Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 85 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Буддийское искусство PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 15
ХудшийЛучший 
История искусств

БУДДИ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО (инд. от санск. из иранск. buddha — "познавший, просветленный") — исторический тип искусства, по содержанию и художественным формам значительно отличающийся от античного, западноевропейского христианского и мусульманского искусства.

Буддийское искусство — историческое течение в искусстве, возникшее в Индии после жизни Сиддхартхи Гаутамы в VI—V веках до н. э. В результате контактов с разными азиатскими культурами, буддийское искусство эволюционировало и распространилось по всей Азии.

Буддийское искусство шло вслед за распространением и адаптацией дхармы, развиваясь в каждой новой буддийской стране. Северная ветвь буддийского искусства получила развитие в Центральной и Восточной Азии, в то время как Южная ветвь буддийского искусства процветала в Юго-Восточной Азии. До X века буддийское искусство Индии развивалось и процветало, влияя на формирование индуистского искусства, окончательно исчезнув, когда буддизм был практически уничтожен в Индии вследствие мусульманской агрессии и усиления индуизма.

Художественный стиль буддийского искусства в течение многих веков господствовал на огромных территориях Центральной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Его возникновение и развитие составляет эпоху в истории мирового искусства.

В течение II и I веков до н. э. скульптура стала более явной, иллюстрирующей эпизоды из жизни и учения Будды. Эти иллюстрации приняли форму декоративных композиций в виде горизонтальной полосы или фризов, как правило, украшавших ступы. Хотя Индия имела богатую скульптурную и иконографическую традиции, Будда никогда не был изображён ​​в человеческой форме, но только с помощью буддийской символики.

Этот период буддийского искусства называется аниконистическим и выражен нежеланием к антропоморфным представлениям Будды и сложным развитием аниконистических символов, позволяющих избежать представления Будды как человека (даже когда на сцене присутствуют другие человеческие фигуры). Эта тенденция сохранилась до конца II века н. э. в южной части Индии, в искусстве школы Амарвати. Утверждается, что антропоморфные изображения Будды, возможно, были сделаны из дерева и не сохранились до наших дней. Тем не менее, археологических доказательств этого не найдено.

Антропоморфные изображения Будды начали появляться с I века нашей эры в Северной Индии. Двумя основными центрами буддийского искусства на тот момент являлись Гандхара в современной провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистанеи область Матхура в центральной части Северной Индии.


Самые ранние произведениябуддийского искусства в Индии датируются I веком до н. э. Это Храм
Махабодхи в Бодхгае, ставший образцом для аналогичных построек в Бирме и Индонезии, а фрески на плато
Сигирия, возможно, даже старше рисунков в Аджанте.

Храм Махабодхи - Бодхгая

Буддийское искусство основывается на нравственно-религиозном учении буддизма, которое складывалось в Индии в VI в. до н. э.; постепенно вытесняло, но и взаимодействовало с более древними верованиями индусов. Основой учения является понятие "бо́дхи" (санск. bodhi — "озарение, пробуждение"), означающее слияние интеллектуальных, эмоциональных и волевых способностей человека в нирване (санск. nirvana — "угасание"), состоянии духовного прозрения, интуитивного постижения сущности бытия и смысла жизни. Человек, достигший состояния нирваны, но оставшийся жить среди людей из-за любви и сострадания к ним, стремящийся помочь им выйти из круговорота рождений и смертей (сансары), называется бодхисатвой (от bodhi — "озарение" и sattva — "сущность"). Бодхисатва — это будущий Будда, душа, готовая стать Буддой, носитель блага. В более узком смысле — ученик.

В раннем буддизме считалось, что земной путь к спасению прошли 24 будды. Следующий за ними самый известный учитель — царевич Гаутама из рода Шакья (564—483 гг. до н. э.). Шакьямуни (санск. Shakyamuni — "Милосерден в единении и тишине") жил в роскоши в трех дворцах правителя-брахмана, оберегаемый своим отцом от любых знаний о несовершенстве мира, поскольку был предназначен для роли правителя. Но в 29 лет царевич "был избран из роскоши и неведения". Переезжая из дворца во дворец, он увидел "три страдания": человека, беспомощного от старости, другого — пораженного неизлечимой проказой, и наконец ему был явлен вид мертвого тела. Возница объяснил пораженному принцу, что "такова судьба всех людей". Тогда Гаутама понял суетность и бренность земных радостей. После семи лет отшельничества и скитаний вблизи местности Гайа на границе с Непалом Гаутама, сидя под "деревом просветления — Бодхи, получил озарение и стал Буддой. Ему дали прозвание Сиддхартха ("Исполнивший свое назначение"). В раннем учении буддизма — хинаяне — сообщается еще об одном "Просветленном" — Будде будущего —Майтрейе. В более позднем учении — махаяне — говорится о бесконечном числе будд (отсюда название "Храм тысячи будд" в Японии).

