Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 71 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Красный цвет, красные краски PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 50
ХудшийЛучший 
Цветоведение

КРА́СНЫЙ ЦВЕТ (от краса, красота) — один из самых предпочитаемых и выразительных цветов в истории искусства. Представляет собой первую, наиболее низкую ступень хроматического ряда семи тонов спектра (ассоциируется со звуком "а" и соответствует музыкальной ноте "до").

Красный является основным, наиболее сильным из трех главных тонов: красного, желтого, синего. Он может быть холодным и теплым.

В истории искусства красный часто оказывался "первым".

Красной земляной краской, охрой, расцвечивали наскальные рисунки в эпоху каменного века. В Древнем Египте красный цвет, в который окрашивается небо в час восхода и заката Солнца, считался кровью водяной змеи. Красная корона была символом Нижнего, земледельческого Египта.

В крито-микенском искусстве мужские фигуры, в отличие от белых женских, раскрашивали красной охрой.

В архаической Элладе фигурки бога виноделия и растительности Диониса красили красной краской —киноварью.

В Риме красным изображали лик бога Юпитера и лица триумфаторов. В то же время, по ассоциации с цветом крови, красныйцвет войны, гнева, мести и мученичества.

Икона 'Чудо Георгия о змие'. Новгородская школа. Конец 14 начало 15 веков.

Красный — символ мужской силы либо сверхъестественной силы богов.

В древнем Китае сочетание дополнительных цветовкрасного и зеленого, несмотря на контрастность, считалось особенно изысканным, поскольку выражало "активность и жизненность".

В Византии алый цвет символизировал военный триумф, а пурпур — величие императорской власти.

В алхимической символике особое значение придавалось сочетанию красного с белым.

В древнерусской иконописи красный цвет выражает торжество и славу, а белый — чистоту. Такое сочетание мы видим в знаменитой русской иконе "Чудо Георгия о змие".

В западноевропейской традиции красный цвет имеет несколько иной, скорбный оттенок мученичества, искупления грехов кровью Христа. После Крестовых походов в Европе появилось новое название красного цвета — гюдюль, или гюль (франц. gueules, из др.-евр. gudul, персидск. gul).

Обрез Евангелия на иконах, мозаиках и фресках обычно изображается красным.

По трактовке русского теософа и живописца Н. К. Рёриха, красный цвет символизирует "окаянную Русь", а белый — Святую.

В 1997 г. в Петербурге в Русском музее проводилась выставка "Красный цвет в русском искусстве".

Известные исторические названия различных оттенков красного цвета — сольферино, ля файетт.

Органические красители красного цвета относятся к самым древним. Найденные при раскопках в Египте, в Фивах плетеные циновки, окрашенные в красный цвет, датируются додинастическим периодом (4 тыс. до н. э.). Древние египтяне и финикийцы для окрашивания шерстяных тканей использовали краску пурпурного оттенка, добываемую из морских водорослей, и алканин — красную краску из корней растения альканы (лат. Alcanna tinctoria).

Древнеримский писатель Плиний Старший (I в. н. э.) сообщает о "старинных" способах получения ярко-красного пигмента из корня растения "красильной марены" (лат. Rubia tinctoria).

Арабы называли такую краску "ализ" (арабск. Alize — "восточная"), отсюда название "ализарин".

Позднее для той же краски возникло еще одно наименование: крапп (нем. Krapp, из нидерл. Krap — "крюк", из-за формы шипов этого растения). Отсюда распространенное название для всех красок интенсивного холодно-красногомалинового оттенка — краплаки.

Растение марена распространено в Средней Азии, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье. С XVII в. ее стали разводить в Испании, Италии, Франции, с XVIII в. — в России, главным образом в целях получения красителя для окрашивания тканей.

Другой органический краситель получали из насекомых — самок дубового червеца (лат. Coccus ilicis), паразитирующих на вечнозеленых дубах, произрастающих в Северной Африке и Малой Азии. Арабское название этой краски — кермес (kermes), греческое — kokkinos, латинское — Carmosia. На Руси эту краску называли багряницей, или червленой багряницей.

