|
Художественные материалы |
ИЗУМРУД
ИЗУМРУД (др.-русск. изумрутъ, через турецк. zümrüt из персидск. zumurrad, греч. smaragdos) — драгоценный камень, прозрачная разновидность берилла, окрашенная окисью хрома в ярко-зеленый цвет.
Наиболее древнее из месторождений было открыто при первых египетских фараонах. Оно находилось в Аравийской пустыне, на водоразделе между Нилом и Красным морем. Особо интенсивная разработка месторождения велась при Птолемеях. Из всех драгоценных камней только кристаллы изумруда царица Клеопатра считала достойными своей красоты. В знак особого расположения она дарила приближенным свое изображение, высеченное на изумруде. Аравийское месторождение, где трудились тысячи рабов, получило название "Копи царицы Клеопатры".
"Несравненный изумруд давно стоит в ряду наиболее дорогих драгоценных камней. Даже Плиний помещал изумруд на третье место (после алмаза и жемчуга), хотя ему были известны только сравнительно плохие камни из Египта и, возможно, с Урала... Нет другого камня, цвет которого был бы более приятен для глаза. Брат изумруда, восхитительный аквамарин, который, кажется, попал к нам прямо из скрытой в глубинах теплого моря сокровищницы русалок, обладает чарами, которые нельзя отрицать".
Изумруды находились в сокровищнице древнеамериканских инков и персидских шахов.
У инков изумруд почитался как священный камень наравне с золотом. Перуанцы использовали зеленые камни как талисманы, обладавшие особым магическим потенциалом. Массовым порядком переправлять изумруды в Европу начали конкистадоры. Перуанский изумруд был красивее египетского, и потому именно он стал цениться как эталонный. Эпитет "перуанский" подчеркивал достоинства изумруда.
Бразильские индейцы называли изумруд "тепостоном" — сыном горы. Сохранилась легенда о поклонении инков гигантскому изумруду размером со страусиное яйцо.
Испанский конкистадор Ф. Кортес привез из Мексики в Испанию пять изумрудов причудливой формы, намереваясь подарить их своей невесте, племяннице герцога Бехарского. Но тем самым навлек немилость королевы Изабеллы. При загадочных обстоятельствах коллекция Кортеса исчезает, а он сам оказывается в опале.
По одной из версий, принадлежащей Геродоту, в легендарном Поликратове перстне был не оникс, а изумруд.
"ПОЛИКРАТОВ ПЕРСТЕНЬ" (греч. Polykratos — "Многосильный") — Поликарт правитель острова Самос в восточной части Эгейского моря в 538—522 гг. до н. э. Согласно легенде, Поликрату везло во всех делах. Его друг и союзник египетский царь Амасис (Яхмос II, 569—525 гг. до н. э.) послал ему предостерегающее письмо, в котором напомнил, что всех любимцев Фортуны рано или поздно ожидает печальная судьба, поэтому он советует пока не поздно пожертвовать чем-нибудь очень дорогим, чтобы было о чем печалиться, иначе судьба первая нанесет удар. Поликрат внял совету друга, велел снарядить корабль, вышел на нем в открытое море и бросил в воду свой драгоценный золотой перстень с огромным изумрудом.
Спустя пять или шесть дней, как рассказывает историк Геродот ("История", III, 40—43), какой-то рыбак выловил в море большую рыбу и решил поднести ее к царскому столу. Повара обнаружили в рыбе золотой перстень и, обрадованные, принесли находку Поликрату. Тогда он понял, что ни один человек не может избежать своей судьбы, предначертанной ему богами. Через некоторое время Поликрат был убит.
Геродот уточняет, что кольцо представляло собой "смарагдовый перстень с печатью... изделие самосца Теодора, сына Телекла". Смарагдом древние греки называли изумруд. Печать (греч. sphragis), вероятно, представляла собой резную гемму типа инталии, т. е. с углубленным, награвированным изображением. "Печатка" была оправлена в золото. Однако Плиний Старший пишет: "Гемма Поликрата, которую показывают, не затронута никакой работой". Исследователи все же считают, на основании сравнения разных источников, что перстень Поликрата представлял собой камень — смарагд, на котором мастер Теодор Самосский (один из изобретателей бронзового литья) вырезал изображение лиры (в иной версии — египетского скарабея). Этот перстень, возможно, подарил Поликрату царь Амасис. Позднее Ливия (58 г. до н. э. — 29 г. н. э.), супруга римского императора Октавиана Августа, посвятила этот перстень в храм Согласия.
Сюжет о "поликратовом перстне" привлекал внимание писателей и художников европейского Романтизма. Картину "Поликрат" написал художник неаполитанской школы С. Роза (ок. 1650 г.). Балладу "Поликратов перстень" сочинил Ф. Шиллер (1797). В 1831 г. В. А. Жуковский перевел балладу на русский язык. Русские романтики часто цитировали фразу из этой поэмы:
Но жив один, опасный мститель!
Пока он дышит, победитель,
Не доверяй своей судьбе!
В искусстве Древнего Египта бериллы и изумруды стали использовать в относительно позднюю эллинистическую эпоху. До этого времени мелкие изделия, например скарабеи, подвески, бусы, вырезали из зеленого полевого шпата.
На Востоке считалось, что изумруд ослепляет змей. На людей этот замечательный камень оказывает успокаивающее воздействие.
В астрологии изумруд связывается с созвездием Девы и называется камнем Исиды.
Считается, что развитие этого камня продолжается и он еще не достиг своей зрелости.
Изумруд — талисман матерей, воинов-юношей и мореплавателей; оправленным в золото его носили на шее, чтобы укрепить память и обострить зрение.
Римский император Нерон смотрел через изумруд на бои гладиаторов. Изумрудами инкрустировали глаза скульптур, изображавших львов, химер. Рассказы о больших статуях из изумруда в египетских храмах, вероятнее всего, легенды. Хотя в Египте, в 24 км от берега Красного моря, обнаружены заброшенные разработки изумрудов, которые можно отождествить с "копями Клеопатры".
Лучшие изумруды добываются в Южной Америке, Пакистане, Индии.
В 1830 г. открыто месторождение изумрудов на Урале.
Персидское название камня, вероятно, происходит из санскрита; в поздней античности оно преобразовалось в греческое "смарагд".
Древнерусское название "марокат" также происходит из др.-инд. marakatam или maragada.
В древнеиндийском эпосе камень назывался "мараката". На санскрите и фарси его название звучало как "запоррод", и в греческом оно трансформировалось в "смарагда", а в латинском — в "смарагдус". Терминологическая эволюция завершилась появлением в европейском Средневековье названий "эмеральд", "эсмеральд", "смарагд", "изумруд". В Средневековье появились красивые наименования: эмеральд (др.-англ. emerald) и эсмеральда (исп. esmeralda). Однако эти названия не всегда обозначают драгоценный камень, иногда просто зеленый цвет.
В соборе Св. Лаврентия (Сан Лоренцо) в Генуе, Италия, хранится "Святая Чаша" (итал. Sacro Catino), как считалось, сделанная из цельного смарагда. Согласно легенде, она принадлежала царю Соломону, в XII в. вывезена крестоносцами из Палестины как чаша Св. Грааля. В 1797 г. из захваченной Генуи чаша отправлена Наполеоном Бонапартом в Париж, но экспертиза показала, что она сделана из зеленого стекла. Ныне снова хранится в Генуе.
Согласно другим средневековым легендам, изумруд — "камень Люцифера", выпавший из его короны, и потому он помогает защищаться от злых сил.
