Страница 15 из 44
ГРИФ, ГРИФОН (через верхн.-нем. Grif из лат. Gryps, греч. Gryps от др.-евр. kerub — "ездить") — в древнегреческой мифологии — грифы — фантастические существа, чудовищные птицы с орлиным клювом, крыльями и телом льва.
"Собаки Зевса", в стране гипербореев они стерегут золото от одноглазых аримаспов.
В Древней Месопотамии, искусстве Персии похожее существо называли Карубу, или Керубы, — львиноголовые орлы, "носители божества". От этого образа произошли библейские Херувимы.
В искусстве Ближнего Востока верхом на грифе (орле) изображали Аполлона, позднее — Александра Македонского.
Грифон, стерегущий золото, считался в античности символом неусыпного стража и атрибутом Аполлона Гиперборейского. Две фантастические разновидности этого образа: "грифолеон" ("грифолев", греч. leon — "лев") и "грифоосел" (греч. onos — "осел") символизировали единение двух начал — земного (тело) и небесного (голова и крылья птицы). В дальнейшем эти модификации образа слились в одно существо.
Традиционная композиция в искусстве Ближнего Востока — два грифона как стражи, по обе стороны Древа жизни.
В Византии изображение грифона, терзающего змею или дракона, рассматривалось в качестве благожелательного символа. Подобные изображения считали апотропеями. Их помещали на воинские доспехи — латы, шлемы; их можно видеть на саркофагах, геммах, античных сосудах. "Грифонами" называли в Византии отважных и верных воинов. Изображения грифонов нашивали на парадные одеяния, и, наконец, они стали императорской эмблемой.
В поздней античности грифон — спутник богини Немесиды, он вращает колесо судьбы.
В раннехристианском искусстве двух грифонов изображали по обе стороны хризмы ("сияния"). Двойственность природы грифона постепенно переосмысливалась христианством как символ двойственной природы Христа — земной и небесной.
Грифон также символизировал высокомерие (лат. superbia), поскольку Александр Македонский пытался подняться до небес на этой птице. В рельефах средневековых романских и готических соборов изображения грифонов связаны с этой символикой.
Венецианский путешественник Марко Поло в 1293 г. слышал рассказы о птице рух, но посчитал, что речь идет о грифе (итал. uccello Grifone).
В Средневековье грифов боялись, как демонов, но Исидор Севильский (570—636) в "Этимологиях" утверждал: "Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после Воскресения вознесся на небо". Живописцы, тем не менее, в сценах Страшного суда изображали грифонов среди антропофагов — "похитителей душ", чудовищ, пожирающих людей. Данте в "Божественной комедии"описывает Триумфальную колесницу, которую несет грифон:
Двуколая, меж четырех зверей
Победная повозка возвышалась,
И впряженный Грифон шел перед ней...
Он был золототел, где он был птицей,
А в остальном — как смесь лилей и роз.
(Чистилище, XXIX, 106—114)
Считается, что в этом образе грифон символизирует единение земного и небесного начал, его орлиная (небесная) часть золотая, а львиная — белая (лилия) с алым (роза) — означает человеческую природу Христа (белое, смешанное с красным, дает цвет плоти). Повозка — это Церковь. Три нимфы, идущие вслед за колесницей, — алая, изумрудная и белая —олицетворяют Добродетели: Веру, Надежду, Любовь.
Комментаторы также предполагают, что в образе грифона Данте мог представить Папу Римского, одновременно священнослужителя и царя:
"Папа, как понтифик или орел, возносится к престолу Господа, дабы получать его приказания, и, как лев или царь, шествует по земле могущественно и властно".
В искусстве геральдики изображение грифона символизирует соединение ума и физической силы, грифона на задних лапах — готовность к сражению. Изображения грифонов в медальонах можно видеть на знаменитом реликварии XII в. из аббатства Конк во Франции.
По ассоциации с образом хищной птицы, грифами в архитектуре называют фигурные детали, выступы по четырем углам плинта, оформляющие переход от квадратного подножия к круглому сечению базы колонны. Иное происхождение (нем. Griff — "рукоять, захват") имеет название детали музыкальных инструментов: гриф — шейка, планка, над которой натягивают струны. В старинных инструментах такие грифы завершаются изысканными скульптурными элементами.
|