Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 45 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Звери в искусстве - Лев PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 40
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Звери в искусстве
Бабочка
Баран
Барс
Бык
Волк
Газель
Дракон
Единорог
Заяц
Змея
Козёл
Конь
Лань
Лев
Леопард
Летучая мышь
Медведь
Обезьяна
Олень
Пантера
Рыба
Скорпион
Слон
Собака
Тигр
Черепаха
Все страницы

 

 

ЛЕВ (ст.слав. львъ, из др.-верх.-нем. Lewo, от лат. Leo, из греч. Leon) — "царь зверей", в культурах разных народов символизирует силу и власть. Физическая мощь зверя, золотистая окраска и роскошная грива самца сделали это животное "солнечным", связанным с культом солнечных божеств. Отсюда поверье, что лев, как и орел, может не мигая смотреть на солнце.

Лев — пятый знак зодиака. Солнце находится в этом знаке с середины июля до середины августа. Согласно астрологическим представлениям, львом управляют боги войны — МарсСатурнЮпитер; это активный мужской знак. По контрасту львица атрибут женских, лунных божеств — АртемидыКибелыФортуны, Ламашту.

Египетскую богиню войны и палящего солнца Сохмет представляли в образе львицы, так же как Менкерот, Меритсегер и индийскую Тару.Египетскую богиню влаги, олицетворение женского начала природы — Тефнут — почитали в образе львицы.

Лев — атрибут Дионисальвицы сопровождают вавилонскую богиню Иштар.

Древние греки назвали Львом одно из созвездий северного полушария. В древнем Вавилоне это созвездие именовали "Великой собакой" (шумер. urgula, отсюда предполагаемое происхождение греческого слова "leon"). В одном из аккадских мифов лев ("лаббу") родился на небе, свирепствовал на земле, где его победил герой Тишпак.

В мифах древней Месопотамии львиноголовый орел Анзу́ считался посредником между небом и землей.

Львиноголовым изображался иранский Зерван.

Лев с телом змеи и солнечными лучами вокруг головы (иногда изображаются семь или двенадцать корон, по числу знаков зодиака) — символ доброго духа, позднее воспринят раннехристианским искусством.

В греческой мифологии созвездие Льва связывалось с немейским львом,побежденным Гераклом. Силач Геракл — защитник добродетели в образе львицы и львенка. На месте гибели спартанского царя Леонида (греч. Leonides — "Подобный льву") в бою с персами при Фермопилах (480 г. до н. э.) греки воздвигли каменного льва.

Золотые львы находились у подножия статуи Зевса в Олимпии работы скульптора Фидия. В византийском эпосе победителем львов был воин Дигенис Акрит. Львы изображаются рядом с ним с поджатыми хвостами.

Со львом сражались библейские герои Самсон и Давид. Африканские львы нападают на людей, поэтому с древности поединок со львом считался подвигом, необходимым для престижа властителя.

Египетские фараоны времен IV династии (3 тыс. до н. э.) изображались с телом льва и головой человека, как перенявшие силу этого хищника.

"Охота на львов" — традиционный сюжет светского искусства Византии, древней Персии.

В Средневековье победители львов, в том числе Геракл и Самсон, рассматривались как олицетворение победы человеческого духа над животной природой.

Дворец императора в Константинополе назывался "Буколеон" ("Быколев" или "Львиная пасть").

Льва в качестве символа укрощенной мощи представляли у ног аллегорической фигуры "Искренность".

Изображения льва, попирающего голову убитого им быка, считались оберегами, охранителями захоронений.

Львы — охранители входа, апотропеи. В этом качестве они изображаются опорами трона правителей, иногда в образе миксантропических существ, львогрифонов, львосфинксов. Такие "смешанные" существа можно видеть в рельефах дворцов древней Месопотамии, Ахеменидской Персии, БактрииПерсеполя.

В Византии высшие чины империи носили одежды с изображением белых львов, а трон императора украшали скульптурами львов с поднятой лапой — символом храбрости (тема, возникшая через много столетий в искусстве Классицизма и Барокко).

Мадонна Лукка - Ян ван Эйк. Мраморный трон со львами на локотниках сохранился в апсиде церкви Санта Мария ин Космедин в Риме.  Изображение идущего льва можно видеть на боковой стенке  античного саркофага, установленного в нартексе церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме. Частое  изображение поверженного льва (вниз головой) в аллегориях добродетелей, возможно, связано с притчей из книги пророка Иезекииля. "Львица вскормила одного из львенков своих; он сделался молодым львом и научился ловить добычу, ел людей". Тогда люди поймали его и посадили в клетку (Иез. 19:2—9). Обычай помещать скульптуры львов по сторонам трона связан с библейским текстом о престоле царя Соломона.