В сочинениях Св.Хильдегард Бингенской (1098—1179) камень изумруд сопоставляется с латинским понятием "viriditas" ("зелень, зеленая растительность, свежесть, крепость, бодрость").
Изумруд, как и "зеленое убранство земли", возникает на восходе Солнца, придает человеку силу и бодрость. Поэтому в христианской символике — это камень Веры, Надежды и Любви.
В ювелирном искусстве изумруд одинаково хорош в золотой и серебряной оправе. В 1848 г. во Франции разработан способ синтезирования, получения искусственных изумрудов. В бижутерии этот камень имитируют зеленым стеклом.
"Посмотри на изумруд утром — и день будет легким", — гласило народное поверье. В древности полагали, что изумруд отражает все тайное и через него можно постичь будущее. Изумруд является талисманом июня. Соответствует стихии земли. Изумруд был посвящен планете Венера. Согласно суевериям, он распадался на куски при супружеской неверности. Положенный под язык, изумруд наделяет человека даром пророчества.
Изумруд как минерал принадлежит к группе берилла. Родственными ему камнями являются берилл, аквамарин, гелиодор, воробьевит. Изумруд среди них самый редкий и дорогостоящий. Используется в ювелирном производстве для изготовления особо ценных украшений. Наряду с алмазами изумруды — эквивалент государственной валюты.
В России месторождение изумрудов было впервые открыто на Урале, на берегу реки Таковой крестьянином Максимом Кожевниковым в 1831. К разработке минерала приступил начальник Екатеринбургской гранильной фабрики Яков Коковин. Кристалл "Коковина — Кочубея" весом в 11 тыс. карат, составляет одно из главных достояний Минералогического музея Российской академии наук.
Изумруд рождает в душе ощущение покоя. Он символизирует весну, плодородие, юность, свежесть, жизнь, радость, надежду, воспоминания. Изумруд использовался в лечебной практике как средство от лихорадки и проказы. Считалось, что он облегчает роды. В Индии изумруд служил оберегом от злых духов. Вавилонские астрологи связывали его со знаком Рака. В европейской астрологической традиции изумруд подчинен созвездию Тельца.
Изумруд является талисманом людей, посвятивших себя искусству. Он служит источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. В средневековой Европе изумруд вручали в качестве награды победителю в состязании бардов. Во Франции при избрании короля менестрелей ему также преподносили изумруд. Особую магию изумруда обнаружил А. С. Пушкин: подаренный В. А. Жуковским перстень с изумрудной вставкой служил ему непременным талисманом при работе. Изумруду А. С. Пушкин посвятил стихотворение: "Храни меня, мой талисман...".
|
КАРБУНКУЛ
КАРБУНКУЛ (лат. carbunculus — "тлеющий уголек", от carbo — "уголь, искра") — драгоценный камень (искаж. ст.-русск. кармакул, кармауз).
В античности, например в текстах Плиния Старшего (23—79), так именуются все красные камни из группы гранатов: альмандин, вениса (виниус), фалум, пироп, а также рубины и красные шпинели. В древности минералы различали не по химическому составу, а по цвету, поэтому камни схожего вида называли одинаково. Камни темно-красного цвета древние греки именовали "антраксами" (греч. anthrax — "уголь").
Упомянутый в Библии карбункул на наперснике иудейского первосвященника (Исх. 28:15—30), вероятнее всего, гранат, поскольку он податлив при полировке.
Согласно средневековым поверьям, карбункул добывают из головы дракона. Для этого необходимо отрубить голову дракону, когда он спит, ибо только камень, взятый у живого чудовища, твердеет на воздухе и загорается красным огнем.
КАРФОЛИТ, КАРФУНКЕЛЬШТАЙН (от греч. Karphos — "сухие, тлеющие прутики" и lithos — "камень"; искаж. нем. Karfunkelstein) — то же, что карбункул, вариант названия многих камней красного цвета: альмандина, венисы, пиропа (из группы гранатов). Восходит не к латинскому (carbunculus — "тлеющий уголек"), а непосредственно к греческому синониму.
В средневековых сказаниях — "камень, светящийся по ночам, как горящий уголь". Он находится в голове аспида и на лбу ехидны. Когда ехидна купается в реке, она оставляет на берегу свой "красный глаз". Кто завладеет этим камнем, тому откроются все подземные сокровища.
|
КВАРЦ
КВАРЦ (нем. Quartz, Quarz — сокращ. из Querkluftertz — "поперечные жилы" кремнезема горных пород) — минерал, двуокись кремния. Составляет основу кварцита, продукта метаморфизма песчаников.
Кварцит, или песчаник, используется в качестве строительного материала в архитектуре.
Кварц входит в состав гранита.
Химически чистый кварц прозрачен; когда его впервые обнаружили в Альпах, думали, что он представляет собой замерзшую воду, и назвали хрусталем. Позднее — горным хрусталем.
Некоторые кристаллические разновидности по сходству с алмазами именовали богемскими, арканзасскими, бристольскими или корнуэлльскими алмазами.
Многие разновидности кварца считаются драгоценными и полудрагоценными камнями; самые красивые — желтые, фиолетовые и дымчатые кварцы. По окраске они неотличимы от таких же топазов.
Кварц, содержащий внутренние волокна, часто дает эффект, именуемый "кошачьим глазом". Другая разновидность называется "тигровым глазом".
Прозрачный кварц с игольчатыми включениями турмалина (голубого или темно-зеленого цвета) называют "волосы Фетиды" (в древнегреческой мифологии Фетида — одна из нереид, дочь морского старца Нерея).
Фиолетовый кварц правильно именовать аметистом; желтый кварц — цитрином. Коричневатый и дымчато-желтый кварц получил наименование "кернгорм", или "кернгормский камень" (англ. cairngorm, от галльск. carngorm — "синий керн, образец породы"). Такие камни впервые найдены в Кернгормских горах Шотландии.
Дымчато-бурый и черный кварц называют также "морион".
Встречаются розовые, молочно-белые и радужные разновидности. В каждом отдельном случае окраска камня зависит от примесей других минералов.
ВОЛЛАСТОНИТ (нем. Wollastonite — "волосатик") — драгоценный камень, прозрачная разновидность кварца, горного хрусталя, метасиликата кальция с тончайшими волосяными включениями рутила (красновато-бурой окиси титана) или шерла (черного турмалина). Блестки этого камня делают его похожим на авантюрин. Мусульмане утверждают, что в прозрачном кварце видны волоски из бороды Пророка. "Волосатики" находят в Аравии, Мексике, США, Финляндии. В Китае и Японии эти камни считали магическими. В Европе их называли "стрелы Амура" (франц. "flèche d’Amour") или "волосы Венеры". "Волосатиками" называют также "игольчатые" аметисты.
ЦИТРИН (от франц. citron — "лимон") — минерал, полудрагоценный камень. Разновидность кварца желтой окраски. Словом "цитрин" называют также разнообразные красители желтого цвета.
|
КОРАЛЛ
КОРАЛЛ (итал. corallo, лат. corallium, из греч. korallion) — материал органического происхождения, известковое отложение колонии морских полипов в виде полых ветвистых трубок белого, розового, красного, реже черного цвета. Коралловые рифы встречаются в тропических водах. По химическому составу представляют собой карбонат кальция с минеральными примесями, определяющими их цвет.
Кораллы добывают у берегов Индии, Китая и в Средиземноморье. Они удобны в обработке, легко режутся, шлифуются, полируются до блеска.
В древности в Греции и Риме особенно ценились кораллы нежно-розовой окраски.
Редкая разновидность черных кораллов называется аккабар, голубого цвета — акори, ярко-красного — боке.
