БУДДИ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО (инд. от санск. из иранск. buddha — "познавший, просветленный") — исторический тип искусства, по содержанию и художественным формам значительно отличающийся от античного, западноевропейского христианского и мусульманского искусства.
Буддийское искусство — историческое течение в искусстве, возникшее в Индии после жизни Сиддхартхи Гаутамы в VI—V веках до н. э. В результате контактов с разными азиатскими культурами, буддийское искусство эволюционировало и распространилось по всей Азии.
Буддийское искусство шло вслед за распространением и адаптацией дхармы, развиваясь в каждой новой буддийской стране. Северная ветвь буддийского искусства получила развитие в Центральной и Восточной Азии, в то время как Южная ветвь буддийского искусства процветала в Юго-Восточной Азии. До X века буддийское искусство Индии развивалось и процветало, влияя на формирование индуистского искусства, окончательно исчезнув, когда буддизм был практически уничтожен в Индии вследствие мусульманской агрессии и усиления индуизма.
Художественный стиль буддийского искусства в течение многих веков господствовал на огромных территориях Центральной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Его возникновение и развитие составляет эпоху в истории мирового искусства.
В течение II и I веков до н. э. скульптура стала более явной, иллюстрирующей эпизоды из жизни и учения Будды. Эти иллюстрации приняли форму декоративных композиций в виде горизонтальной полосы или фризов, как правило, украшавших ступы. Хотя Индия имела богатую скульптурную и иконографическую традиции, Будда никогда не был изображён в человеческой форме, но только с помощью буддийской символики.
Этот период буддийского искусства называется аниконистическим и выражен нежеланием к антропоморфным представлениям Будды и сложным развитием аниконистических символов, позволяющих избежать представления Будды как человека (даже когда на сцене присутствуют другие человеческие фигуры). Эта тенденция сохранилась до конца II века н. э. в южной части Индии, в искусстве школы Амарвати. Утверждается, что антропоморфные изображения Будды, возможно, были сделаны из дерева и не сохранились до наших дней. Тем не менее, археологических доказательств этого не найдено.
Антропоморфные изображения Будды начали появляться с I века нашей эры в Северной Индии. Двумя основными центрами буддийского искусства на тот момент являлись Гандхара в современной провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистанеи область Матхура в центральной части Северной Индии.
Самые ранние произведениябуддийского искусства в Индии датируются I веком до н. э. Это Храм Махабодхи в Бодхгае, ставший образцом для аналогичных построек в Бирме и Индонезии, а фрески на плато Сигирия, возможно, даже старше рисунков в Аджанте.
Буддийское искусство основывается на нравственно-религиозном учении буддизма, которое складывалось в Индии в VI в. до н. э.; постепенно вытесняло, но и взаимодействовало с более древними верованиями индусов. Основой учения является понятие "бо́дхи" (санск. bodhi — "озарение, пробуждение"), означающее слияние интеллектуальных, эмоциональных и волевых способностей человека в нирване (санск. nirvana — "угасание"), состоянии духовного прозрения, интуитивного постижения сущности бытия и смысла жизни. Человек, достигший состояния нирваны, но оставшийся жить среди людей из-за любви и сострадания к ним, стремящийся помочь им выйти из круговорота рождений и смертей (сансары), называется бодхисатвой (от bodhi — "озарение" и sattva — "сущность"). Бодхисатва — это будущий Будда, душа, готовая стать Буддой, носитель блага. В более узком смысле — ученик.
В раннем буддизме считалось, что земной путь к спасению прошли 24 будды. Следующий за ними самый известный учитель — царевич Гаутама из рода Шакья (564—483 гг. до н. э.). Шакьямуни (санск. Shakyamuni — "Милосерден в единении и тишине") жил в роскоши в трех дворцах правителя-брахмана, оберегаемый своим отцом от любых знаний о несовершенстве мира, поскольку был предназначен для роли правителя. Но в 29 лет царевич "был избран из роскоши и неведения". Переезжая из дворца во дворец, он увидел "три страдания": человека, беспомощного от старости, другого — пораженного неизлечимой проказой, и наконец ему был явлен вид мертвого тела. Возница объяснил пораженному принцу, что "такова судьба всех людей". Тогда Гаутама понял суетность и бренность земных радостей. После семи лет отшельничества и скитаний вблизи местности Гайа на границе с Непалом Гаутама, сидя под "деревом просветления — Бодхи, получил озарение и стал Буддой. Ему дали прозвание Сиддхартха ("Исполнивший свое назначение"). В раннем учении буддизма — хинаяне — сообщается еще об одном "Просветленном" — Будде будущего —Майтрейе. В более позднем учении — махаяне — говорится о бесконечном числе будд (отсюда название "Храм тысячи будд" в Японии).
