ФАРФОР
ФАРФОР (арабск. fagfur, fahfuri от др.-персидск. bagaputhra — "калька" кит. Tieng-tze — "Сын неба", эпитет китайского императора) — разновидность керамики, изделия из тонкой белой глины со спекшимся, "остеклованным" черепком. Другие названия: турецк. čini ("китайский"); итал. porcellana, по сходству с porcellino — морская раковина "поросенок" с белоснежной блестящей поверхностью; англ. china ("китайский").
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.
Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.
Раскопки 1950—1963 гг. в Аньяне (город в Китае, в бассейне р. Хуанхэ) подтвердили производство так называемого протофарфора (греч. protos — "первый, начальный") в Китае в период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Изделия тонкого фарфора из совершенной белой массы относятся к периоду Тан (618—907).
Фарфор не случайно долгое время оставался для европейцев "китайским секретом". Для его производства необходимы три основных условия, которые свойственны характеру китайцев: абсолютная чистота и тщательность технологии, великое терпение и необыкновенная любовь к материалу. Об этом свидетельствуют старинные названия фарфора и названия глазурей, которые издавна применяли китайские мастера: "цвета луны", "голубого тумана", "цвета неба после дождя", "павлиньего пера", "цвета кожи желтой рыбы"...
Основным компонентом изделий из фарфоровой массы является тонкая белая глина, свободная от примесей железа (которые привносят коричневатый или зеленоватый цвет) и органических веществ (продуктов перегноя растений).
Залежи белой глины находились неподалеку от Пекина, в местности под названием "Высокие холмы", по-китайски: каолин. Однако даже столь подходящую глину мастера средневекового Китая отмучивали и "вылеживали" в глубоких земляных ямах без доступа воздуха около 20 лет. Только после этого, когда из глины выйдут все органические примеси, ее сушили, просеивали и добавляли кварц и полевой шпат. После обжига около 90°С частички кварца образовывали остеклованную массу, которая вместе с белой глиной давала белоснежный, звонкий и слегка просвечивающий в тонких слоях черепок. Таким образом, фарфор с технологической точки зрения представляет собой переходный материал от керамики к стеклу.
Неглазурованный фарфор называют бисквитом, покрытый прозрачной глазурью он сверкает как драгоценность.
Еще одно китайское название фарфора: петун-тзе (кит. peitung-tze — "из глины и камня"), т. е. из каолина и кварца.
Для фарфора применяют не обычную свинцовую глазурь (она слишком легкоплавкая), а прозрачную глазурь на основе полевого шпата. Однородность массы и глазури (глазуровочный обжиг проводят при температуре 1300—1500°С) составляет вторую часть "китайского секрета".
Не имея каолина и не зная секрета, европейцы пытались подражать дорогостоящему китайскому фарфору, используя кремнезем, квасцы, гипс, селитру и легкоплавкую свинцовую глазурь.
"Порцелланом" вначале называли перламутр; китайский фарфор ценили в буквальном смысле на вес золота. В 1470 г. будто бы открыли "китайский секрет" в Венеции, но позднее выяснилось, что это было молочное (окрашенное в массе) стекло. Только в 1710 г. Й. Ф. Бёттгеру в Саксонии удалось получить настоящий фарфор.
В течение первой половины XVIII в. благодаря опытам Й. Г. Хёрольдта на мануфактуре в Майссене была разработана широкая палитра красок для росписи фарфоровых изделий.
Китайские мастера периода Тан расписывали изделия окисью кобальта — краской, которая после обжига давала насыщенный синий тон. Окись кобальта — единственный пигмент, выдерживающий высокую температуру, при которой обжигают изделие. Поэтому долгое время с искусством китайского фарфора ассоциировался сине-белый колорит. Однако в 1720-х гг. китайские мастера заимствовали у европейцев сначала зеленую, затем розовую краску (из мельчайших частиц солей золота в соединении с оловом), а также красную, желтую, лиловую. Одним из результатов обмена достижениями культуры Запада и Востока стало своеобразное "шинуазри наоборот" (франц. chinoiserie — "китайщина") — "европейщина" в изделиях традиционного искусства Китая.
В XVII в. у китайцев искусство расписного фарфора заимствовали японские мастера.
В 1746 г. Д. И. Виноградов разработал технологию производства фарфора в России.
Особенно популярны в разные годы в Европе были китайские изделия с глазурью "бычья кровь" и бледно-зеленые селадоны.
В 1748 г. английский технолог Т. Фрай на мануфактуре Бау в Лондоне изобрел отличающийся белизной так называемый костяной фарфор (в его состав добавляют 40—60% золы кости животных).
В 1717 г. начала действовать Венская фарфоровая мануфактура.
В 1740 г. — во Франции, в Венсенне. Вначале на французских мануфактурах в Севре, Меннеси, Руане и Сен-Клу использовали мягкий фарфор, но постепенно переходили к производству настоящей фарфоровой массы из каолина и полевого шпата. Мастера Севра успешно применяли ярко-синюю ("королевскую синюю") и розовую ("розовую помпадур") глазури, по которым легко узнаются севрские изделия.