Согласно античному мифу, кровь обезглавленной героем Персеем горгоны Медузы попала на дно моря и проросла там в виде красного коралла. Отсюда название красных средиземноморских кораллов — горгонарии.
Другой вид океанских кораллов — мадрепоровые (от итал. madre — "мать" и греч. poros — "отверстие"), пористого строения: ветвистые, пластинчатые, самых разных цветов — розовые, голубые, пурпурные, золотистые.
Древние этруски резали из кораллов печати и камеи. Из кораллов делают бусы, ожерелья, браслеты, амулеты.
В Италии из обломков веточек коралла изготавливают особые охранительные амулеты — корнетти (итал. cornetti — "рогатки"), напоминающие по форме фигурку человека. Их одевают на шею детям. В католических алтарных картинах иногда можно видеть нить коралловых бус на шее Младенца Христа или "корнетти" над образом Мадонны.
На Руси шлифованные кораллы (чаще в виде шариков) называли "корольками" (из польск. koralik), а ожерелья из кораллов — "кралями".
Еще одно название коралла — литофит.
Наиболее красив коралл в контрастном сочетании с другими материалами — черным деревом, перламутром, серебром. Эти особенности кораллов великолепно обыгрывали мастера-ювелиры итальянского и немецкого барокко XVII—XVIII вв.
Коралловое ожерелье — атрибут аллегорической фигуры Африки.
Искусственные кораллы делают из извести, гипса или галалита, подкрашивая их киноварью.
|
КОРУНД
КОРУНД (франц. corindon; через нем. Korund, из др.-инд. Korunda — значение неясно) — минерал, обладающий наибольшей твердостью после алмаза. Состоит из глинозема (природной окиси алюминия) с примесями железа, хрома, титана. Прозрачные кристаллы корунда считаются драгоценными камнями. Бесцветные называются лейкосапфирами, синие — сапфирами, красные — рубинами.
Впервые такие камни привозили в Европу из Индии, отсюда происхождение названия.
Яркий блеск рубина и восхитительная окраска сапфира непревзойденны, и замечательно, что один и тот же минерал славится столь различными, но одинаково великолепными цветами. И этим не исчерпывается его разнообразие. Существуют очаровательные желтые камни, обладающие наибольшей твердостью, блестящие, почти бесцветные камни... лиловой, голубоватой, зеленой окраски".
Из-за особенностей кристаллической структуры многие корунды, будучи отшлифованными в форме кабошона, при определенном освещении создают эффект астеризма — сияния шестилучевой звезды. Однако в обыденной речи корундами, в отличие от драгоценных разновидностей, чаще называют непрозрачные камни, непригодные в ювелирном искусстве. Их измельчают в порошок и используют в качестве абразива для шлифования других камней. Иногда такой корунд именуют алмазным шпатом (нем. Diamantspat).
Корунд с примесями магнетита, которые снижают его твердость, называется наждак (от турецк. nadžak — "дубина, боевой топор").
Веспагем (англ. vespa gem) — синтетический корунд, имитация алмаза.
ХРИСОЛИТ (греч. chrysos — "золото" и lithos — "камень") — минерал, драгоценный камень. В древности хрисолитами называли все прозрачные и золотистые по цвету камни. В настоящее время — только желто-зеленые разновидности корунда. Считается неверным называть хрисолитами похожие по цвету демантоид, хрисоберилл, прозрачные зеленые гранаты или топазы.
ЯХОНТ (др.-русск. яхонт через ст.-польск. jachant из ср.-верх.-нем. jâchant от ср.-лат. hyacinthus) — древнерусское название драгоценных камней —корундов красного и синего цветов — рубинов, сапфиров. Непосредственно из греческого слова "hyakinthos" происходит церковнославянское акинтъ, или иакинфъ. Гиацинтами называют разновидности циркона красной и розовой окраски, но также и синие корунды — сапфиры, прозрачные корунды и желтые цирконы. Подобная путаница названий типична для Средневековья и эпохи XVI—XVIII вв.
|
КОШАЧИЙ ГЛАЗ
"КОШАЧИЙ ГЛАЗ" (ср.-греч. kathophtalmos) — разновидность полудрагоценных камней, обычно кварца с волокнистой структурой (включениями асбеста), обработанных в виде кабошона, что усиливает радужное сияние, напоминающее зрачок хищника.
"Кошачьим глазом" называют камни с сиянием зеленого или желтоватого цвета с резкой светлой линией, похожей на суженный зрачок кошки.
"Соколиным глазом" именуют камни с эффектом голубоватого свечения, "тигровым глазом" — золотисто-коричневой окраски.
|
ЛАБРАДОР
ЛАБРАДОР, ЛАБРАДОРИТ (labradorite — по названию полуострова в Северной Америке) — минерал из группы полевых шпатов, разновидность плагиоклаза.
"Собственный цвет этого минерала серый и довольно непривлекательный, но он служит хорошим фоном для сверкающих бликов зеленого, желтого или красного цвета, которые пробегают по нему, когда камень поворачивают..."
Игра отблесков лабрадорита объясняется его слоистой ("листовой") структурой.
Ближайший "родственник" лабрадорита — "лунный камень".
Темный лабрадорит с синеватым отливом называют "черным лунным камнем".
Лабрадорит используют в ювелирном искусстве и архитектуре для облицовки зданий. Темно-синий лабрадорит с фиолетовым отливом иногда называют "павлиньим пером" или "кошачьим глазом". Красноватый — "бычьим глазом" (франц. "oeil de boeuf"). Известен "индийский лабрадор" желтовато-молочного цвета с жемчужным отливом.
Месторождения лабрадора находятся близ Киева, в Финляндии и в окрестностях Петербурга.
|
ЛАЗУРИТ
ЛАЗУРИТ, ЛЯПИС-ЛАЗУРЬ (лат. lapis — "камень") — минерал сложного состава, включающий окиси кремния, натрия, кальция, слюду.
В Древнем Египте из лазурита делали бусы, амулеты, изображения скарабеев.
Непрозрачный темно-синий минерал, часто с крапинками белого кальцита или желтыми блестками пирита, напоминающими золотые искорки, привозили из Горного Бадахшана (Афганистан). Упоминания о том, что лазурит привозили в Египет и Рим из Персии, вероятнее всего, связаны с тем, что бадахшанский камень везли в другие страны персидские торговцы. Посредниками в торговле ляпис-лазурью были также скифы. Поэтому античные писатели именуют этот минерал "скифским кианом" (греч. kyanos — "синь").
Плиний Старший называл этот же камень сапфиром: "Сапфиры тоже лазурные, и редко когда они с пурпуром...", в них "золото сверкает точками". Теперь сапфиром именуется прозрачно-синяя разновидность корунда.
Средневековая форма названия "ляпис-лазурь" произошла от арабского слова lâzavard, которым на Востоке именовали "синеву неба".
В современной минералогии ляпис-лазурь отличают от лазулита (греч. lithos — "камень") — фосфата магния, железа и алюминия.
"Немецкая", или "швейцарская ляпис-лазурь" — яшма, которой искусственным образом придана пятнистая окраска, напоминающая золотистые блестки настоящей ляпис-лазури.
Измельченную ляпис-лазурь применяли в качестве пигмента в западноевропейской живописи и в древнерусской иконописи, в иллюминировании манускриптов, но реже других синих красок из-за ее дороговизны.
Лазурит добывают также на Памире, в Сибири, на р. Витим и у южной оконечности о. Байкал. Другие месторождения — в Бирме, Южной Америке, Италии и в Калифорнии.