Распространение буддийского учения в Азии было стремительным. В Индии — при династии Маурьев, в особенности в годы правления самого известного из них, императора Ашоки (269—231 гг. до н. э.). Есть сведения, что буддизм был известен в эллинистической Бактрии в I в. до н. э. В 67 г. н. э., при династии Хань, буддизм официально принят в Китае. На юго-востоке Корейского полуострова в эпоху "Трех царств" (313—668) в государстве Силла были изгнаны китайцы-даосы и в 535 г. принят буддизм. Столицу буддийской Кореи г. Кёнчжу называли "Золотым городом" за множество установленных там позолоченных статуй бодхисатв. В VI в. буддизм стал проникать в Японию, сосуществуя там с исконно японским синтоизмом. Быстрое распространение буддизма объясняется тем, что буддизм — не столько религия, сколько нравственное учение, отвечавшее созерцательному мироощущению людей Востока.
Религия на Востоке — не свод умозрительных, абстрактных идей, канонов и догм и не воинствующая Церковь, а тихое, интимное, требующее внутреннего сосредоточения искусство жизни. Предлагаемый учением Будды Шакьямуни путь постижения истины называют также "срединным путем", поскольку он отвергает крайности мистицизма древнейших культов, их жестокость, и аскетизм отшельничества.
По одной из легенд, сам Будда убедился на опыте, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума. Путь нравственного совершенствования постигается индивидуально, постепенно и без принуждения, сосредоточением — медитацией. Поэтому идеям буддизма не было необходимости преодолевать местные культы, этнические обычаи и древнейшие верования. Буддизм мирно сосуществовал с ними, а буддийское искусство включало в свои сюжеты любые традиционные персонажи: и царевичей, и мифологических героев, и даже страшных индуистских божеств— Вишну и Шиву. Оно оказалось ярким, праздничным, во многих случаях чувственным, даже эротичным. Но характерно также, что проявления чувственности в буддийском искусстве Индии вскоре вернули его к брахманистским истокам и на своей родине буддизм не приобрел господствующего положения.
Страной классического буддизма стал Китай. По легенде, после смерти и кремации тела Будды Шакьямуни его останки разделили между собой "восемь правителей" и они были перенесены в Китай и Японию, где хранились в особых реликвариях.
Считается, что у Шакьямуни была большая круглая голова, широкий, "луноподобный лик" и узкие глаза; сросшиеся на переносице брови, "урна́" — отметина в середине лба, раздвоенные и длинные мочки ушей, "три линии счастья" на шее, "шишка мудрости" на темени — признаки святости. У Будды также темная, бронзового оттенка кожа, полные округлые формы рук и ног ("как у газели"), длинные пальцы, белоснежные ровные зубы — все эти черты соответствовали представлениям индийцев о мужской красоте.
Будда изображался стоящим либо сидящим на "лотосовом троне". Канонизированное положение рук и ног — а́сана (санск. asana — "поза") — предписывало изображать сидящего Будду со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками: "поза лотоса" (padmasana). В самом общем смысле асаной называли канон, правила изображения разных лиц буддийской истории. Будда также соединяет большой и указательный пальцы рук (знак сосредоточения) либо поднимает три пальца правой руки для благословения. Голова его покрыта остроконечной тиарой (символ власти) или "улитками" — спирально завитыми волосами. Такая прическа напоминает об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Шакьямуни от солнца, когда он предавался медитации под деревом Бодхи.
Изобразительными символами буддизма стали белый слон и две газели, по преданию первыми вышедшие из леса, чтобы послушать "Просветленного". По другим рассказам. Будда шесть раз являлся в облике белого слона, десять раз — в облике оленя и четыре раза — коня. Там, где ступает Будда, расцветает белый лотос — символ чистоты. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после телесной смерти (подобно тому как ныряет челнок в руках ткача). Будда может держать в левой руке кувшин с землей, а в правой — рисовые ростки (символ возрождения). В Китае Будду изображают с копьем и с книгой (символы храбрости и знания).
"Будда в стиле Махаяна" — Амита́бха (санск. Amitabha — "Неизмеримый свет"; китайск. Amytopho; японск. Amida) — символизирует Будду как владыку Рая (Сукхавати), где возрождаются к жизни праведные существа. Это "Будда беспредельной жизни", он восседает на лотосе и изображается красным цветом, его сияние — мандорла — зеленым. Вокруг — "китайские облака", перед Буддой — его ученики и сподвижники, играют музыканты, и танцуют танцовщицы. Красное и зеленое дополняется золотом. Часты изображения Будды Шакьямуни в окружении своих последователей: Ананды, Асанги, Бодхидхармы — основателя дзен-буддизма в Японии (в 520 г. он прибыл в Китай из южной Индии, изображался в китайском и в японском искусстве).
