ЛИЛИЯ
ЛИЛИЯ (через нем. Lilie, из лат. Lilium, греч. leipion, от др.-егип. hrrt — "бледный, белый") — род многолетних луковичных растений семейства лилейных с белыми, желтыми , оранжевыми или красными цветками.
Встречается в странах Южной Европы, в Средиземноморье, на Кавказе.
Столица древнего Элама город Сузы в Месопотамии, как предполагают, обязана своим названием этому цветку (др.-евр. šošan — "лилия"). От этого же корня происходит библейское имя Сусанна. На эмблеме персидских царей из рода Ахеменидов, завоевавших Сузы в 539 г. до н. э., была изображена лилия.
В Древнем Египте цветы белых лилий — лотосов — символизировали чистоту и невинность.
Согласно иудейским преданиям, цветок белой лилии рос в Раю и даже после грехопадения праматери Евы остался чист, поэтому он почитается в качестве символа девственности и непорочности.
Капители колонн храма Соломона в Иерусалиме были "сделаны наподобие лилии".
В крито-микенском искусстве встречается стилизованный цветок лилии. Предположительно связан с культом Бритомартис (Артемиды), девственной богини.
В древнегреческой мифологии появление белоснежной лилии объясняется историей "Происхождения млечного пути". Алкмена, родившая Геракла от Зевса, опасаясь мести ревнивой Геры, спрятала младенца в кустарнике. Афина, зная о божественном происхождении ребенка, привела к этому месту ничего не подозревавшую Геру, и та вскормила его своим молоком. Но будущий герой так укусил Геру, что она оттолкнула мальчугана, молоко брызнуло и образовало на небе млечный путь,а несколько капель, упав на землю, превратились в чудесные белые цветы.
В античности и Средневековье белыми лилиями украшали голову невесты.
Древние римляне цветок лилии почитали как символ надежды и изображали на монетах. Однако его отождествляли с другим цветком — ирисом.
Цветок лилии (или ириса) считается символом чистоты Св. Девы Марии и святых дев благодаря белизне и нежному аромату.
Лилия — цветок, ранее других расцветающий весной, поэтому является символом пришествия Христа, Мессии.
Итальянские художники с цветком белой лилии изображали Архангела Гавриила в сценах "Благовещения Марии". Поэтической символике способствовал и стих библейской Песни Песней Соломона: "Я нарцисс Саронский, лилия долин!" (Песн. 2:1). Далее белоснежная лилия сравнивается с невестой. Однако название этого цветка (греч. krinon; лат. Flos campi) в переводе на английский язык (lily of the valley — "лилия долин") стало означать "ландыш".
Живописцы Северного Возрождения заменяли редкую в их краях лилию ландышем либо ирисом (флам., франц. iris — "радужный").
С лилией в руках представляют Св. Иосифа, обручника (мужа Марии), Иоанна Крестителя, Антония Падуанского, Доминика, Франциска Ассизского, Франциска Ксаверия, Филиппа Нери.
Белоснежная лилия — атрибут святых Екатерины Сьенской, Клары, Евфимии, Схоластики, Цецилии.
По одной из легенд, когда Иисус в ночь перед Пасхой молился в Гефсиманском саду, все цветы склонились перед Ним в знак сострадания и печали. Одна только лилия, возгордившись своей красотой, не склонилась. Но Иисус посмотрел на нее, и лилия, пораженная Его смирением и печалью, устыдилась — лепестки ее зарделись. С тех пор она стала красной.
В европейском Средневековье цветок лилии приобрел геральдическое значение. Это связывают с легендой об обращении в христианство франкского короля Хлодвига I (481—511) из династии Меровингов. В критический момент сражения с алеманнами, видя неминуемое поражение, король Хлодвиг обратился за помощью к христианскому Богу, крикнув: "Я верю в Тебя!" Тогда явился Ангел с белой лилией в руке и повелел ему сделать этот цветок своим оружием. В ту же минуту воины Хлодвига обратили врагов в бегство. После этого, в 496 г., король вместе с приближенными принял крещение в Реймсе. С тех пор цветок лилии стал гербом династии Меровингов (ранее гербом было изображение пчелы). Считается также, что вначале этот цветок был красным. Именно такие красные лилии произрастали в долине речки Ли (Lys), впадающей в Шельду (Южная Фландрия), где одержал победу Хлодвиг. Его воины вернулись на родину в венках из этих цветов. В дальнейшем "цветок из долины Ли" (франц. Fleur de Lys) рассматривался в качестве символа Св. Троицы, и его название стали прочитывать как "цветок света", что подкреплялось латинским девизом: «Lux lucet in tenebris» (Свет сияет во тьме). Лилию изображали в сиянии лучей, соединяя с монограммой «Lux» (лат., Свет) либо с «IHS» («Jesus Hominum Salvator» — лат., «Иисус Спаситель людей»).
На некоторых средневековых изображениях можно видеть единорога, съедающего белую лилию, — эмблема духовной чистоты.
Один из символов западного христианства — "Лестница Совершенства" (лат. Scala Perfectionis). Представляет собой изображение лестницы, уходящей в небо. На ее верхней ступени — Ангел либо "геральдическая лилия", "цветок света" (Fleur de Lys), и вифлеемская звезда. Эта эмблема восходит к иконографии "Лествицы Райской" и "Лестницы Иакова", ее аллегория прочитывается в стихах "Божественной комедии" Данте.