Распространение буддийского учения в Азии было стремительным. В Индии — при династии Маурьев, в особенности в годы правления самого известного из них, императора Ашоки (269—231 гг. до н. э.). Есть сведения, что буддизм был известен в эллинистической Бактрии в I в. до н. э. В 67 г. н. э., при династии Хань, буддизм официально принят в Китае. На юго-востоке Корейского полуострова в эпоху "Трех царств" (313—668) в государстве Силла были изгнаны китайцы-даосы и в 535 г. принят буддизм. Столицу буддийской Кореи г. Кёнчжу называли "Золотым городом" за множество установленных там позолоченных статуй бодхисатв. В VI в. буддизм стал проникать в Японию, сосуществуя там с исконно японским синтоизмом. Быстрое распространение буддизма объясняется тем, что буддизм — не столько религия, сколько нравственное учение, отвечавшее созерцательному мироощущению людей Востока.

Религия на Востоке — не свод умозрительных, абстрактных идей, канонов и догм и не воинствующая Церковь, а тихое, интимное, требующее внутреннего сосредоточения искусство жизни. Предлагаемый учением Будды Шакьямуни путь постижения истины называют также "срединным путем", поскольку он отвергает крайности мистицизма древнейших культов, их жестокость, и аскетизм отшельничества.

По одной из легенд, сам Будда убедился на опыте, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума. Путь нравственного совершенствования постигается индивидуально, постепенно и без принуждения, сосредоточением — медитацией. Поэтому идеям буддизма не было необходимости преодолевать местные культы, этнические обычаи и древнейшие верования. Буддизм мирно сосуществовал с ними, а буддийское искусство включало в свои сюжеты любые традиционные персонажи: и царевичей, и мифологических героев, и даже страшных индуистских божеств— Вишну и Шиву. Оно оказалось ярким, праздничным, во многих случаях чувственным, даже эротичным. Но характерно также, что проявления чувственности в буддийском искусстве Индии вскоре вернули его к брахманистским истокам и на своей родине буддизм не приобрел господствующего положения.

Страной классического буддизма стал Китай. По легенде, после смерти и кремации тела Будды Шакьямуни его останки разделили между собой "восемь правителей" и они были перенесены в Китай и Японию, где хранились в особых реликвариях.

Считается, что у Шакьямуни была большая круглая голова, широкий, "луноподобный лик" и узкие глаза; сросшиеся на переносице брови, "урна́" — отметина в середине лба, раздвоенные и длинные мочки ушей, "три линии счастья" на шее, "шишка мудрости" на темени — признаки святости. У Будды также темная, бронзового оттенка кожа, полные округлые формы рук и ног ("как у газели"), длинные пальцы, белоснежные ровные зубы — все эти черты соответствовали представлениям индийцев о мужской красоте.

Будда изображался стоящим либо сидящим на "лотосовом троне". Канонизированное положение рук и ног — а́сана (санск. asana — "поза") — предписывало изображать сидящего Будду со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками: "поза лотоса" (padmasana). В самом общем смысле асаной называли канон, правила изображения разных лиц буддийской истории. Будда также соединяет большой и указательный пальцы рук (знак сосредоточения) либо поднимает три пальца правой руки для благословения. Голова его покрыта остроконечной тиарой (символ власти) или "улитками" — спирально завитыми волосами. Такая прическа напоминает об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Шакьямуни от солнца, когда он предавался медитации под деревом Бодхи.

Изобразительными символами буддизма стали белый слон и две газели, по преданию первыми вышедшие из леса, чтобы послушать "Просветленного". По другим рассказам. Будда шесть раз являлся в облике белого слона, десять раз — в облике оленя и четыре раза — коня. Там, где ступает Будда, расцветает белый лотос — символ чистоты. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после телесной смерти (подобно тому как ныряет челнок в руках ткача). Будда может держать в левой руке кувшин с землей, а в правой — рисовые ростки (символ возрождения). В Китае Будду изображают с копьем и с книгой (символы храбрости и знания).

"Будда в стиле Махаяна" — Амита́бха (санск. Amitabha — "Неизмеримый свет"; китайск. Amytopho; японск. Amida) — символизирует Будду как владыку Рая (Сукхавати), где возрождаются к жизни праведные существа. Это "Будда беспредельной жизни", он восседает на лотосе и изображается красным цветом, его сияние — мандорла зеленым. Вокруг — "китайские облака", перед Буддой — его ученики и сподвижники, играют музыканты, и танцуют танцовщицы. Красное и зеленое дополняется золотом. Часты изображения Будды Шакьямуни в окружении своих последователей: Ананды, Асанги, Бодхидхармы — основателя дзен-буддизма в Японии (в 520 г. он прибыл в Китай из южной Индии, изображался в китайском и в японском искусстве).