В буддийском искусстве Индии, Индокитая и Японии изображаются и индуистские персонажи — четырехликие и многорукие а́суры, демоны, превратившиеся в защитников, стражей буддизма. Бодхисатвы, в отличие от будд, чаще представляются шестирукими, в высоких тиарах южноиндийских правителей. В каменных рельефах индийских храмов непременно показывают сцену "Поклонения Священному дереву". В центре композиции — прорастающее сквозь древний жертвенник "Древо Бодхи" (Дерево Просветления, под которым сидел Будда) с симметрично расположенными ветвями. Вверху, в его ветвях, — асуры, птицы и звери. Внизу по обе стороны — последователи и ученики — архаты. Вокруг Древа Бодхи изображается нечто вроде храма (аналог европейскому киворию) — Бодхи-Гхара.
В буддийских храмах статуи будд или бодхисатв находятся в своеобразном алтаре — на возвышении в глубине зала. Алтарь представляет собой несколько ступеней: квадратная ступень — символ земли, круглая — символ неба. Изготавливали и небольшие переносные алтари. Позади головы будды изображается либо круглый нимб— солнце, либо мандорла особой миндалевидной формы ("мистический миндаль"). Иногда такая мандорла украшается по краям языками пламени, и тогда она символизирует "явление духовного принципа". Среди прочих символов буддизма: ваза, ваджра (скипетр), чаша для подаяний, лук и стрелы, чётки, плеть для наказаний, колесо Сансары, или колесо Закона, с восемью спицами (восемью нравственными законами). Символика положений тела и движений рук в буддийской иконографии называется мудра (санск. mudra — "знак, примета").
Буддийское искусство сформировало оригинальные типы сооружений: колонны — стамбхи, башни — шикхары, храмы — чайтьи и чанди. Буддийский храм-гора в комплексе с монастырем удлиненного плана, похожим на европейскую базилику, называется ват. Созерцательное "искусство жизни" требовало слияния художественных форм с природными. Поэтому восточная архитектура, особенно буддийская, отличается от европейской: это не укрытие от природы, а растворение в ней. Главная идея буддийских сооружений — создание зримого подобия искусственных и естественных форм, гармонии с природой, условий обретения душевного покоя. В основе архитектуры лежит не функционально-конструктивная идея вертикальной опоры и горизонтального перекрытия, а пластическое ощущение органического, свободно растущего из земли объема. Сооружения буддийского Востока в строгом смысле слова — не архитектура, поскольку они не тектоничны. Тибетские храмы и китайские пагоды (имеющие вполне функциональные и тектоничные прототипы) в своем завершенном виде кажутся естественными образованиями, они вторят формам гор, холмов или выветренных скал, распускаются на их склонах подобно диковинным цветкам.
Самые необыкновенные сооружения — ступы. Это не здания, а монолитные монументы (внутри них ничего нет, только каменный массив с небольшими камерами-реликвариями и открытыми нишами для скульптур; исключение составляют ступы Тибета и Сибири). Они символизируют "творческое начало Вселенной", "импульс жизни", священную гору Меру, нирвану. Самые ранние ступы в Индии и Шри Ланке строились обычно полусферической формы, наподобие перевернутой чаши. Они называются анда (санск. anda — "яйцо") или гарба (garba — "матка"). Башнеобразные — пранг; колоколообразные — чеди. Другие названия: дагоба, субурган, тхат. "Зонт" на вершине башнеобразных ступ символизирует "тень Священного дерева" (в некоторых учениях — верховную власть Будды). Навершия имеют символические наименования: "молодой лотос", "бутон банана", "бриллиантовый бутон". Навершия башенных храмов называются амалака (санск. Amalaka — "плод лотоса"). Существуют объяснения разнообразия форм ступ фаллической символикой, некоторые сделаны "в форме женской груди как символа зарождающейся жизни". Самые известные ступы: Санчи в Индии и Шведагон в Бирме.
Во многих случаях буддийские сооружения превращаются в гигантские пирамиды скульптур, сплошь закрывающих основной объем. Это создает впечатление невероятно увеличенных резных изделий, вздымающихся в небо. Так в искусстве Востока проявился символизм, присущий средневековому творчеству. Рельефы и скульптуры храмовых и монастырских сооружений включают изображения, не связанные с философией буддизма, отражающие более древние культы, народные верования, а то и просто веселую, необузданную фантазию художника. Это животные, сказочные птицы и звери, духи плодородия в виде полнотелых красавиц в эротических позах, бурная растительность, придающая скульптурам вид каменных джунглей, герои эпоса "Махабхарата" и ведийских гимнов.
