Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 51 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Звери в искусстве - Единорог PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 40
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Звери в искусстве
Бабочка
Баран
Барс
Бык
Волк
Газель
Дракон
Единорог
Заяц
Змея
Козёл
Конь
Лань
Лев
Леопард
Летучая мышь
Медведь
Обезьяна
Олень
Пантера
Рыба
Скорпион
Слон
Собака
Тигр
Черепаха
Все страницы

 

ЕДИНОРОГ

 

ЕДИНОРОГ, ИЛИ МОНОЦЕРОС (лат. unicornus; Monoceros от греч. Monos — "один" и keras — "рог"; франц. licorne, нем. Einhorn) — сказочное животное, в ранних мифах бык, затем белый конь или козел с одним большим витым рогом посередине лба. Иногда определяется как "конеподобный олень".

Древнегреческий писатель Ктесий Книдский (ок. 400 г. до н. э.), автор сочинений об истории Индии, Месопотамии, сообщал о том, что единственный рог этого зверя имеет целебные свойства. Предполагается, что описание Ктесия восходит к образу индийского носорога, а миф о целебных свойствах происходит от таких же свойств бивней китов-нарвалов.

Существует версия, согласно которой древние греки приняли за единорога изображения быка в профиль на персидских рельефах (у которого виден только один рог).

Изображения единорога встречаются на печатях Мохенджо-Даро и Хараппы (3 тыс. до н. э.). Единорог упоминается в книгах "Атхарваведа" и "Махабхарата", древнеиндийском эпосе.

В Китае единорог цилинь (zi — "самец", ling — "самка единорога") — почитается как одно из четырех мистических животных вместе с драконом, фениксом и черепахой.

Буддисты изображают его несущим на спине Книгу Закона.

Единорог символизирует долголетие, знатность и мудрое правление. Рассказывается, что единорог появляется всегда в одиночестве, только в те моменты, когда на троне находится "истинно сострадательный и благородный правитель... его видели в дни, когда родился Конфуций; однако с той поры человечество так низко пало, что он не появлялся более". Существует поверье, что мать китайского философа Конфуция забеременела от единорога. В мифологии Китая единорог — добрый вестник, его шкура "пятицветная", голос напоминает звон колокольчиков, а рог — мягкий на конце.

В мистической философии единорог связывается с образом дракона, но подчеркивается его миролюбие, а рог рассматривается как фаллический символ.

В китайском искусстве единорог изображается в окружении облаков или языков пламени, иногда у него два загнутых назад рога.

Богиню плодородия представляют на спине единорога держащей в руках ребенка.

В Библии, в Ветхом Завете, упоминается "лютый зверь" (др.-евр. r’em), это слово переводят как "единорог" (Пс. 21:22).

В эзотерических учениях рог на лбу расценивается в качестве символа божественной мудрости, а также как знак "спасения через Христа", аналог "третьего глаза" древних восточных учений. В иной трактовке рог — это "пылающий меч для защиты христианства".

В герметическом трактате "Книга Агнца" сообщается, что "в лесу есть два животных — олень и единорог. Лес — это тело, олень — душа, единорог — дух. Тот, кто знает, как приручить этих животных, соединить их вместе и вывести из леса, может по справедливости быть назван Мастером".

В текстах "Физиолога", восходящих к греческому оригиналу II в., говорится, что приручить (поймать) единорога может только целомудренная дева, "в чьем лоне он доверчиво укрывается и откуда он потом извлекается охотниками и должен быть предан смерти". Отсюда своеобразно толкуется непорочное зачатие Девой Марией Иисуса Христа и крестная смерть Спасителя. Архангел Гавриил в сцене Благовещения Марии выступает в роли охотника, "подкупленного охотничьими собаками, которых зовут Вера, Любовь и Надежда, или, по основным добродетелям, Истина, Справедливость, Мир и Милосердие; он загоняет драгоценного единорога к Деве. При этом Мария сидит в запертом саду (лат. Hortus conclusus) или в кущах роз". В славянском тексте "Физиолога" единорог "молчалив и кроток весьма... Девицу чистую бросают перед ним, животное устремляется к груди ее и сосет. И берет его к царю во дворец". Здесь рог трактуется как "рог спасения, вселившийся в чрево чистой девы Марии".

Изображения единорога, погружающего свой рог в воды реки, трактуется как "чистое оплодотворение" и мистическое очищение водой (средневековые легенды повествуют о том, как единорог, вычертив рогом крест на воде, очистил отравленную воду лесного источника).

Охотник, трубящий в рог, уподобляется Архангелу Гавриилу, отсюда и несколько странная аллегория воплощения христианских добродетелей охотничьими собаками. Описание из славянского "Физиолога" объясняется дохристианской легендой, согласно которой фаллический порыв животного усмиряется девой, дающей ему грудь. Известны также средневековые сказания о дочерях некоего короля, которые, чтобы привлечь единорога, отправились в лес нагими и распевали там "благозвучные песни".

Эротический подтекст подобных сказаний, безусловно связанный с символикой "Башни из слоновой кости", в куртуазном искусстве позднего Средневековья, в стиле интернациональной готики, связывался с культом Прекрасной Дамы, где единорог — верный спутник и слуга — символизировал "любовное томление".

В алхимии единорог представляет субстанцию ртути, которая в смеси с серой обозначается львом. Здесь единорог символизирует лунное женское начало, а лев — солнечное. Как символ Луны единорог появляется в свите лунной богини Дианы.

На шпалерах эпохи Итальянского Возрождения и в деревянной резьбе итальянских свадебных сундуков — кассоне — можно видеть изображения девы с единорогом — это аллегория целомудрия. Тот же смысл имеют изображения колесницы Дианы (Целомудрия), в которую впряжены единороги.

Гранат, древний символ плодородия, в христианской символике превратился в атрибут Девы Марии. Поэтому изображение единорога, привязанного к гранатовому дереву, означает воплощение Христа в утробе Девы. В католических литаниях об этом говорится прямо: «Sic et dominus noster Iesus Christus, spiritualis unicornis, descendens in uterum virginis» (лат., "Так и наш Господь Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы"). В западноевропейском романском, готическом и ренессансном искусстве встречается множество изображений Девы в саду, с единорогом, положившим ей голову на колени (символ воплощения Христа). Подобная символика сохранялась и в светских портретах.

В иных композициях зеркало, которое держит Дева, отражает голову единорога эмблема девственности, чистоты. Именно в этом смысле использована подобная деталь на знаменитой шпалере из серии "Дама с единорогом".

В традиционной композиции Древа жизни единорога показывают у его основания вместе со львом. Отсюда происходит традиция геральдических изображений, в которых единорог обычно показан с телом лошади, хвостом льва, копытами оленя. Единорог на коленях Девы — эмблема итальянской семьи Фарнезе. Пальмовое дерево с единорогом — семьи д’Эсте. Единорог изображался на шотландском и английском гербах, а затем занял свое место в гербе Великобритании в качестве щитодержателя. Единорог встречается в дворянских гербах.

На Руси с XVI в. единорога изображали на стволах пушек, которые так и называли "инрогами". В XVIII в. изображение единорога появилось в гербе графа П. И. Шувалова, возглавлявшего "оружейную канцелярию".

В романе А. Белого "Петербург" (1913) выводится фантастический герб, на котором рыцарь, олицетворяющий Запад, "прободается" единорогом-Россией.


 



 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.