МРАМОР
МРАМОР (лат. Marmor, от греч. Marmaros — "блестящий, сверкающий камень") — кристаллическая горная порода, состоящая из зерен кальцита, образовавшаяся в результате перерождения известняков и доломитов при высокой температуре в глубине земли.
Без мрамора невозможно представить искусство Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения и Барокко.
Легкий в обработке, "дышащий" благодаря пористой структуре, сверкающий мельчайшими блестками кальцита, бархатистый при рассеянном свете и просвечивающий на солнце в тонких слоях золотистым тоном, этот чудный материал любим многими скульпторами и архитекторами.
В эпоху Классицизма и Романтизма эпитет "мраморная белизна" и сравнение "шелковистый как мрамор" стали обычными определениями.
Классическим материалом искусства сделали мрамор древние эллины. В ранней античности добыча мрамора велась на острове Проконнес (греч. Prokonnesos — "Выбеленный") в Мраморном море (ныне Мармора — "Мраморный"). Там добывали белый мрамор с темными голубоватыми прожилками. Около 360 г. до н. э. Проконнес стал владением г. Кизика на северо-западном побережье Малой Азии. Отсюда название мрамора — кизикийский.
Вблизи Афин, в 15 км к северо-востоку от города, находится горный кряж Пентеликон, где с V в. до н. э. добывали мрамор в качестве строительного материала.
Ранние греческие храмы дорического ордера в Акраганте, Селинунте, Пестуме построены из пористых известняков, пороса и травертина. Однако к середине V в. до н. э. главным материалом становится пентелийский мрамор. Из него возведены шедевры античной классики Парфенон (447—438 гг. до н. э.) и Пропилеи Афинского Акрополя. Из пентелийского мрамора создавали статуи Фидий и Пракситель. Пентелийский мрамор бел и зернист, как сахар, он также просвечивает на солнце. Однако через некоторое время после добычи, под воздействием солнечных лучей, камень окрашивается в золотисто-желтоватый цвет. Греки оставляли мраморные колонны без окраски, на теневой стороне здания они приобретали серовато-голубоватый тон, а на солнечной — золотистый с множеством переходных градаций.
На острове Парос (греч. paros — "прежний, ранний") Кикладского архипелага южной части Эгейского моря добывали белый мелкозернистый мрамор. Из него сделаны многие античные статуи. Темный пирейский мрамор (по названию г. Пирея близ Афин) использовали в качестве фона для рельефных фигур из белого мрамора на фризах Парфенона и Эрехфейона Афинского Акрополя.
К темно-синим, почти черным мраморам относится элевсинский, названный по месту добычи — г. Элевсину в Аттике.
В архитектуре Древнего Рима мрамор стали применять в конце II в. до н. э. После завоевания Греции (146 г. до н. э.) римляне привозили в Италию греческие мраморные статуи, колонны, архитектурные детали из пентелийского и паросского мрамора. Последний за сверкание на солнце получил эпитет лихнит (греч. lychnithos — "светоносный").
Мрамор с пятнистой текстурой именовали серпентином, офитом.
С о. Лесбос Спорадского архипелага (у западного побережья Малой Азии) привозили черный лесбосский мрамор. Ранее этот материал ошибочно отождествляли с обсидианом (из которого делали зеркала), диоритом, хиосским мрамором.
Из Греции римляне доставляли гиметтский мрамор, который добывали у горы Гиметт (Hymettos), в 8 км к юго-востоку от Афин. Гиметтский мрамор — тонкозернистый, слабого синевато-серого оттенка, обычно с параллельными темными прожилками. Используется главным образом для облицовки зданий.
Из Фессалии в северо-восточной части Греции вывозили "верде антик" (итал. verde antico — "старинный зеленый") — мрамор темно-зеленого цвета с желтоватыми включениями. Италия стала второй после Греции классической страной мрамора.
В середине I в. до н. э. открыли месторождения мрамора в Карраре (Северная Италия). Искрящийся на солнце белоснежный и мелкозернистый каррарский мрамор особенно пригоден для скульптуры. Древние римляне называли его лунским, поскольку вначале добывали в Луне (ныне Специя), местечке в Тоскане близ Каррары. Лунским мрамором облицовывали многие здания Рима в период правления императора Августа. Каррарский мрамор называют статуарным (итал. statuario), его использовали для скульптурных произведений Микеланжело, Джамболонья, Дж. Л. Бернини, А. Канова. Ныне в Карраре продолжают разработки (итал. Cave di Marmo — "Мраморный карьер"), там же открыт Музей мрамора.
В горах Апуанских Альп добывают также красный, зеленый, серо-голубой, оранжевый мрамор (разнообразие окраски зависит от присутствия в породе различных солей металлов).
"Римским камнем" византийцы называли красный мрамор или порфир со светлыми вкраплениями.
