СЛОНОВАЯ КОСТЬ
СЛОНОВАЯ КОСТЬ, АВУАР (искаж. франц. ivoire — "слоновая кость") —материал, обладающий непревзойденными эстетическими качествами: белизной с чуть желтоватым, кремовым оттенком, теплотой тона, слегка просвечивающий после полировки. Бивни слонов хорошо поддаются резьбе и шлифованию, обладая в то же время достаточной твердостью.
Этот материал ценили в античности. Резчиков по слоновой кости называли "эбурариями" (лат. eburarii, от ebur — "слоновая кость"). Считается, что именно из слоновой кости Пигмалион сделал свою Галатею. В последующие эпохи для резьбы использовали также бивни ископаемых мамонтов, клыки кабана и бегемота.
Из слоновой кости вырезали статуэтки в Китае и Японии, мастера Бенина в Нигерии.
Одно из государств Западной Африки на побережье Гвинейского залива получило название Берег Слоновой Кости (франц. Côte d’Ivoire). Ценный материал привозили в Европу в основном из Африки.
Во Франции в годы правления короля Людовика IX Святого (1226—1270) в Париже было создано несколько мастерских для резьбы по кости. Фигуру Христа в композициях Распятия вырезали из слоновой кости, поскольку тело Спасителя подобно этому материалу не подвержено тлению. Белизна слоновой кости символизировала чистоту Девы Марии, поэтому фигурки Мадонн также делали из этого материала с частичной росписью золотом.
Около 1250 г. парижские резчики по слоновой кости (франц. imagiers) объединились в гильдию. Из белоснежного материала делали триптихи, пиксиды и коробочки для зеркал.
Резьбой по кости славились мастера рейнской школы, в основном г. Кёльна. Из слоновой кости делали оклады Евангелий, реликварии, панагии, кресты, энколпионы, ювелирные изделия.
В XIII—XIV вв. известностью пользовалась мастерская в германском г. Майнце. В инкрустации мебели слоновую кость эффектно сочетали с черным — эбеновым деревом.
В XVIII—XIX вв. вместо дорогостоящих бивней слонов стали использовать цевку — кости домашних животных.
|