В христианской символике образ льва имеет двойственное значение. Ветхозаветные герои Самсон и Давид рассматривались в качестве предшественников Христа, поэтому их поединок со львом — отражение противоборства Христа и Сатаны. В сюжете "Даниил во рву львином" хищники олицетворяют силы тьмы, побежденные силой Бога. В других композициях происходит инверсия — лев как солнечный знак воплощает светлые, добрые силы. Так, в рельефах романских и готических соборов борьба льва и дракона или льва и грифона означает битву светлых (христианских) и темных (дьявольских) сил. Верили также, что львицы рождают малышей мертвыми и только на третий день приходит отец и дуновением пробуждает львят к жизни. Поэтому лев — символ Воскресения Христа. Во время странствий лев хвостом заметает следы, чтобы охотники не нашли его, "так и Спас мой... посланный вечносущим Отцом, скрыл мысленные следы свои, то есть божественность". Еще одна аллегория: когда лев спит, то глаза у него открыты. Так и тело Христа "спит на кресте, а божественность Его одесную Отца бодрствует".

В средневековых трактатах по алхимии можно встретить гравюры, изображающие льва "о двух телах" и с одной, сросшейся из двух частей головой — символ философского андрогина, олицетворяющего единение противоположных начал мира и человека. Косматая грива льва уподоблена солнечным лучам, либо льва представляют заглатывающим солнце. Зеленый лев в алхимической символике означает растворитель вещества большой разрушительной силы, красный лев — готовый "философский камень"Лев, открывающий лапой книгу, — символ открытия эзотерических знаний. В редких случаях лев может означать Агнца Божия.Лев, пронзающий себя мечом, — эмблема холерической личности, одного из четырех темпераментовКрылатый лев — символ просвещенной власти, эмблема розенкрейцеров.

В искусстве Китая встречаются изображения льва с жемчужиной.

Крылатый лев упоминается в Апокалипсисе и в послании Св. Апостола Петра: "...противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого проглотить" (1 Пет. 5:8) — еще одна инверсия, возможно связанная с ветхозаветным текстом: "На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона" (Пс. 90:13). Тем не менее лев стал атрибутом евангелиста Марка и, в этом качестве (крылатый лев с Евангелием), — гербом города ВенецииЛев — атрибут святых АдрианаЕвфимииИеронимаФёклы. В сюжетах об отшельничестве Антония Великого, святых Павла, ОнуфрияМарии Египетской также появляется лев.

Лев — геральдическое животное. Изображение льва как божества-хранителя г. Сарды есть на лидийских монетах. В рыцарских, дворянских гербах часто встречаются изображения льва на задних лапах с открытой пастью, красным языком — символ воинской доблести и отваги. Изображение "золотого" геральдического льва сопровождается надписью: «Quia Nominor Leo" (лат., "Ибо именуюсь львом").Лев — эмблема пополанов (итал. popolano — "простолюдин") итальянского г. Сьены. Женская фигура на колеснице, запряженной львами, — эмблема французского города Лиона.

В абстрактном зверином орнаменте варьируется мотив солнечного льва, разрывающего пасть лунному быку. Тот же мотив встречается в искусстве Африки и стран Центральной Азии.

Севернее львы не обитают, поэтому в искусстве скифского "звериного стиля" их изображения отсутствуют.

Львица, держащая в передних лапах барана, — символ неизбежности смерти.

Амур, сидящий на спине льва, олицетворяет силу любви.

Allegory of Prudence, Titian, National Gallery London. Дракон с головами быка и льва в античности и Средневековье интерпретировался как олицетворение времени. В аллегории "Благоразумия" время трактуется в образе существа с головами волка (прошлого), льва(настоящего) и собаки(будущего). Эту аллегорию, восходящую к античной статуе Сераписа в описании Макробия (V в. н. э.), изобразил в своей таинственной картине Тициан (ок. 1570).

Львов изображали в русском искусстве.

Образ льва-стража известен в искусстве Итальянского Возрождения. Каменный лев работы Донателло держит щит с гербом города ФлоренцииСкульптор Ф. Вакка для виллы Медичи в Риме создал мраморную фигуру льва (парную античной), опирающегося лапой на шар (с 1780 г. оба льва находятся перед Лоджией деи Ланци во Флоренции). Шар — неустойчивая форма — символ бдительности, неусыпного стража. В Карраре, Италия, скульптор П. Трискорни выполнил две фигуры мраморных львов, установленные в Петербурге на гранитных постаментах у подъезда дома А. Я. Лобанова-Ростовского (архитектор О. Монферран, 1817—1820). Эти львы воспеты А. С. Пушкиным в поэме "Медный всадник":

С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые...

Фигуры лежащих львов из гранита, похожих на египетских сфинксов, можно видеть у подъезда дома графини Лаваль на Английской набережной. Львов "воронихинской колоннады" и Львиного каскада в Петергофе (повторяющих флорентийских), как и львов дома А. Лаваль, связывают с творчеством архитектора А. Н. Воронихина. Львы Строгановской дачи под Петербургом (1794, Ф. И. Демерцов, А. Н. Воронихин) перенесены позднее на стрелку Елагина острова. Чугунные львы стоят у Елагина дворца и у Михайловского дворца в Петербурге, на Адмиралтейской набережной (проекты К. И. Росси). Фигура Самсона, раздирающего пасть льва, украшает Большой каскад в Петергофе. Львы оформляют устои Львиного мостика через Екатерининский канал. Каменные и чугунные львы находятся в парках ПавловскаЦарского СелаАлупки, усадьбы Марьино.

 



 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.