Мраморы определяют "геологическую палитру" итальянских скульпторов, подобно тому как "земляные" (минеральные) красители в значительной степени создали типичный колорит живописцев тосканской и умбрийской школ.
Микеланжело использовал наряду с белым серо-голубой и желтоватый каррарский мрамор; сочетая матово-зернистую и блестящую полированную поверхность, он добивался живописности в скульптуре. Дж. Л. Бернини достиг совершенства в изображении "тающих на свету" мраморных тел.
Многие итальянские скульпторы и архитекторы соединяли мрамор, красную терракоту и серый зернистый камень. Наличие разноцветных мраморов подсказало идею "инкрустационного стиля" тосканской архитектуры. Подобно мозаике древних римлян, пестрый ковер из мелких кусочков зеленого, красного, желтого, голубого мрамора украсил стены и полы итальянских церквей. В мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, в соборе Орвьето сохранились окна, забранные тонкими пластинами мрамора. На солнце они сияют узором золотисто-охристых прожилок подобно рукотворным витражам.
Светло-зеленый мрамор в Италии называют "чиполлино" (итал. cipollino — "луковка"), зеленоватый мрамор пестрой, полосчатой текстуры или с черными и белыми крапинками — "чиполлаччо", или "чиполлато" (итал. cipollato — "слоистый").
Схожий мрамор — серовато-белый с зелеными полосами — древние римляне привозили из г. Кариста в южной оконечности о. Эвбея (Греция). Из каристийского мрамора римляне делали колонны, которые позднее использовались для христианских церквей.
Темно-зеленый тон имеет итальянская брекчия.
Близ Генуи добывают мрамор "цвета зеленого окаменелого дерева" (итал. gipolino antico) и черную генуэзскую брекчию из Портовенере (breccia coralina de Genova).
Зеленые итальянские мраморы следует отличать от греческих — лакедемонских (из области Лаконии в южной части Пелопоннеса): "античного зеленого порфира" и лабрадорного порфирита интенсивного зеленого цвета со светлыми вкраплениями. Эти привозные мраморы использовались в постройках Древнего Рима.
Мрамор разных оттенков с белыми и голубыми прожилками итальянцы именуют "бардильо" (bardiglio). Пятнистый мрамор серовато-розового оттенка (часто с красивым узором красноватых прожилок) называют "Порта Санта"(лат. Porta Santa — "Святые врата"). Этим мрамором облицованы главные порталы четырех кафедральных соборов Рима: Св. Петра в Ватикане, Сан Паоло фуори ле мура (Св. Павла за стенами), Сан Джованни ин Латерано (Св. Иоанна на Латеранском холме) и Санта Мария Маджоре. Предполагают, что в древности такой мрамор добывали в Иасе — городе на одноименном островке у побережья Малой Азии. Отсюда его второе название: иасийский мрамор.
С о. Хиос в Эгейском море, также близ побережья Малой Азии, происходят мраморы различных цветов: красного с рыжеватыми пятнами, охристого, черного — все они именуются хиосскими. Такие же разновидности из близлежащей Карии в Малой Азии называют карийскими, или миласскими, по г. Миласа в Карии (хотя в Миласе в древности добывали белый мрамор).
Исторические названия различных пород мрамора условны, чаще их давали не за цвет или характерную текстуру, а по месту происхождения либо местности, откуда их вывозили морем в другие страны. Исключение составляет хиосский мрамор. Со временем хиосским стали называть только черные разновидности различного происхождения.
Темные породы с разноцветными пятнами — серыми, белыми, темно-красными — именуют африканским мрамором. Этот минерал высветляется на воздухе, хорошо полируется. Он использован во многих древнеримских постройках. Иногда его отождествляют с античным лукулловским мрамором (по фамильному имени Lucullus знатного римского рода Лициниев), который добывали на островах Мелос и Хиос. Однако лукулловский мрамор — черный и без пятен.
Итальянский мрамор ярко-желтого и золотисто-охристого цвета называют по месту добычи веронским.
Из Нумидии (Северная Африка) в Италию привозили золотисто-желтый мрамор с прихотливыми сплетениями мелких темно-желтых и красных прожилок и крапинок.
Синнадский, или фригийский, мрамор (Синнад — город во Фригии, Малая Азия) — белый с пурпурными прожилками, иначе его называют "брекчированным", или павонаццетто (итал. pavonazzetto — "павлиний", от pavone — "павлин").
"Мрамор д’Антена" (по имени герцога де Антена; "marbre d’antin") — с красными, серыми, фиолетовыми и желтыми прожилками.
Гриотто (итал. griotte — "кислая вишня") — красно-лилового оттенка.
"Великий античный" (франц. "grand antique") — белый с черными прожилками.
Салиньо (итал. Saligno — "похожий на соль") отливает блеском и полупрозрачен, напоминает соляные кристаллы. Этот мрамор крупнозернистый и поэтому редко употребляется в скульптуре.
