РИСОВА́НИЕ, РИСУ́НОК (через польск. rysunek, от rysować — "чертить"; ср.-верх.-нем. rîzen — "резать, делать черту"; родств. англ. write — "писать").
Термин "рисунок" можно рассматривать в нескольких значениях. Рисунок — структурная основа зрительного образа воспринимаемого объекта, в этом значении близко понятию абрис, контур, силуэт. Однако рисунок "формы восприятия" есть не только очертание, но также представление внутренней конструкции предмета в его трехмерных качествах. Именно поэтому рисование в изобразительном искусстве является структурной основой графической, живописной, скульптурной, архитектурной формы.
Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного.
Рисунок - средство познания и изучения действительности.
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.
Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.
Самостоятельное значение имеет станковый рисунок - выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.
Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объём, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.
Академический рисунок - многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов - выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование "оригиналов" признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем - с живой натуры.
Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.
С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира. Всё зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведёт линию и кладёт пятно, в какой пропорции использует светлое и тёмное, как передаёт пространство и др. Благодаря рисунку мысль выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.
Главное выразительное средство рисунка - линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углём, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.
Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок - основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.
Рисование также представляет собой отдельный вид искусства, восходящий к глубокой древности, однако не ясно, является ли рисунок первичным видом изобразительной деятельности человека.
В рисовании могут использоваться различные изобразительные средства: точка, линия, штрих, пятно — и способы изображения: плоскостной, объемный.
Понятие рисунка развивалось исторически. Художник раннего Итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа в "Трактате о живописной перспективе" (ок. 1482 г.) писал:
"Живопись заключает в себе три главные части, и их назовем мы так: рисунок, измерение и наложение красок. Под рисунком разумеем мы профили и очертания, кои заключаются в вещи".
В определении Дж. Вазари содержится двойственное понимание термина. Во-первых:
"Рисунок — отец трех наших искусств: архитектуры, скульптуры и живописи, — имея свое начало в рассудке, извлекает общее понятие из многих вещей, подобное форме или же идее всех созданий природы".
"Так как из этого познания рождается определенное понятие и суждение, так что в уме образуется нечто, что, будучи затем выражено руками, именуется рисунком, то и можно заключить, что рисунок этот не что иное, как видимое выражение и разъяснение понятия, которое имеется в душе, которое человек вообразил в своем уме и которое создалось в идее".Во-вторых:
Следовательно, рисунок как структурный образ наблюдаемого объекта складывается в сознании рисующего еще до начала собственно изобразительного процесса, и поэтому он несет в себе рациональное, интеллектуальное начало.
Знанием рисунка (конструкции объекта) опосредуется зрительное восприятие внешней поверхности. Поэтому мы понимаем объект не только как "он видится глазу", а действительно существующим в пространстве. К примеру, если мы видим круг, то благодаря осязательному восприятию можем увидеть его шаром; наблюдаем сочетания квадратов, а мысленно представляем куб в перспективе. В таком интеллектуальном восприятии структурные линии объекта создают представление направленности формы.
Можно сказать, что "внутренний рисунок" объекта определяет его внешнюю, зрительно воспринимаемую форму, которая в свою очередь создает ясное представление. Реализовать такое представление можно различным образом: в зарисовке непосредственно с натуры, наброске, этюде, эскизе композиции по воображению, штудии, подготовительном рисунке для живописи или скульптуры, поисковом эскизировании в процессе архитектурного или дизайнерского проектирования, непосредственном рисовании в материале — при письме красками, лепке, в скульптуре.
Разновидности рисования как творческого процесса преображения формы раскрывают его универсальное значение для всех видов изобразительного искусства. Отсюда знаменитое определение Микеланжело:
"Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки. Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем, потому что он может создавать образы более высокие, чем любая башня, равно как кистью, так и разумом, и не встретит стены, которая не была бы слишком узка и мала для безграничности его фантазии".
