АРАБСКОЕ ИСКУССТВО
АРАБСКОЕ ИСКУССТВО (греч. Arabia, арабск. a’rab — "житель пустыни, пустынник" от древн.-евр. Araba — "сухая, бесплодная страна") — исторический тип искусства, характерный целостностью художественного стиля и имеющий достаточно четкие хронологические границы.
Арабское искусство складывалось в V в. до н. э. — VII в. н. э., когда разрозненные племена Аравийской пустыни стали продвигаться на запад, завоевывая новые земли и народы. Завершает эпоху господства арабов XVI век, когда арабский мир был поглощен турецкой империей Османов.
Вначале слово "Аравия" означало лишь небольшую часть Аравийского полуострова, заселенную племенами, считавшими своей прародительницей ветхозаветную Агарь, наложницу Авраама и мать Измаила.
В 640 г. арабы завоевали Сирию и Палестину, в 642 г. — Египет, в 649 г. — Карфаген. В VIII в. арабская конница прошла по побережью Северной Африки и, переправившись через Гибралтар, захватила большую часть Испании. Арабские воины служили в войсках Ахеменидов, а позднее были союзниками Византии и Сасанидского Ирана.
Арабское искусство — условное понятие, в котором объединяются различные проявления художественной деятельности евразийских народов в Средневековье не по этническому, а по историко-географическому признаку. В ходе интенсивной исламизации покоренных государств, распространения арабского языка, традиционные формы византийского, эллинистического, египетского, персидского, сирийского искусства выявляли некоторые общие черты и в VIII—X вв. стали называться арабскими. Так, в западной части Арабского Халифата — Месопотамии — все жители, независимо от национальности, называли себя арабами. К арабам причисляли себя и не принявшие ислам сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, копты.
Многие выдающиеся произведения искусства, рождавшиеся в средневековье на почве иранской, сирийской, египетской культур, обрели классическую форму именно в "арабский период". Поэтому понятие арабского искусства шире понятия мусульманского искусства, хотя последнее имеет подчас большую идейную глубину и стилистическую целостность.
Расцвет арабского искусства связан с багдадской школой при династии Аббасидов (750—1258). Благодаря арабам в VIII—X вв. вестготская Испания, а затем и другие европейские страны узнали древнегреческую философию, медицину, геометрию, математику, астрономию. Труды античных ученых переводились сначала на арабский язык, а затем с арабского на латинский. Арабы принесли в Европу архитектуру и ремесла, заимствованные ими у древнейших культур Ближнего Востока. Именно таким образом в испано-мавританской архитектуре и во всем западноевропейском романском искусстве соединились Запад и Восток, греческая колонна и арабская арка. Сводчатые перекрытия арабы заимствовали в Месопотамии и принесли их в Европу. Поэтому и мотив аркады, опирающейся на колонны, "открытый" художниками Итальянского Возрождения, имеет не античное, а восточное, арабское происхождение. Характерная для испано-мавританской архитектуры подковообразная арка получила у европейцев название "аравийской".
Типичными для арабской архитектуры были купола (их внутренние поверхности обработаны системой малых арок — сталактитами), высокие башни — минареты, также месопотамского происхождения, и введенная византийцами двуцветная, "полосатая" кладка стен.
Наиболее ортодоксальные школы ислама в борьбе с иными верованиями накладывали запрет на изображение живых существ. В ответ на это арабские художники создали изощренное орнаментальное искусство. Яркое слепящее солнце и бескрайние песчаные пустыни повлияли на колористический строй арабского искусства, — яркие краски, блеск глазурей, эмалей и драгоценных камней.
В Европе получила распространение арабская поливная керамика с куфическими надписями, изразцы с геометрическим орнаментом, сирийское стекло, расписанное цветными эмалями и люстром, парчовые и вышитые золотом и серебром шелковые ткани.
В России причудливые орнаменты восточного происхождения получили общее название "арапская живопись".
Красивый полудрагоценный камень агат, восточного происхождения, так же как и небесно-голубую бирюзу, именовали "арабским камнем".
Сирийский город Дамаск при арабах стал всемирно известным центром художественных изделий из стекла, фаянса, ковров, шелковых тканей, оружия из знаменитой "дамасской стали".
Наивысшего расцвета арабское искусство достигло в XII—XVI вв. на огромных территориях: от Испании на Западе до Индии на Востоке. В 1171 г. арабский халиф Саладин стал султаном Египта, в 1187 г. он отвоевал у крестоносцев Иерусалим. В 1250 г. М. Бахри, раб-воин, служивший прежде в войске турецких султанов, основал в Египте правящую династию Мамлюков (арабск. Mamluk — "невольник"). Эта династия правила Египтом и частью Сирии вплоть до завоевания их Османской империей в 1517 г. При дворах Мамлюков работали арабские художники. Один из высочайших взлетов искусства Индии связан с периодом Великих Моголов (1550—1650) — арабских правителей, при дворе которых, прежде всего при знаменитом императоре Акбаре (1556—1605), работали выдающиеся мастера.
Многие произведения ювелирного искусства, мозаики, чеканки по металлу, резьбе по камню и, наконец, "чудо света" — мавзолей Тадж-Махал в Агре (1629—1650) созданы в этот период.
Искусство арабского Востока позднее получило обобщающее название Левант (арабск. Levant — "Восток"), а стран арабского Запада (северо-западной Африки: современного Алжира, Туниса, Марокко) — искусство Магриба (арабск. Magrib — "Запад").
ЛЕВАНТ (итал. levante, от лат. levant — "страна восходящего солнца"; levare — "поднимать") — старинное название стран Востока, арабских государств от Малой Азии до Индии и Китая. Иначе — АНАТОЛИЯ (турецк. Anadul, греч. Anatolia — "Страна Востока" от Anatoli, Anatello — "восход солнца, восток") — обобщающее название древних государств Малой Азии, на восток от Эллады: хеттов, амореев, армян. На рубеже 4—3 тыс. до н. э., в период энеолита (меднокаменного века), культура народов Анатолии оказывала решающее воздействие на формирование искусства восточного средиземноморья, эгейского мира, Киклад, Крита и Микен, расцвет древней Трои — Илиона, распространение геометрического стиля орнаментации каменных, керамических и бронзовых изделий.
МАГРИБ (арабск. magrib — "место заката", "запад") — условное название западной части мусульманского мира, сложившейся после завоеваний арабами в VII—VIII вв. Египта, Северной Африки и Испании. Арабский Восток в Средневековье именовался "Машрик" (в романских языках — Анатолия, Левант). В культуру арабского Магриба обычно включают искусство народов, населяющих современные территории Алжира, Туниса, Марокко, а в Средние века — Южной Италии, островов Сардиния и Сицилия, находившихся под арабским влиянием.
В эпоху Крестовых походов XI—XIII вв. изделия арабов, в особенности из мастерских Дамаска, привозили в Европу.
В искусстве Итальянского Возрождения существенное значение имело творчество арабских художников, работавших в Венеции, Южной Италии и на Сицилии. Но позднее, в XVI—XVII вв., в период господства академического Классицизма, "арабский стиль" казался чем-то инородным, и это оригинальное искусство было европейцами почти забыто.
Скажи мне, чертежник пустыни,
Арабских песков геометр.
Ужели безудержность линий
Сильнее, чем дующий ветр?..
О. Мандельштам
|