Лазурит хорошо полируется, поэтому его используют в ювелирном искусстве.
В Китае из ляпис-лазури делают краску для росписи фарфора .
В буддизме лазурит почитается как одна из " семи драгоценных вещей".
В Византии из этого камня делали тессеры — кубики для мозаики.
В России в XIX в. байкальский лазурит использовали для "русской мозаики" — облицовки декоративных ваз тонкими пластинками этого дорогого камня.
В Исаакиевском соборе в Петербурге две центральные колонны иконостаса облицованы лазуритом. Архитектор собора О. Монферран распорядился заменить колонны, облицованные байкальским камнем, другими, облицованными бадахшанским лазуритом, более темного оттенка.
|
ЛУННЫЙ КАМЕНЬ
"ЛУННЫЙ КАМЕНЬ" — минерал, полудрагоценный камень из семейства полевых шпатов.
Прозрачная разновидность ортоклаза с голубоватым сиянием, отсюда название. Свечение "лунного камня" объясняется срастанием тончайших слоев ортоклаза и альбита. Одна из разновидностей — адулар, близкий минерал — лабрадорит.
Встречаются лунные камни с перламутровым или красноватым сиянием.
Еще одно название — "лунарий" (итал. pietra lunare, франц. pierre de lune).
Древние греки и римляне предполагали, что окраска этого минерала связана с фазами Луны. Во время полнолуния камень светит ярче, а затем тускнеет.
В ювелирном искусстве "лунный камень" особенно полюбился мастерам стиля Ар Нуво конца XIX — начала XX в. Считалось, что его обладатель способен предсказывать будущее. Бледный свет камня ассоциировался с декадентскими настроениями.
ОРТОКЛАЗ (от греч. orhos — "прямой" и klasis — "разлом") — минерал из группы калиевых полевых шпатов. Входит в состав гранитов, порфиров. Название возникло от того, что в данной разновидности кристаллы имеют спайности, расположенные под прямым углом друг к другу.
Ортоклаз — полудрагоценный камень серого или желтоватого цвета. Чистый, прозрачный ортоклаз с голубоватым сиянием известен как адулар, или "лунный камень". Ортоклаз с блестящими включениями кварца именуют витрофиром.
|
МАЛАХИТ
МАЛАХИТ (греч., лат. malache, ср.-лат. molochites, от maliache — "мальва", по сходству цвета минерала с ярко-зелеными листьями мальвы) — минерал насыщенного зеленого цвета с темными прожилками красивого рисунка. Состоит из водной углекислой соли меди, образующейся при окислении первичных медных руд. Другое название — медная зелень.
В Древнем Египте порошок малахита использовали в качестве краски для подведения глаз, значительно реже — для вставок в украшения или для бус, амулетов.
Малахит, добываемый на Синае, использовали для выплавки меди. Из-за сходства зеленой бирюзы с малахитом египетским словом "мафкат" обозначали оба минерала, хотя египетское название малахита — "шесмет".
В античности этот красивый минерал применяли в качестве припоя в технике филиграни и зерни по металлу. Только позднее, в XVII—XIX вв., — как облицовочный и поделочный камень.
Особенно удачно использовали малахит русские мастера. Уральские мастера XVIII—XIX вв. выделяли "бирюзовый" малахит (от светло-зеленого до изумрудного цвета) и "плисовый" (темной окраски с шелковистым блеском).
Малахит называли также "зеленым аспидом", поскольку мрамор пестрой окраски на Руси именовали аспидом.
|
МРАМОР
МРАМОР (лат. Marmor, от греч. Marmaros — "блестящий, сверкающий камень") — кристаллическая горная порода, состоящая из зерен кальцита, образовавшаяся в результате перерождения известняков и доломитов при высокой температуре в глубине земли.
Без мрамора невозможно представить искусство Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения и Барокко.
Легкий в обработке, "дышащий" благодаря пористой структуре, сверкающий мельчайшими блестками кальцита, бархатистый при рассеянном свете и просвечивающий на солнце в тонких слоях золотистым тоном, этот чудный материал любим многими скульпторами и архитекторами.
В эпоху Классицизма и Романтизма эпитет "мраморная белизна" и сравнение "шелковистый как мрамор" стали обычными определениями.
Классическим материалом искусства сделали мрамор древние эллины. В ранней античности добыча мрамора велась на острове Проконнес (греч. Prokonnesos — "Выбеленный") в Мраморном море (ныне Мармора — "Мраморный"). Там добывали белый мрамор с темными голубоватыми прожилками. Около 360 г. до н. э. Проконнес стал владением г. Кизика на северо-западном побережье Малой Азии. Отсюда название мрамора — кизикийский.
Вблизи Афин, в 15 км к северо-востоку от города, находится горный кряж Пентеликон, где с V в. до н. э. добывали мрамор в качестве строительного материала.
Ранние греческие храмы дорического ордера в Акраганте, Селинунте, Пестуме построены из пористых известняков, пороса и травертина. Однако к середине V в. до н. э. главным материалом становится пентелийский мрамор. Из него возведены шедевры античной классики Парфенон (447—438 гг. до н. э.) и Пропилеи Афинского Акрополя. Из пентелийского мрамора создавали статуи Фидий и Пракситель. Пентелийский мрамор бел и зернист, как сахар, он также просвечивает на солнце. Однако через некоторое время после добычи, под воздействием солнечных лучей, камень окрашивается в золотисто-желтоватый цвет. Греки оставляли мраморные колонны без окраски, на теневой стороне здания они приобретали серовато-голубоватый тон, а на солнечной — золотистый с множеством переходных градаций.
На острове Парос (греч. paros — "прежний, ранний") Кикладского архипелага южной части Эгейского моря добывали белый мелкозернистый мрамор. Из него сделаны многие античные статуи. Темный пирейский мрамор (по названию г. Пирея близ Афин) использовали в качестве фона для рельефных фигур из белого мрамора на фризах Парфенона и Эрехфейона Афинского Акрополя.
К темно-синим, почти черным мраморам относится элевсинский, названный по месту добычи — г. Элевсину в Аттике.
В архитектуре Древнего Рима мрамор стали применять в конце II в. до н. э. После завоевания Греции (146 г. до н. э.) римляне привозили в Италию греческие мраморные статуи, колонны, архитектурные детали из пентелийского и паросского мрамора. Последний за сверкание на солнце получил эпитет лихнит (греч. lychnithos — "светоносный").
Мрамор с пятнистой текстурой именовали серпентином, офитом.
С о. Лесбос Спорадского архипелага (у западного побережья Малой Азии) привозили черный лесбосский мрамор. Ранее этот материал ошибочно отождествляли с обсидианом (из которого делали зеркала), диоритом, хиосским мрамором.
Из Греции римляне доставляли гиметтский мрамор, который добывали у горы Гиметт (Hymettos), в 8 км к юго-востоку от Афин. Гиметтский мрамор — тонкозернистый, слабого синевато-серого оттенка, обычно с параллельными темными прожилками. Используется главным образом для облицовки зданий.
Из Фессалии в северо-восточной части Греции вывозили "верде антик" (итал. verde antico — "старинный зеленый") — мрамор темно-зеленого цвета с желтоватыми включениями. Италия стала второй после Греции классической страной мрамора.
В середине I в. до н. э. открыли месторождения мрамора в Карраре (Северная Италия). Искрящийся на солнце белоснежный и мелкозернистый каррарский мрамор особенно пригоден для скульптуры. Древние римляне называли его лунским, поскольку вначале добывали в Луне (ныне Специя), местечке в Тоскане близ Каррары. Лунским мрамором облицовывали многие здания Рима в период правления императора Августа. Каррарский мрамор называют статуарным (итал. statuario), его использовали для скульптурных произведений Микеланжело, Джамболонья, Дж. Л. Бернини, А. Канова. Ныне в Карраре продолжают разработки (итал. Cave di Marmo — "Мраморный карьер"), там же открыт Музей мрамора.