Замечательны росписи пещерных храмов, символизирующих отшельническую жизнь Будды в пещере. Особенно прекрасны росписи Аджанты, создававшиеся на протяжении восьми с половиной веков (II в. до н. э. — VII в. н. э.). Они демонстрируют пластичность линий и тональных "растяжек", мягко моделирующих форму, отчего росписи плавно переходят в рельеф и сливаются со скульптурой. Расцвет буддийской скульптуры относится к IV—V вв., времени правления династии Гуптов в Индии (320—500).
В эти годы изготавливалось огромное количество изображений Будды и бодхисатв из золота, бронзы, раскрашенного дерева, слоновой кости и камня, от маленьких, размером в 2—3 см, до огромных фигур в 54 м высотой. В Аюттхае (Таиланд) сохранилась лежащая под открытым небом фигура Будды из камня, длиной в 28 м (XV—XVI вв.). В Юго-Восточной Азии в XVI—XVII вв. распространен тип изображения Будды-Наставника, или "Царя Царей", — в высокой остроконечной короне и роскошных царских украшениях.
Характерным для буддийского искусства Азии является стремление к контрастному сочетанию ярких, красочных материалов: золота и серебра, красного и черного лака, инкрустации цветным стеклом, фарфором, фольгой, перламутром, драгоценными камнями.
С буддизмом связаны лучшие классические произведения искусства Китая и Японии.
В Индии в VII—XII вв. буддизм постепенно вытеснялся индуизмом с культами свирепых богов Вишну и Шивы, легкий и просветленный стиль буддийского искусства сменялся динамичными и экспрессивными образами брахманизма — специфичным "барокко" искусства Востока. Зато неожиданно созвучным античной Греции оказалось искусство Кушанской империи и эллинистический стиль "греко-буддийского" искусства Гандхары (IV в. до н. э. — IV в. н. э.). Обогатившись достижениями античной пластики, буддийская скульптура создала тип стоящей фигуры Будды, задрапированной в подобие складок греческой туники. В этих необычных статуях, в дальнейшем оказавших влияние на все искусство Востока, телесная красота античности соединилась с возвышенным состоянием покоя и внутреннего самоуглубления.
Искусство Гандхары обогатело вследствие векового взаимодействия с греческой культурой. Из-за завоевания Северо-Западных княжеств Индии Александром Великим в 332 году до н. э. и последующего создания Греко-Бактрии и Индо-греческого царства появляется Греко-буддийское искусство. Буддийская скульптура Гандхары представляет греческое художественное влияние: школа скульптуры Гандхары переняла у эллинистической скульптуры такие элементы как волнистые волосы, драпировки, покрывающие оба плеча, туфли и сандалии, украшения листьями аканта и т. д.
Искусство Матхуры, как правило, основано на старой индийской традиции. Школа Матхуры изобрела следующие элементы буддийской скульптуры: покрытие левого плеча тонкой кисейной накидкой, колесо в ладони, лотосовый трон и т. д.
Школы Матхуры и Гандхары также сильно влияли друг на друга. Во время своего художественного расцвета в двух регионах они даже объединились политически под правлением кушан, причем и Матхура, и Гандхара были столицами империи. До сих пор остаётся предметом дискуссий то, является ли антропоморфное изображение Будды по существу результатом эволюции буддийского искусства Матхуры или следствием греческого культурного влияния в Гандхаре в ходе греко-буддийского синкретизма.
Буддизм стал школой для нескольких поколений мастеров Китая, Индии, Персии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Учение буддизма, как ни парадоксально, привнесло в самобытные формы искусства Востока не только новую мифологию, но и пластические идеи, которые направили это искусство в русло западных, античных традиций.
Иконическое искусство изначально было характеризовано реалистическим идеализмом, сочетающим реалистические человеческие черты, пропорции и атрибуты, вместе с чувством совершенства и спокойствия, характерного божественному. Это изображение Будды одновременно в качестве и человека, и совершенного стало иконографическим каноном для последующего буддийского искусства.
Интересно отметить, что тема Будды широко используется в таких видах искусства как скульптура, живопись и литература, но не в музыке и танце.
