БИСКВИТ
БИСКВИТ (франц. biscuit — "сухарь" от лат. bis coctum — "дважды испеченное") — неглазурованный фарфор, изделие из фарфоровой массы с красивой матовой поверхностью, не покрытой блестящим слоем глазури.
Из бисквита изготавливают мелкую декоративную пластику.
Мода на изделия из бисквита появилась в связи с распространением идей Неоклассицизма во Франции в середине XVIII в. Первые статуэтки из неглазурованного фарфора своей матовой зернистой поверхностью ассоциировались с античными мраморами; их стали изготавливать на французской мануфактуре в Севре с 1753 г. по рисункам Ж. Ж. Башелье. В 1757 г. модельную мастерскую Севра возглавил выдающийся скульптор Э. М. Фальконе. Ему принадлежат лучшие произведения в этом виде искусства: парные статуэтки Амура и Психеи, портрет мадам де Помпадур, знаменитая "Купальщица".
С 1785 г. в Риме Дж. Вольпато наладил производство миниатюрных фигурок из бисквита по мотивам известных античных статуй. Они снискали огромную популярность.
По стилю и технологии французским и итальянским "бисквитам" близки изделия из глино-каменных масс Дж. Веджвуда в Англии. В Севре, отчасти в подражание Веджвуду, изготавливали из бисквита декоративные плакетки, вставки для мебели, медали, в том числе в технике "шликерной пасты" и просвечивающих плакеток — литофаний.
В России выдающимся мастером изделий из бисквита стал работавший с 1779 г. на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге француз Ж.-Д. Рашетт.
В начале XIX в. на Берлинской фарфоровой мануфактуре фигурки из бисквита выполняли по моделям Й. Г. фон Шадова.
Изделиями из бисквита славились Венская и Копенгагенская мануфактуры.
С 1847 г. фабрика Т. Минтона в Стаффордшире, Англия, стала выпускать небольшие статуэтки из слегка желтоватого бисквита, который цветом и фактурой напоминал античный паросский мрамор. Этот материал назван парианом (англ. parian от названия о. Парос в Эгейском море).
ПАРИАН (англ. Parian, от греч. Paros — название острова в Эгейском море) — разновидность бисквита — неглазурованной белой фарфоровой массы, слегка желтоватого тона. Такую массу с 1847 г. стал применять для изготовления небольших камерных фигурок английский предприниматель и технолог-керамист Томас Минтон. Он же, вероятно, придумал название. Фигурки из немного просвечивающего, желтоватого бисквита напоминали знаменитые античные паросские мраморы.
Ассоциации с античностью были закономерны в эпоху Неоклассицизма второй половины XVIII — начала XIX в., а также в период Историзма, началом которого в западноевропейском искусстве считают 1830-е гг.
Французское название париана: "пат де парос" (франц. pâte de Paros — "паросская масса").
В 1849 г. из-за революционных событий в Англию эмигрировал французский скульптор периода Второго Ампира Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз (1824—1887). На фабрике Минтона в Стаффордшире он одним из первых открыл красоту париана. В 1855 г., вернувшись в Париж, он продолжал работать в жанре мелкой фарфоровой пластики из бисквита.
Париан сравнивали также с каррарским мрамором и называли "каррара" (франц. "carrara"). Фигурки из бисквита изготавливали во Франции, на мануфактуре в Севре, в Германии, на Берлинской фарфоровой мануфактуре.
В 1819—1829 гг. на петербургском Императорском фарфоровом заводе мастер Петр Иулианович Иванов после многих опытов создал бисквитный "Букет" — композицию из натуралистично, тончайшим образом выполненных, белоснежных, кажущихся живыми, слегка просвечивающих лепестков роз и листьев.
|