В Индии при окраске тканей пользовались аналогичной краской из червецов, ее французское название —кошени́ль.

Другой краситель красного цвета, от которого происходит целая группа красок, в древности получали вывариванием древесины красного фернамбукового дерева. В Западной Европе эту краску называли кармин, на Руси — бакан.

Одно из названий красного "бразильского" дерева (лат. Caesalpinia brasiliensis) — кампеш (франц. Campesh), отсюда — кампешевая краска.

Из древесины сандалового, фернамбукового и кампешевого деревьев получали краску под названием "варзия" (др.-русск., из греч. beptzin — "розовый цвет", от персидск. wärd — "роза").

В Древнем Риме красную краску изготавливали из сока граната, поэтому латинское granum ("зерно") означало также "красная краска".

В Закавказье красный пигмент кошенили известен под названием "вортан кармир" (армянск. vortan karmir — "червячок красный").

В Средневековье в странах Ближнего Востока при окрашивании тканей применяли краситель из отвара красной шелковицы и сока неизвестных цветов. Из сока пальмовых деревьев (лат. Calamus draco) делали ярко-красную краску "драконова кровь" (лат. cinnabari), или цинобер. Ее следует отличать от киновари (лат. cinnabaris) — красителя, получаемого из свинцового сурика (сернистой ртути). Схожую краску минерального происхождения называли милтос (греч. miltos — "красный мел"). Еще одно название — скарлат (итал. scarlatto — "багровый"; франц. écarlate — "алый").

Средневековая "змеиная кровь", краситель темного малинового цвета, возможно, того же происхождения, что и "драконова кровь" античности.

Киноварь, или свинцовый сурик, в Средневековье называли "миниум" (ср.лат. minium), отсюда слово "миниатюра". Тот же пигмент, только лучшего качества, в XVII—XVIII вв. называли вермильон.

Крапповые краски из марены хорошо разводятся на масле и поэтому применяются в масляной живописи под названием "краплак". Они бывают разных оттенков: от светло-розового до темно-красного.

Кармин имеет слабую светостойкость, быстро выцветает, поэтому живописцы чаще используют смеси кармина и краплака.

Краски, приготовляемые из водной окиси железа, глинозема, гипса, окиси цинка и мела, называются марсами (по ассоциации с цветом планеты Марс). Пигменты такого же состава применяли для росписи фаянса в Делфте и Руане. После их прокаливания на огне получается красный марс — красивая краска красно-коричневого тона.

Близкий по составу пигмент (соединение железного купороса и углекислой соды) называется "английской красной", "красным вандиком", "помпейской красной", или "капут-мортуум" (лат. Caput mortuum — "мертвая голова"). Все это краски различных оттенков, зависящих от химического состава и режима прокаливания минеральных компонентов.

Красные краски различных оттенков получают также из сернистого кадмия (минерала, содержащегося в цинковой руде). Производство таких пигментов существует с 1912 г.

Красные кадмиевые краски хорошо разводятся на масле, обладают необходимой кроющей способностью и светостойкостью.

Из мышьяка и серы приготовляют, помимо желтого, красный аурипигмент (от лат. auram — "золото").

Загадочной остается темно-красная краска "гисгин", или "иссгонон" (греч. hysginon), похожая на пурпур, эту краску делали в античности из ягод растения фитолакки, и поэтому ее не следует отождествлять с кермесом или кошенилью.

Неясен полностью рецепт другой античной красной краски: "адрианопольский цвет".

Для получения розового цвета используют разбеленные красные пигменты, т. е. добавляя в них белила, что увеличивает светлоту и снижает насыщенность цвета (хроматического тона). Для получения фиолетово-розовой краски используют различные соединения марганца и кобальта. В стеклоделии и росписи фарфора применяют коллоидный раствор золотаселен, соединение солей золота с оловом. В истории искусства особенно известна розовая краска "помпадур".