В буддийском искусстве Индии, Индокитая и Японии изображаются и индуистские персонажи — четырехликие и многорукие а́суры, демоны, превратившиеся в защитников, стражей буддизма. Бодхисатвы, в отличие от будд, чаще представляются шестирукими, в высоких тиарах южноиндийских правителей. В каменных рельефах индийских храмов непременно показывают сцену "Поклонения Священному дереву". В центре композиции — прорастающее сквозь древний жертвенник "Древо Бодхи" (Дерево Просветления, под которым сидел Будда) с симметрично расположенными ветвями. Вверху, в его ветвях, — асуры, птицы и звери. Внизу по обе стороны — последователи и ученики — архаты. Вокруг Древа Бодхи изображается нечто вроде храма (аналог европейскому киворию) — Бодхи-Гхара.

В буддийских храмах статуи будд или бодхисатв находятся в своеобразном алтаре — на возвышении в глубине зала. Алтарь представляет собой несколько ступеней: квадратная ступень — символ земли, круглая — символ неба. Изготавливали и небольшие переносные алтари. Позади головы будды изображается либо круглый нимб— солнце, либо мандорла особой миндалевидной формы ("мистический миндаль"). Иногда такая мандорла украшается по краям языками пламени, и тогда она символизирует "явление духовного принципа". Среди прочих символов буддизма: ваза, ваджра (скипетр), чаша для подаяний, лук и стрелы, чётки, плеть для наказаний, колесо Сансары, или колесо Закона, с восемью спицами (восемью нравственными законами). Символика положений тела и движений рук в буддийской иконографии называется мудра (санск. mudra — "знак, примета").

Буддийское искусство сформировало оригинальные типы сооружений: колонны — стамбхи, башни — шикхары, храмы — чайтьи и чанди. Буддийский храм-гора в комплексе с монастырем удлиненного плана, похожим на европейскую базилику, называется ват. Созерцательное "искусство жизни" требовало слияния художественных форм с природными. Поэтому восточная архитектура, особенно буддийская, отличается от европейской: это не укрытие от природы, а растворение в ней. Главная идея буддийских сооружений — создание зримого подобия искусственных и естественных форм, гармонии с природой, условий обретения душевного покоя. В основе архитектуры лежит не функционально-конструктивная идея вертикальной опоры и горизонтального перекрытия, а пластическое ощущение органического, свободно растущего из земли объема. Сооружения буддийского Востока в строгом смысле слова — не архитектура, поскольку они не тектоничны. Тибетские храмы и китайские пагоды (имеющие вполне функциональные и тектоничные прототипы) в своем завершенном виде кажутся естественными образованиями, они вторят формам гор, холмов или выветренных скал, распускаются на их склонах подобно диковинным цветкам.

Самые необыкновенные сооружения — ступы. Это не здания, а монолитные монументы (внутри них ничего нет, только каменный массив с небольшими камерами-реликвариями и открытыми нишами для скульптур; исключение составляют ступы Тибета и Сибири). Они символизируют "творческое начало Вселенной", "импульс жизни", священную гору Меру, нирвану. Самые ранние ступы в Индии и Шри Ланке строились обычно полусферической формы, наподобие перевернутой чаши. Они называются анда (санск. anda — "яйцо") или гарба (garba — "матка"). Башнеобразные — пранг; колоколообразные — чеди. Другие названия: дагоба, субурган, тхат. "Зонт" на вершине башнеобразных ступ символизирует "тень Священного дерева" (в некоторых учениях — верховную власть Будды). Навершия имеют символические наименования: "молодой лотос", "бутон банана", "бриллиантовый бутон". Навершия башенных храмов называются амалака (санск. Amalaka — "плод лотоса"). Существуют объяснения разнообразия форм ступ фаллической символикой, некоторые сделаны "в форме женской груди как символа зарождающейся жизни". Самые известные ступы: Санчи в Индии и Шведагон в Бирме.

Во многих случаях буддийские сооружения превращаются в гигантские пирамиды скульптур, сплошь закрывающих основной объем. Это создает впечатление невероятно увеличенных резных изделий, вздымающихся в небо. Так в искусстве Востока проявился символизм, присущий средневековому творчеству. Рельефы и скульптуры храмовых и монастырских сооружений включают изображения, не связанные с философией буддизма, отражающие более древние культы, народные верования, а то и просто веселую, необузданную фантазию художника. Это животные, сказочные птицы и звери, духи плодородия в виде полнотелых красавиц в эротических позах, бурная растительность, придающая скульптурам вид каменных джунглей, герои эпоса "Махабхарата" и ведийских гимнов.

