Страница 25 из 27
СОБАКА (др.русск. собака; польск. sobaka, из тюркск. köbäk; греч. kyon; лат. Canis, от праиндоевр. kvan — "идти, бежать"; ku — "быстрый, стремительный"). Животные семейства собачьих, привязанные к человеку, издавна считались символом преданности.
На Востоке собака — враг духов смерти и символ жреческого сана.
Способность собаки предчувствовать смерть, несчастье, ощущать хозяина на значительном расстоянии, охранять стада от хищников сделала это животное персонажем жреческих мистерий.
Собака — психопомп ("водитель душ" в подземное царство) и охранитель подземного царства Аида.
Все названные значения объединены в традиции изображения собак на надгробиях— в изголовьях или у ног фигур умерших, обычно женщин, рядом с мужчинами изображали льва.
В мифологии Древнего Египта функции судьи богов (егип. sab — "судья"), бога бальзамирования и стража страны мертвых, выполнял Анубис, которого почитали в образе шакала или собаки. Атрибутом Анубиса был знак вечной жизни — Анх.
Египетского Анубиса отождествляли с греческим Гермесом и римским Меркурием, поэтому этих божеств в качестве вестников богов также изображали в сопровождении собаки.
Согласно древнегреческому мифу, охотничью собаку великана Ориона богиня Артемида превратила в "звездного пса" — звезду Каникулу (лат. Canicula — "собачка"; другое название Сириус), отчего и созвездие в Южном полушарии неба, в котором находится эта звезда, стали называть Большим Псом (лат. Canis Major).
Черных псов считали спутниками ведьм, магов и чернокнижников.
Богиня ночи Геката, повелительница злых духов, скитается по ночам в сопровождении лающих псов.
В Древнем Китае собака — одиннадцатый знак зодиака.
В ближневосточном культе солнечного бога Митры собака, змея и скорпион —символы зла, преисподней. Они пытаются помешать жертвоприношению богом Солнца быка — так их изображали на рельефах и надгробных стелах. Однако в иных, позднейших композициях собака преграждает путь воплощениям зла.
Собака — верный спутник богинь охоты Артемиды и Дианы.
В образе охранителя стад агнцев от волков собака включена в символику раннехристианского и средневекового искусства. С собакой изображали "Доброго пастыря", святых Губерта и Евстафия, Роха, Христофора.
Народная фантазия создала образы "псоглавцев". В качестве символа преданности, верности, истины собаку изображали в гербах, собака сопровождает странствующих рыцарей. Противники ересей назвали себя "псами господними".
Однако чаще в изобразительном искусстве XVII—XVIII вв. собака представляет собой женский символ. Например, в картинах малых голландцев изображение комнатной собачки олицетворяет домашний уют, мир, согласие, счастье и преданность жены своему мужу.
|