически сложился дуализм значений: с древнейших времен бык олицетворял мужскую силу оплодотворения и потому связывался с небом, молнией и живительным дождем, но в то же время символизировал плодоносящую силу матери-земли, "влажного элемента". Жертвоприношение быка означало "проникновение мужской силы в женщину".
В храмах Древней Месопотамии почитался бык Адад, божество молний и грозы, отождествлявшийся с Баалом. Богиня Астарта изображалась с головой быка.
Рисунок первой буквы иврита — "Але́ф"(Alph) восходит к изображению бычьей головы с рогами, а в соединении с буквой "бет" дает слово "abba" (арам. "Отец").
Натуралистично выполненные из золота и серебра головы быков были главными объектами культа древневавилонской религии.
С быком сражался герой Гильгамеш.
Египетский священный бык Апис отождествлялся с солнечным богом Ра, превращался в Осириса, а в образе"небесного быка" оплодотворял богиню неба Нут.
Быков посвящали Солнцу и Луне, в зависимости от того, какой культ был в то или иное время главным: Солнца или Луны. Поэтому быков изображали и с солнечным диском, и с полумесяцем между рогами. Как олицетворение Солнца бык иногда уступает место льву, но рев быка ассоциировался с раскатами грома, и потому бык был символом небесной власти.
Еще одна трактовка: бык символизирует связь огня и воды и узы, связующие небо и землю; соответственно интерпретируется знаменитая голова быка из царской гробницы в Уре, верхняя часть которой сделана из золота (огонь), а нижняя из лазурита (вода).
У древних эллинов бык был спутником громовержца Зевса, а также Диониса, который иногда изображался с рогами или головой быка. Несколько позднее в древнегреческой мифологии образ быка — плодоносящей силы земли — замещался козлом или козлоногим Паном. В Древней Греции существовал обряд заклинания урожая с помощью украшенного лентами и венками быка.
В Древнем Египте, а затем и в Греции почитали также черного быка Мневиса и красно-коричневого Бухиса. Белый бык считался не только символом мужской силы, но и "одухотворения тела".
В греческих мифах Зевс похитил нимфу Европу, обернувшись белым быком с золотыми рогами.
В архаический период бог морей Посейдон почитался в образе белого быка. Ежегодные жертвоприношения ста быков назывались гекатомбами. В качестве "влажной силы"бык почитался как символ богини любви Афродиты. Многие богини изображались с быком как с "небесным супругом".
В религиях Ближнего Востока бык — "страж входа", отсюда, вероятно, происходит образ Минотавра, человекобыка, защищающего сокровища, вход в лабиринт,сакральную тайну.
У древних иудеев изображение быка — идол, которому поклонялись.
В Китае бык был связан с культом Солнца, символизировал весну, земледелие и почитался как второе животное из "Двенадцати Земных Ответвлений". Во время праздника Весны изготавливали изображения быка из глины или дерева— голова и спина были белыми, копыта — зеленые, уши и хвост — желтые. В традиционном изобразительном искусстве Китая особое символическое значение имеет цвет"весеннего быка". Если бык желтый — это пожелание хорошего урожая, красный— опасность бедствий, белый бык символизирует печаль.
В древней Индии бык — символ силы, мощи, плодородия. Верхом на быке изображаются Шива, Индра; бык представляет божество огня — Агни.
В Древнем Риме бык — атрибут Юпитера, Марса, Венеры. Ахелой в поединке с Гераклом (Геркулесом) принимает образ быка. Два огнедышащих быка стерегут"Золотое руно". Раскаленный медный бык — атрибут мученичества Св. Евстафия.Изображения вола и быка находятся на башнях собора в Лане.
|