ГОЛУБО́Й ЦВЕТ (от голубь — по синеватому отливу перьев на шее птицы; др.-прусск. golimban; польск. golebi — "голубиный") — один из семи тонов хроматической гаммы.
В цветовом круге — дополнительный к оранжевому цвету. Голубой тон является переходным от синего к изумрудному (сине-зеленому) тону полной цветовой шкалы. Голубой цвет обладает яркостью, светлотностью и относится к холодным тонам спектра. Иногда его называют светло-синим, лазурью, или лазоревым. В словаре В. И. Даля отмечается, что голубым в Нижегородской губернии раньше называли желтый цвет (дополнительный к фиолетовому); голубоа́лым — "лиловый с красниною"; алоголу́бым — "лиловый с голубизною". Называется и множество других оттенков.
В древности голубой цвет символизировал духовное начало, небо, ирреальный, бесплотный мир (телесность обозначалась желтым или оранжевым). В древнеегипетской мифологии Кнеф — высший разум, Творец мира, статуи Кнефа в образе человека раскрашивали в голубой цвет. Кнеф держал в одной руке пояс, в другой — скипетр. На голове — перо птицы, во рту — орфическое яйцо (символ начала Вселенной). В искусстве Индии древние индуистские божества, например Вишну, изображались голубой краской в знак их неземного происхождения. У древних китайцев голубой (синий) цвет был знаком траура. В западноевропейском средневековом искусстве голубыми изображались Херувимы (средний чин высшей ангельской триады) как "носители и податели мудрости". Поэтому в христианской иконографии голубой цвет символизирует небесную истину, высшее знание. Иконописцы, сравнительно редко используя голубую краску, умели с ее помощью придавать материальным формам ощущение бесплотности. Недаром Й. В. Гёте называл голубой цвет "волнующим ничто".
В музыкальной гамме голубому тону соответствует нота "соль", которая входит в "фундаментальное трехзвучие": до-ми-соль (красный-желтый-голубой). В музыкальной традиции американских негров "голубые" — блюзовые ноты (англ. Blues — "голубой"; "меланхолия, грусть") колеблются, "плавают" между мажором и минором и составляют основу своеобразного "блюзового лада", создающего настроение щемящей грусти и тоски. Неустойчивость, вибрация тона вызывает в воображении "голубые образы". В 1924 г. американский композитор Дж. Гершвин написал "Рапсодию в голубом" (Rhapsody in Blue) с "голубым", щемящим душу голосом кларнета во вступлении.
В искусстве живописи голубые гармонии используются не часто, они вызывают неустойчивые ассоциации. Шедевром сине-голубой гаммы является картина К. А. Сомова "Дама в голубом" (1897—1900). Стремление к более экспрессивным образам уводит от голубой гаммы к синей в контрасте с другими яркими красками. В декоративной росписи известен прием "sopra azurro" (итал., "на голубом"). В ювелирном искусстве собственную сложную символику имеют голубые камни: аквамарин, бирюза, лазурит, сапфир, топаз, турмалин.
ГОЛУБЫЕ КРАСКИ. В глубокой древности, в античности и Средневековье, для получения голубой краски использовали различные соединения меди. К голубым минеральным красителям относятся азурит, или киан ("медная синь", "горная лазурь"), армениум, или "армянская краска", позднейшее название — бергблау ("горная синь"). В древнерусской иконописи применяли краску "голубе́ц" (то же, что азурит, или "горная синь"; франц. bleu de montagne; нем. Mineralblau). По составу эта краска представляет собой карбонат меди, водную углекислую соль меди. Добывается в Сибири, Богемии, Тироле, Саксонии. На Русь привозили дорогой "голубец веницейский", или "веницейскую ярь" (из Венеции). Лучший сорт — "английская горная синь". Известны также; Kalkblau (нем., "известковая голубая") и Himmelblau (нем., "небесная голубая"), в которых используются соединения водной окиси меди с гипсом. Другие соединения меди дают синие и зеленые краски.
