МЕСОПОТА́МИИ ИСКУ́ССТВО (от греч. Mesopotamia — "Междуречье", от Mesos — "средний" и potamos — "река") — искусство Древнего Двуречья, области между течениями рек Тигр и Евфрат в Малой Азии. Оригинальный исторический тип искусства, сформировавшийся в 4—3 тыс. до н. э.
Греческое название "Месопотамия" возникло после походов Александра Македонского в 331—329 гг. до н. э. и подчинения этих территорий Элладе. Более древнее наименование — "Арам Нахарайим" (др. евр., "Арамеи двух рек") — означает местность, занятую в библейские времена племенем арамеян (Быт. 24:10).
Название Евфрат (греч. Euphrates, от др.-евр. Perat — "Плодоносный"; аккадск. Puratu — "Широкий") говорит о плодоносном иле, способствовавшем раннему развитию земледельческой цивилизации, аналогичной египетской, в долине Нила. Еще в 7—6 тыс. до н. э. в Северной Месопотамии и примыкающих к ней областях Западного Ирана существовала культура Джармо, или Загросская (по названию позднейших поселений).
Древнейшие этапы развития культуры Месопотамии именуются по местам раскопок — Халаф и Эль-Убейд (4—3 тыс. до н. э.). В конце 4 тыс. до н. э. вокруг городов Ниппур, Эриду, Ур, Урук возникла область Шумер, в середине 3 тыс. до н. э. произошло объединение территорий на севере, вокруг г. Аккад, и по нему вся область стала называться Аккадом, а населяющее ее разноплеменное население — аккадцами.
Из самых древних памятников искусства сохранилась керамика с росписью геометрического стиля и небольшие вотивные фигурки гротескового характера, клинописные таблички, амулеты, рельефные стелы, резные каменные цилиндрические печати, реже — золотые и серебряные украшения.
Этническая принадлежность шумеров неясна. Аккадцы были семитами. Они соседствовали с древними хеттами, жителями Армянского нагорья — урартами и древними иранцами — эламитами. В Северной Месопотамии, населенной также хурритами, в XVI в. до н. э. сложилось государство Митания. На северо-западе Месопотамии процветал город Карры (др. евр. Ḥaran) со святилищем бога Луны Сина.
Соперником Шумера и Аккада в 3—2 тыс. до н. э. была столица одноименного государства Мари на берегу р. Евфрат. Объединение территории Месопотамии с центром в Вавилоне именуется Древневавилонским царством (1830—1594 гг. до н. э.), наиболее известный правитель — Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.).
С 1380 г. до н. э. исчисляется ассирийский период. Ассирия (от аккадск. Ashshur — город в Северной Месопотамии, на берегу р. Тигр) — мощное военизированное государство, в IX—VII вв. до н. э. подчинило себе огромные территории Передней Азии от Ирана до Египта, Финикии и Палестины. В истории искусства знамениты ассирийские каменные рельефы из дворца царя Ашшурбанипала (668—626 гг. до н. э.) в Дур-Шаррукине ("Крепость Саргона" — царя Саргона II, 721—705 гг. до н. э.), Нимруда и Ниневии. В конце VII в. до н. э. Ассирия пала под натиском вавилонских и мидийских войск.
Период 625—539 гг. до н. э. называется нововавилонским. В 539 г. до н. э. Вавилон был завоеван персидским царем Киром II, и эта дата считается концом эпохи древнего Двуречья. Позднее, после походов Александра Македонского, Месопотамия была эллинизирована, в III в. до н. э. находилась под владычеством Парфии, в III—VII вв. н. э. входила в империю Сасанидов.
Архитектура Месопотамии известна только по реконструкциям. Ступенчатые башни — зиккураты, стены с зубцами напоминают памятники Древнего Египта. Однако из-за недостатка строительных материалов, дерева и камня, в Двуречье стали строить из глиняных кирпичей, причем дефицит топлива для обжига обусловил преимущественное строительство из сырцовых, необожженных кирпичей, что и стало причиной преждевременного разрушения зданий. В то же время существование развитой технологии обжига и конструкции печей доказывают, по мнению специалистов, более древние восточные корни вавилонской архитектуры.
Для сооружений Ассирии характерно сочетание сырцового кирпича и камня. Подобно египтянам, ассирийские строители возводили кирпичные своды и купола, вследствие недостатка дерева, без помощи кружал. Клинчатые сырцовые кирпичи связывали жидкой глиной. Применялись также стрельчатые арки, конструкция которых была открыта вновь спустя тысячелетия в искусстве западноевропейской Готики. Кирпичная кладка определяла характерное завершение стен в виде ступенчатых зубцов. Подобные навершия вавилонских стен и сторожевых башен положили начало зигзагообразному орнаменту персидской архитектуры, мотивам сарматского декора вплоть до древнерусских городков и "вавилонов".
Жители Двуречья изобрели глазурованные кирпичи и мозаику из глазурованных глиняных "гвоздей". Фигурные рельефные кирпичи отминали в форму. Прекрасным памятником красочной архитектуры Месопотамии из глазурованных кирпичей являются ворота богини Иштар, воссозданные в Берлинском музее. Характерно также, что плоскостной тип изображений не обусловлен, как в каменных ассирийских рельефах, твердостью материала, а связан исключительно с иератическим, церемониальным характером композиции.
Начало изучению древних памятников Месопотамии положили труды французского археолога-любителя П. Э. Ботта. В 1843—1846 гг. он открыл, как ему тогда казалось, памятники Ниневии — рельефы, скульптуры, клинописные тексты. Позднее, в результате раскопок англичанина Х. Лэйярда, в 1845—1847 и 1849—1851 гг., выяснилось, что Ботта обнаружил остатки не Ниневии, а Дур-Шаррукина. Экспедиции Британского музея в 1922—1934 гг. под руководством Л. Вулли позволили исследовать руины древних городов Ур и Эль-Убейд. С 1933 г. на севере Месопотамии велись раскопки французским Археологическим институтом под руководством А. Парро.
Произведения искусства, найденные в результате этих раскопок, хранятся в Британском музее в Лондоне, в парижском Лувре и в Национальном музее Дамаска. С середины XVII в. территория древней Месопотамии входила в состав Турецкой империи; в 1921 г. образовано независимое королевство Ирак (арабск. i-rak — "земли по берегам"); в 1958 г. — республика Ирак. Многие произведения искусства древней Месопотамии хранились в столице Ирака, Багдаде, в Иракском музее древностей. В связи с военным конфликтом между Ираком и США в 2003 г. музей был разграблен. С 2004 г. началось воссоздание экспозиции.
|