Буддийское искусство продолжало развиваться в Индии в течение нескольких веков. Скульптуры Матхура из розового песчаника извалялись во времена Империи Гупта (с IV по VI век), когда была достигнута очень высокая тонкость исполнения и деликатность в моделировании. Искусство школы Гупта было чрезвычайно влиятельным почти во всей Азии. К X веку буддийское искусство вымирает в Индии. В конце XII века нашей эры буддизм в Индии сохранился только в гималайских регионах, таких как Ладакх. Эти области, благодаря географическому расположению, находились в постоянном контакте с Тибетом и Китаем, например, искусство и традиции Ладакха несут на себе печать тибетского влияния.
Вместе с распространением буддизма за пределами Индии, начиная с I века нашей эры, его оригинальный художественный почерк начинает смешиваться с другими художественными традициями, что привело к сильному различию между буддийским искусством стран, принявших буддизм.
- Северная ветвь появилась в I веке н. э. и представлена Центральной Азией, Непалом, Тибетом, Бутаном, Китаем, Кореей, Японией и Вьетнамом, в которых преобладает буддизм Махаяны.
- Южная ветвь представлена странами, где доминировал буддизм Хинаяны (Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос).
АДЖА́НТА (Ajanta) — название местности в западной части Деканского плоскогорья центральной Индии, штат Махараштра. Там расположен знаменитый комплекс пещерных буддийских храмов (II в. до н. э. — VII в. н. э.).
Пещеры высечены в скалистом береге естественного каньона реки Вагхоры ("Тигровая река"). Его основание монахом Ачалой связано с "золотым веком" буддийской культуры Индии, в период правления императора Ашоки (269—231 гг. до н. э.). Монастырь имел большой храм с каменным изваянием Будды, ок. 70 футов высотой, и другие монастырские постройки, но они не сохранились. Тридцать пещер создавались в течение восьми с половиной столетий, затем были заброшены и открыты вновь в 1829 г. Внутреннее убранство пещер отражает типичное для традиционного искусства Индии единение архитектуры, скульптуры и росписи. И хотя сам буддизм эволюционировал, "стиль в искусстве древних индийских религий был одинаковым".
Особенно замечательны росписи, выполнявшиеся под влиянием эллинистического искусства и одновременного возрождения древнейших верований и традиций в период династии Гуптов (320—500 гг. н. э.). Росписи производили по гипсовой обмазке стен, и они почти сливаются с рельефными, скульптурными изображениями, плавно переходящими в архитектурно-декоративные детали. Все вместе создает ощущение непрерывного "волнующегося" пространства. Собственно живописные изображения отличаются пластичностью контуров и тональных "растяжек", мягко моделирующих форму. Подобная моделировка, в противоположность более архаичному графическому приему, со временем распространилась также в буддийском искусстве Китая и Японии.
АНГКО́Р-ВАТ (кхмерск. Angkor-Vat — "Город-Храм") — грандиозный памятник буддийского искусства Кампучии в Юго-Восточной Азии (1113—1150), часть комплекса индуистских и буддийских храмов IX—XIII вв., известных под общим названием Ангкор. Расположен близ Ангкор-Тхома, древней столицы народности кхмеров, на севере страны, у границы с Таиландом. В середине XII в. там было сосредоточено 68 храмов, объединенных в единый архитектурный комплекс по типу храма-горы. Центральный пирамидальный храм, высотой 65 м, окружен четырьмя угловыми башнями и галереями-террасами, охватывающими площадь 1500×1300 м с дорогами, каналами, порталами. Силуэт построек, относящихся к типу буддийских ступ, подсказан самой природой, а башни напоминают бутоны каменных лотосов; все они покрыты огромным количеством скульптур и рельефных изображений. Ансамбль выражает идею последовательного постижения мира: от земного к небесному. Ангкор-Ват несколько столетий был заброшен. В 1860 г. среди зарослей джунглей его случайно открыл французский путешественник А. Муо.
БОРОБОДУ́Р (индонез. Borobodur, возм., искаж. санск. Bhara Buddo — "Множество Будд" либо "место тайного откровения") — выдающийся памятник буддийского искусства, "монумент-храм" на о. Ява, Индонезия. Построен в VIII—IX вв. (название возникло в XVIII в.). Борободур — "Храм-Гора" в форме квадрата (в плане 123×123 м). В центре находится ступа, она окружена тройным кольцом из 72 малых колоколо-образных ступ. Композиция Борободура считается космогоническим символом; она уникальна, хотя и совмещает в себе элементы других типов буддийских храмов и ступ. Борободур — это образ "космического колеса", часто встречающийся в буддийском искусстве. Квадратное основание с шестью ступенями-ярусами — символ земли. Ступени имеют множество ниш со статуями будд и украшены рельефами. Чтобы достичь вершины, надо "пройти все ступени" с рельефами, повествующими об истории буддизма. Весь памятник — "результат философских исканий, организующих мир в гармонические, эстетически совершенные системы". Борободур был заброшен в X в. Причины этого неясны. Поглощенный тропической растительностью, храм случайно открыт в 1814 г. Внутри центральной ступы обнаружена большая незавершенная статуя Будды, происхождение которой также вызывает споры.