Сплавление окислов кобальта с песком (двуокисью кремния) и поташем (углекислым калием) дает краску, известную как "королевская лазурь" (нем. Königsblau), или шмальта (нем. Schmalte — "плавленая"). Эта краска получается измельчением в порошок окрашенного кобальтом стекла. Такой способ получения голубой краски изобрели в XVI в., многие итальянские живописцы заменяли ею дорогостоящий ультрамарин. Но у шмальты слабая кроющая способность, поэтому в живописи она используется редко. В Италии похожую минеральную краску называли венецианской лазурью (игра слов: лат. venetum — "синева, лазурь"; venetus — "цвета морской воды, голубой, лазоревый").
В 1704 г. из соединения железа с цианом в Берлине была получена ярко-голубая краска. Она названа берлинской лазурью (нем. Berlinerblau). Самая лучшая разновидность: парижская лазурь, или парижская синяя (нем. Pariserblau; также нем. Stahlblau — "стальная синяя"). Парижская лазурь — краска смешанного типа, в ней соединяются минеральные (железо) и органические (циан) вещества. Этим объясняется ее особенная светосила, которую ценят живописцы. Лазурь получают также соединением раствора желтой синильной соли с раствором хлорного железа, в результате чего выпадает осадок ярко-голубого цвета. Разновидность такой краски — антверпенская лазурь. Она выдерживает любые примеси, кроме щелочных, поэтому не используется во фресковых росписях. В соединении с желтым хромом лазурь дает интенсивный зеленый цвет. Имеет хорошую кроющую способность. При прокаливании на огне из нее получается коричневая краска, называемая прусской коричневой.
Еще одна голубая краска — церулеум, или целин (от лат. caeruleus — "голубой", caelum — "небо"), приготовляется соединением окиси олова и закиси кобальта.
"Кугельблау" (нем. Kugelblau) — серо-голубая краска.
АЗУР, АЗУРИТ (через польск. lazur от итал. azurro, франц. azur) — "медная лазурь", минерал синего цвета, карбонат меди. Иногда встречается в виде кристаллов. Его землистый агрегат ярко-голубой окраски с древности использовался в качестве минерального красителя. В античности его называли киан (синь) либо "скифский киан", "кипрский киан" — по месту добычи. Азурит известен также под названиями "медная синь" или "горная лазурь".
АРМЕ́НИУМ, "АРМЯ́НСКАЯ КРАСКА" (лат. armenium, armeniacum — "армянская") — под этим названием в античности было известно как минимум два разных красителя. Первый — ультрамарин (краска ярко-синего цвета), добываемый из минерала лазурита, или ляпис-лазури, другое название "армянский камень". Возможно, это — азурит (карбонат меди). Иногда "армянский камень" неверно отождествляют с болюсом, цветной глиной других оттенков. Ляпис-лазурь в Армении не добывали, но привозили из Скифии ("скифский киан"), а через Армению краску доставляли в Грецию и Рим, отсюда и происходит ее латинское название "армениум". Другая "армянская краска" — то же, что сандик, смесь окиси свинца и окиси железа ярко-красного цвета. Добывалась в рудниках Армении, отсюда, по сообщению Страбона, ее название. Позднее название краски связывалось с кармином, красителем, получаемым из кошенили или корня морены, а потом и вообще любой красной краски. Краситель из кошенили добывали и в Араратской долине у берегов Аракса. Отсюда армянское название: "вортан кармир" ("червячок красный").
БЕРГБЛАУ (нем. Bergblau от Berg — "гора" и blau — "синий") — "горная синь", или "медная краска", минеральный краситель светло-синего, голубого цвета. В Древнем Египте, Риме и Помпеях его использовали в декоративных росписях в виде порошка с различными связующими веществами и называли азурит или киан. В XVIII—XIX вв. аналогичную краску приготовляли в Германии соединением гидрата окиси меди и углекислого кальция.