В горах Апуанских Альп добывают также красный, зеленый, серо-голубой, оранжевый мрамор (разнообразие окраски зависит от присутствия в породе различных солей металлов).
"Римским камнем" византийцы называли красный мрамор или порфир со светлыми вкраплениями.
Мраморы определяют "геологическую палитру" итальянских скульпторов, подобно тому как "земляные" (минеральные) красители в значительной степени создали типичный колорит живописцев тосканской и умбрийской школ.
Микеланжело использовал наряду с белым серо-голубой и желтоватый каррарский мрамор; сочетая матово-зернистую и блестящую полированную поверхность, он добивался живописности в скульптуре. Дж. Л. Бернини достиг совершенства в изображении "тающих на свету" мраморных тел.
Многие итальянские скульпторы и архитекторы соединяли мрамор, красную терракоту и серый зернистый камень. Наличие разноцветных мраморов подсказало идею "инкрустационного стиля" тосканской архитектуры. Подобно мозаике древних римлян, пестрый ковер из мелких кусочков зеленого, красного, желтого, голубого мрамора украсил стены и полы итальянских церквей. В мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, в соборе Орвьето сохранились окна, забранные тонкими пластинами мрамора. На солнце они сияют узором золотисто-охристых прожилок подобно рукотворным витражам.
Светло-зеленый мрамор в Италии называют "чиполлино" (итал. cipollino — "луковка"), зеленоватый мрамор пестрой, полосчатой текстуры или с черными и белыми крапинками — "чиполлаччо", или "чиполлато" (итал. cipollato — "слоистый").
Схожий мрамор — серовато-белый с зелеными полосами — древние римляне привозили из г. Кариста в южной оконечности о. Эвбея (Греция). Из каристийского мрамора римляне делали колонны, которые позднее использовались для христианских церквей.
Темно-зеленый тон имеет итальянская брекчия.
Близ Генуи добывают мрамор "цвета зеленого окаменелого дерева" (итал. gipolino antico) и черную генуэзскую брекчию из Портовенере (breccia coralina de Genova).
Зеленые итальянские мраморы следует отличать от греческих — лакедемонских (из области Лаконии в южной части Пелопоннеса): "античного зеленого порфира" и лабрадорного порфирита интенсивного зеленого цвета со светлыми вкраплениями. Эти привозные мраморы использовались в постройках Древнего Рима.
Мрамор разных оттенков с белыми и голубыми прожилками итальянцы именуют "бардильо" (bardiglio). Пятнистый мрамор серовато-розового оттенка (часто с красивым узором красноватых прожилок) называют "Порта Санта"(лат. Porta Santa — "Святые врата"). Этим мрамором облицованы главные порталы четырех кафедральных соборов Рима: Св. Петра в Ватикане, Сан Паоло фуори ле мура (Св. Павла за стенами), Сан Джованни ин Латерано (Св. Иоанна на Латеранском холме) и Санта Мария Маджоре. Предполагают, что в древности такой мрамор добывали в Иасе — городе на одноименном островке у побережья Малой Азии. Отсюда его второе название: иасийский мрамор.
С о. Хиос в Эгейском море, также близ побережья Малой Азии, происходят мраморы различных цветов: красного с рыжеватыми пятнами, охристого, черного — все они именуются хиосскими. Такие же разновидности из близлежащей Карии в Малой Азии называют карийскими, или миласскими, по г. Миласа в Карии (хотя в Миласе в древности добывали белый мрамор).
Исторические названия различных пород мрамора условны, чаще их давали не за цвет или характерную текстуру, а по месту происхождения либо местности, откуда их вывозили морем в другие страны. Исключение составляет хиосский мрамор. Со временем хиосским стали называть только черные разновидности различного происхождения.
Темные породы с разноцветными пятнами — серыми, белыми, темно-красными — именуют африканским мрамором. Этот минерал высветляется на воздухе, хорошо полируется. Он использован во многих древнеримских постройках. Иногда его отождествляют с античным лукулловским мрамором (по фамильному имени Lucullus знатного римского рода Лициниев), который добывали на островах Мелос и Хиос. Однако лукулловский мрамор — черный и без пятен.
Итальянский мрамор ярко-желтого и золотисто-охристого цвета называют по месту добычи веронским.
Из Нумидии (Северная Африка) в Италию привозили золотисто-желтый мрамор с прихотливыми сплетениями мелких темно-желтых и красных прожилок и крапинок.
Синнадский, или фригийский, мрамор (Синнад — город во Фригии, Малая Азия) — белый с пурпурными прожилками, иначе его называют "брекчированным", или павонаццетто (итал. pavonazzetto — "павлиний", от pavone — "павлин").
"Мрамор д’Антена" (по имени герцога де Антена; "marbre d’antin") — с красными, серыми, фиолетовыми и желтыми прожилками.
Гриотто (итал. griotte — "кислая вишня") — красно-лилового оттенка.
"Великий античный" (франц. "grand antique") — белый с черными прожилками.
Салиньо (итал. Saligno — "похожий на соль") отливает блеском и полупрозрачен, напоминает соляные кристаллы. Этот мрамор крупнозернистый и поэтому редко употребляется в скульптуре.
К востоку от Каррары, в Апуанских Альпах, находится местечко Монте Альтиссимо (итал. Monte Altissimo — "Гора Всевышнего"). В 1515—1518 гг. здесь работал Микеланжело в поисках наилучшего мрамора "статуарио" для гробницы Юлия II в Риме. Ныне один из карьеров носит его имя.
К северо-западу от Каррары, у селения Леванто, добывался зеленый левантийский мрамор (итал. verde di Levanto), схожий с античным, но отличающийся от него тонкими белыми ветвистыми прожилками. Другая разновидность: темно-красный ("rosso di Levanto"), также с прожилками белого и зеленого цвета.
Мрамор с черными пятнами битумных включений и желтыми прожилками доломита происходит из Лигурии в Италии (области на берегу Генуэзского залива), но называется египетским, по ассоциации с черными египетскими базальтами.
"Раковинный мрамор" — с включениями мелких ископаемых раковин — называют лумачеллой. За красивый отблеск его именуют также "огненным", или перламутровым.
Полосчатый алебастр (минерал близкого состава, его считают разновидностью мрамора) называют "мраморным ониксом".
На Руси мрамор пестрой текстуры, как и яшму, называли аспидом ("пестрым"). Слоистый "чиполлаччо" — искаженно "циполином".
Если Греция и Италия — "мраморные страны", то "мраморным городом", безусловно, следует назвать Петербург. Отчасти благодаря тессинским и итальянским архитекторам, много работавшим в Северной Пальмире, в палитре этого города к тонким оттенкам светло-серебристого неба, темно-свинцовой воды и холодного гранита добавились мраморные краски.
Белый мрамор с сероватыми прожилками в Петербурге называли сицилийским, его использовали для отделки интерьеров Георгиевского (Мраморного) зала Зимнего дворца и Павильонного зала Малого Эрмитажа.
Голубовато-серый полосчатый "бардильо" привозили в Петербург из карьеров у городка Серавецца (Seravezza) в Италии. Селение расположено в Тоскане, между Каррарой и Луккой, у слияния рек Серра и Вецца, отсюда название. Этот мрамор (русские мастера называли его "сырорецким") использован в облицовке стен Исаакиевского собора в Петербурге.
