Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 47 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Белый цвет, белила PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 27
ХудшийЛучший 
Цветоведение

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.


Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.


И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.


И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам,— плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

А. Блок. Август 1905

БЕЛЫЙ ЦВЕТ (родств. др.инд. bhalam — "блеск", bhati — "светит, сияет") — в физическом смысле представляет собой полное слияние всех цветов спектра и потому в разных этнических культурах является символом полноты физического бытия, соединения всех сторон физического мира в духовном, Божественном свете (др.евр. burim); отсюда женщины, одетые в белое, символизировали жертвенность любви, жизни, переходящей в смерть.

В алхимии белое, черное и красное— три стадии инициации.

Белый флаг — эмблема капитуляции, дарования жизни через смерть.

"Белая женщина" арканистов (лат. «Femina Alba"), как и белая лилия, Луна, серебро, ртуть, означает вторую стадию "просветления души".

В буддизме белое означает "овладение самим собой" и, следовательно, просветление.

В христианстве белый цвет символизирует совершенство Бога, единость, неделимость и поэтому чистоту, невинность, девственность, спасение. Белое означает "Славу Божью", поскольку Бог есть Свет Истины. Он противопоставляется тьме. Поэтому и в жизни говорится: "белый свет". Новообращенные христиане надевали белые одежды. Души праведников после Страшного суда также представляются в белом — как Ангелы.

Иной, апокалипсический смысл имеет "бледный" цвет. Однако в искусстве белое трудно изобразить. В природе светлое воспринимается либо теплым, либо холодным. Поэтому в искусстве Византии Божественный свет изображался золотом, а белые одежды означали святость императорской власти.

В древнерусской иконописи Божественный свет передавался ассисткой.

В живописи ощущение света создается контрастами, и белый цвет в этом отношении неэффективен; белила только разбеливают другие краски, ослабляя их силу. Белила могут использоваться в качестве грунта или подкладки в лессировочной технике, и тогда они усиливают светосилу красок.

Показательно также, что в средневековом искусстве, наряду с золотом, сияние Божественного света передавалось сверканием драгоценного камня — алмаза, а чистота Девы Марии — белизной слоновой кости, из которой делали ее статуэтки.

В Готике, художественном стиле, отличающемся необычайной экспрессией, духовной напряженностью, определяющее значение имела символика не белого, а синего, красного, зеленого цветов, фиолетовый был цветом молитвы.

Зато в эпоху чувственного стиля Рококо белый цвет и разбеленные оттенки других тонов обретают значительность.

В парадном, помпезном стиле Ампир снова рядом с ярко-красным и синим появляются белый цвет, и золото. Но это скорее исключения.

В истории изобразительного искусства символика белого цвета имеет скрытый смысл, и практическая роль белого в колористике сводится к взаимодействию с хроматическими тонами солнечного спектрасеми цветами радуги. Поэтому белый и черный цвета условно относят к ахроматическим тонам.

БЕЛИ́ЛА — общее название минеральных красителей белого цвета. В масляной живописи используют в основном два вида белил — свинцовые и цинковые.

В акварели, гуаши, рисунке мел и пигменты, приготовленные на основе белой глины — каолина. В керамике — белую оловянную глазурь. Свинцовые белила известны с глубокой древности. О них упоминают Теофраст и Плиний Старший. Древние греки называли эту краску "псимитион" (psimythion от psilos — "пустой, голый, бесцветный"), римляне — "керусса" (cerussa).

Белила использовали женщины и мужчины, особенно в поздней античности, в косметических целях.

В Средневековье свинцовые белила производили в Венеции, затем в городах Нидерландов, в XVIII в. — в Кремнице, Венгрия, и в Кремсе, Австрия. Отсюда названия: Kremnitzerweiss и Kremserweiss (нем. "кремницкие" и "кремсерские" белила; франц. blanc de plomb — "свинцовая белая"). По химическому составу это водные углесвинцовые соли (86% окиси свинца дают кроющий пигмент). Для получения белой краски свинцовые пластины приводят в соприкосновение с уксусной кислотой, водой и углекислым газом. Затем продукт измельчают в порошок и добавляют масло в качестве связующего вещества. Такие белила можно использовать в акварели, гуаши, темпере, масляной и восковой живописи, а также для приготовления грунта (с маслом от 8 до 14%). Свинцовые белила обладают хорошей кроющей способностью, пластичностью и светостойкостью, но они ядовиты и недолговечны. Свинцовые белила, кроме живописи, используют в производстве бумаги: небольшое количество белил добавляют в сырую массу при создании лучших сортов бумаги для рисунка и акварели.

Иные по составу — баритовые, или "постоянные", белила (нем. Permanentweiss, франц. blanc fixe) представляют собой сернокислый барий. Они прочны во всех отношениях (отсюда название), во всех видах живописи, в соединении с любыми красками.

Чтобы найти полноценный заменитель ядовитым свинцовым белилам, делали попытки производить белые краски и из других материалов. В 1820 г. французский химик Б. Куртуа (Courtois B.) приготовил белила из цинка. К 1840-м гг. белила из окиси цинка были достаточно усовершенствованы и их стали использовать в живописи. Они имеют характерный холодный, голубоватый оттенок и потому эффективны в создании средствами живописи тепло-холодных нюансов светотени (в особенности в натюрмортах). Цинковые белила менее пластичны, их кроющая способность слабее, чем у свинцовых белил. Если холст с живописью, в которой использованы цинковые белила, свернуть в рулон, то на поверхности красочного слоя могут появиться трещины. Поэтому в практике масляной живописи часто используют смесь цинковых и свинцовых белил.

Иногда применяют литопон (греч. lithoponos — "тяжелый камень") — искусственный заменитель свинцовых белил. Он создан в 1870-х гг. и представляет собой соединение сернокислого бария и сернокислого цинка. В смесях с другими красками литопон темнеет и поэтому в живописи не получил признания.

Чистый сернокислый барий также представляет собой белила, но из баритовых красок более известны лимонно-желтые красители.

С 1870 г. проводили опыты по использованию соединений титана для красок. В 1920 г. в продаже появились белила из двуокиси титана с небольшой примесью цинковых или баритовых белил. Эта краска имеет хорошую кроющую способность, однако, разбавленная маслом, может со временем пожелтеть. Кроме того, она непрочна в соединении с ультрамарином, кобальтом, краплаком и красками на основе кадмия.

Известны также висмутовые, или испанские белила, представляющие собой азотно-висмутовую соль металла с розоватым оттенком. Поэтому по-французски они называются "blanc de fard" ("белила с розоватым оттенком", "с румянцем"). Используют их относительно редко, так же как и "венские белила" ("болонская известь"), которые приготовляют из мела.

Паретоний (лат. Parethonium) — название мыса и города в Египте, на побережье Средиземного моря, западнее Александрии (ныне Мерса-Матрух). В античности в этой местности добывали белую краску, которую использовали для росписей храмов и гробниц. Считается, что по составу эта краска, распространенная в античном мире, представляет собой толченую смесь известняка и морских перламутровых раковин. Плиний Старший (23—79 гг. н. э.) сообщает о происхождении этой краски (которую он именует паретонием) фантастические сведения:

"Говорят, что он представляет собой морскую пену, затвердевшую с илом, потому в нем и встречаются мелкие раковины. Получается он также на острове Крите и в Кирене. В Риме его подделывают, вываривая и уплотняя кимольскую крету... Среди белых красок это самая жирная и для штукатурки самая цепкая.."

Предполагают также, что паретонием называли обычный мел либо белую глину типа каолина (исходя из определения "жирная") или стеатит.

 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.