Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 45 гостей онлайн

Мы в контакте


Самоцветы (а - з) - Гранит PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 
Художественные материалы
Индекс материала
Самоцветы (а - з)
Авгит
Агат
Адулар
Аквамарин
Аксинит
Александрит
Алмаз
Альмандин
Аметист
Андезит
Базальт
Берилл
Бирюза
Брекчия
Бриллиант
Вивианит
Вулканоли
Габбро
Гагат
Гелиотроп
Гематит
Горный хрусталь
Гранат
Гранит
Диабаз
Диоптаз
Диорит
Жад
Жемчуг
Все страницы

 

ГРАНИТ

ГРАНИТ (итал. granito от лат. granum — "зерно") — минерал зернистой структуры, глубинная магматическая порода, состоящая из полевого шпата, кварца и слюды. Родственна базальту и диориту, относится к вулканолям.

Гранит — ценный материал в скульптуре и архитектуре, где применяется для облицовки зданий. Зернистость гранита удивительным образом сочетается с однородностью строения, поэтому гранит прочен, хорошо шлифуется и может быть отполирован до зеркального блеска. В природе встречается, особенно в Северной Европе, на поверхности, в виде скал и валунов.

Без гранита невозможно представить образ "Северной Пальмиры" Петербурга. Гранитом облицованы набережные, здания, из гранита высечены статуи. Из огромного Выборгского массива, северо-западнее Петербурга, при строительстве города добывался красный гранит рапакиви (финск. rapakivi — "крошащийся"). Из этого гранита высечен монолит постамента знаменитого "Медного всадника" — памятника Петру I работы Э.-М. Фальконе (1768—1782). Постамент сделан по рисунку архитектора Ю. М. Фельтена из огромного валуна под названием "гром-камень", доставленного по воде из Лахты, на северном побережье Финского залива. По рисункам Ж.-Б. Валлен-Деламота в период екатерининского классицизма из красного гранита оформлена Дворцовая набережная со спусками к воде и построено несколько изящных арочных мостов (1763—1788).

Чудо архитектуры екатерининского времени — Мраморный дворец, творение А. Ринальди (1768—1785), помимо разных пород мрамора, в первом этаже облицован плитами гранита рапакиви.

Колонны Исаакиевского собора (1818—1858) и монументальная Александровская колонна на Дворцовой площади (1829—1834) по проектам О. Монферрана также созданы из полированного красного гранита рапакиви. Этим гранитом облицованы цоколи зданий Главного Адмиралтейства, Генерального штаба, Сената и Синода. Из финского гранита рапакиви созданы фигуры львов у подножия дома графини А. Лаваль, построенного по проекту Тома де Томона на Английской набережной (1806—1809). В фигурах львов заметны признаки выветривания — финский гранит легко крошится и непрочен на криволинейных поверхностях (отсюда его название), но добытый на глубине и отполированный до блеска в одной плоскости он достаточно прочен.

Из похожего, но мелкозернистого гранита созданы египетские сфинксы из древних Фив (ок. 1450 г. до н. э.), привезенные в Петербург и установленные в 1834 г. на высоких гранитных пьедесталах набережной перед зданием Академии художеств. Их сохранность из-за прочности мелкозернистого гранита идеальна.

Структура других пород определяется включением розового полевого шпата — ортоклаза в виде овоидов, окруженных оболочкой (кольцом) белого шпата, олигоклаза, перемежающихся с серо-черным кварцем и зеленоватой слюдой. По местам добычи вблизи Петербурга розово-красный гранит именуется выборгским, питерлакским, фридрихсгамским. В конце XIX в. красноватый гранит добывали севернее Выборга; по местности он получил название антреа. Этим гранитом облицованы нижние этажи здания гостиницы "Астория", памятника архитектуры северного модерна (проект Ф. И. Лидваля).

В период Модерна в архитектуре Петербурга использовался красивого темно-вишневого тона гангутский гранит. Его добывали вблизи полуострова Ханко (шведск. Гангут).

Из серого полированного сердобольского гранита выполнены огромные фигуры Атлантов портика здания Нового Эрмитажа (1849; скульптор А. И. Теребенев по проекту Л. фон Кленце). Этот гранит добывали у поселка Сердоболь (финск. Сортавала) у северной оконечности Ладожского озера.

Колонны чудесной ограды с северной стороны Летнего сада в Петербурге (проект Ю. М. Фельтена, 1770—1784) также вытесаны из розово-серого гранита рапакиви. На южной стороне сада в 1839 г. установлена монументальная ваза из розового эльфдальского порфира (разновидность гранита) — подарок шведского короля Карла Иоанна XIV российскому императору Николаю I.

Петербург — воистину "гранитный город". Тяжелая, "гранитная поступь" хорошо подходит городу, низкому северному небу и свинцовой тяжести Невы. Слово "гранит" пронизывает поэтические описания северной столицы:

В гранит оделася Нева

(А. Пушкин)

 

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.