Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 45 гостей онлайн

Мы в контакте


Самоцветы (а - з) - Алмаз PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 
Художественные материалы
Индекс материала
Самоцветы (а - з)
Авгит
Агат
Адулар
Аквамарин
Аксинит
Александрит
Алмаз
Альмандин
Аметист
Андезит
Базальт
Берилл
Бирюза
Брекчия
Бриллиант
Вивианит
Вулканоли
Габбро
Гагат
Гелиотроп
Гематит
Горный хрусталь
Гранат
Гранит
Диабаз
Диоптаз
Диорит
Жад
Жемчуг
Все страницы

 

АЛМАЗ

 

АЛМАЗ (татарск. almas через арабск. от греч. adamas — "непреодолимый, несокрушимый") — драгоценный камень, обладающий наибольшей твердостью; чистый углерод, кристаллизовавшийся под воздействием вулканических процессов.

АЛМАЗ — мистический камень-талисман.

Происходит от арабского "элмаз"; по-халдейски назывался "худан", т. е. "божественный"; греки именовали его "адамант" — "неодолимая сила".

В ювелирном искусстве используются определенным образом ограненные и шлифованные алмазы, называемые бриллиантами. Ценятся необычайно высоко за их твердость, прозрачность, способность сверкать, преломляя лучи света. Наиболее дорогие — бесцветные алмазы "чистейшей воды", но встречаются и камни различной, весьма тонкой окраски: розовой, голубой, желтой, зеленой, красно-бурой и даже черные алмазы. При нагревании алмазы могут менять свой цвет. Добываются в Индии, Южной Африке, Бразилии.

Этот удивительный минерал известен людям около пяти тысяч лет, его описания всегда сопровождаются словом "самый" — самый твердый, самый сверкающий, самый редкий, самый прекрасный, самый дорогой...

Главный мотив камня — духовная крепость.

В глубочайшей древности алмаз считался чудесным камнем Солнца, дарующим добродетель, мужество и победу в сражении.

В античности ценился превыше всех других камней, его описание приводит Плиний Старший.

По одной из версий, этимологически слово "алмаз" восходит к санскритскому dyu ("высшее светящееся существо"). В сакральных эмблемах изображение блеска алмаза символизирует "Божественный центр" добра и силы.

На Руси слово "алмаз" впервые упомянуто в книге А. Никитина "Хождение за три моря" (1466—1472), архаичная форма — адамантъ. С его символикой связано выражение "адамант веры". Иван IV Грозный утверждал, что алмаз укрощает ярость и сластолюбие, способствует воздержанию и целомудрию.

В Древней Индии, откуда попадали в Европу наиболее знаменитые бриллианты, считалось, что алмазы образуются из "пяти начал природы": Земли, Воды, Неба, Воздуха и Энергии. Каждой касте посвящались особые камни: брахманам — самые дорогие, бесцветные; кшатриям — слегка окрашенные; вайшьям — зеленые и шудрам — серые.

С точки зрения персов и турок, длительное созерцание алмаза разгоняет хандру, снимает с глаз завесу, делает человека более проницательным, облегчает роды, удаляет веснушки, способствует расположению властей предержащих, развивает память, побеждает врагов, приводит в бегство диких и ядовитых животных. Камень приносит счастье, если привязать его к левой руке. Он используется как целебное средство от отравления, сумасшествия и блуждающих духов.

Пособия по практической магии сообщали, что разбить алмаз можно, размягчив его свежей и теплой козлиной кровью. Буддистское предание сообщает о монахе, посвятившем всю жизнь тому, что пытался распилить конским волосом алмаз, чего и достиг перед самой смертью.

При помещении алмаза рядом с магнитом он уничтожает его притягательную силу. Алмаз делает бессильными яды и отгоняет страхи, вследствие чего называется анхитом. Он рассеивает дурные сновидения. Большим знатоком и ценителем магических сил алмаза был Альберт Великий.

