ЛАСТОЧКА
ЛАСТОЧКА (церк.-слав. ластовица, ластуна, ластица; родств. лит. lakstyti — "летать", lakstus — "быстрый" и слав. laska — "любовь, нежность").
Символика ласточки в изобразительном искусстве разных культур связана с тем, что эти птицы улетают зимовать на юг и возвращаются ранней весной. Поэтому ласточка символизирует весну, веру, удачу, надежду, любовь.
Плутарх упоминает египетский миф о превращении богини Исиды в ласточку, она отправляется искать тело убитого и разъятого на части мужа Осириса.
В крито-микенском искусстве изображения ласточек встречаются в связи с культом "Великой Матери" богов.
Ласточка, как и голубь, и воробей, считалась атрибутом богини любви и красоты Афродиты.
В античной поэзии ласточку воспевали в качестве символа весны, женской грации.
Согласно поверьям, найденный в желудке молодых ласточек красноватый камень хелидон (греч. chelidona, лат. hirundo — "ласточка") приносит счастье и избавляет от болезней.
В Китае голос красавицы сравнивают с "щебетаньем ласточки", а город Пекин называют "ласточкиным" (обозначается иероглифом, изображающим ласточку) из-за обилия гнезд этих птиц, приносящих удачу.
В Средневековье считали, что ласточки зимуют на море внутри раковин, а легкий полет птиц сравнивали с "кроткими душами, готовыми к покаянию и ищущими небесное вдали от земных благ".
Ласточка, прилетающая из-за моря (в русской загадке «сам мал, а за морем бывал»), связана с иным миром, со смертью, выступает как посредница между смертью и жизнью, далёким, чужим морем и близкой, своей землёй. Отсюда и другой круг связанных с ней ассоциаций: Ласточка, влетающая в окно,— к смерти; Ласточка пролетающая под коровой,— к крови вместо молока, и др.
В рыцарской геральдике изображение ласточки —мерлот — означает младшего сына, еще не имеющего своей земли.
Ласточка — чистая, святая птица, наделяемая женской символикой.
Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание ее воспринимается как молитва: “Святый Боже, святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас”. В народной легенде о распятии Христа ласточки, в отличие от воробьев, старались избавить его от мучений: кричали “умер, умер!”, похищали гвозди, вынимали колючие тернии из тернового венца Христа и носили ему воду. Оттого гнездо ласточки под крышей обеспечивает дому счастье и благодать, и большой грех разорять ее гнездо, убивать ее или употреблять в пищу.
Ласточка считается одним из воплощений Иисуса Христа (в христианской символике обращающиеся с молитвенной просьбой к богу уподобляются Ласточкам, которые всегда голодны и страждут; молодая Ласточка — символ жажды духовной пищи).
Ласточка— вестник добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия.
Если ласточка бросит гнездо, вся семья в доме вымрет. Убивший ласточку не будет иметь счастья в разведении скота, а разоривший ласточкино гнездо сам лишится крова или ослепнет, на лице у него появятся веснушки или короста, умрет мать или кто-либо из домашних, сдохнет корова, у коровы пропадет молоко или она будет доиться кровью.
В некоторых местах считают, что гнездо ласточки оберегает дом от пожара и что ласточка спалит дом обидчику, разорившему ее гнездо: недаром у нее есть красное пятно, словно от ожога. Встречается также примета, что девушка скоро выйдет замуж, если ласточка совьет гнездо на ее доме, вьется возле окон или залетит к ней в дом. Если ласточки и голуби летают возле дома, когда в нем справляют свадьбу, молодые будут счастливы в супружестве.
Ласточка — вестница весны. Говорят: “Ласточка весну начинает, а соловей кончает”. В песнях ее называют ключницей, так как она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отмыкает лето и замыкает зиму. Мотив Ласточки, приносящей весну (или день), обнаруживается в многочисленных веснянках, колядках и соответствующих весенних ритуалах (в весеннее празднество в Греции — «ласточкины песни», дети ходят из дома в дом, щебеча, словно Ласточка, и славя весну), получивших отражение и в искусстве (изображение прилета ласточки на греческой пелике Евфрония конца 6 в. до н. э. сопровождается текстом:«Смотри, Ласточка!»; «Да, Ласточка, клянусь Гераклом»; «Вот она! Уже весна»). Существуют также пословицы, поговорки, приметы: «Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет»; «Ранние Ласточки— к счастливому году»; «Высоколетающие Ласточки— к вёдру».
В народной символике ласку и ласточку сближают мотивы прядения и ткачества. Согласно белорусской легенде, Ласточка украла у Божьей Матери клубок ниток и ножницы. В ее крике слышат слова “Крути нити!”, а в загадках раздвоенный хвост Ласточки уподобляется мотовилу, с помощью которого разматывают нитки пряжи в клубки: «Шило мотовило пол небеса уходило», «Шитовило-битовило по-немецки говорило»
В греческом мифе о двух сестрах Прокне и Филомеле боги превращают Филомелу в Ласточку, Прокну — в соловья. Звуки, издаваемые Ласточкой, объясняются именно тем, что Терей, муж Прокны, вырезал Филомеле язык.
Ласточка часто выступает, как символ болтливой женщины.
Многочисленны примеры, когда Ласточка выступает как символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, счастья, уюта. Эти символические значения образа Ласточки получают развитие в литературе и искусстве вплоть до современности (у Мандельштама: «Слепая ласточка в чертог теней вернётся на крыльях срезанных» — о забытом слове, которое необходимо сказать).
|