ШВЕДАГО́Н (бирм. Šwe’dagon — "Золотой дагон", или "Прекрасный дагон"; dagon — "башня, ступа") — одно из самых грандиозных сооружений Юго-Восточной Азии, памятник буддийской архитектуры Бирмы — огромная вызолоченная ступа высотой 100 м. В реликварии основания огромной башни заложен ларец — ковчег с восемью "золотыми волосами" Будды (отсюда название). Строительство начиналось в 1372 г. близ селения Дагон. Башню продолжали постепенно увеличивать и обстраивать малыми ступами-реликвариями в XVI—XVIII вв.1
СТУ́ПА (санск. tupa — "верхушка, маковка, холм") — в буддийском искусстве Центральной и Юго-Восточной Азии — тип монумента, который, однако, не был создан буддийской культурой. Композиция ступы восходит к погребальному холму, насыпи, кургану. Согласно легенде, после кончины Будды его прах разделили на восемь частей и поместили в восьми ступах в разных частях Индии. Эти ступы стали объектами паломничества и поклонения. Так погребальный памятник преобразился в мемориальное сооружение. Ступы не являются храмами и во многих случаях не подходят под определение архитектурных сооружений. Это монолиты, имеющие лишь ниши для скульптур и небольшие реликварные камеры. Лишь ступы Тибета и Сибири имеют небольшие внутренние помещения для совместных молитв. В Центральной и Восточной Индии распространены полусферические ступы (эту форму считают космогоническим символом). Их называют анда (санск. anda — "яйцо"). В Юго-Восточной Азии приняты колоколообразные формы на кубическом или многогранном основании. Такие ступы именуют прангами (тайск. pranga — "башня"). Они увенчаны шпилем, на котором находятся "зонтики" — дискообразные формы, их именуют чха́тра (в Тибете — чакра; зонт на Востоке — царский атрибут, символ знатности, почета). Кушанские ступы имеют кубическое основание, полусферический "купол", шпиль и "зонтики" (иногда их количество доходит до семи). В Шри-Ланке (о. Цейлон) ступы называют да́гоба ("памятник, содержащий реликвию"). Эти ступы имеют ниши или квадратные пристройки, ориентированные по четырем сторонам света, — вахалька́ды. Они символизируют "четыре этапа жизни Будды" или "Врата во Вселенную". В Тибете и Монголии ступы со шпилем называют субурга́н, в Таиланде — чеди, в Лаосе — тхат. Реликварная камера (от 50 см до 2—3 м) обычно находится глубоко в теле ступы близ ее основания. В ней могут храниться самые разные предметы: волосы или зубы Будды, части одежды, священные тексты, миниатюрные макеты знаменитых ступ и храмов, статуэтки Будд и Бодхисатв. Ступа символизирует творческое начало Вселенной, священную гору Меру — центр мира. "Зонт" на вершине шпиля — тень священного дерева Будды, а сам шпиль — ось мира. Навершия ступ имеют поэтические названия: "бутон банана", "бриллиантовый бутон". Кольца на теле ступы символизируют "уровни сознания". Ступы складывали из кирпича или камня (известны и глинобитные сооружения), покрывали штукатуркой и специальной шпаклевкой из древесной золы и лака, а затем наклеивали сусальное золото. Материалы перемещали самым примитивным способом, из рук в руки, по цепочке, в течение нескольких месяцев тысячи непрерывно работающих людей. Создавали и миниатюрные ступы из золота или серебра, которые устанавливали в храмах. Отсюда более сложная символика: ступа и алтарь храма означают две половинки мирового яйца ("анда"), на которые раскололась Вселенная. Ступа — это небо, "золотая скорлупа", алтарь — земля. Аналогичные ступе пирамидальные навершия индуистских храмов называют амала́ка ("плод лотоса"), в буддийских святилищах Южной Индии — "ступика". Наиболее известной полусферической ступой является сооружение в Санчи, в Центральной Индии (II—I вв. до н. э.). Ступа помещена на небольшом возвышении внутри ограды, с четырьмя воротами — торана, ориентированными на четыре части света. Ступы помещали и внутри пещерных храмов. Разнообразие форм ступ объясняют также фаллической символикой. Некоторые построены в виде женской груди как символ зарождения жизни. Одна из самых грандиозных — сплошь вызолоченная ступа Шведагон ("Золотой дагон"; бирманск. dagon — "ступа") — находится в Рангуне, Бирма. Ее высота — 100 м. В Таиланде возводили ступы в форме перевернутого колокола (по одной из версий, они изображают перевернутый горшок для подаяний буддийского монаха). Самую знаменитую из таиландских ступ ("чеди") в 58 км к западу от Бангкока, Нак Хон Патом, строили с V в. К началу XX в. ее высоту довели до 127 м.