В повести о Св. Граале французского поэта Кретьена де Труа (ок. 1180) рассказывается, как рыцарь Персеваль встречает в таинственном замке деву по имени Бланшефлёр (франц. Blanchefleur — "Белый цветок"). Она одета в белую сорочку, поверх которой — шелковая красная накидка. Персеваль "соединяется с ней в страсти... становится ее рыцарем... и может теперь познать в собственной крови Грааль как солнечную мощь мировой любви. Как победитель облачился он в красные доспехи. Как победитель, который сумел защитить Бланшефлёр от всех врагов, покушавшихся на ее целомудрие, он вправе получить в дар чистейшую любовь". Эта прозрачная аллегория связана с традиционной символикой цветка лилии и в то же время — с образами и символами французской куртуазной рыцарской лирики.
В средневековой алхимии также принят образ "белого цветка — души, стремящейся воплотиться, чтобы быть схваченной красным рыцарем". Схожие образы имеются в символике розенкрейцеров.
Три лилии на одном стебле означают девственность, возрождение и бессмертие.
Лилия, окруженная шипами, — Непорочное Зачатие, чистоту среди грехов мира.
Прямой стебель лилии уподобляли скипетру и рассматривали как "символ Божественного разума".
Иногда лилию изображали вместе с мечом, что означает невинность и защиту. Такая эмблема парадоксально связана с античной легендой о том, как богиня любви Афродита (Венера), возненавидев растение, поставила на нем вертикальный знак, напоминающий фаллос. Отсюда название цветка ириса — "лилия с мечом", или "шпажник".
Соединение геометризованного изображения лилии с вертикальным элементом (мечом, копьем, фаллосом) составляет основу так называемой геральдической лилии, значительно отличающейся от действительного облика цветка.
В христианской иконографии такая форма объясняется соединением формы цветка, символа Благовещения, с хризмой — эмблемой Христа. Из трех лепестков такой эмблемы один направлен вверх — к Богу, два других, по сторонам, — вниз, к земле (горизонтальная перевязь внизу — символ земной тверди). Получающийся при этом ромб в эзотерической традиции рассматривается как знак единения земли и неба.
В XII в. такая эмблема становится королевским гербом Франции. В 1147 г. участники Второго Крестового похода под предводительством французского короля Людовика VII (1137—1180) высадились в Палестине и увидели сходство между цветком белой лилии и желтого ириса, произраставшего на их родине. Король отметил также сходство слов Louis (своего имени) и Loys (так называли тогда цветок). Вспомнили и легенду о Хлодвиге, одолевшем с помощью цветка лилии врагов христианства. Так появилась новая эмблема королевской власти — белое знамя с тремя золотыми ирисами (отождествленными с лилиями). Геометризованное, напоминающее алебарду, изображение ириса-лилии стало называться, в память короля Хлодвига, Fleur de Lis, что обычно переводится как "геральдическая лилия".
Французский король Людовик IX Святой (1226—1270) в своем гербе соединил "лилию" с маргариткой в честь королевы Маргариты Прованской.
Три лилии на флаге Людовика IX Святого символизировали его добродетели: сострадание, милосердие, справедливость.
Форма королевского скипетра также завершалась "цветком лилии".
Французская поговорка «Les Lys ne filent pas» (Лилии не прядут) означает, что французский престол не могут занимать женщины, а выражение «être assis sur des Lys» (восседать на лилиях) подразумевает «занимать высокую должность», то есть сидеть в кресле, украшенном королевским гербом.
При Карле VII (1422—1461) три тесно составленные «геральдические лилии» становятся официальным государственным гербом.
Жанне д’Арк в знак ее особых заслуг Карл VII даровал фамилию du Lys (Лилиевые) и герб — две лилии на синем поле с мечом в центре.
"Лилии Людовиков" становятся во Франции любимым мотивом орнамента, они украшают ткани, стены, мебель, оружие. Благодаря королю Людовику XI (1461—1483), в 1457 г. женившемуся на Шарлотте Савойской из рода Медичи, цветок лилии стал гербом Тосканы и столицы этой итальянской области — Флоренции. Однако во флорентийской лилии, в отличие от французской, отсутствуют тычинки, что придает ей еще более "копьеобразный" вид.
В древнерусском искусстве встречается мотив трилистника, или трехлопастной розетки. Он называется "крин" (ст.-слав. кринъ, из греч. krinon — "лилия"). Рельефные терракотовые плитки, полихромные изразцы с таким мотивом можно видеть в архитектурных памятниках Москвы, Ростова Великого, Кирилло-Белозерского монастыря. Существуют также "двойной крин", "полукрин". На рельефах русских храмов, посвященных Богоматери, можно заметить женскую маску "с крином" — трехлопастной пальметтой на голове. Такой "головной убор" символизирует непорочное зачатие Христа Девой Марией. Он имеет прототипы в коптском и византийском искусстве.
В народных легендах Западной и Восточной Европы цветок лилии связывается с печалью, разлукой и смертью, прежде всего из-за его хрупкости и беззащитности...
Ангелом белым пречистая Лилия
Ты безгрешная жертва вечерняя.
Е. Гуро. 1908
|