ЛОТОС
ЛОТОС (греч. Lotos) — род многолетних земноводных травянистых растений.
Известны греческий, или троянский, лотос, киренейский лотос (дерево, произрастающее в Северной Африке), египетский лотос, или "нильская лилия", — водяная кувшинка (лат. Nymphaea Nelumbo) с красивыми белыми либо розовыми цветами.
Из черного лотосового дерева в древности вырезали вотивные фигурки и флейты, отсюда позднейшее латинское Lotus в значении "флейта, свирель, нежная музыка".
В Египте встречаются также голубые цветки лотоса (лат. Nymphaea Caerulea).
В индуистской мифологии творец мира Брахма рождается из цветка лотоса, выращенного из пупа сидящего в воде Вишну.
Лотос считается символом Вселенной, он плавает в океане мироздания. Чашечка цветка уподобляется священной горе Меру, четыре лепестка лотоса — четырем частям света. Из лепестков лотоса возникают реки, горы, долины. С ростом тысячелепесткового золотого лотоса формируется Вселенная.
В древности египтяне заметили, что цветки нильского лотоса распускаются при заходе Солнца и, закрываясь, погружаются в воду при его восходе. Днем цветок спит, а ночью просыпается. Это послужило основанием для посвящения цветка богу Солнца Ра. В египетском искусстве изображается младенец Осирис-Ра, сидящий на цветке лотоса, — символ рождения Солнца из мирового океана, смены дня и ночи, вечного рождения, умирания и воскресения.
Лотос также — колыбель бога Гора (Хора), сына Осириса, и Нефертума.
Богиня Исида, супруга Осириса, изображается на "лотосовом троне".
Особо почитался красный лотос, "вышедший из огня". Из лепестков лотоса, нанизывая их на нити, женщины делали головные повязки, вплетали их в прически. Цветки лотоса опускали на лоб.
На египетских монументальных росписях и рельефах видно, как на пирах гости держат в руках пучки лотосов; стеблями этого цветка обвивали сосуды с вином, и цветки свешивались по сторонам кувшина.
Симметрично склоняющиеся цветки лотоса — характерный мотив египетского орнамента.
Розовый чашеобразный лотос воспроизводился в росписях алебастровых сосудов и имел священное значение.
Цветки голубого лотоса чаще использовали в заупокойном культе.
Лотос был символом Верхнего Египта, папирус — Нижнего. Их соединение — эмблема объединения Египта под властью фараонов, такие изображения встречаются в храме Амона в Карнаке. Лигатура — связка стеблей лотоса и папируса (перетянутых посередине узлом из стеблей), по-египетски "Сема-Тауи", — изображалась на боковых стенках трона египетских фараонов, ее можно видеть, в частности, на тронах Колоссов Мемнона — огромных статуй фараона Аменхотепа III.
В искусстве древних хеттов, финикийцев, шумеров цветок лотоса символизировал смерть и возрождение и служил атрибутом погребальных культов. В то же время он означал жизнь и производящие силы природы.
Если лотос изображали рядом с быком, он почитался в качестве солярного символа, рядом с коровой — лунного.
Цветок лотоса изображали вместе со львом, бараном, лебедем, свастикой, змеей, грифоном, сфинксом.
Как цветок египетской Исиды, богини-матери, лотос заимствовали эллины в качестве атрибута богини Афродиты (у римлян — Венеры ).
В форме лотоса делали колонны египетских и финикийских храмов, эта же форма придавалась сосудам, туалетным ложечкам, светильникам, ювелирным украшениям из дерева, слоновой кости, "египетского фаянса", золота.
Из корня и семян лотоса приготовляли лечебное вещество "неню-фар", откуда происходит французское название кувшинки, или водяной лилии (nenuphar).
В Греции белые цветы лотоса посвящали нимфам, отчего возникло название "нимфея" (греч. Nymphea).
На санскрите белый лотос назывался Padma, голубой — Utpala. В культуре буддизма "закрытие цветка Padma и открытие Utpala определяет день и ночь на небесах". В буддийских легендах рассказывается, что, когда Будда достиг просветления под деревом Бодхи, он увидел своих собратьев по земной жизни в образе стеблей и бутонов лотоса: одних — погруженных в ил, других — выбирающихся на поверхность воды, третьих — начинающих цвести. Поэтому лотос в буддизме — символ чистоты и совершенства. Лотос вырастает из грязи, но сам остается чистым. Так и Будда, рожденный в земном мире, чист, как белый цветок лотоса. Статуи Будды обычно покоятся на стилизованном изображении этого цветка — "лотосовом троне". Padmasana (санск., "поза лотоса"), со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Лотос — одно из "восьми сокровищ", и он начертан на стопах Будды "Буддапада". Изображение Будды, являющегося из пламени, называется "Жемчужиной лотоса", или "Сердцем лотоса".
В Древнем Китае лотос — эмблема одного из "Восьми Бессмертных". Рассказывается также, что Пе Ан Фей танцевала на цветках водяной лилии, "сделанных из золотой фольги и рассыпанных на земле", отсюда выражение: "Каждый шаг заставляет лотос расти" и поэтические сравнения женской ноги с "золотой лилией" и "изгибом лотоса".
В мистических учениях Востока лотос символизирует "духовное развертывание и достижение", результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды.
Полностью раскрытый цветок лотоса изображается в виде геометризованной розетки с семью, восемью или десятью лепестками-лучами. Это — "колесо непрерывного существования" и, одновременно, "чаша, водный символ женского начала природы".
В добуддийской мифологии Китая лотос символизировал мужское начало природы, позднее — женское. Корень лотоса, скрытый глубоко под водой, — источник существования; коробочка с семенами — плодоносная сила творения; полностью раскрывшийся цветок — духовное совершенство.
Будучи солярно-лунным, лотос является также андрогинным — самодостаточным символом. Стебель лотоса соотносят с осью мира, цветок — с мандалой, Майтрейей. Количество лепестков этого цветка обозначает чакры — вихри духовной энергии и ступени на пути к духовному совершенству. В символике индийских йогов чакры позвоночного столба изображаются в виде цветков лотоса.
Согласно одной из позднейших легенд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громадный белый лотос.
Китайское название лотоса (li’en) звучит так же, как "обязывать" или "вести себя скромно". Поэтому изображение лотоса в традиционном искусстве Китая и Японии помимо общей символики имеет особенный подтекст — "пожелание счастья, благополучия и скромности".
Таким же образом можно истолковывать изображения лотосов на дверях домов или столбы, колонны в виде стеблей и цветков этого растения.
|