Замечательны росписи пещерных храмов, символизирующих отшельническую жизнь Будды в пещере. Особенно прекрасны росписи Аджанты, создававшиеся на протяжении восьми с половиной веков (II в. до н. э. — VII в. н. э.). Они демонстрируют пластичность линий и тональных "растяжек", мягко моделирующих форму, отчего росписи плавно переходят в рельеф и сливаются со скульптурой. Расцвет буддийской скульптуры относится к IV—V вв., времени правления династии Гуптов в Индии (320—500).

В эти годы изготавливалось огромное количество изображений Будды и бодхисатв из золота, бронзы, раскрашенного дерева, слоновой кости и камня, от маленьких, размером в 2—3 см, до огромных фигур в 54 м высотой. В Аюттхае (Таиланд) сохранилась лежащая под открытым небом фигура Будды из камня, длиной в 28 м (XV—XVI вв.). В Юго-Восточной Азии в XVI—XVII вв. распространен тип изображения Будды-Наставника, или "Царя Царей", — в высокой остроконечной короне и роскошных царских украшениях.

Характерным для буддийского искусства Азии является стремление к контрастному сочетанию ярких, красочных материалов: золота и серебра, красного и черного лака, инкрустации цветным стеклом, фарфором, фольгой, перламутром, драгоценными камнями.

Скульптура эпохи Гандхары. Будда в греческих одеждах. С буддизмом связаны лучшие классические произведения искусства Китая и Японии.

В Индии в VII—XII вв. буддизм постепенно вытеснялся индуизмом с культами свирепых богов Вишну и Шивы, легкий и просветленный стиль буддийского искусства сменялся динамичными и экспрессивными образами брахманизма — специфичным "барокко" искусства Востока. Зато неожиданно созвучным античной Греции оказалось искусство Кушанской империи и эллинистический стиль "греко-буддийского" искусства Гандхары (IV в. до н. э. — IV в. н. э.). Обогатившись достижениями античной пластики, буддийская скульптура создала тип стоящей фигуры Будды, задрапированной в подобие складок греческой туники. В этих необычных статуях, в дальнейшем оказавших влияние на все искусство Востока, телесная красота античности соединилась с возвышенным состоянием покоя и внутреннего самоуглубления.

Искусство Гандхары обогатело вследствие векового взаимодействия с греческой культурой. Из-за завоевания Северо-Западных княжеств Индии Александром Великим в 332 году до н. э. и последующего создания Греко-Бактрии и Индо-греческого царства появляется Греко-буддийское искусство. Буддийская скульптура Гандхары представляет греческое художественное влияние: школа скульптуры Гандхары переняла у эллинистической скульптуры такие элементы как волнистые волосы, драпировки, покрывающие оба плеча, туфли и сандалии, украшения листьями аканта и т. д.

Искусство Матхуры, как правило, основано на старой индийской традиции. Школа Матхуры изобрела следующие элементы буддийской скульптуры: покрытие левого плеча тонкой кисейной накидкой, колесо в ладони, лотосовый трон и т. д.

Школы Матхуры и Гандхары также сильно влияли друг на друга. Во время своего художественного расцвета в двух регионах они даже объединились политически под правлением кушан, причем и Матхура, и Гандхара были столицами империи. До сих пор остаётся предметом дискуссий то, является ли антропоморфное изображение Будды по существу результатом эволюции буддийского искусства Матхуры или следствием греческого культурного влияния в Гандхаре в ходе греко-буддийского синкретизма.

Буддизм стал школой для нескольких поколений мастеров Китая, Индии, Персии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Учение буддизма, как ни парадоксально, привнесло в самобытные формы искусства Востока не только новую мифологию, но и пластические идеи, которые направили это искусство в русло западных, античных традиций.

Иконическое искусство изначально было характеризовано реалистическим идеализмом, сочетающим реалистические человеческие черты, пропорции и атрибуты, вместе с чувством совершенства и спокойствия, характерного божественному. Это изображение Будды одновременно в качестве и человека, и совершенного стало иконографическим каноном для последующего буддийского искусства.

Интересно отметить, что тема Будды широко используется в таких видах искусства как скульптура, живопись и литература, но не в музыке и танце.