БЕРЛИНСКАЯ ЛАЗУРЬ (нем. Berliner Blau) — минеральный краситель ярко-голубого цвета; часто применяемая и любимая художниками краска большой светосилы и устойчивая в смесях, хотя и несветостойка. Железистая краска, получаемая из окисной железной соли — соединения железа с цианом. Для получения более светлых тонов к краске подмешивают глинозем, мел, гипс, окись цинка. Впервые получена в 1704 г. в Берлине, отсюда название. Теперь ее изготавливают, осаждая раствор железного купороса желтой кровяной солью и окисляя хлором. Наиболее чистая разновидность называется парижской синей. При прокаливании берлинской лазури на огне восстанавливается окись железа и получается красно-коричневая краска, которая называется жженой берлинской лазурью. В живописи эта краска используется для замены битума —грунта, весьма опасного из-за его смолистых выделений. При разведении спиртовыми и масляными разбавителями жженая берлинская лазурь становится прозрачной, похожей на бистр.
КЕЛИЙ, КЕЛУС (лат. Caelus, Coelus — "небесная высь, небо") — в древнеримской мифологии — божество неба, сын Эфира и дня, отец Сатурна. Отождествлялся с греческим Ураном и с титаном Атлантом, несущим на своих плечах небесный свод. Поэтому в средневековом искусстве фигуру атласа также именовали Келусом. От его имени происходит название краски светло-голубого цвета — целин, или церулеум.
КИА́Н (греч. kyanos, лат. cyanus — "синь") — в античности — название различных красителей и материалов ярко-синего и темно-синего (в отличие от лазури) цветов. По легенде, название происходит от имени юноши, который был влюблен в цветок синей окраски (лат. Centaurea cyanus) и сплетал из таких цветков венки. "Египетский киан" — наиболее интенсивная синяя краска, синяя фритта (соединение кремнезема, меди и кальция). Ее приготовляли прокаливанием медной руды, малахита. Из тонко размолотой с водой фритты получали пластичную массу, из которой формовали бусы, амулеты, печати. Затем эти изделия вновь подвергали обжигу. Некоторые специалисты отождествляют "египетский киан" с "египетским фаянсом". До появления этой краски в эпоху IV династии (ок. 2600 г. до н. э.) египтяне пользовались толченым азуритом, минералом синего цвета, который добывали на Синае. "Скифский киан", по одной версии, является азуритом, по другой — лазуритом, или ляпис-лазурью. Месторождения того и другого минерала имеются на Кипре, отсюда еще одно название — "кипрский киан".
КОБАЛЬТ, КОБОЛЬДЫ (нем. Kobold — "дух пещеры, гном, мешающий работать горнякам"). Кобальт —металл, окислы которого имеют яркий синий цвет. Название дано в 1735 г. шведским химиком Г. Брандом, которому удалось выделить металл из руды в чистом виде. За свое "упрямство" и "коварство" он назван именем злого духа Кобольда, известного по древним скандинавским сагам. Окись кобальта — единственная минеральная краска, выдерживающая высокую температуру (до 1400°С) и при этом не меняющая свой цвет. Эта способность объясняет распространение окиси кобальта в подглазурной росписи фарфора и фаянса с последующим обжигом. Все другие краски при высокой температуре "выгорают". Поэтому традиционная роспись "синим по белому", по которой легко узнаются классические фарфоровые изделия Китая эпох Сун и Мин, делфтские фаянсы, изделия Гжели, возникла не из эстетических соображений, а по технологической необходимости. В середине XVI в. кобальт стали использовать в живописи в виде шмальты (порошка синего кобальтового стекла). Но эта краска не получила распространения из-за слабой кроющей способности и непластичности. Сплав окислов кобальта с песком и поташем называют так же, как и железистую синюю краску, — "берлинской лазурью". В 1804 г. разработана синяя кобальтовая краска, а затем зеленая и фиолетовая для масляной живописи.
ЛАЗОРЕВЫЙ ЦВЕТ, ЛАЗУРЬ (др.русск. лазорь, через польск. lazur, из ср.лат. lasurium, итал. azurro, от арабск. lâzavard). Лазоревый — яркий светло-голубой цвет (стар.русск. ла́взер). Минеральный краситель такого цвета получают из лазурита, камня, который с древности добывали в Афганистане, Сирии. "Египетской лазурью" древние римляне называли краситель синего цвета, получаемый из кварца, нагретого до 850°c с добавлением малахита (медной руды), карбоната кальция и натрия. В I в. н. э. этот краситель производили в Александрии Египетской. Римляне обозначали такую краску и "лазоревый цвет" словом caeruleum. Голубой цвет в Древнем Риме считался символом морских побед. Императоры, одержавшие такие победы, носили плащ цвета "caeruleum". В Венеции XIV—XVI вв. голубой, лазоревый цвет морской воды именовали "венетум" (лат. venetum). В России голубую краску — "медную лазорь", или "голубец" — получали из азурита (карбоната меди).
