Страница 22 из 27
РЫБА (греч. ichthys; лат. Piscis) — животное, относимое к классу низших позвоночных, символ морской стихии.
Согласно традиционным представлениям, жизнь вышла из воды, и рыбы в древности почитались в качестве символа зарождения жизни. Быстрота их передвижения ассоциировалась с процессом оплодотворения.
В Древнем Китае изображение рыбы представляло собой эмблему изобилия и богатства (по-китайски слова "рыба" и "обилие" звучат и пишутся одинаково). Рыба также — символ возрождения и супружеского счастья; гармонию семейной жизни обозначает изображение двух рыб — подобную эмблему дарят молодоженам.
В буддийском искусстве рыба, благодаря скорости и свободе передвижения,символизирует "свободу от всех ограничений". Поэтому изображение рыбы — одно из "семи проявлений" Будды.
В древних китайских легендах рыбы превращаются в птиц и драконов, существ воздушной стихии.
Рыбу также связывают с влажным, женственным началом природы. Однако движение рыбы в воде соотносится с фаллической символикой.
Одним из символов скандинавской богини Фрейи, олицетворения плодородия, любви и красоты ("северной Венеры"), была рыба. От имени богини происходит название дня недели — пятницы (нем. Freitag). В этот день многие народы поклонялись богине плодородия, отсюда же обычай поедания рыб по пятницам.
Семитскую богиню плодородия Астарту (в Вавилоне — Иштар) изображали с двумя рыбами в руках (древние греки отождествили эту богиню с Артемидой, которую тоже изображали с рыбами). Сын Астарты, или Иштар, — Ихтис (греч. ichthys — "рыба"), его священный день — пятница, в который поедали рыб в честь богини плодородия.
Плодовитость рыб связывали также с образами богинь Исиды, Афродиты, Кибелы, Хатор.
В конце XVII в. в Европу завезли из Китая золотых рыбок, которых на Востоке издавна разводили в аквариумах и бассейнах (отсюда сказки о золотых рыбках, исполняющих желание).
Ламию (от греч. lamos — "пучина, бездна"), женщину-змею, персонаж средневековых легенд, изображали в виде огромной рыбы или женщины с рыбьим хвостом и золотым гребнем в руках, которым она расчесывает свои волосы (гребень — символ рыбьего хвоста, волосы — водяных струй).
В книжных миниатюрах и надгробных рельефах XII—XIV вв. встречаются изображения птицы и рыбы. Они символизируют "верхнюю и нижнюю бездны".
В индуистских легендах упоминается Макара — сказочное существо, сочетающее черты большой рыбы, крокодила и слона.
В мифологии Древнего Египта рассказывается, как нильские рыбы съели фаллос Осириса, растерзанного злым братом Сетом.
Символом богини Нейт был окунь.
Зеркальная чешуя карпа, возможно, стала поводом к возникновению древних китайских легенд о "зеркальных существах" (карпов в Китае разводили в специальных бассейнах при храмах). В легендарную эпоху Желтого Императора два царства — человеческое и зеркальное — были разделены, но существовали мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Но однажды ночью зеркальный народ попытался захватить землю. Победу одержал Желтый Император, он заточил захватчиков обратно в зеркала, и с тех пор они обречены повторять в зеркальном отображении все движения людей. Однако в будущем зеркальные существа проснутся, оправятся от заклятия и обретут свой подлинный облик. Первой проснется рыба, затем — тигр, а за ними — все прочие.
Еще одно сказочное существо — ихтиокентавр, или "рыба-кентавр". Верхняя часть этого существа как у человека, но с передними ногами льва или коня, а хвост как у рыбы.
Легенду об Ионе, проглоченном большой рыбой, считают свидетельством древних обрядов инициации — посвящения в мистерии.
Поедание рыбы учителя с учениками считали символическим. Это объясняет происхождение монограммы Иисуса Христа: «Iesous Christos Theou Hyios Soter" (греч.) — "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель" (сокращенно: ICHTHUS — Рыба). В раннехристианский период эта монограмма служила тайнописью.
Изображение двух симметрично расположенных рыб по обе стороны якоря —символ Спасения. Ученики, Апостолы, по словам Христа, должны стать "ловцами человеков" (Мф. 4:19), в ином переводе: "рыбаками людей".
В мистических учениях рыба символизирует низшую природу человека ("гробницу души"). Соответственно этому историю об Ионе стали трактовать в качестве аллегории пребывания человека во тьме невежества до признания им истинного учения. Христиан стали называть "pisciculi" (лат., "рыбки"), купель для обряда Крещения — "piscina" (лат., "пруд, садок для рыбы"). Рыб изображали на бронзовых купелях, на рельефах баптистериев. Путешествие на ките рассматривали в качестве аллегории духовного странствования, вплоть до необычного отождествления кита и Бога Отца.
В символике средневековых алхимиков две плавающие в воде рыбы означают дух и душу, которые плавают в одном теле.
С глубокой древности известна эмблема: три сплетенные рыбы или три рыбы, заключенные в круг. Эту эмблему расшифровывают следующим образом: жизнь (свет), смерть и тьма. В Средневековье осуществили попытку новой трактовки, соединив двух рыб зодиака и рыбу как символ Христа.
Рыбы (лат. Pisces) — последний, двенадцатый знак зодиака. Солнце находится в этом знаке в период с конца февраля по конец марта. В астрологии Рыбы считаются женским, пассивным знаком, олицетворяющим стихию воды.
В древней Месопотамии зодиакальное созвездие рыб изображали в виде двух связанных за хвосты рыб и называли его "Хвосты" (шумер. Kunme).
Считается, что около 150 г. до н. э., когда точка весеннего равноденствия из созвездия Овна сместилась в созвездие Рыб, началась эпоха Рыб, заканчивающаяся около 2000 г. н. э. В мистическом христианстве эту эпоху символизирует Агнец(Овен), который стал "Рыбой". Это означает, что рыба — хладнокровное существо, олицетворяющее начальную ступень жизни, — обагряется кровью жертвенного Агнца. Поэтому эпоха Рыб — это эпоха торжества христианства (сопряжение Юпитера, Марса и Сатурна произошло в 7 г. до н. э. в созвездии Рыб). Таким образом, Иисус Христос является первым воплощением эпохи Рыб. В раннехристианском, византийском искусстве и в рельефах капителей средневековых соборов Западной Европы встречаются изображения Христа в виде рыбы либо наподобие сирены, с рыбьим хвостом. Дальнейшая метаморфоза эмблемы христианства: рыба, состоящая из трех туловищ и одной общей головы — тринакрия (лат. trinacria — "трехконечная"), символ Св. Троицы. Изображение рыбы с крестом и гроздью винограда — эмблема Евхаристии (таинства Св. Причастия).Рыба — эмблема Св. Антония Падуанского, проповедовавшего рыбам. "Перстень рыбака" (лат. «Annulus Piscatoris"), который носит Папа Римский, восходит к евангельскому рассказу, символизирующему обращение в истинную веру.
|