Алмазы делились на "мужские" и "женские". Считалось также, что алмаза боится дьявол и что этот камень усиливает остроту ума, укрощает ярость, способствует воздержанию и целомудрию, обезвреживает яды. Но в руках преступника он действует против него. Он никогда не приносит пользы тому, кто его купил; добытый нечестным путем, приносит одни несчастья.

Пристальное созерцание камня "чистой воды" разгоняет хандру и настраивает человека на веселый лад.

Алмаз в золотом венце древнегреческой богини моря Амфитриты — орган духовного зрения, ясновидения.

Согласно византийскому "Физиологу", алмаз, или адамант, может отпугивать призраков и завоевывать благосклонность женщин.

Привязанный к руке женщины, он помогает ей разрешиться от бремени.

"Алмаз угоден царям, но... имеющий внутри пятна этот камень становится самым несчастливым, роковым... Его неподдающаяся твердость уступает горячей крови козла. Этот камень находят в восточной стороне и находят не днем, но ночью. Адамантом же называется, потому что все одолевает, сам же ничем не одолевается... ибо поистине, согласно пророку, „восток — имя ему“... И были люди, подобные адаманту, таким был Иов, человек с востока солнечного, который не мог быть побежден злом; такими были Апостолы, восток возлюбившие... Адамант есть Господь наш Иисус Христос... он ничем не одолевается и противостоит козням дьявола... мужественно претерпев, не был побежден. Так же да мыслится и весь лик пророков и праведников".

В истории многих народов красота алмаза связана с символикой света и добра. Но более всего алмаз ассоциируется с тайнами Востока, сказками о Синдбаде Мореходе, Багдадском воре и сокровищах Агры. Индия долгое время была родиной всех наиболее знаменитых "исторических алмазов", получавших романтические названия: "Регент" (собственность Наполеона Бонапарта), "Кох-и-Нор" ("Гора Света"), "Орлов" (находившийся в скипетре Российской державы), "Дерианур" (из сокровищницы персидских шахов), "Шах" (собственность Великих Моголов), "Евгения", "Звезда Востока".

Алмазы всегда были предметом честолюбия, коллекционирования и символом власти, процветания. Совершенно бесцветные алмазы крайне редки. Их окраска зависит от содержания небольших примесей и особенностей огранки.

В Средневековье алмаз стали называть "диамантом" (diamant от лат. формы adiamentem).

В эпоху Возрождения алмазы оправляли в золото. Однако Б. Челлини, знаменитый ювелир, в "Трактате для златокузнецов" (1568) советовал "окружать алмаз черной фольгой, чтобы придать ему больше огня".

Особенно хорош алмаз в серебряной ажурной оправе, поскольку золото придает камню желтоватый оттенок.

Опытные ювелиры компонуют алмазы звездообразно, так, чтобы наиболее выгодно обыграть преломление световых лучей. Эффектно пользуются этим приемом мастера прославленной парижской фирмы Картье.

Существует и индустрия подделок, за бриллианты иногда выдают топазы, горный хрусталь, стразы.

"Беспорядочные", неправильные кристаллы алмаза, а также их обломки, не находящие применения в ювелирном деле, называют "борт" (boart).

БОРТ (ст.-франц. bord, bort — "неполноценный") — драгоценный камень, алмаз с неправильной, беспорядочной кристаллической структурой либо обломки, мелкие камни, не находящие применения в ювелирном искусстве. Обычно используются для резания или шлифовки ценных камней.

С черными пятнышками внутри — "пике" (франц. piqué — "исколотый").

Непрозрачные алмазы "карбонаты" (португ. carbonados — "углистый") или корунд, называемый алмазным шпатом (diamantspath), чаще в виде порошка, используют в качестве абразивного материала для резания и шлифования других драгоценных камней.

Симптоматично и немного грустно, что необычайная красота камня сделала его эквивалентом материального богатства. Сколько жизней было погублено, сколько исковеркано судеб из-за этого божественного и проклинаемого людьми камня! Но и здесь природа сумела превзойти человека: как бы насмехаясь над ним, из одного и того же углерода она сотворила блестящий несокрушимый алмаз и мягкий, серый графит.


 

 

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.