АЛИЗАРИН (франц. alizarine) — краситель ярко-красного цвета. Природный ализарин получают из корней растения марены (франц. alizari от арабск. alize — восточный, из Леванта, стран Востока). Соответственно и краситель вначале называли "лизари", или "ализари", позднее краппом. Еще одно название — пурпурин. Этот краситель был известен в античности. В 1826 г. разработана технология синтезирования ализарина искусственным путем из антрацена, продукта каменноугольных смол. Оранжевые кристаллы при растворении в щелочах дают ярко-красный либо темно-фиолетовый цвет. Синтетические красители применяются, главным образом, для крашения хлопчатобумажных тканей. Более дешевый заменитель такой краски — краплак.


 

АЛЫЙ (др.-русск. алъ от татарск. al — "светло-розовый") — ярко-красный, теплого оттенка цвет. Алый цвет передается разными красками.


 

 

 

БАГОР, БАГРИК (ст.слав. багръ, возм. родств. греч. phogo — "поджариваю", др.-верхн.-нем. bahhan — "печь") — темно-красная краска с фиолетовым оттенком, близкая античному пурпуру. Добывалась из пурпурной улитки (лат. murex), или "червеца".
В
древнерусском искусстве ее использовали при написании икон — ба́гором обычно писали
мафорий Богоматери. Другое древнерусское название: червлень или червень. Подобную краску составляли также из "вапа и чернил; черлени и бакана; бакана и лазори; киновари и чернил". На Руси краску "багор" использовали разных оттенков: иссиня-вишневую, "дикую" (синевато-серую), красно-вишневую, почти черную. Отсюда — багряный цвет, уменьшительное: "багрик".


 

БАГРОВЫЙ, БАГРЯНЫЙ (ст.слав. багрити от багръ) —ярко-красный холодного оттенка цвет, то же, что пурпурный. Багровая краскатемно-красная, независимо от состава. "Багряни́ца" — в древнерусском искусстве органическая красная краска, добываемая из "багрянки" — раковины моллюска murex, то же, что пурпур, порфира, червлень, шарлат. Багри́ть — окрашивать в красный цвет.


 

 

БАКАН (украинск. от арабск. bagan из тюркск. bakkam — "красильное дерево") — красная краска, кошениль, иначе — "венецианский лак". Древнерусское название красногомалинового цвета и розово-красного камня родонита, или орлеца. "Баканными алмазами" называют бриллианты с розоватым отливом, с "грязным нацветом". В древнерусском языке слово "бакан" впервые встречается в Геннадьевской Библии (1499); им, вероятно, пользовались для обозначения различных красителей и оттенков красно-лилового цвета. "Бакан веницейский", привозной, приготовлялся из червеца, кошенили; другой сорт, "бакан простой", из сандалового дерева. На Руси были известны также "бакан венской", "бакан немецкий", "бакан флорентийский", "бакан синий" ("сандал синий", или голубец, кампеш, — единственный бакан не красного цвета, приготовляемый из "кампешевого дерева"). Есть предположение о происхождении слова "бакан" из Древнего Двуречья. В Месопотамии, у шумеров, "бакан" — то же, что "красная краска".

Остромирово Евангелие

"Шумеры хоронили покойников в специально построенных склепах — зиккуратах, которые красили изнутри баканом, так как, согласно их поверью, Ангел Смерти приходил за душой умершего, только если стены и потолок были покрыты баканом".


Краска "бакан" использовалась в древнерусской
иконописи и в росписи изделий из дерева (чаще по золоту), братин и пасхальных яиц. Прозрачность бакана (его растворяли на камеди — древесной смоле) позволяла смешивать эту краску с другими и использовать для "затенения" в иконах и книжных миниатюрах. Она применена в миниатюрах Остромирова Евангелия XI в. Использовалась и для окрашивания тканей, хотя была дорогой.


