КОЛОРИ́СТИКА, КОЛОРИ́Т
КОЛОРИ́СТИКА, КОЛОРИ́Т (итал. colorito, от лат. color — "цвет").
Колорит — композиция цвета, хроматический строй, согласованность цветов(тонов хроматического ряда) художественного произведения. В отличие отэстетической ценности цветовых сочетаний — гаммы, гармонии тонов, — колоритвыражает художественный смысл цветового решения произведения искусства. В каждом отдельном случае это решение уникально и неповторимо, хотя основывается на простых закономерностях.
Качество колорита (художественной целостности цветовых тонов) устанавливается нахождением эквивалента цветового строя произведения и имеющихся в распоряжении художника материалов — красок с их физическими и химическими свойствами: яркостью, насыщенностью, светлотностью, тепло-холодностью, кроющей способностью. Благодаря такой возможности, пользуясь небольшим количеством красок (достаточно трех, соответствующих основнымтонам спектра: красной, желтой и синей), светосила которых намного слабее природных тонов, опытный мастер может создать цветовой строй, превосходящий натуральный по выразительности.
Чтобы достичь такой выразительности, используется принцип цветовой доминанты. Подобной доминантой, в зависимости от творческого замысла художника, может стать любой тон хроматического ряда, определяющий также особенности тепло-холодных отношений тонов в данной композиции. Эта колористическаяособенность обычно определяется словами: теплый колорит, золотистый, розоватый или, напротив, — холодный, голубой, серебристый, перламутровый...
Сила воздействия цветового строя произведения характеризуется понятиями: красочность, звучность. Ясно, что полнее всего колористические свойствакомпозиции проявляются в живописи, но они имеют важное значение и в других видах искусства— в цветной графике, архитектуре, декоративном и прикладномискусстве.
Каждый художник предпочитает те или иные тона, у него есть любимые краски. Индивидуальный подход мастера к решению колористических задач иносказательно именуют палитрой художника. Мастеров, уделяющих особенное внимание тонкостям цветовых отношений, называют колористами.
Свойства красок отличаются от особенностей цвета в природе. Краски находятся в ведении техники живописи или росписи; особенности восприятия цвета изучает специальная наука — колористка. Первый раздел колористики —колориметрия (от лат. color — "цвет" и греч. metreo — "измеряю"). В нем исследуются способы измерения и сопоставления качественных характеристикцвета: насыщенности, светлотности, яркости. В колористике изучаются взаимодействия основных и производных тонов.
В различных исторических типах искусства, художественных направлениях,стилях, школах колорит понимался по-разному. Иногда живопись приближается к светописи. В иных случаях выявление объема, массы, фактуры изображаемых предметов и их пространственных отношений достигается одновременно средствамитональной (ахроматической) моделировки, контрастов и нюансов хроматической гаммы. Тогда говорят о сложной колористической структуре художественного произведения. В декоративных росписях, в отличие от искусства живописи, чаще используются локальные отношения тонов, по этой причине понятиеколоритасближается с понятием гаммы.
Цвет — главное выразительное средство живописи. Он придает живописным произведениям жизненную полнокровность и убедительность, недостижимые в других видах изобразительного искусства. Живопись оттенками одного цвета, например гризайль, встречается довольно редко. Обычно живописец стремится передать образы во всем их красочном богатстве. Художественно-эстетическим претворением красочного богатства реального мира является колорит — система отношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определенное единство.
Колорит — одно из важнейших средств эмоциональной выразительности. Характерколорита связан с эпохой, стилем, творческой индивидуальностью мастера. В каждом конкретном произведении образуется неповторимое и сложное взаимодействие красок, согласованное по законам гармонии, дополнения или же контрастацветов.
Самый главный элемент колорита — краска. Каждая краска имеет свой цвет. Краски отличаются по степени насыщенности светом: они могут быть светлыми или темными, например, светло-синими и темно-синими. Они могут иметь различную интенсивность, быть яркими или сдержанными. В зависимости от яркости и светлоты красок колорит бывает ярким и светлым или же, наоборот, приглушенным, сумрачным.
Для общего характера колорита чрезвычайно важно преобладание в нем холодных или теплых тонов. Теплыми называются такие тона, которые близки к желтому, красному Они как бы согревают, радуют глаз, в то время как тона, близкие к синему или зеленому, успокаивают живописную поверхность, нейтрализуют ее.
В истории мировой живописи сложились две основные тенденции колористического решения картины. Одна из них, более древняя, связана с преобладанием локального цвета, то есть цвета самого предмета, как правило, чистого, несмешанного, соотносящегося в нашем представлении с определенной окраской, например, голубое небо, зеленая трава, синее море.
Для второй тенденции характерно стремление к наиболее полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, широкое использование тона, оттенков, рефлексов. Подобная колористическая живопись рождается в Венеции, давшей такого замечательного мастера колорита, как Тициан. В XVII веке великими колористами были Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Вермеер Делфтский, в XVIII—XIX веках — Ватто, Шарден, Гейнсборо, Делакруа, французские импрессионисты, среди мастеров русской школы — А. Иванов, В. Суриков, М. Врубель. Современные живописцы наследуют и продолжают в своем творчестве традиции величайших колористов прошлого.
|