ЛЕСТНИЦА
ЛЕСТНИЦА (греч. klimax, лат. scalae, итал. scala) — форма, имеющая сложную иконографию и множество символических значений. Соотносится с "Мировой осью" и древнейшими архитектурными сооружениями — башнями, зиккуратами, пирамидами, алтарями.
Одно из имен египетского бога Осириса переводится "он, который стоит на верхней ступени" и включает иероглиф в виде ступеньки.
Семь ступеней лестницы (лат. gradatio — "постепенное повышение") соотносятся с семью планетами или небесными сферами (отсюда семь ступеней зиккуратов древней Месопотамии). Они являются степенями совершенствования духа в его стремлении к небу. С семью ступенями лестницы соотносили "семь свободных искусств" и семь алхимических превращений. Символическое значение имеют также десять и двенадцать ступеней.
Известны средневековые гравюры, изображающие восхождение по лестнице к небесам.
"ЛЕСТВИЦА РАЙСКАЯ", ИЛИ "ВИДЕНИЕ ЛЕСТВИЦЫ" — композиция, восходящая к сочинению Иоанна Синайского "Лествица Райская". Святой преподобный Иоанн (524—606) — отшельник и игумен монастыря Св. Екатерины Александрийской на Синае. Игумен написал книгу о нравственном пути инока (монаха), состоящем из тридцати ступеней восхождения "к совершенству". Книга Иоанна почиталась во многих монастырях Византии. В конце XIV в. переведена на славянский язык. На иконах, фресках, вышитых покровах, антиминсах изображается лестница, уходящая в небо. По ее ступеням поднимаются иноки. Вверху, в небесном сегменте, — Христос. Ангелы помогают инокам подниматься по ступеням, а черти уносят сорвавшихся в ад.
В христианской иконографии мотив лестницы соединяется с формой горы, в результате возникает нечто вроде спирального пандуса. Символика спиральной лестницы изложена в книге А. Беттини ("Книга священной горы"), изданной во Флоренции в 1477 г.. На ступенях такой лестницы изображают фигуры или помещают надписи с именами добродетелей: Смирение, Благоразумие, Умеренность, Стойкость, Благоговение, Справедливость, Милосердие, Наука, Совет, Понимание, Мудрость. Верхнюю, двенадцатую ступеньку занимает Христос в окружении Ангелов.
Символ лестницы связан с образом Богоматери. В сцене "Введения во храм Девы Марии" изображается лестница в пятнадцать "степеней восшествия". Подъем по лестнице Девы Марии трактуется как предвестие Преображения Христа. Иную символику (но связанную с предыдущими) обретает лестница в композициях "Воздвижение креста","Распятие" и "Снятие с креста".
Лестницы сооружали в память тех или иных событий, в благодарность святым за заступничество и избавление от несчастий. Лестницу к церкви Санта Мария д’Арачели на Капитолии жители Рима возвели в 1348 г. в благодарность Мадонне за прекращение эпидемии чумы.
"ЛЕСТНИЦА ИАКОВА" — ветхозаветный библейский сюжет. Праотец Иаков, остановившись на ночлег, по пути в Харран, взял один из камней, подложил себе в изголовье и заснул. Ему привиделась во сне лестница, "верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней" (Быт. 28:12). На вершине лестницы Иаков увидел самого Бога, пообещавшего ему землю, потомство и покровительство. На следующий день Иаков "поставил камень памятником", возлил елей и назвал это место Вефиль ("Дом Божий"). Древнее святилище Иакова долгое время почиталось в Ханаане близ г. Луз (позднее г. Бейтин). Камень как "врата небесные" приобрел символическое значение основания храма, лестница — связи неба и земли.
Камень и лестница — прообраз "идеи храма" (лат. Imago Templi).
Символика "Лестницы Иакова" связывается также с иконографией Богоматери.
На средневековых алтарных картинах и гравюрах изображали лестницу, уходящую в небо. У ее подножия спит Иаков. Из облаков взирает на землю Бог Отец. Ангелы поднимаются и спускаются по ступеням лестницы, наглядно демонстрируя связь неба и земли.
Во Флоренции лестница в 308 ступеней (осталась небольшая старая часть) ведет на высокую гору, к церкви Сан Миньято аль Монте. По преданию, по этой лестнице на "Гору креста" (итал. Monte alle Croci) поднимался Данте Алигьери, дабы "утвердиться в духе". По правой стороне лестницы сохранилось девять больших деревянных крестов, символизирующих остановки крестного пути Христа на Голгофу. Слева, при вступлении на лестницу, укреплена мраморная доска с высеченной по-итальянски надписью — строками из "Божественной комедии" Данте:
Как если вправо мы на холм идем,
Где церковь смотрит на юдоль порядка
Над самым Рубаконтовым мостом,
И в склоне над площадкою площадка
Устроены еще с тех давних лет,
Когда блюлась тетрадь и чтилась кадка...
("Чистилище", XII, 100—105)
В средневековой архитектуре лестницы обычно устраивали в толще стен или в специальных лестничных башнях, пристраиваемых снаружи. В западноевропейских замках винтовые лестницы появились в 1360 г.
В древнерусских храмах лестницы на хоры помещали внутри угловых опор, а снаружи их место отмечалось барабаном с главой.
В архитектуре Барокко внутренние и многомаршевые наружные лестницы служили важным композиционным элементом, связывающим объемы здания с окружающим пространством. Динамика лестницы в архитектурной композиции обретает формообразующий, а иногда и мистический смысл.
|