Черный с желтыми прожилками мрамор из Портовенере также искаженно именовали "портовенор". Русские мастера научились обыгрывать текстуру цветных мраморов. Если распиливать мрамор на тонкие плиты вдоль слоистого строения, на поверхности получаются "разводы", поперечный распил дает четкий рисунок прожилок. Текстуры с изломами полос, образованных при глубинных тектонических процессах, дали название "руинному мрамору", в его рисунке видели руины древних зданий. Наряду с темно-красным гриотто использовали красный с белыми прожилками "венгерский мрамор".
На Урале добывали мраморы различных оттенков, среди них особенно красив желтый анжелинский (по названию месторождения). Анжелинский мрамор сходен с желто-золотистым сьенским мрамором из Италии, из окрестностей г. Сьены. Среди уральских мраморов известны также зеленый невьянский и белый полевский (по названиям мест добычи).
Из мрамора делали декоративные вазы на Екатеринбургской камнерезной фабрике.
Пилястры Мраморного дворца в Петербурге сделаны из чудесного по тонкости оттенков розовато-голубоватого тивдийского мрамора. Этот камень добывают с 1757 г. у села Тивдии в Карелии, недалеко от Кондопоги, у подножия Белой горы (вблизи Онежского озера). Тивдийский (тивдовский) мрамор бывает многих оттенков: от бледно-розового до лилово-красного с тонкими белыми прожилками. Его использовали, помимо Мраморного дворца, для отделки интерьеров Зимнего дворца, Михайловского замка, Казанского и Исаакиевского соборов. Похожие мраморы близлежащих месторождений именуются белогорскими и олонецкими.
Из Финляндии на строительство города привозили рускеальский мрамор (по названию месторождения). Он особенно декоративен, с причудливой, неравномерной полосчатостью. Бывает серо-голубым с белыми прожилками, желтовато-зеленым, темно-зеленым и темным, почти черным. Рускеальский мрамор содержит неравномерные включения графита, кальцита, кварца и других минералов. Он хорошо полируется до зеркального блеска, но непрочен из-за различной твердости составляющих его частиц. В частности, включения пирита окисляются на воздухе, что приводит к разрушению рускеальского мрамора. Так, через несколько лет после открытия Исаакиевского собора его наружная облицовка, сделанная из плит рускеальского мрамора, дала трещины. При реставрации 1879—1898 гг. плиты частично заменили на голубовато-серый итальянский бардильо.
В Ладожском озере на острове Ювенском добывали полосчатый ювенский мрамор. Он имеет черные, белые и серовато-голубые полосы.
|
ОБСИДИАН
ОБСИДИАН (от лат. Obsius lapis — "камень Обсия") — природное стекло, минерал, содержащий кремнезем (некристаллический кварц), поэтому его можно считать разновидностью агата. Образуется в результате быстрого охлаждения вулканической лавы, что препятствует кристаллизации (иное, медленное затвердевание массы приводит к образованию кристаллического кварца, полевого шпата и слюды). До появления искусственного стекла минерал обсидиан широко использовался в древности для изготовления украшений.
Название возникло от имени римлянина Обсия, или Обсидия (Obsius, Obsidius), который, согласно легенде, привез этот минерал из Эфиопии в Рим. Однако он был известен и ранее в Египте, Греции, Индии, Испании.
Обсидиан обычно темный, почти черный и непрозрачный, встречаются также красновато-коричневые, желтые и серые разновидности. Обладает "стеклянным" блеском, иногда имеет полосчатую или крапчатую структуру.
Обсидиан часто рассечен сетью мелких дугообразных трещин. Такую структуру называют перлитовой (от лат. perlentis — "весь в трещинах").
Камни с лучистой структурой именуют арахисовым обсидианом. В красный цвет этот минерал окрашивают примеси гематита.
Обсидиан имеет свойство раскалываться на куски с острыми, режущими краями. Эту особенность использовали люди в первобытную эпоху, до освоения металла, делая из обсидиана рубила и режущие орудия.
Изделия из обсидиана встречаются среди памятников древнеамериканского искусства. Ацтеки и майя вытачивали из него ножи, наконечники для стрел и копий, а также зеркала, маски и статуэтки.
Неизвестно, как называли обсидиан в Древней Греции. Предположительно его идентифицируют с "липарским камнем", о котором упоминает Теофраст (ок. 340 г. до н. э.), — минералом с о. Липара (одного из Липарских островов) у северо-восточной оконечности Сицилии, антракионом или с карбункулом, из которого в античности делали также зеркала. Плиний сообщает, что из "обсиана" в Риме в I в. н. э. (при императорах Тиберии и Нероне) изготавливали геммы, кубки, вазы в подражание мурринам, тессеры для мозаики (возможно, имеется в виду и живопись по стеклу или камню), портретные бюсты. Однако в этом случае выражение "обсиан" или "обсиановое стекло" означает искусственное черное, окрашенное в массе стекло, напоминающее минерал обсидиан.
Природный обсидиан имеет еще одну важную особенность: когда его поверхность повреждена, камень начинает впитывать воду (в том числе водяные пары из атмосферы). Скорость этого процесса постоянна и зависит только от температуры. Измеряя толщину увлажненного слоя артефакта на срезе камня, археологи могут датировать находку или определить, когда этот камень был обработан. В Новое Время месторождения обсидиана обнаружили в Исландии, Саксонии, Богемии, на Кавказе, в Сибири и в Северной Америке.
Минерал используют в ювелирном искусстве и бижутерии. Обсидиан называли бутылочным камнем, псевдохрисолитом, вулканическим стеклом, стеклянной или античной пастой (франц. pâte de verre; pâte antique).
|
ОНИКС
ОНИКС (греч. onyx — "ноготь") — минерал, полудрагоценный камень, разновидность полосчатого халцедона.
В отличие от другой разновидности халцедона — агата, чередующиеся полосы разной окраски расположены в ониксе не концентрически, а параллельно.
Слоистость камня напоминала древним грекам ноготь, отсюда название. Его цвет — зеленоватый или бледно-желтоватый.
Другое наименование — ленточный агат.
В Библии (др.-евр. šoham — "шохам") этот камень упоминается как драгоценный, он занимал второе место в четвертом ряду драгоценных камней наперсника иудейского первосвященника. На двух камнях из оникса, находящихся на плечах передника (ефода) первосвященника, были выгравированы имена двенадцати колен (родов) израилевых (по шесть на каждом).
Оникс связывали с созвездием Козерога и считали камнем Сатурна, божества, олицетворявшего холод и зиму.
По ассоциации с текстурой оникса полосчатые разновидности алебастра (водного сульфата кальция), минерала, не имеющего отношения к ониксу, называли мраморным ониксом, ониксовым алебастром или восточным алебастром. Такой минерал добывали в Древнем Египте, вблизи Амарны, чем объясняется множество изделий из этого красивого камня в искусстве амарнского периода.
Оникс с чередованием полос белого и черного цвета именуют арабским.
Халцедон с красными и белыми полосами — карнеолоникс, с белыми и серыми — халцедононикс.
Если имеются полосы красно-бурого оттенка, такой камень называют сардониксом.
Итальянское название оникса (onicolo) происходит от латинского (ungulus — "ноготок", а также "перстень, кольцо").
|
ОПАЛ
ОПАЛ (из лат. opalus, греч. opallos от санск. upala — "драгоценность, самоцвет") — драгоценный камень различной окраски, отличающийся особенным, внутренним сиянием. В латынь название этого минерала пришло из санскритского языка и дословно означает «драгоценный камень». По составу представляет собой кремнезем с небольшим количеством воды, что и определяет его радужность.
