Страница 18 из 27
МЕДВЕДЬ (церк.слав. медвѣдь — "поедатель мёда", от "мёд" и "ед") — в древних мифах разных народов медведь олицетворяет попеременно солнечных и лунных божеств, а также символизирует наступление весны (так как в это время выходит из берлоги).
Возможно, что с образом этого сильного зверя связано происхождение легенд о лесных людях — вальдманах.
В древнегреческой мифологии медведь— атрибут лунной богини Артемиды. Рассказывается также, что Зевс превратил нимфу Каллисто в медведицу (отсюда созвездие Большой Медведицы). Жрицы культа Артемиды надевали на себя медвежьи шкуры и считались "медведицами" (греч. arktoi). В медведицу превращался Дионис.
От латинского названия медведицы (ursus) происходит имя Св.Урсулы.
Медведь считался спутником богини древних кельтов Берн (отсюда название города и изображение медведя в его гербе).
Медведь также — атрибут Свв. Галла, Колумбана, Максимина Трирского, Сергия, Урсина, Флорентина, Хуберта.
Поединок царя Давида с медведем (или медведицей) трактуется аллегорически как сражение Христа с дьяволом.
В алхимии медведь символизирует "нигредо" (лат. nigredo — "чернота") — первичное состояние материи и низшие инстинкты.
По поверьям, медведица рождает детенышей бесформенными, и только после многократного облизывания они принимают надлежащую форму, что также переосмысливалось в качестве аллегории победы христианства над язычеством и грубыми инстинктами либо искусства, формирующего природу.
|