САМОЦВЕТЫ
МИНЕРАЛ (франц. minéral, от ср.-лат. minerale — "выступающий, обваливающийся") — твердое тело, образовавшееся в результате естественных, природных процессов в земной коре. Материал изобразительного искусства.
ДРАГОЦЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (самые дорогие, наивысшей ценности) — материалы, в наибольшей степени удовлетворяющие трем основным требованиям: красоте (блеску, сиянию), редкости, долговечности (прочности). Таких материалов, иначе называемых благородными, в равной степени отвечающих строгим требованиям, сравнительно немного. Из металлов: золото, платина, электрум (сплав золота и серебра), серебро (хотя оно и окисляется на воздухе), позолоченое серебро. Из минералов по прочности и красоте первое место занимает алмаз (в ограненном виде — бриллиант ), далее следуют рубин, сапфир, изумруд.
В разное время к драгоценным камням причисляли различные минералы в зависимости от их символического значения. В библейской традиции камни символизируют добродетели, а их блеску приписывали магическую силу. Библия сообщает о двенадцати драгоценных камнях в четырехугольном наперснике (нагруднике) иудейского первосвященника, на которых были начертаны имена двенадцати колен Израилевых "для постоянного памятования о них пред Господом" (Исх. 28:15—30). Это: ярко-красный рубин, желтый прозрачный топаз, зелено-голубой изумруд, темно-красный карбункул, голубой сапфир, бесцветный алмаз, яхонт, молочный, "цвета морской пены" агат, фиолетовый аметист, золотистый хрисолит, переливчатый оникс, зеленый аспид.
В Апокалипсисе (Откр. 21:19—20) основаниями Нового Иерусалима являются яспис, сапфир, халкидон, смарагд, сардоникс, сердолик, хрисолит, вирилл (берилл), топаз, хрисопрас, гиацинт и аметист. К драгоценным камням в качестве ворот Нового Иерусалима был причислен жемчуг.
Названия камней со временем менялись. В древности разные камни иногда называли по внешнему сходству одинаково, и напротив — один и тот же минерал в зависимости от окраски получал разные наименования.
В настоящее время к драгоценным камням причисляют также аквамарин , александрит, альмандин, гранат, опал, лазурит, турмалин, родонит, благородную шпинель, циркон.
К полудрагоценным, или поделочным, камням (самоцветам) относят гелиотроп, бирюзу, аметист, горный хрусталь, агат, лазурит, обсидиан, сердолик, халцедон, лабрадор, эпидот. К полудрагоценным материалам причислены гагат , коралл, перламутр, слоновая кость, панцирь черепахи (бисса), янтарь (амброид). Из этих материалов делали амулеты и талисманы.
ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ — минералы, в меньшей мере обладающие качествами драгоценных — красотой, редкостью, долговечностью (прочностью). В истории одни и те же минералы и их разновидности относили и к драгоценным, и к полудрагоценным материалам, в зависимости от господствующей эстетики, возможностей разработок и технологии обработки камней. К тому же названия материалов менялись. Так, в древности к драгоценным камням причисляли полудрагоценные — жемчуг, горный хрусталь, сардоникс, сердолик. Ныне к полудрагоценным камням относят также агат, бирюзу, аметист, гелиотроп, диоптаз, лабрадор, лазурит, нефрит, обсидиан, халцедон, эпидот, хрисопраз. Поскольку эти минералы используют для резьбы и относительно крупных изделий, они имеют второе название — поделочные камни. Разнообразная окраска дала им еще одно наименование — самоцветы.
В Китае особо ценили жад и нефрит.
В христианской иконографии горный хрусталь и слоновая кость считаются символами Девы Марии, поскольку они сами не излучают, но сверкают, отражая свет Божественный. Свойственный многим камням аллохроматизм (подвижность окраски) также считался божественным.
АЛЛОХРОМАТИЗМ (от греч. alios — "чужой, изменчивый" и chroma — "цвет") — одно из двух основных свойств окраски драгоценных камней. Не связано непосредственно с химическим составом минерала, а зависит от примесей. Так прибавление небольшого количества окиси хрома к бесцветному корунду превращает этот камень в ярко-красный рубин. А соединение железа и титана окрашивает тот же корунд в синий цвет, и тогда такой камень называют сапфиром. Элементы, изменяющие окраску драгоценных камней, именуются хромофорами (греч. chromophoros — "несущие окраску"). Параллельное словообразование в русском языке: самоцветы — прозрачные, но ярко окрашенные драгоценные камни. Другое свойство окраски драгоценных камней — изначальный, основной цвет, присущий именно этой породе, — называется идиохроматизмом (от греч. eidos — "вид, образ" и chroma — "цвет"). Изменение цвета в зависимости от освещения называется люминесценцией . В более широком значении аллохроматизм — многообразие полутонов, нюансов, валёров; способность красок создавать множественность оттенков, богатство палитры, сложность колорита.
ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ (от лат. luminis — "свечение" и escentis — "выход, движение изнутри") — эффект свечения вещества под воздействием внешней энергии, например блеск, сияние драгоценных камней. Под воздействием световых лучей они играют так, будто сияют изнутри.
Прозрачные кристаллы драгоценных камней, поглощающие и излучающие Свет Божества, представляют собой "центры жизни".
В астрологии свойства камней ставятся в зависимость от положения планет.
В Новом Завете старинные камни распределены между учениками Христа.
Мистическая традиция связывает драгоценные камни с днями недели и характером античных божеств, распределяя их в "Регалиях Волшебника" следующим образом:
- "В Воскресенье (день Солнца) — золотой жезл с рубином или хрисолитом,
- в понедельник (день Луны) — жемчуг, хрусталь и селенит,
- во вторник (день Марса) — стальной жезл и стальное кольцо с аметистом,
- в среду (день Меркурия) — ожерелье из жемчуга и кольцо с агатом,
- в четверг (день Юпитера) — резиновый жезл и кольцо с эмеральдом или сапфиром,
- в пятницу (день Венеры) — медный жезл, кольцо с бирюзой и корону с бериллами,
- в субботу (день Сатурна) — жезл из оникса и цепь из олова".
Драгоценности всегда служили украшениями, но даже в этом они имеют скрытый смысл — в одеяниях принцесс и королев, ожерельях и браслетах они показывают: достоинства той, что их носит, превосходят ценность самых дорогих материалов. Эта идея является главной в ювелирном искусстве. Драгоценности, спрятанные в шкатулке, символизируют интуитивное, скрытое знание либо соблазн, искушение.
Во многих мифах, преданиях рассказывается, что сверкающие камни были когда-то изъяты из голов змей и драконов — они служили им глазами (либо образованы из змеиной слюны). Отсюда поверье о магической силе "кошачьего" или "тигрового глаза" и рассказы о том, как драконы охраняют сокровища. Глаза древних бронзовых и каменных статуй инкрустировали драгоценными камнями. Огранка драгоценных камней символизирует духовное совершенствование человека, "просветление души". Однако в действительной жизни обладание драгоценностями играет порой противоположную роль.
КАБОШОН (франц. cabochon — "кругловатый" от caboche — "башка, круглая голова") — драгоценный или полудрагоценный камень, обработанный в форме шара или полусферы.
В древнерусском ювелирном искусстве XIV—XVII вв. использовали басменное, гравированное, иконописное либо рисованное черной тушью по золоченой бумаге изображение, которое помещали в центре панагии (нагрудной иконы) и накрывали полированной полусферической линзой из стекла или горного хрусталя. Такие иконы назывались "под хрусталем", позднее — кабошонами.
|