 

"БЕДРА  ИСПУГАННОЙ НИМФЫ" (франц. "cuisse de nimphe émue") — шутливое название нежно-розового цвета, связанное с эстетикой французского стиля Рококо первой половины XVIII в. Ассоциируется с античными образами нимф и богини утренней зари Эос, или римской Авроры (в иных версиях перевода с французского: "цвет ляжки тронутой, смущенной или задетой нимфы"). В русском языке это выражение впервые появилось в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", в действии, происходящем в салоне А. Шерер (т. 1, часть I, III; 1863—1869), оно имело иронический оттенок. Еще раз это забавное выражение вспомнили И. Ильф и Е. Петров в фельетоне "Горю — и не сгораю" (1932).


 

БЛАТТИЙ, БЛАТТИОН (греч. blattion) — в поздней античности и в Византии это слово означало "пурпур", затем "дорогой шелк". Пурпурный, "фиалковый", илифиолетовый, цвет выделялся в одежде знатных византийцев. Отсюда происходит лат.blatteus — пурпурный, багря́ный, туника пурпурного цвета и blattiferum — "порфироносный", т. е. "относящийся к императору". "Блаттиарий" — красильщик шерсти и шелка. Позднее, однако, франц. слово blanche стало означать"белый". К слову "блаттион" восходят названия еще трех цветовых оттенковskoblatta (греч.) — темно-красныйferrugo (лат.) — "цвета ржавчины", темно-коричневый и janthina (ср.лат.) — фиолетовый.


 

"БЫЧЬЯ КРОВЬ" (франц. sang-de-bœuf) — в искусстве керамики — название глазури темно- красного цвета, напоминающего кровь быка. Такой цвет получается в результате восстановительного обжига, когда глазурь из окиси меди, дающая обычно зеленый цвет, под воздействием специально вводимого в печь углерода восстанавливается в почти чистую медь, переливающуюся оттенками красного с фиолетовым и голубым. Подобная глазурь впервые применена в Китае, в период Сун (X—XI вв.). Один из эффектов глазури "бычья кровь" — дымчатой "с искорками" — получил французское название фламбэ́ (flambée — "вспышка").


 

ВЕРМИЛЬОН (франц. vermillon — "румянец", от лат. vermis — "червь, гусеница") — красная, алая краска. Название, распространенное среди французских живописцев XVII—XIX вв., которые этим словом обозначали разные пигменты масляных красок, дававшие наибольшую яркость, обычно — кадмий красный. Однако правильнее —красная краска, приготовляемая из сернистой ртути, она дает более яркий и чистый тон, чем киноварь из того же сырья. Слово "вермильон" происходит от названия червячков кошенили, из которых в античности добывали ярко-красную краску. В русском языке этому термину соответствуют названия: червень, червецчервлёный, червонный.



КАРМАЗИН (через польск. Karmazyn, из нем. Karmesin, итал. carmesino, от арабск. qermazi, qirmizi — "ярко-красный, багряный") — тонкое сукно ярко-красного цвета восточного происхождения. В России заимствовано из Европы. Отсюда "кармазинный" цвет алый, багряный. Также — органическая красная краска из червеца.


 

КАРМИН (франц. carmin от арабск. qirmiz и лат. minium — "красная краска") —краситель холодного красного тона, близкого фиолетовому. В Средневековье такой краситель получали вывариванием древесины красного (фернамбукового) дерева. Древнерусское название — бакан. Такое дерево произрастает в Индии и Южной Америке. После открытия Американского континента европейцами в 1492 г. краска стала именоваться "бразильским лаком", или "бразилином". Краситель, приготавливаемый в Венеции, называли кармином (русское название "веницейский бакан"). Раствор кармина имеет желтоватый оттенок, но в соединении с небольшим количеством щелочи дает кирпично-красный тон. В 1518 г. некий францисканский монах из Пизы растворил янтарно-желтые кристаллы "бразилина" в спирте с добавлением натрия и получил красивый красно-фиолетовый цвет, похожий на тот, который дает другая красная краска краплак. Кармин используется в акварели (в Средневековье — для книжных миниатюр) и в живописи маслом, но он не отличается светостойкостью и быстро бледнеет под действием солнечных лучей (другие названия: флорентийский лак, парижский лак, мюнхенский лак).



