ШВЕЙЦАРИИ ИСКУССТВО (польск. Szwajcaria из нем. Schweiz, франц. Suisse, итал. Svizzera) — Швейцария горная страна в Центральной Европе между Италией, Германией, Францией и Австрией. На территории этой страны обнаружены древнейшие памятники культуры, остатки свайных построек по берегам Женевского, Боденского, Невшательского озер эпохи бронзового и железного веков.
СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ (англ. pile dwelling, нем. Pfahlbausiedlung) — ранние формы строительной деятельности человека бронзового и железного веков. Деревянные хижины на платформах, которые в свою очередь установлены на сваях, вбитых в толщу ила по берегам озер. Такие поселения возникали у людей каменного века, вышедших из пещер и селившихся по берегам озер Центральной Европы. Их основным занятием было собирательство и рыболовство, кроме того, на свайных жилищах было легче спасаться от хищных зверей. Однако необходимость свай объясняется прежде всего тем, что уровень воды в озерах менялся и берега были топкими. Остатки наиболее древних поселений (3 тыс. до н. э.) обнаружены в Юго-Западной Германии, Швейцарии и Северной Италии. Их французское название — пилоти́, итальянское — палафит.
В античности эти места заселили кельтские племена гельветов, отсюда латинизированное название страны — Гельвеция (лат. Helvetia). В I в. до н. э. Гельвецию завоевали римляне, в V в. н. э. — алеманны, бургунды, остготы, а через сто лет — франки.
Культура швейцарцев формировалась в процессе взаимодействия латинской и варварской — германской культуры.
В VI—VII вв. распространялось христианство, в конце VIII в. Гельвеция вошла в состав империи Карла Великого.
Юго-западная часть страны, захваченная бургундами, в дальнейшем определила характер франкоязычной части Швейцарии. Южную часть населяют итальянцы, они также образовали область своеобразной итальянской культуры.
Характерными памятниками южной Швейцарии являются замок Шийон на берегу Женевского озера и монастырь Сант-Йоханн, основанный Карлом Великим в 775 г. в долине Мюстер (нем. Müster) на границе с Южным Тиролем. В романской церкви монастыря сохранились фрески IX в. (открыты в 1900 г.). С XI в. монастырь являлся епископской резиденцией. В 1490 г. монастырскую церковь перестраивали в готическом стиле.
С XI в. швейцарские земли входили в состав Священной Римской империи Габсбургов. В 1291 г. в борьбе с Габсбургами свободные граждане трех лесных кантонов (франц. canton — "округ") заключили союз и отстояли свою независимость (к ним присоединились и другие), затем они разбили австрийцев в 1386 г., а в 1499 г. в Базеле (франкоязычный город у северной границы Швейцарии) подписали договор о независимости от империи Габсбургов (официально признана в 1648 г.).
В XVI в. города Женева (лат. Genava, франц. Genève) и Цюрих (нем. Zürich) стали центрами реформаторского движения, возглавляемого Ж. Кальвином и У. Цвингли. Долгое время Швейцария испытывала вражду католических и протестантских общин (перемирие было установлено только в 1717 г.). Так обитель в Мюстере осталась католическим бенедиктинским аббатством посреди протестантских земель.
Центром католической культуры и искусства является бенедиктинский монастырь Айнзидельн (Einsiedeln). Важным оплотом бенедиктинцев на северо-востоке Швейцарии оставался монастырь Санкт-Галлен.
ГАЛЛ, ГАЛЛУНУС, ГАЛЛУС СВЯТОЙ (St-Gallus, ?—627) — монах из Гибернии (Ирландии), ученик Св.Колумбана. В 595 г. вместе с учителем отправился из Британии в Швейцарию. В 613 г. основал монастырь на северо-востоке Швейцарии. Монастырь назван его именем (Saint-Gall), затем так же стали называть образовавшийся вокруг него город и швейцарский кантон Санкт-Галлен (Sankt-Gallen). Атрибутом святого был петух (лат. Gallus). С 720 г. монастырь принадлежал ордену бенедиктинцев. Монастырь Сен-Галл знаменит своей филологической школой и уникальной библиотекой, содержащей около двух тысяч редчайших манускриптов X—XIII вв. и первопечатных книг — инкунабул. В монастыре сохранилась готическая церковь Св. Лаврентия.