Благородный опал бесцветен, с легким молочным оттенком. В большинстве случае опал бесцветен и имеет непрозрачную структуру с примесями тусклых оттенков. Солнечный свет оказывает необычайное воздействие на опал, вызывая игру цветов.Примеси окиси железа окрашивают этот камень в серый или синий цвет, но когда через него проходят световые лучи, опал кажется желтым.
"Огненный опал" имеет красноватую или оранжевую окраску с эффектом иризации. Красный опал называют также вермилитом. "Огненный" иначе именуют гирасоль (от лат. gyrare — "вращать, кружить" и sol — "Солнце"), "солнцеворот", в сущности, то же, что гелиотроп, хотя этим словом называют другой минерал.
Изредка встречается черный опал. Черные опалы в античности именовали "нубийским стеклом". В Англии известен черный опал "Девоншир" (5×2,5 см) овальной формы из собрания герцога Девонширского.
"Арлекиновый опал" — камень с цветными пятнами на красном фоне.
Камень слоистого строения, напоминающий текстуру древесины, называют деревянистым опалом.
"ВОЛЧИЙ ГЛАЗ" — разновидность опала, "огненный" опал темного, почти черного цвета с красноватым отблеском в середине.
В настоящее время драгоценными считаются только бесцветные разновидности опала. Иначе их называют гиалитами (от греч. hyalos — "прозрачный камень").
Голубовато-белая разновидность с "фарфоровым" блеском — кахолонг.
Название "гидрофан" (греч. hydrophanes — "видимый в воде") возникло оттого, что такой камень надо смочить в воде, чтобы он "заиграл" и возникла иризация. Эффект сияния объясняется тем, что вода, попадая в мельчайшие трещинки камня, усиливает отражение световых лучей. Крупные гидрофаны называют "оком мира" (лат. oculus mundi).
Встречаются опалы зеленоватого, розового, фиолетового оттенков.
Опалы используют в ювелирном искусстве в виде кабошонов для изготовления подвесок, брошей, перстней. Из-за того, что камень впитывает влагу вместе с загрязнениями, он может скоро потерять свой блеск. Другие камни растрескиваются и "стареют", поэтому существует способ их "омоложения" погружением на время в чистую воду.
Первые опалы привозили в Восточное Средиземноморье из Индии (о чем свидетельствует этимология).
В античности дорогие опалы имитировали стеклом, нагревая и быстро охлаждая кусочки стекла, подобно технике краклэ. Но поддельные опалы не излучают радужного сияния.
В древности месторождения опалов открыли в Карпатах, откуда камни доставляли в Рим (позднее эту разновидность называли венгерским опалом), в XIX в. опалы добывали в южном Уэлсе.
В 1905 г. в Австралии открыли месторождение черных опалов, а затем — красных, оранжевых и белых.
В 1949 г. опалы обнаружили в Австрии, затем в Мексике.
Опалесценцией (от лат. escentia — "слабое действие") называют слабое свечение, в отличие от иризации, испускаемое камнями молочно-белой или перламутровой окраски, например опалом или "лунным камнем".
ОПАЛ — знак дальновидности и дружбы. Из-за радужного цвета этот камень почитается символом надежды. В астрологии связан с месяцем октябрем и со знаком Весов.
Опалу, как и другим драгоценным и полудрагоценным камням, издревле приписывались мистические свойства. Парадокс этого камня в том, что, являясь символом надежды, он считается несчастливым камнем для всех, кроме рожденных в октябре. Рассказывают много историй о несчастьях и даже смерти, постигших тех, кто носил его не по праву. Капризность камня породила суеверие, что опалы приносят несчастье, в особенности людям с неустойчивым, мягким характером — они могут отдать их во власть Сатаны. В течении сотен лет за опалом тянулась дурная слава. Его считали символом тайных страстей и непостоянства (при длительном пребывании на солнце опал обезвоживается и теряет свою переливчатость), камнем обманчивых надежд и иллюзий. История рассказывает, что опасаясь неприятностей английский король Эдуард VII заменил в своей короне опалы на рубины. Также утверждается, что во время ссылки Наполеона бесследно исчез знаменитый опал «Пожар Трои», который принадлежал Жозефине Богарнэ. По преданию он будто бы растворился в воздухе, уничтожив себя. Из-за этих слухов ювелиры Вены в свое время потеряли множество покупателей. В XVII веке большой опал в золотой оправе попал в сокровищницу испанских королей. И тут же на царствующий дом посыпались несчастья: умер наследник, затонула флотилия кораблей, груженых золотом и т.д. Чтобы предотвратить дальнейшие беды прекрасный опал передали священнослужителям монастыря в Альмейде, которые повесили камень перед образом Мадонны. Считалось, что опал — камень людей меланхоличных, но обладающим высокими и чистыми помыслами. Кроме того это камень фантазеров и мечтателей, живущих в мире иллюзий и несбыточных надежд. Для людей деловых, приземленных он не годится. Люди нервные, с неустойчивым характером, также не должны носить опал. Считается, что обладатель этого камня приобретает дар пророчества. Однако, опал принесет успех только благородному и сильному человеку, поборовшему эгоизм и страсть к наживе. Для злобных и эгоистичных людей опал становится камнем зла: рождает подозрения, вызывает ссоры, страх, кошмары.
В течение долгого периода времени суеверные люди считали опал камнем, приносящим несчастья, и потому не носили его. Но в древности он символизировал различные религиозные мотивы, а также верность и безопасность.
На Востоке черные опалы всегда считались исключительно счастливыми камнями. Они защищали от инфекционных заболеваний, успокаивали нервы, помогали при обмороках, возвращали остроту зрения и блеск глазам. Опал лечит главным образом вялотекущие хронические заболевания. Как лечебное средство опал способен успокоить нервы, препятствовать возникновению обморочных состояний, а также лечить болезни сердца и возвращать человеку остроту зрения
"Только те, кто родился в октябре, — писал Э. Леви, — могут носить его без всякой опаски. Полезен и счастлив он для того, кто страдает влечением к самоубийству и часто впадает в меланхолию, так как опалу свойственно питать в нем непрерывные обманчивые надежды. Вообще он добр и не приносит зла тем, кто живет в мире собственных фантазий..."
Опал, как и адулар, считается камнем Луны и Нептуна.
Красота жемчужно-радужного опала привлекала не только мистиков и мастеров-ювелиров, она будила воображение поэтов и живописцев, отчего рождались чудные метафоры. А. И. Герцен, путешествуя по Италии, увидел в мягкой дымке, окутывающей горы Тосканы, "опаловые дали".
|
ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ
ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ (нем. Feldspat, от Feld — "поле" и Spaten — "заступ, лопата") — группа минералов, не имеющих металлического блеска, которые раскалываются при добыче на пластины. К ним относятся известковые (калиевые), плавиковые, натриевые, бариевые шпаты. Их добывают из пегматита (греч. pegma — "крепкая связь") — спрессованных вулканических пород различного состава.
К полевым шпатам относят известный в ювелирном искусстве "лунный камень", прозрачную разновидность ортоклаза с голубоватым сиянием; в Швейцарии ему дали название адулар.
Другую разновидность "лунного камня" сероватого цвета с легкой иризацией именуют альбитом (франц. albite — "белесый").
По составу он представляет собой алюмосиликат натрия, а по характеру кристаллизации относится к плагиоклазам (от греч. plagios — "косой" и klasis — "расщепление").