КАРНИКИНО (итал. carnicino от лат. carnalis — "плотский") — розовый, телесный цвет.


 

КИНОВАРЬ (др.русск. киноварь, из греч. kinnabari; лат. cinnabaris — "коричная, коричного дерева") — ярко-красная краска малинового оттенка. В античности красную смолу некоторых тропических деревьев называли "кровью дракона", а сами деревья — "драконовыми" (лат. dracaena). На самом деле киноварь — минеральная краска, кристаллическая сернистая ртуть. В Древний Рим эту краску привозили из Иберии (Восточной Грузии; другие названия — миниум, цинобер). Схожую краску минерального происхождения — красный мел, или охру, — называли милтос. Киноварью считали и минеральную "каппадокийскую краску". В архаической Греции существовал обычай окрашивать красной краской глиняные и деревянные статуи богов. Известно, что киноварью окрашивали статуи Диониса. Недостатком этой краски является ее ядовитость и то, что она чернеет, окисляясь на воздухе. С XIII в. алхимики приготовляли искусственную киноварь соединением серы и ртути при слабом нагревании. Позднее получали светостойкие сорта на основе хлористой ртути. В соединении с маслами и лаками киноварь также чернеет, это ограничивает ее применение в масляной живописи. Более устойчива краска в темпере и акварели. Живописцы заменяют киноварь, чтобы избежать почернения красочного слоя, красным хромом или кадмием. Французские художники XVII—XIX вв. предпочитали улучшенный состав, именуемый вермильоном. Близкий краситель на основе йодистой ртути называется киноварь-экарлат (франц. écarlate — "пунцовая"). Но эта краска, полученная в 1849 г., также несветостойка.



КОШЕНИЛЬ (франц. cochenille, из итал. cocciniglia, лат. coccinus, греч. kokkinos) — краситель яркого красного, багряного цвета. Добывался в античности из насекомых семейства червецов (лат. coccus).


 

МАЛИНОВЫЙ (укр. малина; родств. греч. melas — "черный", лат. mulleus — "красноватый", лит. molis — "глина") — темно-красный, холодного оттенка цвет, голубовато-алый, близкий фиолетовому. "Малином" в старину называли драгоценные камни — розовый турмалин и темно-красный шерл. "Малиновый звон" (от франц. Malines) — особенно мелодичный перезвон колоколов.


 

 

МАССИКАТ, МАССИКОТ (франц. Massicot, от лат. Massicus — гора в северо-западной Кампании, ныне Monte Massico) — желтая свинцовая краска, получаемая из руды в этой местности. Позднейшая ассоциация, по сорту красного массийского вина из этой области, — красный цвет.


 

 

МУМИЯ, "МУМИЯ ЕГИПЕТСКАЯ" красная или красновато-бурая краска, приготовляемая из смеси окиси железа с глиной. В Средневековье считали, что эта краска делается из остатков египетских мумий, отсюда название. Вероятно, в подобных случаях использовался асфальт в смеси с другими природными смолами. Схожие минеральные красители красных и коричневых оттенков получаются пережиганием железных руд, одна из разновидностей делается из жженой слоновой кости. Другое название — колкотар (colcotar от позднелат. golgotar), или красный железняк. Тонко измельченный колкотар именуют крокусом. Близкие по составу краски на основе окислов железа называют "капут-мортуум" (лат. caput mortuum — "мертвая голова"). Так средневековые алхимики именовали вещества, остающиеся в тигле после прокаливания и непригодные для последующих опытов. Черный цвет символизировал "смерть тела". Пережигание железного купороса в смеси с поваренной солью дает черную краску.