К востоку от Каррары, в Апуанских Альпах, находится местечко Монте Альтиссимо (итал. Monte Altissimo — "Гора Всевышнего"). В 1515—1518 гг. здесь работал Микеланжело в поисках наилучшего мрамора "статуарио" для гробницы Юлия II в Риме. Ныне один из карьеров носит его имя.
К северо-западу от Каррары, у селения Леванто, добывался зеленый левантийский мрамор (итал. verde di Levanto), схожий с античным, но отличающийся от него тонкими белыми ветвистыми прожилками. Другая разновидность: темно-красный ("rosso di Levanto"), также с прожилками белого и зеленого цвета.
Мрамор с черными пятнами битумных включений и желтыми прожилками доломита происходит из Лигурии в Италии (области на берегу Генуэзского залива), но называется египетским, по ассоциации с черными египетскими базальтами.
"Раковинный мрамор" — с включениями мелких ископаемых раковин — называют лумачеллой. За красивый отблеск его именуют также "огненным", или перламутровым.
Полосчатый алебастр (минерал близкого состава, его считают разновидностью мрамора) называют "мраморным ониксом".
На Руси мрамор пестрой текстуры, как и яшму, называли аспидом ("пестрым"). Слоистый "чиполлаччо" — искаженно "циполином".
Если Греция и Италия — "мраморные страны", то "мраморным городом", безусловно, следует назвать Петербург. Отчасти благодаря тессинским и итальянским архитекторам, много работавшим в Северной Пальмире, в палитре этого города к тонким оттенкам светло-серебристого неба, темно-свинцовой воды и холодного гранита добавились мраморные краски.
Белый мрамор с сероватыми прожилками в Петербурге называли сицилийским, его использовали для отделки интерьеров Георгиевского (Мраморного) зала Зимнего дворца и Павильонного зала Малого Эрмитажа.
Голубовато-серый полосчатый "бардильо" привозили в Петербург из карьеров у городка Серавецца (Seravezza) в Италии. Селение расположено в Тоскане, между Каррарой и Луккой, у слияния рек Серра и Вецца, отсюда название. Этот мрамор (русские мастера называли его "сырорецким") использован в облицовке стен Исаакиевского собора в Петербурге.
Черный с желтыми прожилками мрамор из Портовенере также искаженно именовали "портовенор". Русские мастера научились обыгрывать текстуру цветных мраморов. Если распиливать мрамор на тонкие плиты вдоль слоистого строения, на поверхности получаются "разводы", поперечный распил дает четкий рисунок прожилок. Текстуры с изломами полос, образованных при глубинных тектонических процессах, дали название "руинному мрамору", в его рисунке видели руины древних зданий. Наряду с темно-красным гриотто использовали красный с белыми прожилками "венгерский мрамор".
На Урале добывали мраморы различных оттенков, среди них особенно красив желтый анжелинский (по названию месторождения). Анжелинский мрамор сходен с желто-золотистым сьенским мрамором из Италии, из окрестностей г. Сьены. Среди уральских мраморов известны также зеленый невьянский и белый полевский (по названиям мест добычи).
Из мрамора делали декоративные вазы на Екатеринбургской камнерезной фабрике.
Пилястры Мраморного дворца в Петербурге сделаны из чудесного по тонкости оттенков розовато-голубоватого тивдийского мрамора. Этот камень добывают с 1757 г. у села Тивдии в Карелии, недалеко от Кондопоги, у подножия Белой горы (вблизи Онежского озера). Тивдийский (тивдовский) мрамор бывает многих оттенков: от бледно-розового до лилово-красного с тонкими белыми прожилками. Его использовали, помимо Мраморного дворца, для отделки интерьеров Зимнего дворца, Михайловского замка, Казанского и Исаакиевского соборов. Похожие мраморы близлежащих месторождений именуются белогорскими и олонецкими.
Из Финляндии на строительство города привозили рускеальский мрамор (по названию месторождения). Он особенно декоративен, с причудливой, неравномерной полосчатостью. Бывает серо-голубым с белыми прожилками, желтовато-зеленым, темно-зеленым и темным, почти черным. Рускеальский мрамор содержит неравномерные включения графита, кальцита, кварца и других минералов. Он хорошо полируется до зеркального блеска, но непрочен из-за различной твердости составляющих его частиц. В частности, включения пирита окисляются на воздухе, что приводит к разрушению рускеальского мрамора. Так, через несколько лет после открытия Исаакиевского собора его наружная облицовка, сделанная из плит рускеальского мрамора, дала трещины. При реставрации 1879—1898 гг. плиты частично заменили на голубовато-серый итальянский бардильо.
В Ладожском озере на острове Ювенском добывали полосчатый ювенский мрамор. Он имеет черные, белые и серовато-голубые полосы.
|