Графит (от др.-греч. γράφω — пишу) — минерал из класса самородных элементов, одна из аллотропных модификаций углерода.
Графит - продукт натурального происхождения черного цвета- представляет собой один из видов кристаллического углерода в смеси с различными веществами.
Первоначально (в конце ХVI в.) графит использовался в художественной практике как чисто подсобный материал. В частности, его употребляли для загрунтовки оборотной стороны рисунка, который требовалось перевести на новый лист путем передавливания.
Более широкое применение графит как материал рисунка получил в Голландии и в особенности в Англии, где в 1664 году в Бороделле были открыты графитные копи. Еще большее распространение графит получает в конце ХVIII века, когда во Франции Никола Жак Конте, смешивая графит с глиной, добился вещества, пригодного для изготовления графитных карандашей различной твердости.
КАРАНДА́Ш (тюркск. karadaš — "черный камень, сланец", от kara — "черный" и daš — "камень") — один из основных инструментов и одновременно материалов изобразительного искусства.
За прошедшее с тех пор время - больше, чем столетие,- фирмы, изготовляющие карандаши, приспосабливаясь к нуждам потребителя, стали выпускать графитные карандаши самых различных видов. Расширились границы его плотности, от очень жёстких до мягких. Выпускается графит не только оправленный в дерево, но и в виде средних и толстых графитных палочек (оправляя графит в дерево, употребляют сорта бесслойной древесины, прошедшие специальную обработку). Качество графита зависит от степени однородности его массы, плохой графит царапает по бумаге. Характерный тон графитного карандаша - серый или серо-черный, если его сравнить с угольным. На карандаше указывается степень его твердости или мягкости. Графитным карандашом можно писать, рисовать, чертить. В этом отношении он универсален.
Техника применения графитного карандаша в сравнении с другими сухими материалами рисунка не представляет особой сложности. Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Им выполняются как линейные, так и тонально-живописные рисунки. Можно моделировать объем как с помощью штриха, так и ретушью, кончиком карандаша или его боковой стороной. Иногда для усиления тона включают в работу более мягкий карандаш. Русские мастера иногда делали рисунки тремя графитными карандашами разной твердости, особенно в многоплановых пейзажных рисунках. Сначала надо научиться работать одним карандашом и постараться извлечь из него все, что он может дать. Для длительного учебного рисунка лучше всего подходят карандаши не очень мягкие, например ТМ, М, 2М. Изучив возможности этих карандашей, можно переходить и к более мягким. Желательно попробовать силу тона карандаша на уголке листа бумаги, на котором художник собирается рисовать. Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами.
Для линейно-штрихового рисунка подходит плотная бумага, с зерном - для тонально-живописного. Бумага с зерном для штрихового рисунка не рекомендуется. Плохая, некачественная, рыхлая бумага для длительных рисунков совершенно не пригодна.
Хорошо выглядит сероватый тон графитного карандаша на слегка желтоватых бумагах или на старых, пожелтевших от времени. Цветные и тонированные бумаги лучше употреблять лишь очень светлых тонов, так как графитный карандаш в отличие от угольного не обладает большой силой тона и имеет отблеск, который на темных бумагах становится еще более заметным.
При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться применением растушки, так как при этом часто создается впечатление затёртости и засаленности рисунка, появляются глухие непрозрачные тона. Растушка требует от художника значительного опыта, ее искусно вводил в рисунки Репин.
Стирают неудавшиеся места в рисунке при работе графитным карандашом обычными резинками, как мягкими, так и жесткими, а также так называемой клячкой. Иногда облегчения тона можно добиться даже легким нажимом резинки, ладони или тряпки. При очень сильных перегрузках рисунка его можно облегчить при помощи мелко раскрошенного, не очень свежего хлеба. Положив в горизонтальном положении рисунок, следует насыпать на него хлебную крошку, и затем протереть - таким образом, не нарушая очертания рисунка, можно высветлить его целиком или отдельные места рисунка до любого тона.
Графитный карандаш почти незаменим в рисунках небольших размеров, когда надо покрывать большие плоскости, обычно применяют уголь.
Если для длительных рисунков лучше применять карандаши твердости ТМ, М, 2М, то для набросков подходят более мягкие, например 3М и мягче.
Рисунки, выполненные графитным карандашом, как правило, не фиксируются, кроме тех случаев, когда используются очень мягкие карандаши. Графитный карандаш очень удобен в работе и может с успехом применяться не только в учебных рисунках, классных набросках, эскизах, альбомных зарисовках, но и для выполнения в этом материале произведений искусства линейно-графического и тонально-живописного плана.
Графитный карандаш появился во второй половине XVI в., но он долго не получал распространения из-за неприятного металлического отблеска и хрупкости. Только в 1790 г. французский химик Н. Контэ с помощью примеси глины и обжига сумел придать графитному карандашу необходимую твердость. "Карандаш Контэ" был особенно популярен в XIX в. Этим карандашом Ж.-О.-Д. Энгр делал серебристые, воздушные рисунки. В начале XX в. чешский предприниматель Й. Хартмут разработал технологию производства карандашей различной твердости в деревянной оправе. Лучшие карандаши производили на фабрике Хартмута "Кохинор" (от персидск., "Гора света"). Графитный карандаш прост в употреблении, его штрихи легко стираются резинкой или формопластом.
|