 

ПОРФИРА (ст.слав. поръфира, пьрфура, из греч. Porphyra — "красная") — пурпурная мантия монарха, регалия византийских императоров. В Византии багряный или пурпурный цвет обозначали словом "блаттий" (греч. blattion). Отсюда латинское: blat-tiferum — "порфироносный", императорская туника пурпурного цветаЭпитет "порфироносный" относили к императорам и наследникам трона. "Порфирогенит" (греч. Porphyrogenites — "Порфирородный"; в русской транскрипции: "Багрянородный") — прозвание византийского императора Константина VII (913—920 и 945—959). В России мантию из багряного шёлка, подбитую горностаевым мехом, носили цари. В древнерусском искусстве порфира — красная краска, чаще темная с фиолетовым оттенком, то же, что багр.


 

ПУРПУР, ПУРПУРИСС (через нем. Purpur, от греч. Porphyra, лат. Purpura — название морского моллюска) — краситель яркого красного цвета с фиолетовым оттенком. По преданию, такую краску (русское название "багрянка") получили в древности финикийцы, они использовали секрет желез морского моллюска рода "пурпуровых улиток" (лат. murex), которых также употребляли в пищу. Однако такая краска была известна в Древнем Египте с XIII в. до н. э. Ее применяли для тканей. Темный пурпур получали двойным окрашиванием (греч. dibapha — "дважды погруженная"; лат. bis tinctus —"дважды окрашенная"). Такие ткани позднее называли тирскими, поскольку в г. Тире, в Финикии, добывали пурпурных улиток, а также делали подобные красители и экспортировали из этого города пурпурные ткани. Мастерские по окрашиванию шерсти красителем из пурпуровых улиток находились на о. Лемнос в северной части Эгейского моря. Ярко-красныеалые ткани именовали тарентскими, по названию г. Тарента в Южной Италии, другого центра производства крашеных тканей. В Древней Греции и Риме светлую, розовую краску добывали из двойных, или трубчатых, раковин (лат. bicinum, или murex brandaris), а темную, фиолетовую — из раковин "пелагий" (лат. pelagia — "морская"). Затем оба красителя смешивали и получали яркую малиновую краску — порфиру (греч. Porphyra — "красная"). В Египте применяли также искусственный пурпур (из уксусно-глиноземной соли) и похожую краску растительного происхождения из семян или ягод кустарника (греч. kokkos, лат. coccus — "червец", насекомое, которое водится в плодах и которое в античности принимали за ягоду). Еще одно греческое наименование пурпурной краски — остре́йон (греч. ostreion — "устрица, раковина", "устричная" краска). Отсюда Острихий (имя и должность "смешивателя" красок; греч. cheo — "размягчать, растирать"). Цвет пурпура вызывал ассоциации с утренней зарей. Об этом свидетельствует знаменитая фраза из "Одиссеи" Гомера: "Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос" (Х, 187; греч. rododaktylos — "розовоперстая"; Эос — богиня утренней зари). Согласно сообщению Плиния Старшего, темная тирская краска "крови пурпурного оттенка" (Гомер) символизирует "высшую почесть" (IX, 127). Греческое название финикийской пальмы (Phoinix) связалось в истории с названием финикийского пурпура и наименованием сказочной птицы Феникс (Phoinix), которую изображали сидящей на красной пальме. Римляне называли пурпурную краску (лат. Purpurissumцарской, волшебной, или фессалийской (игра слов: murex Purpura haemonia). Есть сведения, что для большей яркости такую краску смешивали с солью и кипятили или смешивали с мареной и гисгином. В "пурпурисс" окрашивали шелковые одеяния и тоги римских императоров. В 424 г. византийский император Феодосий II (408—450) запретил своим подданным носить одежды пурпурного цвета. Этот цвет полагался только императору. Позднее, при Юстине I (518—527), пурпурные ткани разрешали носить женщинам. Существует описание несохранившейся ткани — пелены, или антиминса, покрывавшей престол в храме Св. Софии в Константинополе (VI в.). На ткани был изображен Христос, облаченный в пурпуровый хитон, поверх которого был надет золотой плащ. Выражение "Рожденный в пурпуре" (греч. Porphyrogenites — "Порфирогенит", или "Порфирородный", в русской транскрипции: Багрянородный) связано с прозванием византийского императора Константина VII (913—920 и 945—959), который родился в "пурпурной комнате", вероятно облицованной плитами из порфира. В Византии цвет пурпура обозначали словом блаттий (греч. blattion). Производное латинское слово blattiferum означает "порфироносный, императорский". Эпитет: "божественная порфира" относили к образу Богоматери. Темный, "черноватый", или иберийский, пурпур изготавливали в Испании с помощью ржавчины.