Буддийское искусство продолжало развиваться в Индии в течение нескольких веков. Скульптуры Матхура из розового песчаника извалялись во времена Империи Гупта (с IV по VI век), когда была достигнута очень высокая тонкость исполнения и деликатность в моделировании. Искусство школы Гупта было чрезвычайно влиятельным почти во всей Азии. К X веку буддийское искусство вымирает в Индии. В конце XII века нашей эры буддизм в Индии сохранился только в гималайских регионах, таких как Ладакх. Эти области, благодаря географическому расположению, находились в постоянном контакте с Тибетом и Китаем, например, искусство и традиции Ладакха несут на себе печать тибетского влияния.

Вместе с распространением буддизма за пределами Индии, начиная с I века нашей эры, его оригинальный художественный почерк начинает смешиваться с другими художественными традициями, что привело к сильному различию между буддийским искусством стран, принявших буддизм.

  • Северная ветвь появилась в I веке н. э. и представлена Центральной АзиейНепаломТибетомБутаномКитаемКореейЯпонией и Вьетнамом, в которых преобладает буддизм Махаяны.
  • Южная ветвь представлена странами, где доминировал буддизм Хинаяны (МьянмаШри-ЛанкаТаиландКамбоджаЛаос).

АДЖА́НТА (Ajanta) — название местности в западной части Деканского плоскогорья центральной Индии, штат Махараштра. Там расположен знаменитый комплекс пещерных буддийских храмов (II в. до н. э. — VII в. н. э.).

Пещеры высечены в скалистом береге естественного каньона реки Вагхоры ("Тигровая река"). Его основание монахом Ачалой связано с "золотым веком" буддийской культуры Индии, в период правления императора Ашоки (269—231 гг. до н. э.). Монастырь имел большой храм с каменным изваянием Будды, ок. 70 футов высотой, и другие монастырские постройки, но они не сохранились. Тридцать пещер создавались в течение восьми с половиной столетий, затем были заброшены и открыты вновь в 1829 г. Внутреннее убранство пещер отражает типичное для традиционного искусства Индии единение архитектуры, скульптуры и росписи. И хотя сам буддизм эволюционировал, "стиль в искусстве древних индийских религий был одинаковым".

Особенно замечательны росписи, выполнявшиеся под влиянием эллинистического искусства и одновременного возрождения древнейших верований и традиций в период династии Гуптов (320—500 гг. н. э.). Росписи производили по гипсовой обмазке стен, и они почти сливаются с рельефными, скульптурными изображениями, плавно переходящими в архитектурно-декоративные детали. Все вместе создает ощущение непрерывного "волнующегося" пространства. Собственно живописные изображения отличаются пластичностью контуров и тональных "растяжек", мягко моделирующих форму. Подобная моделировка, в противоположность более архаичному графическому приему, со временем распространилась также в буддийском искусстве Китая и Японии.



АНГКО́Р-ВАТ (кхмерск. Angkor-Vat — "Город-Храм") — грандиозный памятник буддийского искусства Кампучии в Юго-Восточной Азии (1113—1150), часть комплекса индуистских и буддийских храмов IX—XIII вв., известных под общим названием Ангкор. Ангкор-Ват - памятник, забытый в джунглях.Расположен близ Ангкор-Тхома, древней столицы народности кхмеров, на севере страны, у границы с Таиландом. В середине XII в. там было сосредоточено 68 храмов, объединенных в единый архитектурный комплекс по типу храма-горы. Центральный пирамидальный храм, высотой 65 м, окружен четырьмя угловыми башнями и галереями-террасами, охватывающими площадь 1500×1300 м с дорогами, каналами, порталами. Силуэт построек, относящихся к типу буддийских ступ, подсказан самой природой, а башни напоминают бутоны каменных лотосов; все они покрыты огромным количеством скульптур и рельефных изображений. Ансамбль выражает идею последовательного постижения мира: от земного к небесному. Ангкор-Ват несколько столетий был заброшен. В 1860 г. среди зарослей джунглей его случайно открыл французский путешественник А. Муо.

БОРОБОДУ́Р (индонез. Borobodur, возм., искаж. санск. Bhara Buddo — "Множество Будд" либо "место тайного откровения") — выдающийся памятник буддийского искусства, "монумент-храм" на о. Ява, Индонезия. Построен в VIII—IX вв. (название возникло в XVIII в.). Борободур — "Храм-Гора" в форме квадрата (в плане 123×123 м). В центре находится ступа, она окружена тройным кольцом из 72 малых колоколо-образных ступ. Композиция Борободура считается космогоническим символом; она уникальна, хотя и совмещает в себе элементы других типов буддийских храмов и ступ. Борободур — это образ "космического колеса", часто встречающийся в буддийском искусстве. Квадратное основание с шестью ступенями-ярусами — символ земли. Ступени имеют множество ниш со статуями будд и украшены рельефами. Чтобы достичь вершины, надо "пройти все ступени" с рельефами, повествующими об истории буддизма. Весь памятник — "результат философских исканий, организующих мир в гармонические, эстетически совершенные системы". Борободур был заброшен в X в. Причины этого неясны. Поглощенный тропической растительностью, храм случайно открыт в 1814 г. Внутри центральной ступы обнаружена большая незавершенная статуя Будды, происхождение которой также вызывает споры.

