МОНУМЕНТ, МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ (лат. monumentum — "воспоминание, память, памятник", от monere — "напоминать, вдохновлять, предостерегать, ободрять, поучать, наставлять, предсказывать").
Монумент, памятник — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о каком-либо важном историческом событии и поэтому рассчитанное на длительное время. Отсюда второе значение слова — особенно прочный, долговечный.
Многообразие значений латинского слова "monere" указывает на емкость этого понятия в античности. "Монументами" древние римляне называли исторические документы, воспоминания, эпиграфику, надгробия, стелы, колонны, пилоны, поставленные в память какого-либо события.
Качества монументальности обеспечиваются определенными формальными средствами: укрупненностью форм, симметрией, пропорциональностью, ритмичностью, тектоничностью. Эти качества наилучшим образом сочетаются в архитектуре. Поэтому закономерно, что архитектурное сооружение, как правило, монументально (в обыденной речи эти понятия часто звучат синонимами).
Монументальность достигается точно найденным соотношением крупных масс, монолитных объемов и мелких деталей. За счет контраста крупное кажется еще больше.
В древности, в IV—III вв. до н. э., сложился тип так называемого двухколонного монумента — две колонны ионического или коринфского ордера устанавливали на одном постаменте. Наверху, над антаблементом, помещали статуи, иногда конные группы. Контраст архитектурных (абстрагированных) и скульптурных (конкретно-изобразительных) форм, а также возвышенность (в прямом смысле слова) последних создавали впечатление монументальности. Так возникла композиция триумфальных арок.
На уровне эстетического восприятия монументальность связана с категорией возвышенного. В "Энциклопедии" Дидро и Даламбера подчеркивается, что монументальность определяется удивлением, подобно тому как, "наблюдая Пиренеи, нам кажется сначала, что мы измерили их взглядом, но потом наши глаза обнаруживают за одними горами другие". Эстетические качества возвышенного человек переносит на природу, и тогда становится ясно, что даже самые грандиозные сооружения — пирамиды, башни и замки, — сложенные из того же камня, что и горы, выглядят миниатюрными, затерянными на фоне, к примеру, альпийского пейзажа. Однако возвышенное в природе — просторы неба, громады гор и пучины моря — порождает у человека чувство растерянности и страха. В отличие от возвышенного, истинное величие (не эстетическая, а художественная категория) заключается не в размерах и даже не в конструктивной дерзости, а в осмысленности масштабов, в наполнении их особо значительным содержанием.
Помимо осмысления физического пространства качества монументальности связаны с особым, художественным ощущением времени. Слово "долговечность", понимаемое как "долгая вечность", — абсурд, ибо Вечность не имеет длительности. Однако выражение "долгий век" подразумевает художественное переживание времени, его мысленное замедление. Материальная форма произведений искусства рано или поздно разрушается, и даже самые твердые материалы обращаются в прах. Но произведения архитектуры стоят еще долго после того, как люди, их создавшие, ушли в небытие. Памятники превращаются в свидетельство не долговечности, а скоротечности, бренности жизни. Древние греки разрешили это унизительное для человека противоречие, придумав образ богини Мнемосины (греч. mnemosine — "вспоминающая"), матери муз. Мусические искусства — слова, музыки, поэзии — живут вечно и не нуждаются в бренных материальных формах.
Монументальность в архитектуре, скульптуре, живописи хотя и выражается конкретными формальными приемами, заключается не в формах, а в превосходстве содержания над формой, в ощущении значительности, вечности идей высшей, духовной реальности по отношению к материальной действительности. Отсюда, в частности, гордое изречение, часто включаемое в надписи на сооружениях: "Я памятник воздвиг..." (лат. Exegi monumentum).
Все мелочное, суетное, прагматичное, утилитарное не может быть монументальным. В конкретных произведениях искусства качества монументальности связаны с явлением декоративности и проявляются в обобщенности силуэта, отрешенности от мелочных деталей, ясности "большой формы".
|