ГЛАЗУРЬ
ГЛАЗУРЬ (из нем. Glasur от Glas — "стекло"; франц. Glaçure, лат. Glacies — "лед") — стекловидное покрытие изделий из керамики , придающее им водонепроницаемость и блеск.
Другой способ обработки поверхности — лощение. Задолго до того как люди научились получать жидкое стекло и использовать его для покрытия керамики, в начале 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте и Месопотамии был открыт эффект "самоглазурования" в момент обжига изделия при попадании на него соединений меди и карбоната натрия в виде древесной золы. Исследователь материалов и технологии египетского искусства А. Лукас в качестве стимула, послужившего причиной этого открытия, предполагает особую страсть египтян к бусам и, в частности, "желание иметь синие бусы в качестве амулетов, ибо синий цвет имел особое значение". Но бирюза, азурит и лазурит — минералы синего цвета — были очень дороги.
Египетские глазури чаще всего встречаются синего, зеленого, фиолетового и желтого цветов и представляют собой силикат натрия и кальция, окрашенные различными соединениями меди.
В XI—X вв. до н. э. использовали изделия из так называемого "египетского фаянса" — обожженной глины или толченого кварца, покрытого толстым слоем густой глазури на щелочной или свинцовой основе.
"ЕГИПЕТСКИЙ ФАЯНС" — особый состав, имитирующий цветное стекло. Применялся в Древнем Египте с времени XII—XIII династий Среднего Царства (ок. 2000—1700 гг. до н. э.). Представляет собой сплав толченого кварца с содой и поваренной солью (в качестве связующих веществ), покрытый слоем голубой или темно-синей глазури. Такая глазурь, применявшаяся египтянами с 4 тыс. до н. э. (силикат натрия-кальция, окрашенный окислами металлов), проникала в поры кварца и сплавлялась с ним при обжиге. В результате получалась масса, похожая на стекло. Позднее она стала ассоциироваться с европейским фаянсом, отсюда название. Иногда вместо кварца использовался стеатит либо кварцевый песок сплавляли с медным купоросом. Изделия из глазурованного стеатита, толченого песчаника известны с додинастического периода. Из "египетского фаянса" делали амулеты, скарабеи, бусы, статуэтки. Синим "фаянсом" египтяне имитировали лазурит, особенно любимый ими камень голубого цвета. Использовалась также белая, желтая, зеленая, фиолетовая глазурь. "Египетский фаянс" можно было резать и полировать. Он хорошо сочетался с золотом.
Наиболее прочной была свинцовая глазурь, окрашенная окислами железа и меди. О времени ее появления мнения ученых расходятся: от X до I в. до н. э.
В Древней Месопотамии и Греции глазурование глиняных изделий входит в обиход в VII—VI вв. до н. э.
В искусстве Китая глазурь появляется вместе с производством фарфора в период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).
Арабские мастера изобрели глазурь "восстановительного огня", люстровую керамику с красивым металлическим отблеском. В X—XIII вв. она получила распространение в странах Ближнего Востока и в Испании.
ЛЮСТР (франц. lustre — "блеск, глянец", от лат. lustrare — "святить, освящать, очищать") — разновидность кристаллических глазурей, особый легкоплавкий красочный состав, обладающий металлическим золотистым или красноватым отблеском с эффектом иризации, возникающим от восстановления в процессе обжига сернистых соединений меди, марганца, серебра или золота.
Техника люстрирования сложилась на рубеже VIII—IX вв. в странах Ближнего Востока. При раскопках, произведенных в 1911—1913 гг. на месте резиденции арабских халифов (правителей) в Самарре, близ Багдада, обнаружили глиняные сосуды с "золотым" люстром. По одной из версий, появление таких изделий объясняется запретом ислама употреблять золотую и серебряную посуду. Деревянная и простая глиняная посуда у правоверных мусульман символизирует смирение, а золото и серебро, согласно учению пророка, являются наградой на небесах. Однако восточная тяга к роскоши и красочности натолкнула мастеров на идею обойти религиозный запрет хитрым декоративным приемом.
