Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 42 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Цветы в искусстве - Лилия PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Цветы в искусстве
Букет
Акация
Анютины глазки
Астра
Барвинок
Василёк
Гвоздика
Георгин
Гиацинт
Дельфиниум
Ирис
Камелия
Клевер
Крокус
Лилия
Лотос
Магнолия
Мак
Маргаритка
Нарцисс
Орхидея
Пион
Роза
Сирень
Тюльпан
Фиалка
Хризантема
Цикламен
Все страницы

 

ЛИЛИЯ

 

ЛИЛИЯ (через нем. Lilie, из лат. Lilium, греч. leipion, от др.-егип. hrrt — "бледный, белый") — род многолетних луковичных растений семейства лилейных с белымижелтыми , оранжевыми или красными цветками.

Встречается в странах Южной Европы, в Средиземноморье, на Кавказе.

Столица древнего Элама город Сузы в Месопотамии, как предполагают, обязана своим названием этому цветку (др.-евр. šošan — "лилия"). От этого же корня происходит библейское имя Сусанна. На эмблеме персидских царей из рода Ахеменидов, завоевавших Сузы в 539 г. до н. э., была изображена лилия.

В Древнем Египте цветы белых лилий — лотосов символизировали чистоту и невинность.

Согласно иудейским преданиям, цветок белой лилии рос в Раю и даже после грехопадения праматери Евы остался чист, поэтому он почитается в качестве символа девственности и непорочности.

Капители колонн храма Соломона в Иерусалиме были "сделаны наподобие лилии".

В крито-микенском искусстве встречается стилизованный цветок лилии. Предположительно связан с культом Бритомартис (Артемиды), девственной богини.

В древнегреческой мифологии появление белоснежной лилии объясняется историей "Происхождения млечного пути". Алкмена, родившая Геракла от Зевса, опасаясь мести ревнивой Геры, спрятала младенца в кустарнике. Афина, зная о божественном происхождении ребенка, привела к этому месту ничего не подозревавшую Геру, и та вскормила его своим молоком. Но будущий герой так укусил Геру, что она оттолкнула мальчугана, молоко брызнуло и образовало на небе млечный путь,а несколько капель, упав на землю, превратились в чудесные белые цветы.

В античности и Средневековье белыми лилиями украшали голову невесты.

Древние римляне цветок лилии почитали как символ надежды и изображали на монетах. Однако его отождествляли с другим цветком — ирисом.

Цветок лилии (или ириса) считается символом чистоты Св. Девы Марии и святых дев благодаря белизне и нежному аромату.

Лилияцветок, ранее других расцветающий весной, поэтому является символом пришествия ХристаМессии.

Итальянские художники с цветком белой лилии изображали Архангела Гавриила в сценах "Благовещения Марии". Поэтической символике способствовал и стих библейской Песни Песней Соломона: "Я нарцисс Саронский, лилия долин!" (Песн. 2:1). Далее белоснежная лилия сравнивается с невестой. Однако название этого цветка (греч. krinon; лат. Flos campi) в переводе на английский язык (lily of the valley — "лилия долин") стало означать "ландыш".

Живописцы Северного Возрождения заменяли редкую в их краях лилию ландышем либо ирисом (флам., франц. iris — "радужный").

С лилией в руках представляют Св. Иосифа, обручника (мужа Марии), Иоанна КрестителяАнтония ПадуанскогоДоминикаФранциска Ассизского,  Франциска Ксаверия, Филиппа Нери.

Белоснежная лилия атрибут святых Екатерины Сьенской, Клары, ЕвфимииСхоластикиЦецилии.

По одной из легенд, когда Иисус в ночь перед Пасхой молился в Гефсиманском саду, все цветы склонились перед Ним в знак сострадания и печали. Одна только лилия, возгордившись своей красотой, не склонилась. Но Иисус посмотрел на нее, и лилия, пораженная Его смирением и печалью, устыдилась — лепестки ее зарделись. С тех пор она стала красной.

В европейском Средневековье цветок лилии приобрел геральдическое значение. Это связывают с легендой об обращении в христианство франкского короля Хлодвига I (481—511) из династии Меровингов. В критический момент сражения с алеманнами, видя неминуемое поражение, король Хлодвиг обратился за помощью к христианскому Богу, крикнув: "Я верю в Тебя!" Тогда явился Ангел с белой лилией в руке и повелел ему сделать этот цветок своим оружием. В ту же минуту воины Хлодвига обратили врагов в бегство. После этого, в 496 г., король вместе с приближенными принял крещение в Реймсе. С тех пор цветок лилии стал гербом династии Меровингов (ранее гербом было изображение пчелы). Считается также, что вначале этот цветок был красным. Именно такие красные лилии произрастали в долине речки Ли (Lys), впадающей в Шельду (Южная Фландрия), где одержал победу Хлодвиг. Его воины вернулись на родину в венках из этих цветов. В дальнейшем "цветок из долины Ли" (франц. Fleur de Lys) рассматривался в качестве символа Св. Троицы, и его название стали прочитывать как "цветок света", что подкреплялось латинским девизом: «Lux lucet in tenebris» (Свет сияет во тьме). Лилию изображали в сиянии лучей, соединяя с монограммой «Lux» (лат., Свет) либо с «IHS» («Jesus Hominum Salvator» — лат., «Иисус Спаситель людей»).

На некоторых средневековых изображениях можно видеть единорога, съедающего белую лилию, — эмблема духовной чистоты.

