Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 81 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Зелёный цвет, зелёные краски PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 37
ХудшийЛучший 
Цветоведение

ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ (ст.слав. зеленъ; родств. др.прусск. saligan — "зеленый", salin — "трава", др.инд. hiranyam — "золото") — один из семи основных тонов хроматического ряда, спектра солнечного света.

Дополнительный цвет к красному. В системе тональностей соответствует глубокой ноте "фа" и представляет собой "экватор", середину хроматической шкалы тонов. В то же время зеленый не входит в основную триаду цветов (желтый, красный, голубой), поскольку является производным от оптического соединения желтого и синего.

В зависимости от пропорций и качеств соединяемых компонентов зеленый цвет может быть теплым или холодным. В этой двойственности, неопределенности состоит причина многообразия символики зеленого цвета в истории искусства.

В Древнем Китае зеленый, в отличие от особо почитавшихся желтого, красного, голубого, был цветом людей низкого происхождения. Исключение составлял зеленый цвет камня нефрита, но в китайской символике "нефритово-зеленый" означал "голубой цвет неба после дождя". В эпоху династии Мин (1368—1644) зеленый цвет стал "королевским", хотя в росписи фарфора предпочитали "синий по белому". Зеленой краской изображали драконов и священного льва Фо.

В античной живописи зеленая краска не использовалась (ею расцвечивались лишь отдельные элементы в архитектуре). В Древнем Риме зеленый считался "женским цветом", признаком женственности, изнеженности (брачное покрывало невесты было оранжевым). В самом широком смысле зеленый, составленный из синего — цвета неба и желтогоцвета земли, означал весну, надежду, юность.

В мистическом понимании: холодный синий — цвет интеллекта, желтый — эмоций, энергии Солнца; холод и тепло создают мудрость, обновление жизни. Голубой был цветом Венеры, желтый Меркурия; их соединение означает радость, весну, рождение, обновление природы.

"Дикий человек", вальдман, изображался зеленой краской. В зеленых оттенках различали "незрелый", цвет свежей весенней зелени, и холодный зеленый. В западноевропейском Средневековье зеленый цветсимвол влюбленности, молодые женщины в праздничные дни одевались в зеленое, что истолковывалось как призыв, но мужчины этого "нескромного цвета" избегали. В куртуазной культуре Средневековья "Зеленый рыцарь" (возможно, по ассоциации с холодным отблеском лат) был символом бесстрастия и даже смерти.

В буддийском искусстве, как и в мусульманском, зеленыйцвет жизни, истины.

В христианском искусстве зеленый имеет тот же смысл, но в готических витражах предпочтение отдавалось синим, красным, фиолетовым и желтым тонам. "Процветший крест" и крест Распятия в композиции "Плоды страданий Христовых" изображали зеленым; Св. Грааль изумрудным. Престол Всевышнего сравнивался с драгоценными камнями зеленого цвета: "И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду" (Откр. 4:3; смарагд — греческое название изумруда). Теплый, травяной зеленыйсимвол Богоявления, Епифании; бледно-зеленый холодного оттенка — цвет Сатаны. "Зеленый плод", в смысле незрелый, — символ смерти; теплый — жизни. В древнерусских иконах зелено-охристые тона представляют позём, весну, растительность. Они создавались "земляными красками", что само по себе символично.

В искусстве русских поливных изразцов зеленую глазурь называли мура́вленой ("травяной").

ЗЕЛЁНЫЕ КРА́СКИ минеральные красители зеленого цвета. Наиболее распространенная из таких красок — "зеленая земля" (франц. terre verte). Она представляет собой продукт распада горных пород, сложное химическое соединение кремнезема, глинозема, закиси железа, калия и натрия. Эту краску добывали с глубокой древности в Италии, Богемии, на о. Кипр. Отсюда исторические названия: "веронская земля" (из месторождений близ г. Вероны), "богемская земля", "кипрская земля". Измельченный пигмент разводили на воде, клее или масле; в зависимости от типа связующего вещества использовали во фресковой росписи, масляной или гуашевой живописи. "Богемскую землю" чаще применяли в масляной живописи, "веронская" использовалась в лессировочной технике. При обжиге "зеленая земля" превращается в коричневую краску и называется "жженой зеленой землей". Разновидность "зеленой земли", представляющая собой водный алюмосиликат железа, магния и калия, называется глаукони́том (от греч. glaukos — "сверкающий, блестящий, светло-зеленый"). Другая разновидность — вивиани́т (от лат. vivianum — "живой"), измельченный минерал, водный фосфат железа с примесями карбоната кальция и апатита. Эти краски использовались живописцами XVII—XVIII вв.

Зеленые краски получают также смешиванием желтых пигментов с синими, например желтой охры и берлинской лазури.

Зеленый цвет дают соединения меди, прежде всего малахит, водная углекислая соль меди — минерал, образующийся при окислении медных руд. Древние египтяне добывали малахит на Синае. Измельченный минерал ярко-зеленого цвета в соединении с гипсом они применяли в росписях гробниц и храмов.