УЛЬТРАМАРИН (нем. Ultramarin, от лат. Ultra — "сверх, более" и marinus — "морской") — группа красок, пигментов натурального и искусственного происхождения. Наиболее известная краска этой группы — синяя, особенно насыщенного тона, отсюда название ("особенно синяя", "цвета моря"). Натуральный ультрамарин состоит из серы, находящейся в коллоидном состоянии (это и обусловливает насыщенность цвета), а также из кремнезема, извести, глинозема, железа, натрия. В зависимости от количественного соотношения компонентов возникает широкая шкала цветовых оттенков: от светло-голубого до темно-фиолетового. Натуральный ультрамарин стали использовать в западноевропейской масляной живописи сравнительно поздно, на рубеже XIV—XV вв. Пигмент получали измельчением и очищением лазурита, или ляпис-лазури, — синего минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Недаром многие картины XV—XVI вв. заказчики оплачивали не только по количеству изображенных фигур, но также (отдельной платой) за количество использованного художником ультрамарина. Краску называли "лазоревым", или "ультрамариновым", камнем (нем. Lasursteinblau; франц. outremer Lapis). C 1820-х гг. во Франции с целью удешевления синей краски стали приготовлять искусственные ультрамарины. Наиболее известный рецепт: пережигание каолина, глауберовой соли, соды, серы и угля. После обжига без доступа воздуха получают яркую зеленую краску: зеленый ультрамарин. Если такой пигмент снова подвергнуть обжигу (на этот раз с доступом воздуха и добавлением серы), то получается синий ультрамарин. Более светлые, голубые оттенки возникают, если в подобную смесь добавить гипс, мел или белую глину. Искусственный ультрамарин хуже натурального, но дешев и удобен в соединении с маслами и растворителями. Известен и желтый ультрамарин (противоречивость названия не принимается во внимание). Его получают из хромовокислого бария. Такая краска дает светло-желтый, лимонный тон, более светлый, чем цинковая желтая.
ЦЕРУЛЕУМ (лат. coeruleum, caeruleus — "голубой, лазурный, темно-синий" от caelum — "небо, небеса"; нем. Cölinblau; франц. bleu coeruleum) — минеральный краситель светло-голубого, "небесного" цвета, иногда с зеленоватым оттенком. Представляет собой соединение закиси кобальта и окиси олова. Второе, сокращенное название: целин. Существует и фиолетовый церулеум. Эту краску используют в масляной живописи, она характерна мягкостью тона и некоторой разбеленностью.
ШАРОВАЯ КРАСКА (церк.-слав. шаръ из тюркск. šară — "краска") — в Древней Руси "шаровый" означало "пестрый, пятнистый, разукрашенный" (словен. šar — "пестрый, пятнистый"). Ша́рить — красить, расписывать, шаро́вный — окрашенный; шари́ло — синяк либо румяна; ша́рница — палитра, смесь красок; шаро́вное письмо — стенопись, фреска. Позднее, в XVIII—XIX вв. появилось другое значение: шара — "дикая", т. е. серая краска, мел с сажей, иногда ее использовали в качестве грунта. Шаровая масляная краска — серо-голубая, по-немецки "кугельблау" (нем. Kugelblau). Такая краска состоит из белил, мела и "голландской сажи", ее также называют "военной", поскольку в XIX в. использовали для окраски военных кораблей — такой цвет позволял им сливаться с серым небом и морскими волнами. В России XVII—XVIII вв. "дикая" краска — зелено-голубая, цвета морской волны или "небесно-синяя".
ШМАЛЬТА (нем. Schmalte) — голубая краска, эмаль такого же цвета. Приготовляется из растертого в порошок стекла, окрашенного окисью кобальта.
|