АСУРЫ (инд. asura — "обладающие жизненной силой") — в индуистской мифологии — демоны, враги богов и людей (второе толкование имени: a-sura — "не боги"). В традиционном искусстве Индии изображаются битвы богов и асур, захвативших власть на небесах. В конечном итоге асуры низвергаются под землю и на дно океана. Поэтому скульптурные изображения демонов часто выполняли функцию опор в храмах Индии и Индокитая. В буддийском искусстве изображается мифическое дерево Читтапатали, его корни находятся во владении асур, но плоды созревают на небесах. Согласно другим легендам, асуры обитают в пещерах горы Меру, на вершине которой живут боги. В буддийской скульптуре асуры изображаются четырехликими и многорукими юношами, они считаются "защитниками буддизма". В композициях, изображающих битвы богов с асурами, можно видеть и Вишну, принявшего облик молодой женщины.
"ДРЕВО СОБРАНИЯ ТРЁХСОТ ИЗОБРАЖЕНИЙ" — иконографический канон персонажей буддизма, расположенных в строгом иерархическом порядке, согласно символике "кроны священного дерева". Сборник ксилографов (текстов и изображений, гравированных на дереве), созданный в конце XVII в. и изданный буддийским просветителем Дж. Р. Дорже в середине XVIII в. Другое название Цогшин (бурятск. Tshogzhin — "Древо собрания"). Этот уникальный ксилограф издан в 1903 г. в Петербурге под редакцией С. Ф. Ольденбурга под названием "Сборник изображений трехсот бурханов по альбому Азиатского музея" (бурятск. burchan — "божество"). Оригинал представляет собой альбом из 110 листов, на которых с двух сторон отпечатаны красной краской тексты мантр и изображения будд, бодхисатв, архатов, защитников и хранителей с их атрибутами. Сборник является важнейшим образцом и пособием для художников буддийского искусства. Факсимильно переиздан в 1997 г.
"КОЛЕСО САНСАРЫ" (санск. sansara — "блуждание, круговорот, переход") — в древних индуистских верованиях колесо символизирует жизненные циклы природы, а также бег времени, судьбу человека — "кама" (инд. kama — "желание, чувственное влечение"). Круг, разделенный радиусами, означает цикличность воплощений. В учении буддизма "Колесо сансары" чаще именуют "Колесом закона" (санск. Dharmachakra), колесом истины, жизни, космоса, "колесом с тысячью спиц". В храмах Солнца Древней Индии (XIII в.) каменные рельефы, изображающие колесо, использовали в качестве гномона — солнечных часов. Изобретение "Колеса закона" приписывают самому Будде — во время беседы с учениками "Просветленный" выложил такое колесо на песке зернами риса. Восемь спиц колеса символизируют лучи истины, исходящие от Учителя. "Колесо сансары", или "Колесо закона", часто изображают в буддийском искусстве, иногда замещая образ самого Будды. Его стилизуют под цветок лотоса, другой атрибут Будды. В более сложных композициях в центре колеса изображают "три яда": свинью (невежество), петуха (похоть), змею (ненависть) — олицетворения плотских страстей, привязывающих человека к материальному миру. В средней части — шесть отделений: "Три погибели" и "Три блаженства". Слева к царству Блаженства поднимаются фигурки праведников и монахов, справа, вдоль по окружности колеса, сваливаются вниз грешники. На внешнем ободе — сцены жизненного цикла человека от рождения до смерти.
