ОРА́НЖЕВЫЙ ЦВЕТ — теплый цвет, занимает вторую ступень хроматического ряда между красным и желтым. Соответствует музыкальной ноте "ре".
Оранжевый цвет входит в число семи тонов хроматического ряда, но не является основным (как красный, желтый и синий), поскольку получается в результате оптического смешения красного и желтого.
Оранжевый не так глубок, как красный, и не так пронзителен, как желтый, он горяч, но спокоен.
Дополнительным к оранжевому является голубой цвет.
Примечательно, что для оранжевого цвета как составного долгое время не было специального наименования, на Востоке его называли цветом апельсина (арабск. naranj от др.-инд. narangas — "апельсиновое дерево"), отчего позднее произвели французское слово. Однако оранжевый цвет, отчасти по ассоциации с сиянием золота, теплом Солнца или огнем домашнего очага, символизировал стремление к успеху и богатству (существует разновидность золота оранжевого оттенка).
В традиционной символике Китая оранжевый цвет не входит в число "Пяти элементов" (зеленый, красный, черный, желтый и белый). Поэтому символика оранжевого цвета совпадает с символикой желтого.
В искусстве Японии все оттенки желтого и оранжевого ассоциируются с любовью и семейным счастьем.
Впервые оранжевый тон обрел мистическое звучание в живописи В. Ван Гога.
ОРА́НЖЕВЫЕ КРА́СКИ
Пигменты оранжевого цвета — не самые распространенные в истории искусства, поскольку оранжевый цвет является вторичным, производным и художники чаще используют для его получения различные смеси красных и желтых красок. Однако еще в античности применяли и оранжевые минеральные пигменты — золотистые и оранжевые охры, содержащие в своем составе глину с значительными примесями водной окиси железа, которая и придает им оранжевый цвет. Иногда в такую охру добавляют для лучшей кроющей способности желтый хром.
Другим источником оранжевых красителей в Древней Греции и Древнем Риме было дерево котинос (греч. kotinos — "дикая маслина"), или желтое дерево (лат. rhus cotinus), из отвара коры которого получали ярко-оранжевую краску. Ею окрашивали ткани.
В средневековых витражах для получения желто-оранжевой краски использовали нитрат серебра.
В живописи чаще применяют соединения хрома и кадмия. Оранжевый хром получается обработкой желтого хрома углекислыми щелочами, в результате чего образуются хромово-свинцовые соли.
Соединения кадмия с серой стали использовать с 1829 г.; в зависимости от структуры — зернистости пигмента — они дают все оттенки от светло-желтого до насыщенного оранжевого цвета. Эти градации объясняются различной способностью поглощения и отражения цветового спектра солнечного света. Оранжевую краску получают постепенным осаждением раствора солей кадмия сероводородом либо прокаливанием углекислого кадмия с серой. Дальнейшие вариации оттенков зависят от протертости сухого пигмента и от добавления связующих веществ.
|