Город Фрайбург (по-французски Фрибур) и одноименный кантон на западе страны (не путать с г. Фрайбургом в Германии) также является центром католической культуры.
В то же время Базель был центром протестантского движения и искусства, связанного с просветительскими идеями Реформации. В Базеле размещались крупнейшие типографии, где культивировали классическое для Германии и севера Европы искусство ксилографии — гравюры на дереве. В Базеле печатали бильдербогены, протестантские листовки — флюгблатт. Первая датированная 1418 г. европейская ксилография, изображающая Мадонну с четырьмя святыми, и гравюра с изображением Св. Христофора 1423 г., возможно, награвированы и напечатаны в Базеле.
В 1494 г. в Базеле впервые напечатана сатирическая поэма С. Бранта "Корабль дураков". Гравюры к изданию этой книги 1494 г., возможно, создал молодой А. Дюрер, который в это время также находился в Базеле.
"КОРАБЛЬ ДУРАКОВ" (нем. «Das Narrenschiff") — название сатирической поэмы немецкого гуманиста Себастьяна Бранта (S. Brant, ок. 1458—1521), памятника литературы эпохи Северного Возрождения. Поэма была напечатана по-немецки в 1494 г. в Базеле, Швейцария (в 1497 г. появился латинский перевод Я. Лохера: «Stultifera Navis"). В поэме, по воле автора, все виды человеческой глупости собраны на одном корабле, чтобы избавить от них мир и отправить подальше — в страну Глупландию. Под впечатлением поэмы в 1511 г. Эразм Роттердамский создал "Похвальное слово глупости". Книга Бранта вышла с замечательными гравюрами на дереве, предположительно их создал молодой А. Дюрер, который в то время находился в Базеле (в 1498 г. Дюрер опубликовал свои гравюры к "Апокалипсису"). Идея "корабля дураков", возможно, существовала в народной фантазии и ранее. Известна картина И. Босха (конец XV в.), иллюстрирующая эту притчу: на "пьяном корабле" мы видим шута, монаха и монахинь. Мачта корабля уподоблена дереву, в кроне которого спрятан череп, а на вымпеле, прикрепленном к мачте, начертан перевернутый полумесяц — знак вероотступничества. Пьяная трапеза на корабле символизирует один из семи смертных грехов. Корабль на этой картине иногда сопоставляют с мифической ладьей Харона, доставляющей своих пассажиров прямиком в Ад. В 1962 г. американская писательница К. Э. Портер опубликовала роман "Корабль дураков", заимствовав у С. Бранта заглавие-метафору и идею современного Ноева ковчега.
Выдающийся гуманист и просветитель Эразм из Роттердама в 1521 г. обосновался в швейцарском г. Базеле. Сын и ученик швабского мастера из Аугсбурга Ханса Хольбайна (Гольбейна) Старшего — Амброзиус был рисовальщиком и гравером, иллюстрировал базельские издания Эразма Роттердамского и Т. Мора. (1509—1519).
Его брат — живописец и рисовальщик Ханс Хольбайн Младший (1497—1543), выдающийся художник Северного Возрождения, — с 1519 г. также работал в Базеле, где около 1523 г. написал знаменитый портрет Эразма Роттердамского. В 1521—1530 гг. он выполнил росписи базельской Ратуши (не сохранились), делал рисунки для книг, витражей, выполнял эскизы ювелирных изделий, кубков из серебра и дорогого оружия. Но в 1526—1528 гг. в свободном городе Базеле протестанты громили католические церкви, уничтожали картины и статуи.
Город Берн (нем. Bern), находящийся в центре страны, исторически тяготел к немецкой культуре, что подтверждает его архитектура. Назван по имени богини древних кельтов Берн, атрибутом которой был медведь (нем. Bär). Изображение медведя находится в гербе этого города. По легенде, медведь был первым животным, которое повстречалось на пути поселенцев.
Берн, Цюрих и Женева знамениты своими музеями. Художественный музей Берна создан в 1879 г., Музей ремесел — в 1869 г. Национальный музей в Женеве в 1950—1960-х гг. пополнялся за счет частных пожертвований и благотворительных фондов, среди которых крупнейшим является "Фонд Гаренго" (Fondation Garengo). Музей искусства и истории основан в Женеве в 1910 г.
|