ШВЕДАГО́Н (бирм. Šwe’dagon — "Золотой дагон", или "Прекрасный дагон"; dagon — "башня, ступа") — одно из самых грандиозных сооружений Юго-Восточной Азии, памятник буддийской архитектуры Бирмы — огромная вызолоченная ступа высотой 100 м. В реликварии основания огромной башни заложен ларец — ковчег с восемью "золотыми волосами" Будды (отсюда название). Строительство начиналось в 1372 г. близ селения Дагон. Башню продолжали постепенно увеличивать и обстраивать малыми ступами-реликвариями в XVI—XVIII вв.1

СТУ́ПА (санск. tupa — "верхушка, маковка, холм") — в буддийском искусстве Центральной и Юго-Восточной Азии — тип монумента, который, однако, не был создан буддийской культурой. Композиция ступы восходит к погребальному холму, насыпи, кургану. Согласно легенде, после кончины Будды его прах разделили на восемь частей и поместили в восьми ступах в разных частях Индии. Эти ступы стали объектами паломничества и поклонения. Так погребальный памятник преобразился в мемориальное сооружение. Ступы не являются храмами и во многих случаях не подходят под определение архитектурных сооружений. Это монолиты, имеющие лишь ниши для скульптур и небольшие реликварные камеры. Лишь ступы Тибета и Сибири имеют небольшие внутренние помещения для совместных молитв. В Центральной и Восточной Индии распространены полусферические ступы (эту форму считают космогоническим символом). Их называют анда (санск. anda — "яйцо"). В Юго-Восточной Азии приняты колоколообразные формы на кубическом или многогранном основании. Такие ступы именуют прангами (тайск. pranga — "башня"). Они увенчаны шпилем, на котором находятся "зонтики" — дискообразные формы, их именуют чха́тра (в Тибете — чакра; зонт на Востоке — царский атрибут, символ знатности, почета). Кушанские ступы имеют кубическое основание, полусферический "купол", шпиль и "зонтики" (иногда их количество доходит до семи). В Шри-Ланке (о. Цейлон) ступы называют да́гоба ("памятник, содержащий реликвию"). Эти ступы имеют ниши или квадратные пристройки, ориентированные по четырем сторонам света, — вахалька́ды. Они символизируют "четыре этапа жизни Будды" или "Врата во Вселенную". В Тибете и Монголии ступы со шпилем называют субурга́н, в Таиланде — чеди, в Лаосе — тхат. Реликварная камера (от 50 см до 2—3 м) обычно находится глубоко в теле ступы близ ее основания. В ней могут храниться самые разные предметы: волосы или зубы Будды, части одежды, священные тексты, миниатюрные макеты знаменитых ступ и храмов, статуэтки Будд и Бодхисатв. Ступа символизирует творческое начало Вселенной, священную гору Меру — центр мира. "Зонт" на вершине шпиля — тень священного дерева Будды, а сам шпиль — ось мира. Навершия ступ имеют поэтические названия: "бутон банана", "бриллиантовый бутон". Кольца на теле ступы символизируют "уровни сознания". Ступы складывали из кирпича или камня (известны и глинобитные сооружения), покрывали штукатуркой и специальной шпаклевкой из древесной золы и лака, а затем наклеивали сусальное золото. Материалы перемещали самым примитивным способом, из рук в руки, по цепочке, в течение нескольких месяцев тысячи непрерывно работающих людей. Создавали и миниатюрные ступы из золота или серебра, которые устанавливали в храмах. Отсюда более сложная символика: ступа и алтарь храма означают две половинки мирового яйца ("анда"), на которые раскололась Вселенная. Ступа — это небо, "золотая скорлупа", алтарь — земля. Аналогичные ступе пирамидальные навершия индуистских храмов называют амала́ка ("плод лотоса"), в буддийских святилищах Южной Индии — "ступика". Наиболее известной полусферической ступой является сооружение в Санчи, в Центральной Индии (II—I вв. до н. э.). Ступа помещена на небольшом возвышении внутри ограды, с четырьмя воротами — торана, ориентированными на четыре части света. Ступы помещали и внутри пещерных храмов. Разнообразие форм ступ объясняют также фаллической символикой. Некоторые построены в виде женской груди как символ зарождения жизни. Одна из самых грандиозных — сплошь вызолоченная ступа Шведагон ("Золотой дагон"; бирманск. dagon — "ступа") — находится в Рангуне, Бирма. Ее высота — 100 м. В Таиланде возводили ступы в форме перевернутого колокола (по одной из версий, они изображают перевернутый горшок для подаяний буддийского монаха). Самую знаменитую из таиландских ступ ("чеди") в 58 км к западу от Бангкока, Нак Хон Патом, строили с V в. К началу XX в. ее высоту довели до 127 м.