Другой близкий по составу минерал — хрисоколла (силикат меди) — служил основой получения яркой сине-зеленой краски. Египтяне также использовали фритту (итал. fritta — "измельченная") — измельченную глазурь синего цвета в смеси с желтой охрой.

У древнерусских иконописцев похожая минеральная краска называлась "пра́зень", или "пра́зелень" (от греч. prason — "лук-порей").

В 1764 г. в Германии, в г. Брауншвейге, разработан состав минеральной зеленой краски с голубоватым оттенком из соединений водной окиси меди (медного купороса) с углемедной солью, солями мышьяка, известью, поташем. Краска получила название "брауншвейгская зелень". Близкие по составу красители — "бременская зелень", "швайнфуртская зелень" (по названиям гг. Бремена на севере Германии и Швайнфурта на юге, в Баварии). Общее название — берггрюн (нем. Berggrün — "горная зелень"). "Бриксенская зелень", по г. Бриксен (Brixen) в Тироле, — соединение мышьяково-кислой и уксуснокислой меди — яркая зеленая краска с синеватым отливом. Она обладает хорошей кроющей способностью, но ядовита. Другие названия: медянка, венецианская ярь, уксусно-медная соль, ярь. Уксусномедная соль, или ярь-медянка, была известна еще в античности(франц. vert-de-antique). Ее использовали живописцы XVI—XVII вв., но эта краска темнеет, жухнет в соединении с другими. Поэтому опытные художники применяют ее в лессировках между слоями лака, чтобы изолировать от взаимодействия с другими пигментами. В XVIII—XIX вв. такую краску изготавливали главным образом во Франции, отсюда название — "французская зелень". Ее разновидность — "вер-де-гри" (франц. vert-de-gris — "серо-зеленая" окись меди).

В 1778 г. в Швеции получена зеленая краска из мышьяковисто-медной соли, называемая "шееловой зеленью", или "шведской зеленой" (франц. vert-de-shéele; нем. Swedischgrün). Эту краску не рекомендуется смешивать с пигментами, в составе которых находится свинец и сера: свинцовыми белилами, суриком, ультрамарином, киноварью.

Близкая по составу яркая светло-зеленая краска французского производства получила наименование "веронез", или "поль веронез" (франц. vert Véronèse), — такой цвет характерен для многих картин выдающегося живописца венецианской школы Паоло Веронезе (1528—1588). В соединении с кадмием эта краска дает бархатистый черный цвет.

Зеленую краску можно получить с помощью кобальта. Так, соединение окиси цинка (цинковых белил) и закиси кобальта (азотнокобальтовой соли), в зависимости от пропорций, дает зеленые пигменты различных оттенков. Известен искусственный зеленый ультрамарин.

Зеленые краски дают соединения хрома. В 1793 г. получена светостойкая зеленая краска из окиси хрома, в 1838 г. — яркая изумрудно-зеленая из водной окиси хрома (франц. vert émeraude — "изумрудная зелень"). Эти краски очень дороги, поэтому их чаще используют с примесями. Соединение изумрудной зелени с полевым шпатом называют "постоянной зеленой", или пермане́нтом (от лат. permanentis — "постоянный"). Перманент с небольшой примесью цинковой желтой называется "зеленью Виктории". Общее наименование красок из смеси лазурей с хромовыми желтыми — "зеленый хром" (травяная зеленая). Смесь берлинской лазури с цинковой желтой называют цинковой зеленью. Для приготовления зеленых красок художники используют также смеси парижской синей и берлинской лазури с желтыми хромами, кадмиями, цинковой и стронциановой желтой. Все эти смеси иногда условно объединяют наименованием "зеленая киноварь".

АППИА́НОВАЯ КРА́СКА (лат. appianum) — минеральная зеленая краска, известная в античности (позднейшее название: "веронская зелень"); глина, окрашенная железистыми соединениями. Добывается в Ломбардии, на севере Италии, недалеко от Вероны. Название, возможно, происходит от лат. apium — "зелень, сельдерей, петрушка" (сравн. апий). По другой версии — от имени владельца земли Аппия.

ВИВИАНИ́Т (англ., франц. vivianite от лат. vivianum — "живой, органического происхождения") — название одонтолита, или "костной бирюзы", — ископаемых зубов и костей (мастодонтов, мамонтов), окрашенных пропитавшими их железистыми растворами в зелено-голубой цвет. По химическому составу — водный фосфат железа с примесями карбоната кальция, апатита и других веществ. Еще одно название — зуб-камень. Прозрачный бесцветный или зелено-голубой минерал вивианит добывается в Австралии, Англии, Боливии, Румынии, США. Использовался как поделочный камень с глубокой древности — в древнеамериканском, египетском и античном искусстве. Из-за своей окраски неверно отождествляется с бирюзой. Существует способ искусственного окрашивания кости солями меди для имитации бирюзы. Словом "вивианит" называют также черную краску с синеватым отливом, получаемую пережиганием костей животных. В отличие от "кости жженой", эта краска содержит окислы железа и меди.

 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.