В эпоху Итальянского Возрождения слово "рисунок" (итал. il Disegno) означало, прежде всего, замысел, намерение, план, предшествующие работе в материале. Позднее появилось близкое понятие кончетто, а затем — инвенция (лат. inventio — "сочинение, изобретение, открытие"). До этих терминов итальянский художник и теоретик Ченнино Ченнини в "Книге об искусстве" (ок. 1390 г.) использовал определения: «Disegno interno" (итал., "рисунок внутренний") и «Disegno esterno" ("рисунок внешний"). Этим понятиям ныне соответствуют французские термины: dessin ("рисунок") и dessein ("замысел, понятие"), восходящие к латинскому designare — "обозначать, определять назначение".
Теоретик итальянского Маньеризма Ф. Цуккари (ок. 1542—1609) также обосновывал понятия "внутреннего рисунка", поясняя при этом, что он сознательно избегает слова "интенция", употребительного "у логиков и философов", или терминов "образец, идея", поскольку "говорит как живописец". Далее Цуккари поясняет:
"Рисунок не есть ни материя, ни тело, ни свойство какой-либо субстанции, но... он — форма, идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены по́нятые вещи". Результатом взаимодействия "понимания" и "выражения" является "всеобщее представление" (disegno universale) — "идеальный образ, образованный в сознании и затем выраженный и проясненный линией или другим наглядным способом". Поэтому рисунок (disegno) обозначает (segna) и показывает форму вещи. Отсюда этимология: «Disegno — segno Di Dio in noi") (итал., "Рисунок — знак Бога в нас").
Многие художники подчеркивали, что рисование — это не форма изображения, а прежде всего инструмент творческого мышления. Любитель афоризмов Э. Дега, соратник и одновременно оппонент французских импрессионистов, любил повторять: "Рисунок — не форма, а способ ви́дения".
Академист Ж.О.Д. Энгр, как и свойственно людям консервативным и прагматичным, формулировал это понятие более утилитарно: "Рисунок — это линия, это все!"
В истории искусства рисунок долгое время оставался лишь "инструментом", подсобным средством творческого мышления, и его не расценивали в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства. Даже более того, живописцы, граверы, скульпторы по окончании работы над конкретным произведением часто уничтожали подготовительные рисунки, этюды, эскизы композиции. Некоторые собирали зарисовки "про запас" (франц., идиом. à vue d’oiseau — "мельком, бегло"), на случай их использования в будущем, составляя альбомы, карне́ (франц. carnet — "записная книжка, блокнот").
В XV—XVI вв. рисовали в основном по пергаменту или бумаге серебряным или свинцовым штифтом. Итальянские художники предпочитали серебряный штифт, который дает возможность рисовать тонкими линиями и четкими штрихами. А. Мантенья впервые применил диагональную штриховку, позволяющую моделировать объемную форму.Рафаэль рисовал пером, Микеланжело — штифтом, а также пером и бистром, приемами перекрестного штриха. Художники венецианской школы, склонные к живописному мышлению, предпочитали мягкие материалы: уголь, сангину, белый и красный мел, сланцевый, итальянский карандаш, а также жидкие материалы: тушь, сепию, чернила.
Чаще рисовали на тонированной или цветной бумаге, причем прослеживается определенная тенденция — от графичности к живописности, соответствующая развитию художественного мышления от Классицизма к стилю Барокко.
В XVII—XVIII вв. появлялись смешанные формы: рисунок в сочетании с подцветкой акварелью либо акварель или гуашь с последующим рисованием углем, сангиной, пастелью, а также "техника трех карандашей": сочетание белого мела, красной сангины и черного итальянского карандаша.
На Востоке культивировали каллиграфию и рисование цветной тушью (занимает переходное положение между рисунком и живописью).
Оценка рисования в качестве самостоятельного вида искусства, как и многих разновидностей гравюры, складывалась в начале XX в. Интеллектуальная природа искусства рисования сделала этот способ творческого мышления основой обучения различным ремеслам еще в ренессансных боттегах, а затем в мастерских крупных художников.
На рубеже XIX—XX вв. стала формироваться методика специального обучения рисунку. Теория, положенная в основу этой методики, составляет основу теории формообразования во всех видах изобразительного искусства. В обыденной речи слово "рисовать" имеет широкое значение: выявлять форму, прояснять, придавать чему-либо ясность, логику, красоту. Отсюда рисоваться — представляться, красоваться, выказывать красоту, прельщать. Принято также: карандашом или пером рисуют, а красками пишут.
|