Один из символов западного христианства — "Лестница Совершенства" (лат. Scala Perfectionis). Представляет собой изображение лестницы, уходящей в небо. На ее верхней ступени — Ангел либо "геральдическая лилия", "цветок света" (Fleur de Lys), и вифлеемская звезда. Эта эмблема восходит к иконографии "Лествицы Райской" и "Лестницы Иакова", ее аллегория прочитывается в стихах "Божественной комедии" Данте.

В повести о Св. Граале французского поэта Кретьена де Труа (ок. 1180) рассказывается, как рыцарь Персеваль встречает в таинственном замке деву по имени Бланшефлёр (франц. Blanchefleur — "Белый цветок"). Она одета в белую сорочку, поверх которой — шелковая красная накидка. Персеваль "соединяется с ней в страсти... становится ее рыцарем... и может теперь познать в собственной крови Грааль как солнечную мощь мировой любви. Как победитель облачился он в красные доспехи. Как победитель, который сумел защитить Бланшефлёр от всех врагов, покушавшихся на ее целомудрие, он вправе получить в дар чистейшую любовь". Эта прозрачная аллегория связана с традиционной символикой цветка лилии и в то же время — с образами и символами французской куртуазной рыцарской лирики.

В средневековой алхимии также принят образ "белого цветка — души, стремящейся воплотиться, чтобы быть схваченной красным рыцарем". Схожие образы имеются в символике розенкрейцеров.

Три лилии на одном стебле означают девственность, возрождение и бессмертие.

Лилия, окруженная шипами, — Непорочное Зачатие, чистоту среди грехов мира.

Прямой стебель лилии уподобляли скипетру и рассматривали как "символ Божественного разума".

Иногда лилию изображали вместе с мечом, что означает невинность и защиту. Такая эмблема парадоксально связана с античной легендой о том, как богиня любви Афродита (Венера), возненавидев растение, поставила на нем вертикальный знак, напоминающий фаллос. Отсюда название цветка ириса — "лилия с мечом", или "шпажник".

Соединение геометризованного изображения лилии с вертикальным элементом (мечом, копьем, фаллосом) составляет основу так называемой геральдической лилии, значительно отличающейся от действительного облика цветка.

В христианской иконографии такая форма объясняется соединением формы цветка, символа Благовещения, с хризмой — эмблемой Христа. Из трех лепестков такой эмблемы один направлен вверх — к Богу, два других, по сторонам, — вниз, к земле (горизонтальная перевязь внизу — символ земной тверди). Получающийся при этом ромб в эзотерической традиции рассматривается как знак единения земли и неба.

В XII в. такая эмблема становится королевским гербом Франции. В 1147 г. участники Второго Крестового похода под предводительством французского короля Людовика VII (1137—1180) высадились в Палестине и увидели сходство между цветком белой лилии и желтого ириса, произраставшего на их родине. Король отметил также сходство слов Louis (своего имени) и Loys (так называли тогда цветок). Вспомнили и легенду о Хлодвиге, одолевшем с помощью цветка лилии врагов христианства. Так появилась новая эмблема королевской власти — белое знамя с тремя золотыми ирисами (отождествленными с лилиями). Геометризованное, напоминающее алебарду, изображение ириса-лилии стало называться, в память короля Хлодвига, Fleur de Lis, что обычно переводится как "геральдическая лилия".

Французский король Людовик IX Святой (1226—1270) в своем гербе соединил "лилию" с маргариткой в честь королевы Маргариты Прованской.

Три лилии на флаге Людовика IX Святого символизировали его добродетели: сострадание, милосердие, справедливость.

Форма королевского скипетра также завершалась "цветком лилии".

Французская поговорка «Les Lys ne filent pas» (Лилии не прядут) означает, что французский престол не могут занимать женщины, а выражение «être assis sur des Lys» (восседать на лилиях) подразумевает «занимать высокую должность», то есть сидеть в кресле, украшенном королевским гербом.

При Карле VII (1422—1461) три тесно составленные «геральдические лилии» становятся официальным государственным гербом.

Жанне д’Арк в знак ее особых заслуг Карл VII даровал фамилию du Lys (Лилиевые) и герб — две лилии на синем поле с мечом в центре.

"Лилии Людовиков" становятся во Франции любимым мотивом орнамента, они украшают ткани, стены, мебель, оружие. Благодаря королю Людовику XI (1461—1483), в 1457 г. женившемуся на Шарлотте Савойской из рода Медичи, цветок лилии стал гербом Тосканы и столицы этой итальянской области — Флоренции. Однако во флорентийской лилии, в отличие от французской, отсутствуют тычинки, что придает ей еще более "копьеобразный" вид.

В древнерусском искусстве встречается мотив трилистника, или трехлопастной розетки. Он называется "крин" (ст.-слав. кринъ, из греч. krinon — "лилия"). Рельефные терракотовые плитки, полихромные изразцы с таким мотивом можно видеть в архитектурных памятниках Москвы, Ростова Великого, Кирилло-Белозерского монастыря. Существуют также "двойной крин", "полукрин". На рельефах русских храмов, посвященных Богоматери, можно заметить женскую маску "с крином" — трехлопастной пальметтой на голове. Такой "головной убор" символизирует непорочное зачатие Христа Девой Марией. Он имеет прототипы в коптском и византийском искусстве.

В народных легендах Западной и Восточной Европы цветок лилии связывается с печалью, разлукой и смертью, прежде всего из-за его хрупкости и беззащитности...

Ангелом белым пречистая Лилия
Ты безгрешная жертва вечерняя.

Е. Гуро. 1908

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.