ПУРПУРИН (итал. porpurino) — обобщающий термин для обозначения различных материалов, окрашенных в массе в красный, пурпурный цвет. Пурпурином называют красное стекло — астралит и его разновидность — искусственный авантюрин (авентуриновое стекло), а также гематион (ярко-красное глушеное стекло). Пурпурины — разнообразные оттенки красной смальты, окрашенные окислами меди. Во время остывания стеклянной массы происходит восстановление меди, которая и придает смальте пурпурный цвет. Краситель ализарин также называют пурпурином.


 

РУБРИКА (через польск. rubryka, от лат. rubrica — "красная глина, красная краска", от rubeus — "красный") — в античности минеральный краситель красного цвета; в Греции — милтос, или "красный мел", в Риме — миниум. Все подобные краски относятся к "земляным", или минеральным, т. е. получаемым из натуральных глин. Рубрикой древние римляне также называли красную глину для производства кирпичей. В Средневековье "рубрикатор" наносил на страницы манускриптов из пергамена предварительную разметку красной краской киноварью— в виде вертикальных штрихов ("красных строк"), затем также красной краской вписывал заголовки и инициалы (заглавные литеры). Отсюда выражения: "с красной строки" и "рубрика" (в значении заголовок, раздел текста). Слово "рудый" (кроваво-красный) иного происхождения.


 

 

САНДИК (греч., лат. sandyx) — красная краска, пигмент, состоящий из соединения окиси свинца и окиси железа. В античности этот краситель добывали в рудниках Армении, отсюда другое название: армянская краска. Позднее, в Средневековье, название этой краски перенесли на растение красного цвета — марену и вообще на все пигменты красного цвета. В ином значении слово "сандик" использовал Плиний Старший, обозначая им "жженые белила" — пигмент рыжеватой окраски.


 

 

СКАРЛАТ (др.русск. скорлатъ, через польск. szkarlat, из итал. scarlatto, из ср.лат. scarlatum) — вначале название дорогой восточной ткани, окрашенной пурпуром, затем — название темно-красного, пурпурного, багрового цвета (искаж. скурлат).


 

 

СОЛЬФЕРИНО (Solferino) — город в Северной Италии, в Ломбардии, близ южного берега о. Гарда. 24 июня 1859 г. недалеко от этого города войска Франции и Пьемонта (североитальянского герцогства) разгромили армию австрийцев, чем способствовали завоеванию Италией независимости. Название "Сольферино" можно перевести как "Жестокое солнце". В истории искусства после сражения 1859 г. этим словом стали именовать ярко-алый, красный, кровавый цвет.



СОМОН (франц. saumon — "лосось; семга") — "цвет семги", светло-розовый тон, характерный для искусства французского Рококо.


 

СФРАГИС (греч. sphragis — "печать") — минеральная краска, разновидность красной охры, которую в античности добывали на о. Лемнос в северной части Эгейского моря. Согласно поверью, красный пигмент глину извлекали из подземной пещеры, смешивали с кровью козла и запечатывали (отсюда название) печатью с изображением козла (священное животное богини Артемиды). Такую глину считали целебной и использовали в медицинских целях. Лемносскую "красную землю", вероятно ту же самую глину, применяли в живописи.


