ЧУ́ВСТВЕННОСТЬ — важнейшая эмоциональная составляющая художественного творчества (франц. ordre du coeur — "логика сердца").
Чувственное начало обычно противопоставляют рациональному, логическому, познавательному. Однако сфера чувственного в искусстве неоднородна и включает разные источники и их проявления, следовательно и отношения рационального и эмоционального также бывают различными.
Чувство — это эмоция, связанная с интеллектом, осознанная реакция организма. Один из основных вопросов эстетики: отношения эстетического чувства и художественности в искусстве. Эти явления различны, но взаимосвязаны, отчасти аналогично отношениям красоты и чувственности в действительной жизни. «Mille peintres sont mort sans avoir senti la chair" (франц.) — "Тысячи художников умерли, так и не почувствовав плоти".
Древние римляне почитали Волупту (Voluptas), богиню чувственных наслаждений. С этим культом связана надпись: «Caduca voluptas" (лат.) — "Краткое наслаждение". "Большие удовольствия доставляют маленькие радости".
Греческое слово "гедонизм" происходит от имени Гедоны (Hedone — "Наслаждение"), дочери Амура и Психеи, плода романтической любви, и имеет ярко выраженный эротический оттенок.
Близкое понятие — хайретизм (от греч. chairon — "радость, довольство, наслаждение, счастье"). Однако наслаждение художественной формой при созерцании чувственно трактованного художником обнаженного тела, — не только нега, эротическое возбуждение, но и пластическое переживание.
Древнегреческие скульпторы, не занимаясь практической анатомией, столь точно передавали нюансы тела, в особенности женского, — очертания груди, впадины на ягодицах, коленные суставы и подколенные ямочки, — что совершенно ясно: они работали с натуры, поглощенные чувственным созерцанием своих прекрасных моделей — натурщиц, возлюбленных, изображающих богинь. Однако всепроникающая чувственность и эротизм преображались посредством идеализации формы; чувственное начало сохранялось, но обретало иной смысл.
Фривольность, плотский соблазн умерялся художественным тактом: стремлением к обобщенности, цельности формы, мерности, гармонии отношений, масштабности, пропорционированию, ритмичности, уравновешенности.
Эстетическое, а затем и художественное преображение формы (лат. ad delectandum — "для наслаждения") придают особенную тонкость, деликатность, вкус, изящество чувственному отношению художника к натуре. Такое же чувственное отношение к изобразительному процессу (нем. от греч. Pathosformel — "формула страсти") сохранялось на протяжении Средневековья и в эпоху Итальянского Возрождения, несмотря на различия идеологических концепций.
В эпоху Барокко, время особой страстности и накала чувств, "формула страсти" проявлялась не только в гетеросексуальности скульпторов и живописцев, но и в откровенной либо слегка замаскированной гомосексуальности. Исследователи спорят о гомосексуальных наклонностях гениального Микеланжело. Свой мощный эротизм Микеланжело вкладывал исключительно в трактовку мужского тела, оставаясь равнодушным к женскому. Даже изображая сивилл, он делал предварительные наброски с обнаженной мужской фигуры, а его иньюдо (обнаженные юноши) на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане чувственно нежны. Сладкой негой и чувственностью пронизаны позы "рабов" — статуй для надгробия Папы Римского Юлия II, хотя в данном случае никакой эротизм неуместен. Чувственно трактованы аллегорические фигуры надгробий капеллы Медичи во Флоренции. Однако их чувственность отвлеченно формальна, как бы беспола, она имеет пластический, а не гомосексуальный характер.
Схожее впечатление производят некоторые произведения Леонардо да Винчи, но и у этого художника явная гомосексуальность сублимируется в изобразительное творчество.
Картины Караваджо "Мальчик с корзиной фруктов", "Мальчик, укушенный ящерицей", "Юноша с лютней", созданные в чувственной неге, принято рассматривать в качестве аллегорического цикла "Пяти чувств". Однако совершенно справедливо современники (об этом есть документальные свидетельства) увидели, что "гомосексуальные наклонности Караваджо" выражаются в этих портретах "без всякой закомплексованности, открыто и непринужденно".
Чувственностью проникнуто описание "Бельведерского торса" И. Винкельмана. В эпоху пуританских нравов это дало повод к скандальным обвинениям "отца искусствознания" в гомосексуализме.
В целом же XVIII в. можно назвать самым чувственным в истории западноевропейского искусства. Череда "прекрасных садовниц", "пастушек", "корикат", одалисок заполонила картинные галереи и частные собрания.
В искусстве Классицизма XVII—XIX вв. складывалась оппозиция чувственного (материального) и трансцендентного, телесного и духовного, осязательного и пространственного. Художники мыслили в образах, совмещающих то и другое, но критики, литераторы и теоретики эти категории разделяли. При этом весьма необоснованно томную бледность женских образов С. Боттичелли считали утонченно-духовными, игнорируя природную чувственность этого художника, а пышные женские тела на картинах Рубенса считали выражением одной плотской страсти мастера, не замечая духовности его устремлений. Между тем Э. Фромантен, замечательный художник и писатель, знаток и чувственник, верно угадал в картинах Рубенса, в том числе выполненных на трагические темы и религиозные сюжеты, истинно художническую чувственность.
Известны примеры и малохудожественной, пошловатой чувственности в произведениях сентиментальных и салонных живописцев.
Многих великих антагонистов в искусстве: Рафаэля и Микеланжело, Модильяни и Пикассо, Рубенса и Рембрандта роднит чувственное отношение к любым темам и сюжетам художественного творчества.
Особенной чувственностью отличаются редкие примеры изображения женского тела художницами. В подоных случаях отчетливо проявляется мужской эрос творчества.
|