АСУРЫ (инд. asura — "обладающие жизненной силой") — в индуистской мифологии демоны, враги богов и людей (второе толкование имени: a-sura — "не боги"). В традиционном искусстве Индии изображаются битвы богов и асур, захвативших власть на небесах. В конечном итоге асуры низвергаются под землю и на дно океана. Поэтому скульптурные изображения демонов часто выполняли функцию опор в храмах Индии и Индокитая. В буддийском искусстве изображается мифическое дерево Читтапатали, его корни находятся во владении асур, но плоды созревают на небесах. Согласно другим легендам, асуры обитают в пещерах горы Меру, на вершине которой живут боги. В буддийской скульптуре асуры изображаются четырехликими и многорукими юношами, они считаются "защитниками буддизма". В композициях, изображающих битвы богов с асурами, можно видеть и Вишну, принявшего облик молодой женщины.

"ДРЕВО СОБРАНИЯ ТРЁХСОТ ИЗОБРАЖЕНИЙ" — иконографический канон персонажей буддизма, расположенных в строгом иерархическом порядке, согласно символике "кроны священного дерева". Сборник ксилографов (текстов и изображений, гравированных на дереве), созданный в конце XVII в. и изданный буддийским просветителем Дж. Р. Дорже в середине XVIII в. Другое название Цогшин (бурятск. Tshogzhin — "Древо собрания"). Этот уникальный ксилограф издан в 1903 г. в Петербурге под редакцией С. Ф. Ольденбурга под названием "Сборник изображений трехсот бурханов по альбому Азиатского музея" (бурятск. burchan — "божество"). Оригинал представляет собой альбом из 110 листов, на которых с двух сторон отпечатаны красной краской тексты мантр и изображения будд, бодхисатв, архатов, защитников и хранителей с их атрибутами. Сборник является важнейшим образцом и пособием для художников буддийского искусства. Факсимильно переиздан в 1997 г.

"КОЛЕСО САНСАРЫ" (санск. sansara — "блуждание, круговорот, переход") — в древних индуистских верованиях колесо символизирует жизненные циклы природы, а также бег времени, судьбу человека — "кама" (инд. kama — "желание, чувственное влечение"). Круг, разделенный радиусами, означает цикличность воплощений. В учении буддизма "Колесо сансары" чаще именуют "Колесом закона" (санск. Dharmachakra), колесом истины, жизни, космоса, "колесом с тысячью спиц". В храмах Солнца Древней Индии (XIII в.) каменные рельефы, изображающие колесо, использовали в качестве гномона — солнечных часов. Изобретение "Колеса закона" приписывают самому Будде — во время беседы с учениками "Просветленный" выложил такое колесо на песке зернами риса. Восемь спиц колеса символизируют лучи истины, исходящие от Учителя. "Колесо сансары", или "Колесо закона", часто изображают в буддийском искусстве, иногда замещая образ самого Будды. Его стилизуют под цветок лотоса, другой атрибут Будды. В более сложных композициях в центре колеса изображают "три яда": свинью (невежество), петуха (похоть), змею (ненависть) — олицетворения плотских страстей, привязывающих человека к материальному миру. В средней части — шесть отделений: "Три погибели" и "Три блаженства". Слева к царству Блаженства поднимаются фигурки праведников и монахов, справа, вдоль по окружности колеса, сваливаются вниз грешники. На внешнем ободе — сцены жизненного цикла человека от рождения до смерти.

