ФАЛЛИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ
ФАЛЛ, ФАЛЛОС, ФАЛЛИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ (греч. phallos — "столб, палка, мужской детородный член"; возм. связано с греч. phal — "яркий, светящийся"; праиндоевр. Bhale — "переполнять, расти, набухать") — половой член в состоянии эрекции, символ мужского, производительного начала природы.
Все, что растет, движется вверх, вздымается вертикально так или иначе рождаетассоциации с мужской силой. Поэтому неудивительно, что в изобразительном искусстве, где эротическое начало творчества особенно сильно, прежде всего в древности все вертикальные формы расценивали в качестве фаллических символов: весло, дерево, столп, колонну, обелиск, пирамиду, жезл, меч, копье, посох, башню, шпиль.
Примечательно, что даже название средокрестия средневековых храмов связано с греческим словом "фаллос" (ср.-греч. amphallion — "впереди пупа"). Центр средокрестия — месомфалос (ср.-греч. mesomphalos — "средопупие").
Гребень древнегреческого шлема называли "phalos".
Архаические формы скульптуры представляли собой простые деревянные или каменные столбы, иногда с едва намеченной головой в верхней части.
Фаллические культы в Греции были связаны с почитанием бога плодородия и виноделия Диониса.
Известны изображения бога в виде огромного фаллоса.
По сообщению Павсания (II в. н. э.), в Килленах, в Элиде находилась статуя Гермеса, "которого местные жители почитают особенно, представляет прямо поднятый мужской половой орган, поставленный на пьедестале".
Гермы (столбы) в честь бога Гермеса были особенно распространены. Верхняя часть такого столба сделана в виде головы бога, а на самом столбе изображали фаллос.
У многих древних народов производительными символами считались одновременно фаллос и голова (возможно, это объясняет и композицию греческих герм). К примеру, у древних кельтов фаллическим символом почитали изображение головы на шесте или копье. Связь "верха" и "низа" означает соединение неба и земли, в результате которого происходит оплодотворение мира.
Этот момент является ключевым во многих мифах. В частности, именно так объясняется в древнегреческом мифе рождение богини любви Афродиты из морской пены, взбитой упавшим в море фаллосом оскопленного Урана (Неба).
Египетское божество Мин также представляли в виде столба, его эпитет: "поднимающий оружие".
Во время праздников в честь бога Диониса участники процессии — фаллоносцы — несли вотивные изображения фаллосов.
Древнегреческий писатель Плутарх (I в. н. э.) сообщает, что египтяне считали фаллическим символом тростник. Во время празднеств в честь бога Осириса "они выставляют впереди и носят всюду статую, фалл которой увеличен в три раза, ибо бог есть начало, а всякое начало благодаря плодовитости увеличивает то, что из него исходит". Этот обычай связан с мифом о растерзании тела Осириса злым богом Сетом и о том, как Исида, супруга Осириса, нашла фаллос своего мужа. В иной версии мифа, Исида его не нашла, но "изготовив и сотворив похожее изображение, — продолжает Плутарх, — повелела чтить его и носить в фаллических процессиях".
Существенно, что похожие обряды проводили в честь многих божеств: Аполлона, Зевса, Деметры, Кибелы, Аттиса. Искусственные фаллосы носили уличные актеры — флиаки.
Особую группу в мифологии составляют итифаллические существа (греч. ithyphallos — "родивший сам себя"). Таким существом греки считали египетского Камутефа (егип. Kam’tf — "Бык своей матери"), сведения о нем туманны и противоречивы. Иногда имя "Камутеф" относили к Амону и Мину, божествам, родившим себя из первобытного хаоса.
В древнегреческой мифологии итифаллическими являются существа с козлиными или лошадиными ногами — духи плодородия и их воплощения: Пан, сатиры, силены, у римлян — фавны.
В индуистской мифологии воплощением фаллического начала является линга, его считают "детородным органом Шивы". Производными от формы линги являются магические знаки на надгробных стелах в виде стрел, зигзагов, молний.
В психологии знак в виде стрелы или дротика считают "выражением фаллического садизма", стрела — обычный атрибут Эрота или Амура, Купидона.
Однако более других с фаллической символикой связано древнегреческое божество плодородия Приап. Вокруг "приапических герм" с изображением огромного фаллоса устраивали празднества. Подобные эротические картинки (якобы познавательные, на темы античной мифологии) пользовались успехом в куртуазной культуре Франции XVIII в.
В римское время, в частности в эротической культуре древних Помпей, получили распространение скульптурки Приапа в виде "трифаллоса" (лат. triphallis — "трехчленный") — с двумя фаллосами и головой, также похожей на фаллос, керамические и бронзовые светильники с изображениями фаллосов. В 1761 г. в Помпеях обнаружили бронзовую статуэтку: женский обнаженный торс на львиной лапе. На шее женины — ожерелье с четырьмя фаллосами. Фигурку назвали "нимфой Приапиной". Вероятно, это культовый предмет, а ожерелье — талисман, заклятье от бесплодия.
Особенно фантастичны римские тинтиннабулы (лат. tintinnabulum — "колокольчик") — домашние звоночки для прислуги, сделанные в форме фигурок разных божеств, у них из самых неожиданных мест вырастают фаллосы, к которым подвешены маленькие колокольчики. Существуют тинтиннабулы целиком в форме фаллоса с крылышками, из которого вырастают другие фаллосы. Подобные фантазии не давали покоя и художникам последующих веков.
Существовали и весьма наивные назидательные легенды, в частности о том, как римляне пытались доставить на корабле из Пессинунта огромный чёрный камень в виде фаллоса — фетиш богини плодородия Кибелы. Корабль сел на мель в устье Тибра. И только девственница легко, с помощью своего пояса смогла провести корабль по реке до города.
По одной из версий, распространенные в Средневековье изображения фаллосов с крыльями связаны не с образом крылатого Амура, а с образом птицы (итал. uccello, нем. Vogel) и обозначением мужской половой энергии (нем. Vögeln). Возможно, что этимология отражает древнейшие представления о птицах как носителях половой энергии и о воздушной стихии, из которой рождаются демонические существа.
В Древнем Китае фаллический культ имел двойственное содержание. Для удовлетворения своей плоти женщины применяли "куэй" — стержень из нефрита, одновременно "нефритовый стержень" имел магическое значение, его название использовали и в качестве эпитета. Похожие инструменты — олисбосы (греч. olisboi — "скользкие, гладкие") — применяли гречанки.
Фаллическим символом считали изображение лебединой шеи. Белый лебедь — традиционный атрибут богини Венеры, но длинная "фаллическая шея" птицы привносит контраст по отношению к "женственно-закругленному телу". Все вместе — символ "удовлетворения желания".
Эротическим бывает и язык жестов, поэтому поэтические метафоры, связанные с движением, пластикой, образы "змеиного извива", как замечательно показал в одном из стихотворений Т. Готье, также имеют отношение к "фаллической теме".
|