Из Самарры техника люстра распространилась в Персию, Египет, Сирию, Северную Африку.
Племена берберов перенесли секреты люстра в Испанию, а затем в Италию.
Звездчатые изразцы, покрытые люстром, изготавливали в XII—XIII вв. в Иране, в городах Кашане и Рее.
В ранней мусульманской керамике Египта времени правления династии Тулунидов (868—905) использовался так называемый тулунидский люстр — по молочно-белой оловянной глазури рисовали кистью разноцветный орнамент люстровыми красками.
Для мусульманского искусства Сирии, Ирака характерны покрытые радужным люстром стеклянные изделия. Нагретый сосуд или стеклянную лампу расписывали люстром либо окуривали парами люстра, затем постепенно охлаждали и подвергали закрепительному обжигу.
Последний прием позднее, в период Модерна, на рубеже XIX—XX вв., использовали для имитации "цветов побежалости" — переливов золотистого, розоватого, фиолетового оттенков на старинном стекле в результате естественной эрозии поверхности.
В эпоху Итальянского Возрождения выдающимся мастером люстра был Джорджьо Андреоли (1470—1553) из г. Губбио. С 1498 г. он работал в собственной мастерской вместе с братьями Салимбене и Джованни. Усовершенствовав рецепт рубинового люстра (на основе двуокиси меди), Андреоли не только сам создавал изделия, но и покупал расписные блюда и сосуды других мастеров в уличных лавках и люстрировал их, что имело большой успех.
В начале XVIII в. в Саксонии Й. Бёттгером изобретен "жемчужный люстр" из золота (purplish Lüster) для декорирования фарфора.
В начале XX в. появился новый технический прием, создающий схожий эффект, — металлизация: напыление расплавленного металла (алюминия, меди, цинка, свинца) на керамическое или стеклянное изделие, разогретое до 580°c.
В итальянской майолике эпохи Возрождения XV—XVI вв. использовалась прозрачная свинцовая и белая оловянная глазури.
В древнерусском искусстве XVI—XVII вв. сначала применяли прозрачную зеленую — муравленую — глазурь, а затем и кроющие разноцветные эмали.
Открытие в 1710 г. европейского фарфора положило начало искусству подглазурной и надглазурной полихромной росписи специальными обжигающимися красками.
В "сыром" виде глазурь представляет собой стеклообразный порошок, замешанный на воде, которым покрывают поверхность изделия (кистью или аэрографом) после первого — утильного обжига. Затем производится второй — глазуровочный, или политой, обжиг при температуре 700—1200° С (для фарфора 1300—1400° С). При повторном обжиге глазурь остекловывается и прочно соединяется с поверхностью изделия. Для фарфора используется прозрачная бесцветная глазурь, роспись осуществляется специальными муфельными красками.
КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ГЛАЗУРИ — тип глазурей, которые после обжига на поверхности керамического изделия образуют кристаллические соединения, создающие эффект металлического отблеска, игры света. Один из видов кристаллических глазурей — люстр, другой — авантюриновые глазури, образующие блестки кристаллов гематита из-за введения в состав глазури закиси железа.
ФРИТТА (итал. fritta) — предварительный сплав мелко измельченных и перемешанных компонентов. Используют для облегчения выплавки или сплавления металлов, минералов. Чаще этот термин применяют в технологии глазурования керамических изделий. Глазурь в виде фритты разводят водой и в качестве полужидкой массы наносят на изделие. Затем проводят обжиг. Фриттовую смесь песка, соды, поташа или селитры используют в качестве флюса.
ОПАК (франц. opaque от лат. opacus — "тенистый, темный, густой") — в искусстве керамики — кроющая, или корпусная, непрозрачная глазурь. Например, оловянная глазурь молочно-белого цвета. В стеклоделии опаковым (непрозрачным) называют "глушеное" стекло — цветную смальту (не путать с альпаком). В более широком значении — вообще темные, непрозрачные кроющие краски, глазури, эмали. Опаковым именуют также "непрозрачный фарфор", т. е. фаянс из белой глины, приближающийся по составу к настоящему фарфору, но имеющий непрозрачный черепок.
|