Страница 8 из 27
ДРАКОН (греч. drakon от derkein — "зоркий") — в мифологии разных народов — фантастическое существо (возможно, воспоминание о древних ящерах), соединяющее черты змея и птицы , "крылатый змей", зверь "par excellence" (франц., "по превосходству").
В эзотерической традиции дракон символизирует единение земли (змей) и воздуха (птица). Сражение с драконом — обязательный подвиг, который должны совершить боги и герои. Змея Тифона поражает бог Аполлон. Кадм в присутствии Афины и Панаубивает дракона, охранявшего источник вблизи Фив. Скандинавский герой Беовульф убивает дракона и овладевает сокровищами. Лернейскую гидру победил Геракл. Боевой знак даков представлял собой поднятое на древке и наполненное воздухом подобие туловища дракона, сделанное из кожи. Его изображение можно видеть на рельефе Колонны Траяна в Риме. Предводитель аргонавтов Ясон также должен был сразиться с драконом, охраняющим сокровища. В древности пересказывали легенду о схватках драконов с индийскими слонами, о чем свидетельствует одна из стенных росписей в Помпеях (I в. до н. э.).
Красную краску — киноварь — считали кровью дракона, откуда ее латинское название (dracaena).
Изначально дракон считался благоприятным знаком.
В "Илиаде" Гомера сообщается, что изображение трехглавого дракона помещалось на серебряном ремне щита Агамемнона:
Сизый дракон извивался ужасный; главы у дракона три...
В одном из герметических трактатов рассказывается, как Пэмандр явился Гермесу в образе Огненного Дракона и поведал ему космогонию.
Древние вавилоняне почитали огненно-красного дракона Мушхуша.
Викинги украшали щиты и носы своих кораблей изображениями драконов в качестве оберегов и своеобразных палладиумов (залогов победы).
Римляне заимствовали изображения дракона, вероятно, не у даков, а у парфян(лат. draco, отсюда позднейшее "драгун") и сделали из них боевые знаки когорт (как и изображения орлов).
В "Истории животных" К. Геснера (XVI в.) дракон символизирует соединение стихий земли и воздуха.
В сказках многих народов дракон — олицетворение силы и доброты, "золотого века" прошлого земли, а также — бдительности.
Изображение дракона с головами быка и льва — олицетворение времени, бога Кроноса.
В странах Востока дракон —
"дух изменения, а поэтому дух самой жизни... Он скрывается в пещерах неприступных гор или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается своей гривой во мраке бурлящих водоворотов. Его когти в изгибах молний; его чешуя начнет искриться в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу, пробуждая его к новой весне".
Дракон обладает способностью к превращениям, он может становиться невидимым; весной он поднимается в небо, а осенью опускается в толщу вод.
В Китае дракон — символ весны и живительного дождя. В китайском буддизме и ламаизме дракон отождествляется с мистическим змеем нага. Китайская мифология знает множество драконов с разными именами и функциями. Иногда в китайском искусстве дракон изображается держащим в лапах красный шар — "ночную сияющую жемчужину" (либо алмаз или рубин) — символ "катящегося грома" или "зерно силы". Благодаря этой жемчужине "ночь превращается в день".
В христианской иконографии античный образ дракона, хранителя подземных сокровищ, трансформировался в исчадие ада, воплощение Люцифера, Сатаны. "Обиталище драконов" — место запустения и погибели, "сень смертная". Дракон с завязанным хвостом олицетворяет побежденное зло, поскольку считалось, что сила дракона в его змеином хвосте, как у скорпиона. Св. Августин считал аспида, василиска, льва и дракона четырьмя проявлениями дьявола. В Апокалипсисе (Откр. 12:3—4) "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами", готовый "пожрать младенца", которого родит Дева. "На звере багряном" с семью головами и десятью рогами восседает Вавилонская блудница (Откр. 17:3). Архангел Михаил в смертельной битве поражает дракона и низвергает его под землю (Откр. 12:7—9). Анаграмма имени царя Ирода по-сирийски (ierudes) означает "огнедышащий дракон". Св. Георгий Победоносец поражает дракона копьем. Освобожденная им царевна ведет дракона на поводке (символ победы христианства над язычеством; девственности над злом).
Дракон в ошейнике на цепи — символ низложенной ереси в изображениях Св. Бернара Клервоского. Св. Маргарита Антиохийская, согласно легенде, укротила дракона крестным знамением. Дракон — атрибут Св. Марфы, Сильвестра и Апостола Филиппа.
В западноевропейской геральдике дракон имеет зловещий, но все же декоративный вид. Дракон изображен на штандартах саксонских королей Англии. Изображение дракона входит в герб Уэлса, Исландии.
|