 

 

СУРИК (церк.-слав. сурикъ, от греч. syrikon — "сирийский") — минерал, содержащий в большом количестве природную окись свинца. Встречается в виде порошка красно-оранжевого цвета. В античности сурик привозили в Элладу из Сирии, отсюда название. Его использовали в качестве красителя. Свинцовый сурик добывали также в Синопе (городе на южном побережье Черного моря) и тоже называли "сирийской краской". В технике масляной живописи используют яркую красно-коричневую краску такого же состава под названием "сурик"; ее получают иначе — прокаливанием на огне свинцовых белил. Однако эта краска имеет слабую светостойкость. "Кровавик", или железный сурик, при прокаливании с углем дает черную краску.


 

 

ЧЕРВЕНЬ, ЧЕРВЕЦ, ЧЕРВЛЕНЬ, ЧЕРВЛЁНЫЙ, ЧЕРВОННЫЙ (др.-русск. чьрвенъ; праслав. čьrvь — "червь"). Червень, или червлень, — древнерусское название органического красителя красного цвета, который приготовляли из насекомого червеца (лат. coccus). То же, что кошениль, или "коккинус" (лат. coccinus). Червень отождествляли с киноварью (что неправильно, поскольку киноварь — красная краска минерального происхождения). Червленица — темно-красная краска из моллюска (лат. murex) — то же, что пурпур. Во Франции такую же краску именуют: вермильон (франц. vermillon от лат. vermis — "червь"). Червленем на Руси называли также и другие красные краски красную охру, привозную синопскую краску, "чермную", или кармазин, санкирь. Червень — месяц июнь (время сбора насекомых червеца); червень также ткань, окрашенная в красный цвет. Червлёный, червчатый — ярко-красный, багровый или малиновый цвет. Червонный — красный, красивый; черво́нец — старинная золотая монета (около трех рублей серебром). Червонное золото — высшей пробы, которое идет на чеканку монет (не имеет отношения к красному золоту с примесью меди ; возм. от лат. rubrum aurum — "красное золото", т. е. испытанное на огне). Другие наименования: черлядь, черленца, чернель, чернь также имеют отношение к минеральной краскекрасной охре.

Царь царем (Царь царей) — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (1Тим.6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей»[4]. Еще одно значение слова "червленица" — царская мантия алого цвета, подбитая горностаем. В качестве эпитета это слово относили к изображениям "Царя сил", а также к образу Богоматери в акафистах: "Червленица, кровями Своими окрасившая божественную порфиру для Царя сил". Этот эпитет восходит к теме Благовещения Марии, когда Мать "ткала плоть Богочеловека... как Божественный пурпур из Своей крови". Под Божественной порфирой Царя "разумеется плоть Богочеловека". Такое утверждение подкрепляют текстом библейской книги Песни Песней Соломона: "Заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсила еси, и что усладилася еси" (Песн. 7:6; приведена церковно-славянская редакция текста).


 

ЧЁРМНЫЙ (др.русск. чьрмьнъ от праслав. čьrmь, čьrvь — "червь") — красный цвет багрового, темного оттенка. То же, что червеньчервлёный. Однако чаще в древнерусском искусстве под словом "чёрмный" имели в виду "червеобразный", извилистый орнамент, узор. Такая двойственность значений обусловлена общей этимологией (от способа добывания красной краски из насекомых "червецов").



ЧИНАБРЕЗЕ (итал. cinabrese от cinabro — "киноварь") — яркая, светло-красная краска, составленная из синопии с добавлением белил.


 

ШАРЛАТ (др.русск. скорлатъ через польск. czarlat из ср.-верх.-нем. scharlat от ср.-лат. scarlatum — название восточной ткани, окрашенной пурпуром) — темно-красная, багряная краска, "багряница".

 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.