Art Gallery

Портал для творческих людей       [email protected]        [email protected]

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 150 гостей онлайн

купить картину

Мы в контакте

Новости СМИ2

Самоцветы (а - з) - Бриллиант PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 
Художественные материалы
Индекс материала
Самоцветы (а - з)
Авгит
Агат
Адулар
Аквамарин
Аксинит
Александрит
Алмаз
Альмандин
Аметист
Андезит
Базальт
Берилл
Бирюза
Брекчия
Бриллиант
Вивианит
Вулканоли
Габбро
Гагат
Гелиотроп
Гематит
Горный хрусталь
Гранат
Гранит
Диабаз
Диоптаз
Диорит
Жад
Жемчуг
Все страницы

 

БРИЛЛИАНТ

 

БРИЛЛИАНТ (франц. brillant — "сверкающий, блестящий") — искусственно ограненный драгоценный камень алмаз. По своим природным свойствам алмаз сильнее других драгоценных камней преломляет свет, отражает его и разлагает на составляющие цвета. Древние греки называли это явление иризацией . Но до XV в. алмаз ценился меньше других прозрачных камней, поскольку в необработанном виде непривлекателен, а его природный блеск проявляется только у гладких, идеально правильных кристаллов. Шлифовать грани алмаза стали в Индии. Будучи правильно ограненным, алмаз разлагает лучи света на цвета радуги со всех сторон. Блеск бриллианта своей силой превосходит все известные материалы, с ним может сравниться только золото, но оно непрозрачно. "Индийская огранка" заключается в том, что у алмаза стачивают вершину, а по сторонам делают восемь правильных граней — октаэдр.

С 1330 г. в Венеции успешно шлифовали алмазы трением один о другой.

В 1456 г. Людвиг де Беркем из Брюгге разработал технологию гранения "пойнт кат" (англ. point cut — "остроконечная шлифовка").

С XV в. главным центром производства граненых алмазов становится Амстердам, где применялась огранка, похожая на индийскую, — "тэйбл кат" (англ. table cut — "шлифовка площадкой"), с 1530 г. — знаменитая "роза" (шестигранная призма).

Считается, что первым из европейских бриллиантов владел французский король Карл Смелый, вторым — Папа Римский Сикст IV, третьим — Людовик IX.

Мастер Беркем в Амстердаме огранил двенадцать бриллиантов, попавших затем к кардиналу Мазарини. Отсюда название огранки "мазарини" с одной большой верхней и множеством мелких боковых граней.

Ок. 1600 г. в Париже разработана наиболее совершенная "полная огранка" алмаза, впервые названная "бриллиантовой". Она представляет собой форму из двух усеченных пирамид, сложенных основаниями и дополненных мелкими гранями. Такой камень сияет, как солнце! Усовершенствовались и "розы". Они делались с 12 гранями ("Роза де Анвер" — "Роза из Антверпена", другое название "брабант"), с 24 или 32 гранями ("Коронованная роза"). Появлялись "фантазийные" формы: овальная, грушевидная, чечевицевидная ("Маркиз"), Схождение граней в одну точку — "шип"; в верхнюю площадку — в "калетту" (нем. Kalette, франц. culasse). Нижняя часть бриллианта называется павильоном.

Лучшие алмазы до сих пор гранят в Амстердаме, где существуют специальные фабрики и гранильные машины: крупные грани скалывают, а затем полируют алмазной пылью.

"Формовщики", мастера- ювелиры и торговцы традиционно составляют одну гильдию , оберегающую секреты своего ремесла, успех которого основан прежде всего на опыте и интуиции.

Бриллианты капризны и не "любят чужих".

По определению М. И. Пыляева, эта область искусства граничит с волшебством, его рынком является Лондон (куда всегда привозили лучшие алмазы из Индии и Бразилии), фабрикой — Амстердам, а мастерской — Париж, где всегда были лучшие ювелиры.

Для крупных камней в XVII—XVIII вв. мастера разработали сложные формы бриллиантов: "староанглийскую" (26 граней), "лиссабонскую" (84 грани), "португальскую" (42 грани), "траповую" (от англ. trap — "ловушка") — два ряда ромбовидных и три ряда треугольных фасок, "звездчатую" — шестиугольник и шесть прилегающих треугольников образуют в центре бриллианта рисунок звезды. Шестиугольной звезде в центре бриллианта придавалось магическое значение.

Особенное почитание бриллиантов свойственно народам Востока. Если в Европе бриллиант — предмет роскоши, ожесточенного соперничества, зависти, ненависти, то в Персии, Турции, Индии бриллианты созерцают, ими любуются, медленно поворачивая камень, чтобы узреть скрытые в нем возможности.

Искусно ограненный камень, играющий светом, "сосредоточивает мысль в высших мирах". В аллегориях буддизма "Бриллиантовый трон" Будды символизирует место духовного просветления. "Бриллиантовый жезл", лежащий у него под ногами, посылает громы на безумные страсти людей в материальном мире. Навершия буддийских монументальных сооружений, уходящих в небо ступ, в переводе на европейские языки называются "бриллиантовый бутон".

В истории европейского ювелирного искусства дорогие бриллианты стремились имитировать другими прозрачными камнями. Для этих целей использовали циркон, корунд, эвклаз, топаз, берилл, горный хрусталь. В 1676 г. в Англии Дж. Рэйвенскрофт нашел способ имитации бриллиантов, добавляя в обычное стекло окись свинца. Полученное им стекло сверкало во много раз сильнее, чем обычное, и было названо "crystal" (по-русски: хрусталь).

В 1730 г. немецкий ювелир Й. Штрасс из Страсбурга организовал в Париже производство искусственных бриллиантов, также из стекла с примесью глинозема, извести и окиси натрия. Они получили название по его имени — стразы.

СТРАЗЫ (нем. strass) — искусственные бриллианты, имитации драгоценных камней. Название по фамилии немецкого ювелира из Страсбурга, сына пастора Йозефа (Жоржа-Фредерика) Штрасса (J.-F. Strass, 1701—1773). С 1719 г. Й. Штрасс работал в Париже, в 1730 г. организовал собственное дело по производству суррогатов драгоценных камней. Штрасс использовал горный хрусталь (чистый кварц), натрий и калий либо обычное стекло с примесью глинозема, извести и окиси натрия — эти добавки усиливали блеск, оптические свойства стекла. Смесь сплавлялась, а для имитации цветных камней в нее добавляли окислы металлов: окись хрома или окись меди давала изумрудный цвет, окись кобальта голубой, бирюзовый, напоминающий сапфир или аквамарин. В мастерской Штрасса изготавливали так называемые дуплеты (франц. doublet — "удвоенный"): верхнюю часть составлял настоящий камень, а нижнюю половинку делали из страза или обычного стекла, окрашенного под цвет натурального камня. Этот прием значительно удешевлял ювелирные изделия, делая их более доступными для покупателей. Использовали также подкладки из золотой или серебряной фольги.

БОЛЬ ДЕ ФЕ (искаж. франц. boule de feu — "огненный шар") — поддельный бриллиант в форме кабошона, имитация алмаза титанатом стронция.

Но, несмотря на все подделки, иногда очень похожие на настоящие бриллианты, искусно ограненные алмазы остаются "непобедимыми" — адамантами.

 

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.