В 1746—1796 гг. в Германии действовала фарфоровая мануфактура в Хёхсте, в 1747—1761 гг. — в Нойдеке, а затем в 1761 г. в Нимфенбурге, в 1755—1880 гг. — во Франкентале, с 1753 г. — в Фюрстенберге. С 1758 г. фарфоровые изделия стали выпускать на фаянсовой мануфактуре в Ансбахе. В 1763—1790 гг. фарфоровое производство существовало в Фульде. В 1760 г. основана мануфактура в Клостер-Файльсдорфе, в 1756—1758 гг. — в Людвигсбурге (действовала до 1824 г.), в 1751 г. — в Берлине, в 1757 г. — в Готе, в 1763 г. — в Валендорфе (Тюрингия). В 1720 г. с помощью К. Хунгера из Майссена братья Вецци наладили производство фарфора в Венеции. Для большей пластичности в процессе формования в фарфоровую массу иногда добавляют трагаит.
В Англии помимо мануфактуры в Бау в 1751 г. начало действовать фарфоровое предприятие в Ворчестере (Вустере), около 1748 г. — в Дерби (в 1786 г. мануфактуры в Бау, Дерби и Челси были объединены).
Для массового производства фарфоровых изделий используют шликер— жидкую фарфоровую массу, которую отливают в гипсовые формы. После сушки изделия обжигают, покрывают росписью (подглазурная роспись) и обжигают вторично. Если роспись осуществляют по глазури, ее называют надглазурной и обжигают в муфельных печах при малой температуре, позволяющей сохранить разнообразную палитру "муфельных" красок.
В середине XVIII в. на германских мануфактурах была разработана красочная роспись цветами "вразброску", она стала типичной для искусства фарфора.
Для украшения фарфоровых изделий используют рельефный (оттискивается в формы) и лепной декор. На мануфактуре в Майссене с этой целью применяли кружева. Кружевную ткань окунали в шликерную массу и прикрепляли к изделию. Во время обжига ткань выгорает, а тонкий ажурный декор остается, сплавляясь с изделием. Близкую технику использовали для создания тарелок с "кружевным бортом".
"РИСОВОЕ ЗЕРНО" (франц. "grain de riz") — технический прием декорирования изделий из фарфора. В необожженную "сырую" массу вставляют рисовые зерна в определенном порядке, во время последующего обжига зерна сгорают и оставляют небольшие отверстия, которые покрывает прозрачная глазурь, отчего возникает сетчатый орнамент из просвечивающих "окошек". Этот прием западноевропейские мастера заимствовали из китайского фарфора периода "чен-лунг" (1736—1795). Близкий прием использовали персидские керамисты селения Гомрун в XVII—XVIII вв. Позднее технику упростили, отверстия вырезали и покрывали прозрачной глазурью в несколько слоев. Другое название техники "рисовое зерно" — транслюсид (от лат. trans — "через, насквозь" и lucidus — "просвечивающий").
Ажурные "плетенки" делают прорезным штампом.
Классика художественного фарфора — использование белого фона в сочетании с полихромной росписью и позолотой.
Отдельную разновидность декоративного искусства составляют миниатюрные расписные фигурки из фарфора — мелкая пластика. Лучшие образцы создавал на Майссенской мануфактуре выдающийся художник Й. И. Кендлер. Для мелкой пластики обычно применяют специальный состав фарфоровой массы, не содержащей полевого шпата (такую массу разработали на берлинской мануфактуре в середине XVIII в.).
Фигурками из неглазурованного фарфора — бисквита — прославился французский скульптор Э.М. Фальконе. С 1847 г. особенный бисквит использовал Т. Минтон в Англии.
За несколько столетий искусство изделий из фарфора породило многие приемы декорирования и разнообразные формы.
В России помимо продукции Императорского фарфорового завода в Петербурге большое значение в XIX в. имела деятельность частных заводов Гарднера, Батенина, товарищества Кузнецовых. Художественный фарфор относится к камерной разновидности декоративно-прикладного искусства и часто, обычно в отношении продукции невысокого качества, ассоциируется с "безделицами", багателями , недостойными серьезного изучения, считается воплощением мещанского, купеческого вкуса. Тем не менее изделия из фарфора — традиционный предмет коллекционирования. Русский писатель, поэт и художественный критик Г. В. Иванов в книге воспоминаний дал своеобразное определение этой разновидности искусства:
"Когда я слышу слова „старинный фарфор“, я испытываю нежность, смешанную с отвращением. Сознаюсь, я до сих пор неравнодушен к этим затейливым вещицам, олицетворяющим блаженную праздность, изящное ничегонеделанье, раззолоченный и разукрашенный сон ума и души... В художественном фарфоре — дан какой-то предел и изощренности и ограниченности человека. Как море, на которое вылито масло, успокаиваются бури искусства, затихают раздиравшие его страсти. Все восхитительно мельчает, изысканно глупеет, засыпает волшебно-кукольным сном. Мука становится сентиментальной грустью, счастье превращается в удовольствие, прекрасное делается красивым, безусловное — условным, величественное — грациозным. И утончившись до предела, искусство готово умереть от упоительной анемии, очаровательного вырождения, прелестного размягчения мозга. Это и есть фарфор".
Фарфор коллекционировали саксонский курфюрст Август II Сильный, прусский император Фридрих II, российский император Петр I, австрийская императрица Мария Терезия. Известными собирателями старинного фарфора были русский историк искусства А. И. Сомов, отец знаменитого художника объединения "Мир Искусства" К. А. Сомова, И. М. Эзрах (1898—1991), значительная часть его коллекции ныне хранится в музее Петергофа и в Русском музее в Петербурге.
|