ВКУС (церк.-слав. въкусъ от "куси́ть", заимств. из готск. kausjan) — способность к наслаждению, ощущению, чувственному, эмоциональному восприятию действительности. Например: вкушать радости жизни.
Наличие у человека вкуса определяет возможность эстетического отношения к миру. Отсутствие вкуса писатель А. Франс считал "самым большим грехом, единственным, не подлежащим прощению".
Вкус — прирожденное качество, но он может развиваться и воспитываться. "Эстетический — доступный чувственному созерцанию; выполненный со вкусом". Развитие, совершенствование вкуса предшествует эстетической и художественной деятельности. Поэтому выражение "о вкусах не спорят" справедливо лишь в том смысле, что вкус — данное человеку природой свойство и он индивидуален, субъективен. Но это определение недостаточно, поскольку "зачаточный" вкус отдельных людей вследствие общения между собой, с природой, произведениями искусства с неизбежностью впитывает вырабатываемые обществом эстетические представления, этические нормы и правила поведения.
"При всем разнообразии вкусов существуют общие принципы, единообразно присущие человеческой природе". Поэтому вкус, имея чувственную основу, включает и моменты рационального мышления, хотя и отличается от всех других форм эстетического сознания своей целостностью, спонтанностью и синкретичностью.
"Знаток вкусов" эпохи французского Просвещения Д. Дидро писал, что вкус — это "дар распознавать прекрасное, достоинства и недостатки так же быстро, как это происходит при дегустировании изысканной пищи. Вкус предшествует размышлению, он склонен к наслаждению... Гурман моментально распознает все оттенки; знаток, лишь бросив взгляд, сразу видит соединение грубости с изяществом, смешение стилей, недостаток формы, он почувствует отвращение к банальности и пошлости, поверхностности эклектики и однообразию стилизации... Подобно тому, как плохой вкус, — пишет Дидро, — в физическом смысле услаждается лишь слишком пикантными и слишком изысканными приправами, плохой в искусстве удовлетворяется лишь украшениями".
Показательно, что противопоставление "хорошего" и "дурного" вкуса было возведено в степень стилистических категорий в "споре о древних и новых" — сторонников Классицизма и приверженцев Барокко в XVII столетии.
В XVII—XVIII вв. словом "вкус" называли те или иные проявления художественного стиля. К примеру, говорили: произведение выполнено "в греческом вкусе" или "в готическом вкусе".
Исторически "чувствительность к прекрасному" прогрессирует вместе с развитием искусства, и, хотя она "дополняется рассудительностью", "норм вкуса" не существует. В то же время воспитание вкуса необходимо. Так же как для развития речи следует изучать литературу, для развития культуры слуха — осваивать основы музыкальной грамоты, точно так же для воспитания чувства формы, цвета и пространства нужно иметь опыт работы с красками, учиться рисованию и лепке.
Эстетический вкус, безусловно, составляет основу художественного мышления, но не тождествен ему, поскольку для художественного творчества нужен особый дар. Воспитанные многолетним трудом и опытом индивидуальный вкус, чувство стиля, манера работы художника служат основой стилистической критики, оценки и атрибуции произведения искусства.
Индивидуальный вкус знатоков, эстетов, элиты неизбежно отделяется от инертных вкусов неискушенной публики, недостаточно эстетически образованных людей. Поэтому и появляется проблема "хорошего", или "высокого", и "дурного, низкого" вкуса, их взаимодействия, эстетического воспитания и "подтягивания" массовых вкусов до уровня профессионального элитарного сознания. Однако парадокс ситуации и терминологический нонсенс как раз и заключаются в том, что не может быть низкого или второсортного вкуса: либо он есть, либо его нет.
Преобладание рационального, логического мышления, прагматического и техницистского сознания также тормозит развитие вкуса, связанного с чувственной, эмоциональной сферой психики. Люди могут спорить о вкусах всю жизнь, но если у человека нет вкуса — он не художник и не поэт, и красота для него существует лишь теоретически.
Вкус, как и воля к творчеству, движет науку, политику, философию; из вкусовых пристрастий вырастают мнения, представления, идеи, концепции. В конечном итоге все основано на вкусе к жизни.
|