Разновидностью плагиоклаза является лабрадорит, минерал, который используют в ювелирном искусстве и в архитектуре для облицовки зданий.
Из полевых шпатов получают самую прочную, тугоплавкую глазурь для фарфора.
|
ПОРФИР
ПОРФИР (от греч. porphyreos — "пурпурный") — общее название минералов вулканического происхождения, в которых на фоне мелкозернистой массы темно-красного цвета присутствуют крупные светлые включения кристаллов силикатов или кварца. Так называемая порфировая структура придает этим минералам характерный пятнистый узор, например: гранит-порфир, кварцевый порфир.
Из розового шведского эльфдальского гранит-порфира изготовлена ваза, установленная в южной оконечности Летнего сада в Петербурге. В 1839 г. эту вазу подарил императору Николаю I шведский король Карл Иоанн XIV.
|
РОДОНИТ
РОДОНИТ (ср.-греч. rodonites — "розовый") — минерал, ценный поделочный камень, разновидность кремнеземнокислого марганца, в котором часть марганца замещается железом, кальцием или цинком. Отсюда разнообразие окраски: от светло-розового до ярко-красного или коричневато-красного, иногда с фиолетовым оттенком и темными вкраплениями или прожилками.
Наиболее разнообразные оттенки родонита встречаются на Урале. Месторождение этого камня к югу от Екатеринбурга исследовали в 1792—1797 гг. Большую группу силикатных марганцевых уральских руд называли вначале "роговиками", затем появилось название "орлец" (оттого, что некоторые камни находили в гнездах орлов скалистых Уральских гор).
В 1819 г. в Германии появился термин "родонит". В 1829 г. немецкий ученый Г. Розе идентифицировал уральский орлец с родонитом. Помимо общего названия "родонит" используют: родохрозит (от греч. rodochroos — "цвета розы") — камень ярко-розовой окраски, спессартин (марганцевый гранат желтовато-бурой окраски), бустамит (греч. boustamites — "бычачий, бурый, волокнистый") — минерал бурого оттенка и волокнистой структуры.
Родонит хорошо режется, полируется. Из этого минерала изготовляли знаменитые монументальные вазы эпохи русского классицизма.
Ярко-красные разновидности иногда неточно именуют рубиновым шпатом, светло-розовые — облачным камнем.
Причисление родонита к агату или яшме неправильно, поскольку не соответствует химическому составу этих минералов.
Родонит добывают также в Индии, Австралии и в США, в Калифорнии.
|
РУБИН
РУБИН (через нов.-верх.-нем. Rubin, из ср.-лат. Rubinus, от Rubeus — "красный") — минерал, разновидность корунда ярко-красного цвета. Другое название камня — балангус. Прозрачные рубины считаются драгоценными камнями.
Красный рубин является одним из священных камней наперсника иудейского первосвященника.
В Средневековье слово "рубин" прилагали ко всем камням красного цвета, однако со временем рубинами стали называть только красные корунды. Окраску им придает примесь окиси хрома.
Рубин часто ставят на второе место после алмаза среди самых красивых камней.
Рубин со слегка лиловатым оттенком называют камнем цвета "голубиной крови", светло-розовой окраски — розовым сапфиром.
Лучшие образцы рубинов находят на Цейлоне, в Китае и Индокитае.
Самые красивые и крупные рубины в древности находили в Индии, где их считают священными камнями. На о. Цейлон (с 1972 г. Шри-Ланка) есть местность под названием Ратнапуро ("Город рубинов"). Крупнейшие месторождения темно-красных рубинов расположены в долине Могок в Северной Бирме. По традиции правителя Бирмы именуют "хозяином рубинов".
В эпоху Великих Моголов (XVI—XVII вв.) придворные ювелиры изготавливали дорогие сосуды из золота, сплошь усеянные ярко-зелеными изумрудами и малиновыми рубинами в сочетании с жемчугом, эмалями , сверкающими бриллиантами. Эти изделия составляют мировую славу ювелирного искусства Индии. В 1739 г. правитель Ирана Надиршах захватил столицу Великих Моголов г. Дели и стал хозяином всех сокровищ столицы. В петербургском Эрмитаже находятся 17 золотых изделий с изумрудами, бриллиантами и рубинами — посольский дар Надиршаха российскому императорскому дому.
В Древнем Риме рубин из-за его окраски считали камнем бога войны Марса.
В странах Ближнего Востока и Центральной Азии рубин всегда ценили выше алмаза и считали, что созерцание рубина рождает влечение к великим свершениям.
В истории славились рубины, принадлежавшие французской королеве Марии Медичи (1600—1642) и императору Рудольфу II.
"Рубин королевы Виктории" украшает корону Соединенного королевства (Великобритании).
РУБИН — благотворный камень июля, магический талисман, символизирующий неуязвимость, долголетие, пылкую и страстную любовь. Как и гелиотроп, он придает мужество, отвращает дурные мысли и помогает соблюдать воздержание.
Рубин хорошего человека делает еще добрее, а злого превращает в злодея.
Камень использовался в качестве противоядия. Считалось, если рубин потемнел, то его владельцу грозит опасность.
Камень также применяли для любовных приворотов. Считалось, что рубин приносит счастье и мир.
Носить на себе рубин в виде подвески — значит быть достойным уважения людей. Его дарят на сороковую ("рубиновую") годовщину свадьбы.
Астрологически рубин соответствует знакам Льва и Козерога.
Считается, что камень способен пьянить человека без вина, что с его помощью исцеляются сердце и мозг, улучшается память.
|
САПФИР
САПФИР (через лат. sapphirus, от греч. sappheiros, из др.-евр. šappir — "сияющий"; др.-инд. canipriya — "синий") — минерал, разновидность корунда синего цвета. Драгоценный камень.
В античности словом "сапфир" называли все минералы синей окраски. Темно-синие минералы именовали кианом (греч. kyanos — "синь"). Бесцветные прозрачные кристаллы корунда называются лейкосапфирами (греч. leukos — "белый, бесцветный").
Сапфиры со "звездчатым" рисунком, возникающим от отраженных лучей света в виде шестилучевой звезды, называют астериями, или астросапфирами.
Красивый камень дымчато-голубой окраски иногда называют "водяным сапфиром", или "рысьим сапфиром", в действительности этот минерал является кордиеритом.
В античности светлый прозрачный сапфир считали камнем Венеры и связывали с зодиакальным созвездием Водолея.
В Риме сапфир называли также камнем Юпитера и Сатурна. В древнеримской мифологии Сатурн олицетворял зиму и воздушную стихию, отсюда мифическая этимология: сапфир — камень, "любимый Сатурном".
Перстень с этим камнем должен был приносить удачу в сентябре.
Голубой сапфир связывали со стихией воздуха.
Согласно поверьям, сапфир излечивает от меланхолии. Созерцание этого камня "облегчает сосредоточение сил", освобождает от "всех болезней души и тела, неверности, гнева и страстей", однако его владелец "должен быть целомудрен и добр". Сапфир "охлаждает страсти, однако в древности женщина, желая разжечь желание мужчины, держала его над кубком, прежде чем дать ему выпить".
Сапфиры добывают в Кашмире (Индия), на о. Цейлон (Шри Ланка), в Юго-Восточной Азии, Афганистане, на юге Африки.
В представлениях буддизма, сапфир "насылает на душу мир и покой", изгоняет злые мысли за счет "установления правильной циркуляции".
Голубой сапфир находился в наперснике иудейского первосвященника.
Древние иудеи считали, что Скрижали Завета, данные Богом Моисею на горе Синай, были сделаны из "божественного сапфира", который Творец, отломав от Своего
|
|
|
|