ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ, ФИОЛЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ (греч. yanthos — фиалка). Фиолетовый не является основным тоном спектра, или хроматического ряда, поскольку получается от смешения красного и синего цветов. Однако он входит в число дополнительных тонов (дополнительным к фиолетовому является желтый цвет; основными цветами считаются красный, желтый и голубой).
В хроматической гамме фиолетовому цвету, как производному, соответствует самая слабая музыкальная нота "си" . "Фиолетово" звучит струнный музыкальный инструмент — виола (отсюда его название). Фиолетовый относится к глубоким, "низким" и холодным тонам.
В поздней античности и Византии фиолетовый и пурпурный цвета называли блаттион. Его считали "императорским".
БЛАТТИЙ, БЛАТТИОН (греч. blattion) — в поздней античности и в Византии это слово означало"пурпур", затем "дорогой шелк". Пурпурный, "фиалковый", или фиолетовый, цвет выделялся в одежде знатных византийцев. Отсюда происходит лат.blatteus — пурпурный, багряный, туника пурпурного цвета и blattiferum — "порфироносный", т. е. "относящийся к императору". "Блаттиарий" — красильщик шерсти и шелка. Позднее, однако, франц. слово blanche стало означать "белый". К слову "блаттион" восходят названия еще трех цветовых оттенков: skoblatta (греч.) — темно-красный, ferrugo (лат.) — "цвета ржавчины", темно-коричневый и janthina (ср.лат.) — фиолетовый.
На Руси — юбагр.
ЮБАГР (др.-русск., церк-слав. юбагръ; приставка "ю" имеет ослабляющее значение) — "светло-багровый", древнерусское название розовато-фиолетового цвета.
В Средневековье, особенно в искусстве Готики, в витражах соборов чаще всего использовали фиолетовые гармонии — складывали вместе красные и синие стекла. Красный — цвет крови, синий — цвет неба; все вместе, глубокий фиолетовый тон, — цвет молитвы.
В древнерусском искусстве этот мистический тон использовали реже, он уступал место радостным, земным краскам: красный, белый, зеленый и охристый.
Фиолетовые смальты, рядом с золотыми и ярко-зелеными встречаются в византийских мозаиках, в частности в Равенне.
В Англии периода елизаветинского Ренессанса (вторая половина XVI в.) одежду фиолетового цвета могли носить только царствующие особы и члены королевской семьи.
Символику фиолетового цвета рассматривал в "Учении о красках" Й. В. Гёте.
Иррациональность, мистичность фиолетовых тонов сделала фиолетовые гармонии особенно любимыми в искусстве романтиков.
Фиолетовый — цвет идеалистического cимволизма. Русский поэт А. А. Блок писал о том, что фиолетовый — это цвет мечты, мира идей и недосягаемого идеала. Удивительные, загадочные фиолетовые гармонии демонстрирует картина М. А. Врубеля "Сирень". Глубокие фиолетовые, голубые, розовые тона рядом с золотыми отблесками сверкают в шедевре Врубеля "Демон поверженный". Блок также писал о "фиолетовых скрипках" и "пурпурно-лиловых" тонах и что "фиолетовый запад гнетет" (1904). В речи "Памяти Врубеля", прочитанной на похоронах выдающегося художника 3 апреля 1910 г. на Новодевичьем кладбище в Петербурге, Блок создал "фиолетовую симфонию":
"Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы... Старый вечер льет и льет золото в синие провалы... Снизу ползет синий сумрак ночи и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное; в художнике открывается сердце пророка... И золото горит, не сгорая... Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова — символы наших времен: Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет"
ФИОЛЕТОВЫЕ КРАСКИ (нем. violett — "фиолетовый", из франц. violet от лат. viola) — относительно редко используемые пигменты сложного состава. Живописцы предпочитают получать фиолетовый цвет смешением синих, красных красок и белил.
Среди органических красителей известен мореллон, который добывают из тропического деревянистого растения — чёрного паслёна с лиловыми цветами (франц. morelle, итал. morellone — "иссине-чёрный"). Этот краситель использовал Микеланжело при росписи плафона и алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане позднее словом "мореллоне" называли темно-коричневую минеральную краску из окиси железа.
Фиолетовый тон дает "бронза маджента" (итал. maggenta — "совершенная, сильная"), получаемая путем прокаливания окислов меди.
Различные оттенки — от красно-коричневого до фиолетового — можно получить соединением железного купороса и углекислой соды, прокаливанием железного купороса в смеси с поваренной солью. Такая краска называется "капут-мортуум" (лат. caput mortuum — "мертвая голова"). Средневековые алхимики назвали так остающиеся в тигле продукты прокаливания, бесполезные для последующих опытов.
Фиолетовый оттенок имеют краплак и разновидности окиси кобальта.
Так называемая минеральная фиолетовая, или нюрнбергская фиолетовая, краска представляет собой по химическому составу фосфорнокислый марганец.
Еще одну фиолетовую краску получают из окисла (оксида) металла неодима (от греч. neos — "новый" и dimos — "двойной"). Оксидом ниодима окрашивают стекло в сиреневый цвет, схожий с цветом камня александрита.
Близкий красно-фиолетовый оттенок можно получить с помощью оксида никеля.
|