ЦВЕТ (др.-русск., ст.-слав. цвѣтъ; праслав. květъ — "мерцать, блестеть") — зрительно воспринимаемое качество среды, окружающей человека. Определяется физическими свойствами преломления и отражения световых лучей в пространстве и на поверхностях материальных тел. Каждая поверхность в зависимости от химического состава тела, фактуры и текстуры отражает лучи определенной части спектра (длины волны колебаний электромагнитного поля).
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.
Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.
"Цветовую" часть спектра способен воспринимать человек с помощью зрения и оценивать как познавательно, ориентационно, так и эстетически. Цветовое зрение присутствует и у многих животных, оно необходимо им для того, чтобы отличать, к примеру, спелые плоды от незрелых. По мере усложнения поведения и разнообразия действий функция зрения связывается с эстетическими представлениями, а затем и с художественными образами, в которых качество цвета обретает независимость от физических свойств материала:
Трава под легкою стопою
Пунцовой стала, белой, голубою.
А. Полициано
Хроматическая шкала тонов (греч. chroma — "цвет") подразделяется на семь основных, которые характеризуются насыщенностью, яркостью и светлотой. Чёрно-белые (нецветные) тона называют ахроматическими.
С глубокой древности каждому из семи основных тонов хроматического ряда придавалось символическое значение. Их соотносили с семью планетами и "музыкой сфер".
В физической действительности следует различать понятия света и цвета, а в художественном творчестве важное значение имеют отличия цвета и краски. Разными красками можно передавать один и тот же цвет и одной краской — различные цвета. Все зависит от светосилы красок и отношений цветовых тонов.
На сложных отношениях цвета и краски основано искусство живописи. Художник использует цвет и в других видах искусства: графике, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Особенно важное значение придавали силе цветовых отношений дивизионисты, импрессионисты, фовисты, экспрессионисты.
В академической живописи цвет используют преимущественно локально и большее значение придают целостности тональных отношений. Выразительность локальных отношений цветовых тонов характерна для искусства афиши, плаката, монументальной росписи. Существуют также цветной рисунок, цветная гравюра.
Цвет в художественном творчестве представляет собой изобразительное средство (тональные отношения являются композиционным материалом). Цвет владеет чувствами и мыслями художника и может стать формообразующей силой, во многом определяющей художественное содержание произведения искусства. В христианском искусстве цвету придается мистическое, сакральное значение.
Цветоведение - характеристики и свойства цветов.
Влияние цвета на человека.
Цветовая гармония.
|