ПАЛЬМЕТТА
ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette, из греч. palmete — "пальмовая") — элемент орнамента в виде симметрично расположенных листьев пальмы.
Геометризованные листья пальметты расходятся веерообразно из цветочной чашечки с двумя спиралевидными усиками по сторонам, иногда заключаются в круг.
Впервые мотив пальметты зародился в Египте и представлял собой стилизованный веерообразный цветок лотоса; зафиксированы различные типы египетских пальметт — простые, с одиночным цветком; одиночные с мотивом восходящего солнца; кисти из цветков; цветок или пальмовая ветвь, опирающиеся на свиток. Из Египта мотив пальметты распространился на Крит, в Междуречье и Персию, где найдены одни из самых ранних образцов пальметт, вероятно, основанные на древнейших египетских мотивах.
Благодаря симметричной структуре мотив пальметты, имеющий восточное происхождение, получил распространение в античном искусстве (его повторения образуют разнообразные орнаментальные ряды) в форме акротериев, наверший надгробных стел.
Пальметта чередуется со стилизованными мотивами цветка или бутона лотоса, трилистника, аканта, антемия, апия.
Пальметта — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости. Был распространён в египетской и эллинистической архитектуре — в качестве антефиксов, в завершениях памятных стел и надгробий, в капителях ионических и коринфских колонн, в украшениях карнизов.
В искусстве Древней Месопотамии похожие элементы были солнечным знаком богини Иштар. Лепестки пальметты уподобляли солнечным лучам, которые заканчивались точками — звездами.
Своеобразную форму имеет так называемая сирийская, или лотосовидная пальметта, в которой соединились элементы изображения цветка лотоса и листьев пальмы.
"ЛОТОСОВИДНАЯ ПАЛЬМЕТТА" (франц. fleur de lys — "цветок лилии", то же, что "цветок лотоса") — элемент орнамента, аналогичный древнегреческой пальметте, представляющий собой стилизованное изображение цветка лотоса. В нижней части имеет завитки, напоминающие волюты эолийской или ионической капители.
Более упрощенные, абстрагированные варианты того же мотива принято называть "сирийской пальметтой", поскольку, возникнув в Египте, в эпоху фараона Тутмоса III (ок. 1500 г. до н. э.), этот орнамент получил распространение по всей Передней Азии. Предполагают также влияние мотива спирали, характерного для крито-микенского искусства и культуры Киклад. Согласно еще одной версии, этот мотив трактуется как изображение не лотоса, а финиковой пальмы. Вероятнее всего, "лотосовидная пальметта" представляет собой классический пример mixtum compositum (лат., "смешанное соединение") многих подобных элементов.
Схожие мотивы известны в искусстве Финикии.
В древнегреческой вазописи изображения пальметт появляются на рубеже VIII—VII вв. до н. э. Индийская, или восточная, пальметта представляет собой, по одной из версий, стилизованную ветвь кипариса.
Ее вариации встречаются в восточных, в частности азербайджанских, коврах.
Мотив пальметты использовали в Средневековье и в эпоху Возрождения.
|