МА́НДАЛА (др.инд. mandala — "круг, диск") — в индуизме, буддизме и ламаизме — священный знак, космограмма (ср.греч. kosmogramma — "знак, линия космоса, Вселенной") — "карта Вселенной" в виде круга, вписанного в квадрат; в центре круга находится система вписанных квадратов и треугольников. Символика мандалы основывается на свойствах чисел 3, 4, 8 и геометрии квадратуры круга. С геометрией мандалы связывают многие архитектурные формы: зиккураты, пирамиды, октагоны ("Башня ветров" в Афинах построена в форме восьмигранника, "Храм небес" в Пекине имеет восемь колонн). В мистической философии мандала является янтрой (инструментом, способом, предметом) медитации. Предполагается, что впервые подобные знаки появились в Индии в VIII в. до н. э., а затем были перенесены в Тибет, Монголию, Японию. В центре мандалы подразумевается присутствие вневременного и безличного божества, от которого расходятся радиусы — эманация духа в сотворенный мир. Одновременно мандала представляет собой и "карту" вхождения в высший мир, поэтому она также — символ слияния человека и божества. Мандалы на Востоке не только вычерчивают, но и строят в храмах и помещают в алтарной части. В объеме они выглядят наподобие ступенчатой пагоды. После священнодействия уничтожаются, поэтому архитектонические мандалы представляют собой редчайшие произведения искусства. Ни одна мандала не похожа на другую, потому что в каждом случае она отражает особенности состояния создателя, его "вхождения в идею мандалы" и является "выражением изменения, внесенного психическим содержанием в традиционную идею мандалы". Говорят также, что мандала "облекает круг в форму". Разного рисунка мандалы соотносятся с близкими символическими фигурами:"колесом сансары", цветком лотоса, розой (ветров), лабиринтом, знаками зодиака, зеркалом. По сторонам мандалы могут изображаться различные символы божеств, духов стихий и их атрибуты. В центре — Будда Амита́бха (санск., "Неизмеримый, бесконечный свет"), его представляют краснокожим, восседающим на павлиньем троне. В руках у него чаша для сбора подаяний (означает сострадание и милосердие). В самом общем смысле, как привнесение порядка в хаос, знаки, напоминающие мандалу, встречаются в разных культурах и уходят в глубины времени вплоть до палеолита. Отсюда объяснение аналогий форм круга и квадрата, согласно концепции К. Г. Юнга, символикой архетипов в глубинах бессознательного. В символике алхимиков этот же знак называется imago mundi (лат., "образ мира"). Монументальной мандалой считают композицию буддийского храма Борободур в Индонезии (VIII—IX вв.). Многие индуистские храмы строили в форме мандалы — их центр (Небесная дверь) и четыре входа, обращенные на четыре стороны света, символизируют "пять лиц Шивы" (соответствующих пяти буддам). Они обозначаются цветами: запад — белый, север — желтый, юг — черный, восток — красный, центр — зеленый (область, огражденная от вражеских влияний).
МЕ́РУ (др.инд. Meru) — в мифологических представлениях индуизма и буддизма — золотая гора, центр мира, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и звезды. Находится где-то к северу от Гималаев, окружена семью горными хребтами и озерами. Вокруг Меру располагаются четыре континента, омываемые Мировым океаном. На священной горе Меру обитает высшее существо Бра́хман и божества Брахма, Вишну, Шива, Индра, в пещерах горы обитают асуры. Символическое обозначение горы Меру присутствует в мандале и янтре. Образ горы положен в основу многих сооружений Древнего Востока. Считается также, что Меру имеет три вершины: из золота, серебра и железа.
Я́НТРА (санск. jantra — "инструмент, способ, предмет") — в мистической философии Востока —инструмент и предмет медитации. Одна из практических модификаций мандалы. С VIII в. до н. э. в Южной Индии изготавливали амулеты с символами "восьми направлений". Такие амулеты носят на шнурке, на груди. Янтра представляет собой симметричную графическую конструкцию из наложенных друг на друга треугольников вершиной вверх и вершиной вниз, вписанных в квадрат и окружность и геометризованное изображение цветка лотоса. Янтра воплощает бессознательный архетип внутренней гармонии души человека. В философии тантризма и различных методиках медитации центральная точка янтры "бинду" означает начало отсчета, "умственный центр". Круг символизирует целостностъ и полноту. В самой крупной янтре индуизма — шри-янтре ("благословенной янтре") в квадрат вписаны три круга и девять треугольников. Треугольники вершиной вниз символизируют йони, женское начало природы (шакти), треугольники вершиной вверх — мужское начало (пуруша). Пересечение четырех мужских треугольников образуют 43 малых треугольника, все они, как и прочие производные фигуры, имеют свое символическое значение и собственную окраску. Внешний квадрат имеет четверо "ворот" — символ материального мира, который следует преодолеть силой медитации. Мысленное "преодоление" совершается от краев к центру, последовательным движением через все конструкции. Сосредоточение на точке означает слияние с Божеством. Всего известно около тысячи различных янтр. Их рисуют на бумаге, картоне или дереве, вырезают из камня, горного хрусталя, гравируют на металлических пластинах.
|