МА́НДАЛА (др.инд. mandala — "круг, диск") — в индуизме, буддизме и ламаизме — священный знак, космограмма (ср.греч. kosmogramma — "знак, линия космоса, Вселенной") — "карта Вселенной" в виде круга, вписанного в квадрат; в центре круга находится система вписанных квадратов и треугольников. Мандала Будды БхайшаджьягуруСимволика мандалы основывается на свойствах чисел 3, 4, 8 и геометрии квадратуры круга. С геометрией мандалы связывают многие архитектурные формы: зиккураты, пирамиды, октагоны ("Башня ветров" в Афинах построена в форме восьмигранника, "Храм небес" в Пекине имеет восемь колонн). В мистической философии мандала является янтрой (инструментом, способом, предметом) медитации. Предполагается, что впервые подобные знаки появились в Индии в VIII в. до н. э., а затем были перенесены в Тибет, Монголию, Японию. В центре мандалы подразумевается присутствие вневременного и безличного божества, от которого расходятся радиусы — эманация духа в сотворенный мир. Одновременно мандала представляет собой и "карту" вхождения в высший мир, поэтому она также — символ слияния человека и божества. Мандалы на Востоке не только вычерчивают, но и строят в храмах и помещают в алтарной части. В объеме они выглядят наподобие ступенчатой пагоды. После священнодействия уничтожаются, поэтому архитектонические мандалы представляют собой редчайшие произведения искусства. Ни одна мандала не похожа на другую, потому что в каждом случае она отражает особенности состояния создателя, его "вхождения в идею мандалы" и является "выражением изменения, внесенного психическим содержанием в традиционную идею мандалы". Говорят также, что мандала "облекает круг в форму". Разного рисунка мандалы соотносятся с близкими символическими фигурами:"колесом сансары", цветком лотоса, розой (ветров), лабиринтом, знаками зодиака, зеркалом. По сторонам мандалы могут изображаться различные символы божеств, духов стихий и их атрибуты. В центре — Будда Амита́бха (санск., "Неизмеримый, бесконечный свет"), его представляют краснокожим, восседающим на павлиньем троне. В руках у него чаша для сбора подаяний (означает сострадание и милосердие). В самом общем смысле, как привнесение порядка в хаос, знаки, напоминающие мандалу, встречаются в разных культурах и уходят в глубины времени вплоть до палеолита. Отсюда объяснение аналогий форм круга и квадрата, согласно концепции К. Г. Юнга, символикой архетипов в глубинах бессознательного. В символике алхимиков этот же знак называется imago mundi (лат., "образ мира"). Монументальной мандалой считают композицию буддийского храма Борободур в Индонезии (VIII—IX вв.). Многие индуистские храмы строили в форме мандалы — их центр (Небесная дверь) и четыре входа, обращенные на четыре стороны света, символизируют "пять лиц Шивы" (соответствующих пяти буддам). Они обозначаются цветами: запад — белый, север — желтый, юг — черный, восток — красный, центр — зеленый (область, огражденная от вражеских влияний).

МЕ́РУ (др.инд. Meru) — в мифологических представлениях индуизма и буддизма — золотая гора, центр мира, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и звезды. Находится где-то к северу от Гималаев, окружена семью горными хребтами и озерами. Вокруг Меру располагаются четыре континента, омываемые Мировым океаном. На священной горе Меру обитает высшее существо Бра́хман и божества Брахма, Вишну, Шива, Индра, в пещерах горы обитают асуры. Символическое обозначение горы Меру присутствует в мандале и янтре. Образ горы положен в основу многих сооружений Древнего Востока. Считается также, что Меру имеет три вершины: из золота, серебра и железа.

Я́НТРА (санск. jantra — "инструмент, способ, предмет") — в мистической философии Востока —инструмент и предмет медитации. Одна из практических модификаций мандалы. С VIII в. до н. э. в Южной Индии изготавливали амулеты с символами "восьми направлений". Такие амулеты носят на шнурке, на груди. Янтра представляет собой симметричную графическую конструкцию из наложенных друг на друга треугольников вершиной вверх и вершиной вниз, вписанных в квадрат и окружность и геометризованное изображение цветка лотоса. Янтра воплощает бессознательный архетип внутренней гармонии души человека. В философии тантризма  и различных методиках медитации центральная точка янтры "бинду" означает начало отсчета, "умственный центр". Круг символизирует целостностъ и полноту. В самой крупной янтре индуизма — шри-янтре ("благословенной янтре") в квадрат вписаны три круга и девять треугольников. Треугольники вершиной вниз символизируют йони, женское начало природы (шакти), треугольники вершиной вверх — мужское начало (пуруша). Пересечение четырех мужских треугольников образуют 43 малых треугольника, все они, как и прочие производные фигуры, имеют свое символическое значение и собственную окраску. Внешний квадрат имеет четверо "ворот"символ материального мира, который следует преодолеть силой медитации. Мысленное "преодоление" совершается от краев к центру, последовательным движением через все конструкции. Сосредоточение на точке означает слияние с Божеством. Всего известно около тысячи различных янтр. Их рисуют на бумаге, картоне или дереве, вырезают из камня, горного хрусталя, гравируют на металлических пластинах.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.