ЛИРА
ЛИРА (греч. lyra, возм., связано с lyperos — "печальный, тоскливый") — один из древнейших музыкальных инструментов.
Согласно древнегреческому мифу, бог Гермес прикрепил к панцирю биссы (черепахи) рога антилопы и натянул между ними четыре струны. Панцирь черепахи служил резонатором звука. Такую лиру называли "хелис" (греч. chelys — "панцирь, черепаха").
Певец Терпандр с Лесбоса играл на семи струнах.
Свою лиру Гермес подарил Аполлону, и с тех пор этот инструмент — эмблема "аполлонических", или изящных, искусств.
С игрой на лире связаны мифы об Амфионе, Арионе и Орфее. В орфических мистериях лира — инструмент человеческой души. Ее корпус — физическое тело; струны — нервы; музыкант — божественный Дух, творящий гармонию. Если природа человека развращена, печальные звуки лиры оборачиваются дисгармонией. Отсюда появление иной разновидности лиры — барбитос (греч. barbitos — "грубый, дикий"), инструмента Дионисийских мистерий, с длинными изогнутыми стойками и небольшим резонатором.
Семиструнная лира символизирует гармонию семи планетных сфер.
Пифагорейцы использовали звуки этого инструмента для математического обоснования гармонических интервалов.
От лиры произошел более сложный инструмент — кифара с деревянным или металлическим корпусом.
Лира — атрибут Эрато, музы лирической поэзии (от ее инструмента произошло слово "лирика"), иногда — Терпсихоры.
В Средневековье похожий инструмент именовали "роттой" (ср.-лат. rotta, rota — "круглая", ирл. crott).
Так называемая колесная лира, похожая на виолу (в ней звук извлекается вращением ручки), — инструмент средневековых менестрелей.
Художники Итальянского Возрождения часто изображали прототип виолы — лиру да браччьо (итал. lira da braccio — "ручная лира"), форма которой повлияла на конструкцию гитары, арфы, лютни, цитры и многих других струнных музыкальных инструментов.
|